Система федеральных арбитражных судов
Применительно к судебной системе Российской Федерации в целом арбитражные суды могут именоваться специализированными судами, образующими ветвь органов судебной власти. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативно система арбитражных судов, их структура и компетенция представлены рядом законодательных актов. В статьях 24, 241, 25, главы 3 Закона о судебной системе соответственно регламентирована компетенция арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Федерации.
Непосредственно полномочиям, порядку образования и деятельности арбитражных судов посвящен Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. закона от 23 июня 2014 г. № 10-ФКЗ). В законе определено, что арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1).
Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 Закона об арбитражных судах).
Арбитражные (хозяйственные) суды — продукт рыночной экономики. Они возникли на базе государственных арбитражей советского периода, которые не были судебными органами. Арбитражные суды начали функционировать с 1992 г. С усложнением экономических отношений возникла потребность цивилизованного разрешения споров хозяйствующих субъектов с соблюдением всех фундаментальных основ правосудия. Судебный порядок разрешения споров способствует соблюдению законности при рассмотрении дел арбитражными судами. В настоящее время практически завершено становление арбитражного процессуального законодательства, которое представлено Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. с последующими изменениями.
Система арбитражных судов находится в постоянном развитии. Первоначально она имела три звена. Значительным шагом в совершенствовании системы арбитражных судов было создание в 2005 г. арбитражных апелляционных судов, которые стали самостоятельным вторым звеном, вышестоящим по отношению к арбитражным судам субъектов Федерации. Всего в системе арбитражных судов в соответствии с законом стало на тот период четыре звена. До этого арбитражные суды субъектов Федерации рассматривали дела по первой инстанции, они же (только в другом составе судей) проводили проверку законности и обоснованности своих же решений. Для повышения независимости и объективности апелляционной проверки решений первоначально было создано двадцать самостоятельных арбитражных судов, осуществляющих правосудие в апелляционном порядке. В настоящее время создан и действует также двадцать первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Крым и города Севастополя. Арбитражные апелляционные суды вправе отправлять правосудие в порядке пересмотра решений, принятых ими и вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Они действуют в составе президиума и коллегий по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных отношений.
Третьим звеном являются арбитражные суды округов (рис. 7).
Всего создано десять окружных судов. Они осуществляют проверку в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу решений арбитражных судов субъектов федерации и арбитражных апелляционных судов. Кроме этого, данный суд вправе пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Арбитражный суд округа действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Как видим, структуры арбитражных судов второго и третьего звена подобны.
Рис. 7. Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд)
До реформы органов судебной власти 2014 г. арбитражные суды образовывали самостоятельную систему судов, не взаимосвязанную с системой судов общей юрисдикции. Высшим звеном, стоявшим во главе системы, выступал Высший Арбитражный Суд РФ. В ходе реформы Высший Арбитражный Суд РФ упразднен. Создан единый Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов. Поэтому система федеральных арбитражных судов, ранее состоявшая из четырех звеньев, вновь стала трехзвенной (рис. 8).
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 8. Система федеральных арбитражных судов
В отличие от судов общей юрисдикции, система арбитражных судов построена по инстанционному принципу: каждая инстанция представлена судами определенного звена. Считается, что такой порядок построения органов судебной власти более прогрессивен и, возможно, частично будет распространен и на систему судов общей юрисдикции.
Судьи арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ. С учетом единства статуса судей в Российской Федерации на судей арбитражных судов в полной мере распространяются требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их независимости и неприкосновенности, установленные Законом о статусе судей.
Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение деятельности арбитражного суда при отправлении правосудия по конкретным делам возложено на аппарат этого суда.