Судебная власть и правосудие

2.1. Понятие судебной власти.

2.2. Свойства (признаки) судебной власти.

2.3. Символы судебной власти.

2.4. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели.

2.5. Понятие и отличительные признаки правосудия, судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Понятие судебной власти

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы данной теории встречаются уже в работах Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти полностью сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Д. Локк - английский философ и политический деятель. Д. Локк не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш.Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях термин «судебная власть» был введен статутами Великого княжества Литовского в 16 веке. Затем он применялся в Судебных уставах 1864 г. и широко употреблялся в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти.

В современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст.7).

На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции Республики Беларусь (ст. 6).

Термин «судебная власть» используется во многих действующих нормативных правовых источниках. В частности, в ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей значится, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Однако в законодательстве отсутствует легальное его определение. В учебной и научной литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «судебная система».

При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы, как:

1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);

3) обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);

4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6) аналитическая и организационная работа;

7) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.

С учетом изложенного, судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

Наши рекомендации