Осуществление правосудия только судом

Данный принцип получил правовое закрепление в чч. 1 и 3 ст. 118, ст. 47 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе, чч. 1, 2 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции, ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ и др.

Конституция РФ провозглашает, что правосудие осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118), и гарантирует соблюдение данного положения. Так, в ч. 3 ст. 118 сказано, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, создание чрезвычайных судов не допускается. Смысл этого положения в контексте рассматриваемого принципа в том, что в государстве действует четко организованная разветвленная система органов судебной власти. Только эти органы, и никакие другие, вправе осуществлять правосудие. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Применительно к специфике деятельности судов общей юрисдикции данное положение продублировано в ч. 2 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции. В официальных документах и учебной литературе его принято называть принципом законного суда. Смысл в том, что правосудие осуществляется не просто судом, а судом, законно (не произвольно) назначенным для рассмотрения конкретного дела в соответствии с правилами подсудности. Иными словами, законным является суд, который заранее (еще до совершения лицом преступления) определен. Выбрать себе суд и судью по желанию (по общему правилу) нельзя. Тот, кто совершит преступление на территории N-го района N-й области, предстанет, в зависимости от предметной подсудности, основанной на квалификации преступления и предусмотренной ст. 31 УПК РФ, либо перед мировым судьей конкретного участка N-го района, либо перед федеральным судьей N-го района, либо перед судьей суда N-й области. При этом состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы (ч. 1 ст. 30 УПК РФ). Изменение подсудности возможно (как по территориальности, так и по уровню суда), но оно может производиться только в установленном законом порядке, что исключает манипулирование (выбор суда и судьи для подсудимого с тем, чтобы облегчить или утяжелить его участь) подсудностью. В гражданском судопроизводстве, отличающемся диспозитивностью, правила подсудности в большей степени зависят от волеизъявления участников процесса, но и они регламентированы законом.

В судоустройственном законодательстве закреплено, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа» (ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей). Аналогичная норма сформулирована в ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе.

Процессуальное законодательство также делает акцент на осуществлении правосудия только судом. Например, в ст. 8 УПК РФ сказано, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом. Здесь же в развитие конституционной нормы сформулирован запрет на лишение подсудимого права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Итак, только суд, созданный и функционирующий в установленном порядке, является носителем судебной власти и вправе принять решение о виновности или невиновности лица в совершении преступления или разрешить гражданский правовой спор. Чтобы подчеркнуть силу такого утверждения, можно сослаться на конституционную норму, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Однако даже народ (на референдуме или митинге) не уполномочен разрешить уголовное или гражданское дело и оказывать влияние на его разрешение по существу судом.

Значение принципа осуществления правосудия только судом двоякое. С одной стороны, он подчеркивает высокий и исключительный статус суда в государстве. С другой — провозглашает и обозначает важнейшую составляющую статуса личности в государстве. Каждый гражданин имеет право быть судимым созданным в установленном порядке судом, к подсудности которого отнесено его дело (право «на своего судью»)[13].

В обеспечение эффективности рассматриваемого принципа в России функционирует система органов судебной власти, организованная таким образом, чтобы обеспечить максимально легкий доступ населения к суду. Решение нижестоящего суда может быть обжаловано через суд, постановивший приговор (решение), в вышестоящий суд апелляционной инстанции. В кассационном и надзорном порядке обжалование возможно вплоть до высшей инстанции — Президиума Верховного Суда РФ. Гарантией реализации принципа служит ряд иных процедурных правил, облегчающих обращение граждан в суд, в том числе и другие принципы правосудия. Лицо, не владеющее языком судопроизводства, вправе пользоваться помощью переводчика бесплатно, а также получить бесплатно или на основе соглашения квалифицированную юридическую помощь. Объективность и беспристрастность суда обеспечивается его независимостью и процедурой рассмотрения дела.

Сложность в реализации принципа осуществления правосудия только судом состоит в том, что его торжество, всеобщая и беспрекословная реализация зависят не столько от законодательства, сколько от правосознания населения. Должен пройти определенный стабильный исторический период, прежде чем население страны воспитает в себе привычку разрешать правовой спор в суде. Обращение в суд при наличии оснований не несет в себе признаков сутяжничества и не должно быть осуждаемо. Перенесение спора в суд — признак высокой правовой культуры нации. Заметим, что отказу граждан от обращения за защитой в суд (бегство от правосудия) нередко способствуют бюрократическое и халатное отношение к их заявлениям, чрезмерная усложненность процессуальной формы. Провозгласить и реализовать в действительности принцип осуществления правосудия только судом способно стабильное государство, уверенное в своих силах, поскольку провести внесудебную ликвидацию, например, бандитских формирований и иных организованных преступных групп часто проще, чем осуществить затратное уголовное преследование, итог которого в состязательном процессе не может быть предсказуем.

Принцип осуществления правосудия только судом нужно отличать от тесно связанного с ним, но не совпадающего по содержанию принципа презумпции невиновности. Если первый определяет, кто (какой орган) принимает решение о виновности лица, преследуемого по уголовному делу, — только суд в приговоре (!), то второй указывает, когда (в какой момент производства по уголовному делу) лицо, привлекаемое к ответственности, может считаться виновным в совершении преступления, — после вступления обвинительного приговора в законную силу. Принцип осуществления правосудия только судом имеет преимущественно судоустройственное содержание, тогда как принцип презумпции невиновности — судопроизводственное.

Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
(участие представителей народа в отправлении правосудия)

Правовая основа данного принципа в той части, в которой он предусматривает отправление правосудия с привлечением населения, берет начало в Конституции РФ. «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия» — записано в этом законе (ч. 5 ст. 32). Применительно к различным правовым ситуациям в нем трижды говорится о такой форме участия граждан в отправлении правосудия, какой является суд присяжных заседателей (чч. 2 ст. ст. 20, 47; ч. 4 ст. 123).

О привлечении к отправлению правосудия представителей народа идет речь в ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе к осуществлению правосудия могут привлекаться присяжные и арбитражные заседатели. Порядку отбора граждан в суд присяжных посвящен Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[14].

Конкретные процессуальные требования к составу суда при рассмотрении уголовных и гражданских дел предусмотрены соответственно ст. 30 УПК РФ и ст. 7 ГПК РФ.

Для того чтобы уяснить, почему, казалось бы, чисто процедурные нормы о составе суда при рассмотрении дела относятся к числу принципов, надо обратиться к недавней истории. Это поможет, на наш взгляд, найти аргументы против утверждения, что идея коллегиального рассмотрения дел больше не является основополагающей для российского правосудия, поскольку не находит ни нормативного, ни статистического подтверждения.

В советский период развития страны на протяжении нескольких десятков лет правосудие по уголовным делам по первой инстанции осуществлялось профессиональным судьей с участием двух народных заседателей (судом шеффенов). Данный состав суда был единым, независимо от категории рассматриваемого дела и уровня суда. Судья и народные заседатели (на языке процессуального закона — тоже судьи) действовали в одной коллегии и обладали равными правами. Все вопросы: и фактические (имело ли место деяние, виновен ли подсудимый в его совершении), и юридические (квалификация преступления, назначение наказания) — судебный состав решал совместно большинством голосов. С позиций закона естественными являлись ситуации, когда приговор постановлялся в соответствии с волеизъявлением двух народных судей. Реально такие случаи были крайне редки, поскольку судьям (профессиональным и народным) практически всегда удавалось прийти к единому решению. Надо отметить, что были и юридические препятствия для вынесения приговора двумя народными заседателями: закон требовал, чтобы приговор во всех случаях был мотивированным, а заседатели, не имеющие юридического образования, это требование не могли должным образом обеспечить.

В настоящее время (с 1 января 2004 г.) такого состава суда не существует. На протяжении всего периода судебной реформы, начавшейся в 90-х гг. прошлого столетия, суду шеффенов высказывалось недоверие. Говорилось о пассивности народных представителей, их зависимости от судьи, поскольку непрофессионалов он мог легко убедить в своей правоте. Решающую роль в судьбе народных заседателей сыграл экономический спад того времени, а также происходившее изменение форм собственности. Частные предприятия не заинтересованы в отвлечении своего работника для нужд правосудия, тем более оплачиваемом из собственных средств.

Была принята во внимание и позиция судей, высказавшихся за единоличное рассмотрение дел[15]. Испытав в реформенное время значительные трудности с подбором народных заседателей, они не хотели больше решать эти организационные проблемы. Однако мнение судей по этому вопросу должно учитываться менее всего. Почему? Понимание этого обстоятельства вытекает из анализа роли представителей народа в отправлении правосудия.

В забытых в наши дни трудах классиков марксизма-ленинизма читаем, что «…для применения разумных постановлений нужны судьи, не сведенные на положение простых чиновников, нужно участие представителей общества в суде и общественного мнения — в обсуждении дела»[16]. Участие представителей народа именовалось судом улицы, который «ценен именно тем, что вносит живую струю в тот дух канцелярского формализма, которым насквозь пропитаны наши правительственные учреждения»[17]. Отсюда ясно, что важнейшая предпосылка привлечения народных представителей к рассмотрению судебных дел заключается в обеспечении общественного контроля за судопроизводством. Народный заседатель контролирует действия судьи, поэтому его работа в судах нужна не судье, а обществу в целом.

Изложенную выше оценку участия населения в отправлении правосудия нельзя связывать исключительно с социалистическим устройством государства. Идею обязательного участия граждан в отправлении правосудия задолго до революции высказывали известные российские юристы. «Правосудие — дело столько же ума, сколько и совести, — писал В. Д. Спасович, — и даже, может быть, больше совести, нежели ума, а совесть не у одного только судьи. Пойду дальше, я утверждаю, что судья по своему положению не может быть хорошим представителем совести народной. Он применитель закона к жизни, он может и знать превосходно закон, но жизнь от него ускользает. За своим Кодексом, в своей присутственной палате он забывает, что жизнь та струится вечно новыми волнами, что нарождаются новые отношения, что возникают новые явления, не подходящие под старые юридические формы. Он говорит: мне что за дело до этих перемен, а между тем он потерял живое созерцание действительности»[18]. Актуальность этого красноречивого рассуждения в наши дни абсолютно не утрачена.

Другое значение участия населения в рассмотрении судебных дел, как правило, связывают с правовым всеобучем. В этом тоже есть рациональное зерно, поскольку непосредственное и активное участие в деле действительно учит праву и порядку его применения.

Итак, сегодня народных заседателей в судах больше нет. По этому поводу опубликовано много различных мнений: от одобрения до сожаления и даже осуждения[19].

Согласно ст. 30 УПК РФ в настоящее время суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) мировой судья — единолично;

2) судья федерального районного суда — единолично, за исключением случаев, возникших после внесения изменений и дополнений в ст. ст. 30 и 31 УПК РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ[20], когда дело подсудно коллегии из трех судей;

3) судья федерального областного, краевого суда и других судов уровня субъекта Федерации — единолично, за исключением случаев, когда дело подсудно коллегии из трех судей или суду с участием присяжных заседателей;

4) коллегия из трех судей.

Предусмотрено две разновидности ситуаций, когда действуют три судьи:

а) в законе перечислена группа составов преступлений, для рассмотрения которых в обязательном порядке формируется коллегия из трех судей: ст. 205 «Террористический акт», чч. 2–4 ст. 206 «Захват заложника», ч. 1 ст. 212 «Массовые беспорядки», ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж», ст. 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», ст. 279 «Вооруженный мятеж» и ст. 281 «Диверсия» УК РФ;

б) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 «Убийство», ч. 3 ст. 126 «Похищение человека», чч. 3–5 ст. 131 «Изнасилование», чч. 3–5 ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера» и некоторыми другими, указанными в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, при наличии ходатайства обвиняемого о коллегиальном рассмотрении дела, заявленного до назначения судебного заседания;

5) судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого подсудные областному (и равному) суду уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые либо в силу прямого предписания закона рассматриваются коллегией из трех судей, либо могут быть рассмотрены коллегией из трех судей при наличии ходатайства обвиняемого.

Как видно, подавляющее большинство дел рассматривается по первой инстанции судьей единолично[21]. Исключение — в виде обязательного требования рассматривать дело коллегией из трех судей — сделано только для нескольких составов преступлений, подсудных судам уровня субъекта Федерации и в отдельных единичных случаях — районным судам. В остальных ситуациях федеральный суд уровня субъекта Федерации действует коллегиально в составе трех профессиональных судей либо с участием присяжных заседателей лишь при наличии соответствующего волеизъявления обвиняемого, по его ходатайству. Коллегия из трех судей может быть сформирована по ходатайству обвиняемого в предусмотренных законом случаях и в районном суде. Фактически состав из трех профессиональных судей, сформированный по ходатайству обвиняемых, встречается редко. Суд присяжных также не получил широкого распространения: областные и равные им суды рассматривают по первой инстанции менее 1% уголовных дел, из них с участием присяжных (в зависимости от региона) — 3–15%. То есть для современной российской действительности коллегиальное рассмотрение дел — это единичные процессы по сравнению с общим количеством производств. Причем можно отметить длившуюся последние 10 лет тенденцию к нормативному сокращению составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей. В 2015 г., учитывая пожелания правозащитных организаций, Президент РФ дал поручение о подготовке предложений по увеличению подсудности присяжных заседателей. Это означает, что отмеченная тенденция будет, как минимум, приостановлена, с перспективой возрастания объема дел, рассматриваемых с участием народных представителей.

Суд присяжных поэтапно вернулся в российское уголовное судопроизводство (он действовал в России в XIX в.) в результате длительной и эмоциональной дискуссии, а также эксперимента, проводившегося в ряде регионов. С этим судом, в первую очередь, связывались надежды на обеспечение независимого правосудия. Действительно, за счет процедурного отделения «скамьи присяжных» от профессионального судьи представители народа могут более свободно выражать свое волеизъявление. Порядок рассмотрения дела предусматривает для этого необходимые гарантии.

Рассмотрим это на примере. После удовлетворения ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей председательствующий назначает судебное разбирательство. Из числа граждан, включенных в основной список кандидатов в присяжные заседатели, путем случайной выборки приглашаются не менее двадцати человек. С участием сторон обвинения и защиты из них отбираются двенадцать основных и два (с учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество) запасных заседателей. Обсуждается каждая кандидатура, поэтому защита и обвинение имеют возможность сделать отвод лиц, по какой-либо причине вызывающих у них недоверие. Если оставшихся кандидатов окажется менее четырнадцати, то они вызываются дополнительно по запасному списку. Даже после окончания формирования коллегии присяжных заседателей она может быть распущена по ходатайству сторон. Процедура отбора повторяется вновь.

Присяжные заседатели выслушивают судебное следствие и, удалившись в совещательную комнату, отдельно от судьи отвечают на три основных вопроса: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния, — адаптированные к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела. В обобщенном виде эти вопросы именуются «вопросами факта». Для их решения (как предполагается) не нужны профессиональные юридические знания. По результатам совещания присяжные выносят вердикт, на основе которого судья постановляет приговор, в котором дает квалификацию содеянного и назначает конкретное наказание, т. е. решает «вопросы права».

Главный качественный отличительный признак суда с участием присяжных заседателей состоит в их отдаленности (можно сказать, отделенности) от профессионального судьи, что исключает какое-либо его влияние на вынесение вердикта. Определенное (но не главное) значение в обеспечении независимости принятия решения имеет большое число заседателей.

Хрестоматийным примером самостоятельности коллегии присяжных заседателей является дело по обвинению Веры Засулич, описанное А. Ф. Кони. Как известно, несмотря на бесспорную юридическую виновность подсудимой в причинении вреда здоровью, присяжные вынесли оправдательный вердикт. Размышляя над процессом, А. Ф. Кони писал: «Наши присяжные являлись очень чувствительным отголоском общественного настроения… В этом их достоинство, но в этом и их великий недостаток, ибо вся нетвердость, поспешность и переменчивость общественного настроения отражаются и на присяжных. Искренность не есть еще правда, и приговоры русских присяжных, всегда почтенные по своей искренности, далеко не всегда удовлетворяли чувству строгой правды; их всегда можно было объяснить, но с ними иногда трудно было согласиться…»[22].

Эта оценка не утратила своей актуальности[23]. В современном правоприменении имеется много примеров спорных решений присяжных. Все они будоражат общество. В ряде случаев приговоры, постановленные на основании вердиктов присяжных, отменяются по формальным поводам. Например, дважды отменялся оправдательный приговор по делу военнослужащих, расстрелявших мирных граждан, отменены оправдательные приговоры по другим резонансным делам[24]. В многократных аннулированиях вердиктов присяжных есть признаки давления на них, что недопустимо. Общество, признавшее суд присяжных, должно признавать и вынесенные ими решения, даже если они кому-то представляются несправедливыми. Законодатель, столкнувшись с неспособностью суда присяжных (с его точки зрения) объективно рассмотреть отдельные категории дел, идет на сокращение подсудности дел суду присяжных[25]. Проблематичным является рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в некоторых субъектах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов Российской Федерации. Распространенные родственные (клановые) связи населения этих регионов часто не позволяют сформировать нетенденциозный состав присяжных[26].

Что касается конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ), то суд присяжных в силу незначительной распространенности такое право реально не гарантирует, так как слишком мало граждан может получить доступ к участию в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя[27].

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет порядок формирования общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, категории граждан, которые не могут быть включены в данные списки, регламентирует порядок обжалования списков и другие процедурные вопросы.

Коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел в большей степени проявляется на контрольных стадиях процесса (ст. 30 УПК РФ). При апелляционном пересмотре приговоров (постановлений) мирового судьи федеральный судья районного суда действует единолично. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке вышестоящими судами первоначально осуществлялось по всем уголовным делам коллегией в составе трех судей. Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 217-ФЗ п. 2 ч. 3 ст. 30 УПК РФ изменен, в частности, дополнен указанием, что уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовные дела с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда рассматриваются судьей единолично.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений также осуществляется коллегиально: в кассационном порядке — президиумами судов уровня субъектов Федерации (областными, краевыми и т. д.) в составе не менее трех судей, Судебными коллегиями Верховного Суда РФ в составе трех судей; в порядке надзорного производства — большинством членов Президиума Верховного Суда РФ. Президиумы судов, рассматривая дела в кассационном порядке и порядке надзора, действует в составе не менее половины его членов (ст. ст. 15, 27 Закона о судах общей юрисдикции). Например, если в составе президиума семь судей, кворум составляет не менее четырех человек.

Оценивая в целом правовое регулирование составов суда первой и частично апелляционной инстанций, нельзя не увидеть усиливающуюся тенденцию к единоличному рассмотрению уголовных дел[28]. Это обстоятельство привело некоторых авторов к утверждению, что коллегиальное рассмотрение дел больше не является принципом правосудия. На наш взгляд, это не так. Действительно, в настоящий период нормативно коллегиальность представлена очень скромно, она явно не доминирует. Однако современная тенденция, по нашему мнению, не является определяющей и соответствующей сущности правосудия, к тому же имеются признаки ее преодоления. Кроме того, главной составляющей в рассматриваемом принципе выступает не количественный признак (хотя он сам по себе важен: больше судей — больше объективности), а качественный. За судейским столом должны находиться представители общества. Именно поэтому второе название принципа, приведенное выше, отражает народное участие в правосудии. Очевидно, что сегодня оно также явно недостаточно и должно возрастать.

Наши рекомендации