Организация адвокатской деятельности

Адвокат осуществляет свою деятельность в установленных законом формах адвокатских образований, которыми являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация[188].

Адвокатский кабинет учреждается адвокатом, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Об этом он уведомляет совет адвокатской палаты. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Соглашение об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключается между адвокатом и доверителем и регистрируется в документации адвокатского кабинета. Адвокат для размещения кабинета вправе использовать жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности (с их согласия) или занимаемые им и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Коллегия адвокатов учреждается двумя и более адвокатами, представляет собой некоммерческую организацию, основанную на членстве и действующую в соответствии с уставом и учредительным договором. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. В учредительном договоре и уставе содержатся основные положения, определяющие организацию и деятельность коллегии (пп. 4, 5 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре). Требования данных актов обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

Об учреждении, реорганизации или ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты уведомление, к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава. Коллегия адвокатов является юридическим лицом и считается учрежденной с момента ее государственной регистрации.

Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено его законодательством. О создании или закрытии филиала уведомляется совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, а также совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого образован филиал. К уведомлению прилагаются нотариально заверенные копии решения о создании филиала коллегии и положения о филиале. Адвокаты, действующие в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал, но сведения о них вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого образован филиал. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов может быть преобразована в адвокатское бюро.

Адвокатское бюро учреждается двумя и более адвокатами, представляет собой некоммерческую организацию, основанную на членстве и действующую на основании устава, учредительного договора и партнерского договора.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, если иное не предусмотрено законом. Отличительным признаком, характеризующим адвокатское бюро, служит заключение между адвокатами партнерского договора в простой письменной форме. В соответствии с положениями партнерского договора адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером. Соглашение об оказании юридической помощи в адвокатском бюро заключается с доверителем управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.

Партнерский договор прекращается в случае истечения срока его действия, а также при прекращении или приостановлении статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, либо при расторжении партнерского договора по требованию одного из партнеров, если договором не предусмотрено сохранение его действия в отношениях между остальными партнерами. При выходе из партнерского договора одного из адвокатов-партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

После прекращения партнерского договора адвокаты вправе в течение месяца заключить новый партнерский договор. При невыполнении этого требования адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Юридическая консультация — это форма адвокатского образования, которая учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории одного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения.

После рассмотрения представления и согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий материально-технического и финансового обеспечения деятельности юридической консультации совет адвокатской палаты принимает решение об ее учреждении и уведомляет об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Совет адвокатской палаты утверждает кандидатуры адвокатов, порядок их направления для работы в юридических консультациях, а также может предусмотреть выплату адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Организация адвокатуры

В основе организации адвокатуры лежит принцип самоуправления, согласно которому органы управления создаются на выборной основе из числа адвокатов. Органы управления адвокатурой образованы на двух уровнях по территориальному принципу и представлены Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов, действует на основании принимаемого им устава, представляет собой юридическое лицо и подлежит обязательной государственной регистрации.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов выступает Всероссийский съезд адвокатов, который созывается не реже одного раза в два года. К полномочиям съезда относятся принятие устава Федеральной палаты адвокатов и Кодекса профессиональной этики адвоката, формирование органов адвокатского самоуправления (Совет Федеральной палаты адвокатов, ревизионная комиссия Федеральной палаты адвокатов), решение иных организационных и финансовых вопросов, связанных с ее деятельностью.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, которые имеют равные права и равное представительство на съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов. Он избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.

К полномочиям совета Федеральной палаты адвокатов отнесены: избрание из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года; созыв Всероссийского Съезда адвокатов и формирование его повестки дня; представление Федеральной палаты адвокатов в органах государственной власти, общественных объединениях, иных организациях в России и за ее пределами; координация деятельности адвокатских палат; защита социальных и профессиональных прав адвокатов; содействие повышению профессионального уровня адвокатов; обобщение дисциплинарной практики; решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции Съезда.

Заседания совета созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Ревизионная комиссия Федеральной палаты адвокатов избирается сроком на два года для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной палаты адвокатов и ее органов.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации — это негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Она образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов, является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе создавать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территории других субъектов Российской Федерации, осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории конкретного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание (если численность палаты превышает 300 человек — конференция) адвокатов, которое созывается не реже одного раза в год.

К компетенции собрания (конференции) адвокатов отнесены формирование органов адвокатского самоуправления (совет адвокатской палаты, ревизионная комиссия, квалификационная комиссия), решение иных организационных и финансовых вопросов, связанных с адвокатской деятельностью в соответствующем субъекте Федерации.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты. Решения собрания (конференции) принимаются простым большинством голосов участвующих в нем адвокатов.

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом. Он избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.

К полномочиям совета адвокатской палаты относятся: избрание из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года; определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов; защита социальных и профессиональных прав адвокатов; организация информационного обеспечения адвокатов и обмена опытом между ними, осуществление методической деятельности; ведение реестра адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решение иных организационных вопросов.

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Ревизионная комиссия избирается из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов.

Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом адвокатской палаты, но не вправе занимать иную выборную должность в адвокатской палате. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов.

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов сроком на два года в количестве 13 человек (6 из них не являются адвокатами — это представители территориального органа юстиции, законодательного органа субъекта Федерации, судьи).

Председателем комиссии выступает президент адвокатской палаты по должности. Он созывает заседания квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии. Решения, принятые квалификационной комиссией, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем.

Члены квалификационной комиссии могут совмещать работу в квалификационной комиссии с адвокатской деятельностью, получая за работу в ней вознаграждение в размере, определяемом советом адвокатской палаты (рис. 11).

Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов. Указанные объединения не вправе осуществлять функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.

Рис. 11. Организация адвокатуры

В настоящее время в России существуют следующие наиболее крупные общественные объединения адвокатов: Профессиональный союз адвокатов России; Федеральный союз адвокатов России, Гильдия российских адвокатов, Ассоциация адвокатов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии представлено современное состояние органов судебной власти, прокуратуры, органов предварительного расследования и адвокатуры. Большое внимание уделено Конституции РФ, в которой сосредоточены базовые положения, характеризующие систему принципов организации правосудия. Учтены последние тенденции развития законодательства в части совершенствования нормативной основы, организации и деятельности указанных правоохранительных органов.

Настоящая работа позволяет будущему юристу глубже понять суть текущих изменений закона, определить основные векторы его развития. На достижение этого результата и были направлены усилия авторов пособия. Вместе с тем нельзя забывать, что организация ряда правоохранительных органов и суда подвержена модернизации, меняются их система и структура.

Представленный в работе материал раскрывает наиболее сложные аспекты, связанные с изучением дисциплины «Правоохранительные органы». Авторы работы не стремились охватить весь спектр проблем, касающихся организации и деятельности соответствующих ведомств. Освещались вопросы, которые являются наиболее актуальными с точки зрения понимания сути проводимых в стране реформ, характеристики современного состояния правоохранительной системы страны.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................... 3

Глава I. Основные понятия, используемые в пособии.......... 5

Глава II. Судоустройство............................................................................ 14

§ 1. Понятие и система принципов организации правосудия.................. 14

§ 2. Органы судебной власти (судебная система) Российской
Федерации........................................................................................................ 64

Глава III. Прокуратура Российской Федерации......................... 125

§ 1. Прокуратура Российской Федерации как орган государственной
власти. Цели и направления прокурорской деятельности............... 125

§ 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.................... 130

§ 3. Система и структура органов прокуратуры...................................... 134

§ 4. Служба в органах и организациях прокуратуры............................. 143

§ 5. Понятие прокурорского надзора. Отрасли прокурорского
надзора........................................................................................................... 145

§ 6. Иные направления деятельности прокуратуры................................ 155

Глава IV. Органы предварительного расследования.......... 160

§ 1. Предварительное расследование преступлений: понятие, цель
и задачи, формы........................................................................................... 160

§ 2. Органы предварительного следствия................................................... 166

§ 3. Органы дознания........................................................................................ 180

Глава V. Адвокатура...................................................................................... 193

§ 1. Адвокатура, принципы ее организации и деятельности................. 193

§ 2. Понятие, признаки и виды адвокатской деятельности.................... 198

§ 3. Статус адвоката, его права и обязанности......................................... 203

§ 4. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры.................. 213

Заключение................................................................................................................ 221

Учебное издание

СУДОУСТРОЙСТВО, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ, ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
И АДВОКАТУРЫ

Учебное пособие

Под общей редакцией профессора В. В. Кальницкого

Редактор О. В. Арефьева

Корректор Л. И. Замулло

Технический редактор Л. А. Янцен

ИД № 03160 от 02 ноября 2000 г.

Подписано в печать . . . Формат 60х84/16. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 13,0.
Уч.-изд. л. 13,2. Тираж 300 экз. Заказ № .

Редакционно-издательский отдел

Группа полиграфической и оперативной печати

644092, г. Омск, пр-т Комарова, д. 7

[1] О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации : закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ // Рос. газета. 2014. 7 февр.

[2] О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» : федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ // Там же.

[3] О Верховном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ // Там же.

[4] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Там же. 2015. 11 марта.

[5] Рос. газета. 1997. 6 янв.

[6] Там же. 1994. 23 июля.

[7] Там же. 1995. 16 мая.

[8] Там же. 1999. 28 июня.

[9] Там же. 1992. 29 июля.

[10] Там же. 1998. 22 дек.

[11] Там же. 2011. 11 февр.

[12] В названии статьи говорится об основных принципах, поэтому логично предположить, что имеются и иные положения принципиального (всеобщего для организации и деятельности арбитражных судов) характера и, следовательно, приведенный в ней перечень принципов не является исчерпывающим.

[13] Примером воздействия рассматриваемого принципиального положения на развитие законодательства является следующая ситуация. В период обострения криминальной обстановки в Северо-Кавказском регионе на высшем политическом уровне была поставлена задача обеспечить неотвратимость ответственности членов преступных группировок. Было обозначено, что если нельзя привлечь их к ответственности по месту совершения преступлений (это может быть следствием существенного противодействия правосудию — запугивания или физического устранения свидетелей и представителей правоохранительных органов либо коррупции, а также значительной развитости клановых интересов, исключающих гарантии объективности), то рассматривать такие дела следует в других судах. Возник вопрос о том, каким образом такая задача может быть осуществлена. Прямое изменение территориальной и предметной подсудности и передача дела постановлением судьи в другой аналогичный или вышестоящий суд сегодня будет противоречить законодательству. Дело должен рассматривать тот суд, к подсудности которого оно отнесено законом заранее, т. е. еще до совершения преступления, и произвольное манипулирование здесь недопустимо. Поэтому, как исключение, ст. 35 УПК РФ предусмотрено, что по ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителя уголовное дело по небольшому количеству (всего одиннадцать) особо тяжких преступлений (террористический акт, захват заложника, бандитизм и др.), если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства или их близких, по решению судьи Верховного Суда РФ, принятому в судебном заседании с участием стороны защиты, дело может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления. Гарантиями от произвольного отграничения права «на своего судью» здесь выступают высокий уровень ходатайства и суда, принимающего решение, наличие заслуживающего внимание повода, участие при рассмотрении вопроса обвиняемого и его защитника и другие требования закона.

Нельзя видеть нарушение принципа осуществления правосудия только судом (в части ограничения права «на своего судью») в рассмотрении уголовного дела судьей, которому оно подсудно, на другой территории. Такие прецеденты российскому правосудию известны. Например, уголовное дело, подсудное Санкт-Петербургскому городскому суду, рассмотрено судьями данного суда в помещении Московского городского суда.

[14] Рос. газета. 2004. 25 авг.

[15] Это было преобладающее мнение. Некоторые же судьи, многие годы проработавшие совместно с народными представителями, не скрывают сожаления о том, что этот институт прекратил существование. Тяжелое бремя оценки личности подсудимого, доказанности содеянного им и, главное, назначения наказания ложится теперь только на одного человека. А это очень высокая эмоциональная нагрузка, которую ранее брали на себя три судьи: профессионал и народные заседатели.

[16] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 4. С. 405.

[17] Там же. С. 401.

[18] Спасович В. Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М., 2001. С. 86, 87.

[19] См., напр.: Бозров В. М. «Удар милосердия» по институту народных заседателей // Рос. юстиция. 2002. № 9. С. 46 ; Руднев Вл. Оправдан ли отказ от участия народных заседателей в отправлении правосудия? // Там же. 2003. № 8. С. 9, 10 ; Курченко В. Отказ от института народных заседателей оправдан // Там же. 2004. № 1 С. 18, 19 ; Тарасов А. А. Современные проблемы народного участия в правосудии // Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Самара, 2003. С. 53–63 ; и др.

[20] О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства : федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ // Рос. газета. 2013. 26 июля.

[21] Более того, прослеживается тенденция к сокращению коллегиального рассмотрения уголовных дел по первой инстанции. Хотя, справедливости ради, эту тенденцию нельзя назвать прямолинейной. Так, Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. № 292-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласно которым профессиональная коллегия судей исключена на уровне районных судов. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ в Кодекс внесены значительные изменения, связанные с оптимизацией апелляционного производства. Одним из нововведений явилось частичное сокращение подсудности судов уровня субъекта Федерации. Часть составов преступлений, переданных, по новому закону, в подсудность районных судов, рассматривается, в силу прямого предписания закона либо по ходатайству обвиняемого, коллегией из трех профессиональных судей. Несмотря на то что фактическое количество уголовных дел, подлежащих рассмотрению тремя профессиональными судьями, не будет значительным в связи с небольшой распространенностью данных преступлений, следует констатировать, что нормативно профессиональная («коронная») коллегия вернулась на уровень районных судов.

[22] Кони А. Ф. Избранное. М., 1989. С. 323.

[23] См., напр.: Быков В. М. Проблемы суда с участием присяжных заседателей // Рос. юстиция. 2013. № 7. С. 41–45. Автор предлагает переход к единой коллегии профессиональных судей и присяжных заседателей, что, по сути, означает возвращение к суду шеффенов.

[24] Ульмана судят в третий раз // Рос. газета. 2005. 31 авг. ; Двенадцать незлобных зрителей. Вердикты суда присяжных все чаще приходится отменять // Там же. 2009. 23 июня. По статистике, аннулируется каждый третий оправдательный приговор, постановленный на основе соответствующего вердикта присяжных заседателей.

[25] Значительно сокращена подсудность дел суду присяжных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» (Рос. газета. 2008. 31 дек.). Один состав преступления (ч. 1 ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» УК РФ) исключен из числа дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ. Несколько составов преступлений исключены из подсудности данного суда Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ (Там же. 2013. 30 дек.).

[26] По этой причине первоначально (до 1 января 2010 г.) откладывалось введение суда присяжных на территории Чеченской Республики.

[27] Предположим, в год в субъекте Федерации рассмотрено с участием присяжных заседателей десять уголовных дел (для многих областей и республик эта цифра завышена). Было задействовано около 150 представителей населения. Народные заседатели отправляли правосудие до двух недель в год. То есть каждые две недели к каждому же судье приглашались новые граждане, из числа избранных в таком качестве трудовыми коллективами. Таким образом, несколько тысяч народных заседателей принимали участие в рассмотрении уголовных дел. Кроме того, с участием заседателей рассматривалось значительное количество гражданских дел. В связи с этим в печати высказываются категорические суждения, что «по сути, все наше население вытеснено из сферы судопроизводства. Сейчас наши граждане не имеют реальной возможности реализовать свое право на участие в отправлении правосудия. Сложившаяся ситуация прямо противоречит положениям ст. 32 Конституции РФ и авторитета судам не прибавляет» (Терехин В. А. Проблемы повышения эффективности правосудия и доверия к судейскому корпусу: продолжение дискуссии // Рос. юстиция. 2012. № 8. С. 47).

[28] К приведенным выше сведениям надо добавить, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ предусмотрены и другие случаи отказа от коллегиального рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции судов. Так, если ранее вопрос об изменении территориальной подсудности в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 35 УПК РФ, решался коллегией из трех судей Верховного Суда РФ, то в настоящее время судья данного суда действует единолично. Отдельные относящиеся к компетенции судов вопросы, связанные с порядком выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, также стали разрешаться не коллегиально, а единолично (ст. 463 УПК РФ).

[29] Норма о невозможности принятия закона, умаляющего независимость судов и судей, на наш взгляд, возвышенно декларативна и поэтому (в силу оценочного характера) трудно исполнима. Например, вправе ли законодатель предусмотреть дополнительный вид дисциплинарного взыскания, налагаемого на судью? С одной стороны, увеличение шкалы взысканий может быть рассмотрено как способ усилить воздействие на судью. С другой — можно рассуждать иначе: наличие многих видов взысканий минимизирует случаи применения самого строгого из них — прекращения полномочий.

[30] Телефонное право подсудно // Рос. газета. 2005. 6 сент.

[31] Рос. газета. 2013. 5 июля.

[32] Петухов Н. А., Ермошин Г. Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Рос. юстиция. 2013. № 3. С. 11.

[33] Основные принципы независимости судебных органов // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью : сб. международных документов. М., 1989. Вып. 1. С. 108–111.

[34] Спасович В. Д. Указ. соч. С. 79.

[35] См., напр.: Куликов В. Судья как мишень. Служители столичной третьей власти оказались под прицелом криминальных структур // Рос. газета. 2010. 21 сент. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ) (Рос. газета. 1995. 26 апр. ; 2014. 5 февр.).

[36] Ведомости Московской городской Думы. 2000. № 7.

[37] Омский вестник. 2001. 18 окт.

[38] Принципу выборности судей в период строительства советской власти придавалось огромное значение. Вот что по этому поводу писал известный государственный и политический деятель Н. Крыленко, характеризуя существо подхода к порядку формирования судов: «Выборный народный судья — вершащий суд совместно с выборными народными заседателями, призванный осуществлять волю пролетариата, как ведущей силы революции, отраженную в законах советской власти, независимый при разрешении конкретных дел от чьих бы то ни было влияний и в то же время подотчетный одновременно и избирателям и советской власти… Отчеты судей должны быть… началом агитационной предвыборной компании. Нам могут сказать, что на собрании может случиться так, что избиратели будут критиковать отдельные судебные решения, и что отчетные собрания превратятся в своеобразный пересмотр судебных решений. Бояться этого тоже нечего. Правильное судебное решение судья должен объяснить, разъясняя смысл закона, а если обстоятельства, приводимые гражданами, докажут ему, что судебное решение было вынесено неправильно, он должен тут же, не колеблясь, признать это и указать пути, которыми надлежит исправить судебное решение. Это ни в какой мере не будет противоречить принципу независимости советского суда и в то же время будет целиком соответствовать принципам советской социалистической демократии» (Крыленко Н. Выборный народный судья // Сов. юстиция. 1937. № 9. С. 3, 4). Описанный в статье принцип выборности судей в практически неизменном виде просуществовал до распада Советского государства. В настоящее время можно встретить мнение, что к выборности следует вернуться, поскольку это был более совершенный порядок наделения судей полномочиями по сравнению с ныне действующим принципом назначаемости.

[39] О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» : федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 157-ФЗ // Рос. газета. 2009. 22 июля. Федеральным конституционным законом от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ из правила о предельном 70-летнем возрасте сделано исключение. В настоящее время в соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции, ч 2 ст. 12 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (Рос. газета. 2014. 7 февр.) на Председателя Верховного Суда РФ не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

[40] Рос. газета. 2014. 7 февр.

[41] В связи с этим представляется весьма важным и положительным, что Конституционный Суд РФ (постановление от 2 июля 2013 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б. Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда» (Рос. газета. 2013. 12 июля)) занял позицию, согласно которой суд вправе вернуть дело прокурору для усиления обвинения, если по результатам судебного следствия он приходит к выводу о необходимости применения к подсудимому более строгого уголовного закона. В отсутствие такого права суд не сможет справедливо разрешить уголовное дело, а значит, его компетенция по отправлению правосудия будет ограничена. Иными словами, право суда действовать в соответствии со своим внутренним убеждением приоритетно перед иными формально регламентированными аспектами судебной компетенции. Понятно, что это весьма острая позиция, которая, будучи последовательно реализованной, логически повлечет корректировку права суда на свободное привлечение любых доказательственных сведений, потребует пересмотреть его компетенцию в случае отказа прокурора от обвинения.

[42] В настоящее время в обществе наблюдается повышенное внимание к проблеме гласности правосудия, что отражается в прессе. Назовем только небольшую часть публикаций, размещенных в Российской газете. Так, в статье И. Егорова «Говорит и показывает суд. Мосгорсуд первым в стране начал открытую трансляцию всех процессов» напечатано интервью с председателем Московского городского суда, в котором рассказывается о новом оборудовании, позволяющем записывать и транслировать все процессы. Подчеркивается значение гласности: «Суд в режиме онлайн предотвратит фальсификации и слухи вокруг г

Наши рекомендации