Юстиция Федеративной Республики Германия

Судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель. Федеральные суды и суды земель состоят из общих, административных, финансовых, трудовых и социальных судов. Каждая названная судебная подсистема возглавляется своим Верховным судом и действует на уровне земель и федерации.

Федеральный конституционный суд расположен в г. Карслуэ. К компетенции суда относятся вопросы толкования Конституции ФРГ в связи со спорами об объеме полномочий высших федеральных органов; дача заключений о соответствии федерального законодатель­ства и законодательства земель Конституции ФРГ и другие вопросы.

Судами общей юрисдикции являются участковые суды (низшее звено системы), земельные суды, Высшие суды земель и Верховный федеральный суд. К ним также от­носятся суды по делам несовершеннолетних.

Административные суды Германии подразделяются на общие административные суды и специализированные административные суды (финансовые суды и суды по социальным вопросам).

Система общих административных судов состоит из: 52 административных судов (базовое звено), 16 высших административных судов, Федерального административного суда.

Финансовые суды представлены 19 финансовыми судами, во главе которых стоит Федеральный финансовый суд.

В систему судов по социальным вопросам входят 69 судов по социальным вопросам (первичное звено), 16 высших (земельных) судов по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам.

В системе судов по трудовым делам различают 124 суда по трудовым делам (низшее звено), 19 высших судов земель по трудовым делам и Федеральный суд по трудовым делам.

Прокуратура в Германии полномочна возбуждать против лиц уголовное преследование, возглавлять следствие, предъявлять обвинение, представлять в суде интересы государства. Прокуроры состоят при всех судах общей юрисдикции. Генеральный федеральный прокурор и федеральные прокуроры подчинены федеральному Министерству юстиции, прокуроры земель (государственные и участковые прокуроры) - Министерству юстиции соответствующей земли.

Полицейские органы Германии подразделены на федеральные и земельные. В состав федеральной полиции входит федеральная по граничная охрана, полицейская служба Бундестага, Федеральная криминальная служба. Полиция земель, как правило, представлена земельной криминальной службой, дирекцией полиции постоянной готовности и другими органами.

Адвокаты в ФРГ объединены в палаты по округам высшего земельного суда. Высший орган палаты - собрание, исполнительный орган - правление. Палаты адвокатов земель объединены в федеральную палату адвокатов.

Юстиция Республики Польша

К числу судебных органов Польши относятся Верховный суд, административные суды (Конституционный трибунал, Государственный трибунал, Высший административный суд), суды общей юрисдикции, военные суды.

Верховный суд является высшим судом Республики Польша. Он осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов в стране (за исключением Конституционного трибунала и Государственного трибунала). В структурном плане Верховный суд подразделяется на палату гражданского права, палату трудового и социального права, палату уголовного права и военную палату.

Конституционный трибунал является органом конституционного контроля. Помимо решения вопросов о конституционности нормативных правовых актов, трибунал рассматривает споры о разграничении компетенции между высшими органами и должностными лицами государства.

Государственный трибунал выносит решения об ответственности высших должностных лиц государства за должностные преступления.

Высший административный суд является судебным органом с местопребыванием в г. Варшаве и отделениями в ряде воеводств. Суд осуществляет проверку законности решений и актов местных органов власти и управления, рассматривает другие вопросы.

Судами общей юрисдикции являются районные суды, воеводские суды и апелляционные суды. Как правило, суды общей юрисдикции рассматривают дела в коллегиальном составе (три и более судей; судья и два заседателя) либо же единолично судьей. В составе общих судов действуют различные специализированные палаты (по семейным делам, по трудовым делам и социальным вопросам, палаты по исполнению наказаний и др.).

Военные суды относятся к специализированным судам, осуществляющим правосудие в отношении военнослужащих. Их систему составляют гарнизонные и окружные военные суды. Судебный надзор за их деятельностью осуществляет военная палата Верховного суда Польши.

Единую систему органов прокуратуры возглавляет Министр юстиции, одновременно являющийся Генеральным прокурором Польши. Прокуратура Польши осуществляет уголовное преследование, поддерживает государственное обвинение в судах, выполняет иные функции.

Адвокатская деятельность в Польше осуществляется в различных организационных формах. На территории одного (нескольких) воеводств адвокаты объединены в адвокатские палаты.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1993 г. №2875-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 1. -1/0; 2004.-№ 188. - 1/6032.

2. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 120. - 2/1055 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 119. - 2/1317.

4. О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. ­NQ- № 107. - 2/1236 (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Об адвокатуре: Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 20. - Ст. 242 (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Об органах внутренних дел: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 173. - 2/1360.

7. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 4. - Ст. 18 (с последующими изменениями и дополнениями).

8. Об органах финансовых расследований Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 55. - 2/773 (с последующими изменениями и дополнениями).

9. О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий) на которые осуществляет Министерство юстиции: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1363 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 121. - 5/13248 (с последующими изменениями и дополнениями).

Учебники и учебные пособия

1. Бибило, В. Н. Судоустройство: учебник / В. Н. Бибило. - Минск: Издательство «Право и экономика», 2001.

2. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. - Москва: Зерцало, 2007.

3. Савюк, Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. - Москва: Юристъ, 2006. - 511 с.

4. Суд и правоохранительные органы: учебник / ответственный ред. Ю. К. Орлов.- Москва: Юристъ, 2006.

5. Судоустройство: учебник / под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. - Минск: Амалфея, 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

П р е д и с л о в и е

В в е д е н и е

Тема 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СУДОУСТРОЙСТВО»

1.1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство». Его соотношение с другими юридическими дисциплинами

1.2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции)

1.3. Суд, правоохранительные органы и органы юстиции

1.4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь

1.5. Правовые источники курса «Судоустройство»

Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ

2.1. Понятие судебной власти

2.2. Свойства (признаки) судебной власти

2.3. Символы судебной власти

2.4. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели

2.5. Понятие и отличительные признаки правосудия, судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве

Тема 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

3.1. Понятие, система и значение конституционных принципов судебной власти

3.2. Принцип осуществления судебной власти только судами

3.3. Принцип независимости судей и подчинения их только закону

3.4. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах

3.5. Принцип гласности судебного разбирательства

3.6. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе

3.7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту

3.8. Право граждан на юридическую помощь

3.9. Презумпция невиновности

3.10. Принцип выборности и назначения судей

Тема 4. СТАТУС СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТEЛЕЙ

4.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

4.2. Понятие правового статуса судей

4.3. Права и обязанности судей

4.4. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи

4.5. Неприкосновенность судей

4.6. Материальное и социальное обеспечение судей

4.7. Аттестация судей. Квалификационные классы судей

4.8. Дисциплинарная ответственность судей

4.9. Народные заседатели

Тема 5. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

5.1. Понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции

5.2. Принципы построения судебной системы. Виды судов

5.3. Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь

Тема 6. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6.1. Общая характеристика действующей судебной системы

6.2. Конституционный Суд Республики Беларусь

6.3. Районный (городской) суд, специализированный суд

6.4. Областной, Минский городской суды

6.5. Военные суды

6.6. Верховный Суд Республики Беларусь

6.7. Хозяйственные суды

6.8. Международный арбитражный (третейский) суд

6.9. Экономический суд СНГ

Тема 7 ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

7.1. Понятие органов судейского сообщества

7.2. Съезд судей и Республиканский совет судей

7.3. Конференции судей

7.4. Квалификационные коллегии судей

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

8.1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов

8.2. Роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие его функции

8.3. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь

Тема 9. ПРОКУРАТУРА

9.1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь

9.2. Задачи и направления деятельности прокуратуры

9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

9.4. Система и структура органов прокуратуры

9.5. Кадры органов прокуратуры

9.6. Классные чины (воинские звания) прокурорских работников

9.7. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников

Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

10.1. Понятие и задачи предварительного расследования преступлений

10.2. Органы предварительного следствия

10.3. Органы дознания

10.4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

10.5. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь

Тема 11. АДВОКАТУРА

11.1. Понятие и задачи адвокатуры

11.2. Основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь

11.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

11.4. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности

11.5. Организационные формы деятельности адвокатуры

11.6. Правовой статус адвоката

11.7. Поощрение и дисциплинарная ответственность адвокатов

11.8. Прекращение членства в коллегии адвокатов. Аннулирование лицензии

11.9. Труд адвоката: регулирование и оплата

11.10. Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции

Тема 12. НОТАРИАТ. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЙ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ ПО ЛИЦЕНЗИЯМ

12.1. Понятие и организация нотариата

12.2. Компетенция нотариата

12.3. Юридическая служба предприятий (объединений)

12.4. Оказание юридических услуг

Тема 13. ЮСТИЦИЯ ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

13.1. Юстиция Российской Федерации

13.2. Юстиция Украины

13.3. Юстиция Соединенных Штатов Америки

13.4. Юстиция Великобритании

13.5. Юстиция Французской Республики

13.6. Юстиция Федеративной Республики Германия

13.7. Юстиция Республики Польша

Л и т е р а т у р а

Наши рекомендации