Исполнение решений третейских судов по экономическим спорам, рассматриваемым в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров
Установленные Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров правила принудительного исполнения решений третейских судов подлежат применению к решениям третейских судов, на организацию и деятельность которых это Временное положение распространяется (ч. 1 ст. 1 Временного положения). Это положение требует специального обсуждения, поскольку существуют разные подходы к его толкованию и применению при исполнении решений третейских судов по экономическим спорам с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями.
Согласно одному подходу, Временное положение применяется при исполнении решений любых третейских судов, вынесенных на территории Российской Федерации по гражданско-правовым спорам экономического характера с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями, за исключением решений Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.
Такая позиция не вызывает возражений в части, касающейся решений двух названных постоянно действующих третейских судов при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Действительно, в ч. 3 ст. 1 Временного положения содержится правило о том, что оно не распространяется на организацию и деятельность Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.
Однако в настоящее время на территории Российской Федерации наряду с двумя этими авторитетными постоянно действующими третейскими судами, рассматривающими внешнеэкономические споры, такие споры могут рассматривать и рассматривают и другие, созданные в 90-е гг., постоянно действующие третейские суды.
Ряд таких третейских судов наделен их учредителями компетенцией рассматривать только споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, например Международный коммерческий арбитраж в г. Санкт-Петербурге.
Другие рассматривают как гражданско-правовые споры, связанные с внешнеэкономической деятельностью, так и так называемые внутренние экономические споры, т.е. гражданско-правовые споры, сторонами в которых являются российские организации (без иностранных инвестиций) и граждане-предприниматели. В качестве примеров таких постоянно действующих третейских судов можно назвать организованные в Москве Третейский суд Ассоциации российских банков, Арбитражную комиссию Московской межбанковской валютной биржи, Третейский суд Национальной ассоциации фондового рынка, Международный коммерческий арбитраж при Московской торгово-промышленной палате, Третейский суд при Союзе юристов.
Третья группа постоянно действующих третейских судов включает такие, которые создаются исключительно для рассмотрения «внутренних» экономических споров.
Не вызывает сомнения, что порядок исполнения решений постоянно действующих третейских судов, рассматривающих только «внутренние» экономические споры, определяется в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров.
Что же касается споров, вытекающих из внешнеэкономических отношений, то порядок исполнения решений третейских судов по таким спорам должен определяться на основе буквального значения ч. 2 ст. 1 Временного положения: «Если иное не установлено соглашением сторон», это положение «не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями». Следовательно, если в третейский суд на территории Российской Федерации по соглашению сторон передан гражданско-правовой спор экономического характера, подведомственный арбитражным судам в силу п. 6 ст. 22 АПК, т.е. спор, одной из сторон в котором является иностранная организация или организация с иностранными инвестициями, исполнение решения третейского суда по такому спору может осуществляться в соответствии с Временным положением, если имеется специальное соглашение сторон о третейском разбирательстве их спора в соответствии с Временным положением. В отсутствие такого соглашения сторон и порядок рассмотрения спора в третейском суде, и порядок исполнения решения третейского суда по экономическому спору, хотя бы одной из сторон в котором является иностранная организация или организация с иностранными инвестициями, определяется в соответствии с положениями Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».
Итак, решение третейского суда по «вутреннему» экономическому спору всегда, а при наличии соглашения сторон - и по спорам с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями исполняется в порядке, определенном в ст. 25-26 Временного положения.
В этих случаях исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается арбитражным судом республики в составе РФ, края, области, города, арбитражным судом автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд (ч. 1 ст. 25 Временного положения). Заявление о выдаче исполнительного листа подается заинтересованной стороной в течение месяца после истечения установленного в решении третейского суда срока для его добровольного исполнения, а при отсутствии в решении указания на такой срок — в течение месяца начиная со следующего дня за датой вынесения решения. При наличии уважительных причин пропуска срока он может быть восстановлен арбитражным судом. Если испрашивается исполнение решения третейского суда для разрешения конкретного спора, заявление подается непосредственно в арбитражный суд, указанный в ч. 1 ст. 25 Временного положения. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда подается в арбитражный суд через вынесший решение постоянно действующий третейский суд, который в пятидневный срок направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист. Арбитражный суд возвращает заявление без рассмотрения, если к заявлению не приложены документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда и уплату госпошлины в размере пятикратного размера оплаты труда*.
* См. п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» (в ред. от 31 декабря 1995 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19.
Заявление рассматривается судьей арбитражного суда единолично в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. Процедура рассмотрения заявления во Временном положении не определена. Практика арбитражных судов неодинакова. Судьи по разному решают вопросы о необходимости извещения сторон о дате рассмотрения заявления, о вызове сторон для участия в рассмотрении, о рассмотрении заявления в судебном заседании, о необходимости ведения протокола такого заседания и др. По результатам рассмотрения выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в этом.
Для отказа в выдаче исполнительного листа установлены основания двух видов: а) нарушения третейским судом процессуальных правил; б) несоответствие решения третейского суда нормам материального законодательства.
К основаниям первого вида Временным положениемотнесены: отсутствие соглашения сторон о третейском суде, несоответствие состава третейского суда или процедуры рассмотрения спора соглашению сторон; неизвещение надлежащим образом о дне разбирательства в третейском суде стороны, против которой принято решение третейского суда; рассмотрение третейским судом спора, который не мог быть предметом третейского разбирательства.
Согласно второму основанию арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что «решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам» (ч. 7 ст. 26 Временного положения). Арбитражная практика исходит из возможности апелляционного, кассационного и надзорного обжалования как определений об отказе в выдаче исполнительного листа, так и определений о выдаче исполнительного листа на решения третейских судов. С апелляционных и кассационных жалоб на определения о выдаче исполнительного листа и об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда взимается государственная пошлина в размере 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера*. Арбитражный суд возвращает заявление без рассмотрения, если к нему не приложены доказательства уплаты государственной пошлины.
* См. п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» (в ред. от 31 декабря 1995 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19.
Отказывая в выдаче исполнительного листа, арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций, как правило, возвращают дело в арбитражный суд первой инстанции. Согласно практике надзорной инстанции*, при отмене ранее вынесенных определений о выдаче или об отказе в выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда дело возвращается на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.
* См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 2046/97 // ВВАС РФ. 1997. №. 9. С. 69 70.
Введение в ст. 26 Временного положения таких оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, как вынесение третейским судом решения по неполностью исследованным материалам дела или с нарушением законодательства, вызывало обоснованную критику*.
* См., напр.: Виноградова Е.Л. Третейский суд в России. Законодательство, практика, комментарии. М., 1993. С. 39—40.
Действительно, редакция ст. 26 дает арбитражным судам возможность проверять соответствие решения третейского суда законодательству и обстоятельствам дела не по заявлению сторон, а по собственной инициативе. При этом нарушается принцип диспозитивности в арбитражном процессе. Однако практика арбитражных судов в части применения этого законоположения менялась. Представляется, что судебно-арбитражная практика последнего времени дала положительный пример правильного применения ст. 26 Временного положения, состоящего, по крайней мере, в отказе арбитражных судов от пересмотра решений третейского суда по существу.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 2313/97 от 30 сентября 1997 г. отказал в удовлетворении протеста на определение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы — кассационное постановление Федерального арбитражного суда Московского округа, и соответствии с которыми был выдан и оставлен в силе исполнительный лист на принудительное исполнение решения постоянно действующего третейского суда - Коммерческого арбитража при Московской торгово-промышленной палате. В постановлении Президиума отмечается, что и апелляционная, и кассационная инстанции отклонили жалобы ответчика на определение первой инстанции, исходя из того, что «обжалование решений коммерческого арбитража законодательством не предусмотрено, а основания, препятствовавшие выдаче исполнительного листа, отсутствовали».
Рассмотрев протест, Президиум не нашел оснований для его удовлетворения, указав, что согласно материалам дела между сторонами — поставщиком и покупателем — был заключен договор поставки цемента, в котором установлена обязанность покупателя предварительно оплачивать поставляемую продукцию, а в случае се невыполнения уплачивать пеню в размере 1% суммы платежа за каждый день просрочки. Поскольку покупатель ненадлежащим образом исполнял обязанности, предусмотренные договором, поставщик обратился в Коммерческий арбитраж с требованием о взыскании с него долга и пеней. Решением Коммерческого арбитража при Московской торгово-промышленной палате иск частично был удовлетворен.
Далее в постановлении Президиума обращается внимание на то, что «статьей 26 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров предусмотрены основания для отказа в выдаче арбитражным судом исполнительного листа (приказа) на исполнение решения третейского суда.
Как следует из материалов дела, основания для такого отказа отсутствовали».
Исходя из этого Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что арбитражный суд правомерно выдал заявителю исполнительный лист на исполнение решения третейского суда, а «обжалование решений третейского суда действующим законодательством не предусмотрено»*.
* ВВАС РФ. 1998. № 1. С. 78-79.
На условия и порядок принудительного исполнения выданных по решениям третейских судов исполнительных листов распространяются общие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов*.
* См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.