Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан (далее — дела о банкротстве) являются одним из видов дел особого производства, подведомственных арбитражному суду.

Выделение дел о банкротстве в особую категорию вызвано прежде всегоцелью их рассмотрения. Таковой является установление факта несостоятельности или состоятельности субъектов гражданских пра­воотношений.

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает при­знанную арбитражным судом или объявленную должником его не­способность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уп­лате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несосто­ятельности (банкротстве)»*.

* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222.

Установление арбитражным судом факта банкротства влечет се­рьезные последствия для большого количества лиц: самого должника (юридическое лицо, признанное банкротом, подлежит ликвидации; для индивидуальных предпринимателей в этом случае утрачивает силу его государственная регистрация и т.д.), работников должника, лишающихся работы, кредиторов должника, задолженность которым должна будет погашаться в особом порядке, государства и админи­стративно-территориальных образований, получающих дополнитель­ные социально-экономические проблемы.

Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и соци­альные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессу­альный порядок рассмотрения дел о банкротстве.

Банкротство как материально-правовая категория регулируется двумя федеральными законами: ГК (особенно ст. 25, 56, 63-65) и Фе­деральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельнос­ти (банкротстве)» (далее — Закон). Таким образом, последний Закон можно охарактеризовать как нормативный правовой акт смешанного характера, при этом содержащиеся в нем нормы материального и про­цессуального права носят равнозначный характер.

История законодательства о банкротстве в современной России началась с принятия 19 ноября 1992 г. Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». С учетом более чем семидесятилетнего отсутствия в правовой практике, в частности, и в общественной жизни страны, в целом, такой категории, как бан­кротство, несомненно, названный Закон сыграл важную роль, «приучив» участников предпринимательской деятельности к ее сущест­вованию как неотъемлемого элемента рыночных отношений, дав воз­можность арбитражным судам, даже при относительно небольшом ко­личестве дел этой категории, выработать определенные правила их рассмотрения.

Однако на современном этапе развития экономических отноше­ний и их правового регулирования в России Закон о банкротстве 1992 г., несомненно, устарел. Во-первых, этим законом были предус­мотрены достаточно размытые критерии определения несостоятель­ности, позволяющие злостным неплательщикам по денежным обяза­тельствам и обязательным платежам при наличии хотя и малоликвидного, но дорогостоящего имущества, продолжать практику непла­тежей. Во-вторых, Закон 1992 г. практически не определял особен­ности банкротства отдельных категорий субъектов (индивидуальных предпринимателей, ликвидируемых и отсутствующих должников, крестьянских хозяйств, градообразующих и крупных предприятий), вообще не регулировал вопросы банкротства граждан. В-третьих, после вступления в силу ГК и последующего, принятого в развитие ГК законодательства, Закон о банкротстве 1992 г. во многих положе­ниях вступил в противоречие с ГК. К примеру, хотя бы только на­звание закона — о несостоятельностипредприятий, к которым ГК от­носит только государственные, муниципальные унитарные и казен­ные предприятия, изначально делало этот Закон юридически ущерб­ным в системе современного гражданского законодательства.

Закон о банкротстве 1992 г. имел и много пробелов в части ре­гулирования процессуальных, процедурных особенностей рассмотре­ния дел о банкротстве арбитражными судами, что создавало слож­ности в разрешении этих и так достаточно непростых дел и отнюдь не способствовало функционированию банкротства как института обычного гражданского оборота. Наличие пробелов в Законе вынуж­дало Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого толкования можно привести Обзор практики применения арбитраж­ными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)*. В названном Обзоре Высший Арбитражный Суд РФ, фактически до­полняя нормы Закона о банкротстве 1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам.

* См. информационное письмо ВАС РФ от 7 августа 1997 г. № 20 //В ВАС РФ. 1997. № 10, С. 88-99.

В соответствии со ст. 143 АПК дела о несостоятельности (бан­кротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (бан­кротстве). Таким образом, можно сказать, что нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь об­щими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о несостоя­тельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специ­фики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конку­ренция между нормами АПК и Закона, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется АПК, применяя в случаях, предусмотренных Законом, а также иными федеральными законами, содержащиеся в них нормы.

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитраж­ном суде и процедура банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный про­цесс, начинающийся подачей заявления о признании должника бан­кротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся гла­венствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные за­дачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юри­дический факт — несостоятельность или состоятельность должника.

Задачей второй стадии — процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) — явля­ется реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному про­изводству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает ар­битражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая про­цедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рас­смотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.

Общие нормы, определяющие основные понятия и положения процесса о банкротстве, расположены в гл. I Закона. Нормы, регули­рующие арбитражный процесс по делу о банкротстве, сосредоточены в гл. III Закона. Положения, содержащие процессуальные нормы осу­ществления арбитражным судом своих функций при осуществлении процедур банкротства, содержатся в гл. IV-VII Закона. Особенности разбирательства дел и процедур банкротства отдельных категорий должников (градообразующих и крупных организаций, сельскохозяй­ственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, в том числе индивидуаль­ных предпринимателей, крестьянских хозяйств), а также упрощенные процедуры банкротства предусмотрены в гл. VIII-XI Закона.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о бан­кротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом тради­ционных споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или граж­данин. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и тре­тейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).

Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключи­тельной: заявление о признании должника банкротом может быть по­дано только в арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина (ст. 28 АПК и ст. 29 Закона).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству про­изводятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особымсоста­вом участников. Закон о банкротстве делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы: лица, участвующие в деле (ст. 30 Закона), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о бан­кротстве (ст. 31 Закона). Деление участников на названные группы фактически соответствует структуре рассмотрения дела о банкротст­ве: лица, участвующие в деле, имеют процессуальные права и несут обязанности на обеих стадиях рассмотрения дела; лица, участвующие в арбитражном процессе, — только на первой стадии: при разбира­тельстве дела арбитражным судом.

К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномо­ченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению, иные лица.

Круг лиц, которые могут быть должником и конкурсным креди­тором, ограничен Законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (обществен­ные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст. 120 ГК, объедине­ния юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие органи­зации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и му­ниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денеж­ным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основан­ным на нормах гражданского законодательства, за исключением граж­дан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должни­ка — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционе­рам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Из статьи 4 Закона (п. 2) также можно сделать вывод о том, что к кон­курсным кредиторам не относятся и лица, перед которыми должник имеет обязательства по выплате авторского вознаграждения.

Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заяв­ления о признании должника банкротом Закон предоставляет и дру­гим лицам, которые также условно могут быть названы администра­тивно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.) по требованиям по обязательным платежам: налогам, платежам, пошлинам и т.п. На­званные государственные органы хотя фактически и являются пред­ставителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса. При этом названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у долж­ника по обязательным платежам. Если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кре­дитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация является конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).

Прокурор, как и в исковом производстве, является лицом, участ­вующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.

Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Феде­ральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реали­зации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона. В настоящее время государственный орган по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению сохранил полномочия и по подаче заявлений о признании должника банкротом в качестве органа, уполномоченного Российской Федерацией как конкурсным кредито­ром, а также по обязательным платежам*.

* См.: постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению» // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 955.

К иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, можно отнести: орган местного самоуправления, федеральные органы исполнитель­ной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по делам о банкротстве градообразующих организаций и организаций, числен­ность работников которых превышает пять тысяч человек (ст. 133 Закона), государственный орган РФ по надзору за страховой дея­тельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой органи­зации (ст. 144 Закона), государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг по делу о банкротстве профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг (ст. 148 Закона).

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из глав­ных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач ар­битражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

Регулированию процессуального положения арбитражного управ­ляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбит­ражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено до­статочно большое количество норм Закона. Общие положения об ар­битражном управляющем содержатся в ст. 19, 20, 21, 22 Закона.

Перечисленные в ст. 30 Закона лица пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные ст. 33 АПК. Арбитражный управляющий обладает более широким кругом процессуальных прав и обязан­ностей.

С учетом особых полномочий арбитражного управляющего, со­ответствующих чрезвычайности условий его работы и ставящих его в положение более высокое, чем то, которым обладает орган юриди­ческого лица (директор, президент) в процессе обычного функцио­нирования (к примеру, арбитражный управляющий не связан ограничениями, установленными учредительными документами для ор­ганов юридического лица), Закон предъявляет к нему жесткие тре­бования:

наличие специальных знаний (как правило, юридических, эконо­мических или управленческих);

регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие лицензии, выданной государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению;

отсутствие заинтересованности в отношении должника или кре­диторов (понятие заинтересованных лиц дано в ст. 18 Закона);

отсутствие судимости или дисквалификации.

С целью защитить некоторые категории лиц, интересы которых рассмотрение дела о банкротстве затрагивает непосредственно, Закон предусмотрел возможность их участия в арбитражном процессе. Это представитель работников должника, представитель собственника должника — унитарного предприятия (государственного или муници­пального), иные лица в случаях, предусмотренных АПК и Законом, — свидетели, эксперты, переводчики, представители (ст. 43 АПК).

Закон о банкротстве не определяет круг прав и обязанностей лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Следовательно, при определении этого круга следует руководствоваться термами АПК, определяющими полномочия представителей (ст. 50), права и обязанности свидетелей (ст. 44), экспертов (ст. 45), перевод­чиков (ст. 46).

При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального за­конодательства одоказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

При рассмотрении дела о банкротстве могут быть исследованы все доказательства, предусмотренные АПК: письменные и вещественные, свидетельские показания и заключения экспертов, объяснения лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, основными доказательствами, исследу­емыми в процессе о банкротстве, являются письменные: договоры, платежные документы, балансы и иные бухгалтерские документы, справочный материал, в том числе предоставленный, помимо долж­ника, конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномочен­ными органами, банками, органами власти субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований и т.д.

Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбит­ражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудитор­ской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной иници­ативе (п. 5 ст. 46 Закона).

Законом значительно дополнен переченьобеспечительных мер,предусмотренных ст. 76 АПК. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона арбитражный суд может по заявлению лица, участвующего в деле, принять следующие меры по обеспечению прав кредиторов:

а) запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 настоящего Закона (связанные с отчуждением недвижимого имущества, распоряжением иным иму­ществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% ба­лансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника);

б) обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;

в) ввестинаблюдение (ст. 2, 56-58 Закона), которое хотя и на­зывается процедурой банкротства, в процессуальном смысле является не чем иным, как мерой по обеспечению заявления и исполнения ре­шения. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Его введение пре­следует цель обеспечить сохранность имущества должника и опреде­лить дальнейшую тактику кредиторов по отношению к должнику в зависимости от его финансово-экономического положения. Наблю­дение проводится под контролем временного управляющего, назна­чаемого арбитражным судом (ст. 59 Закона).

Законом о банкротстве не предусмотрены особыеоснования при­остановления производства по делу о банкротстве. Поэтому следует руководствоваться нормами АПК, в частности ст. 81, 82.

В отличие от Закона о банкротстве предприятий 1992 г. Закон 1998 г. не предусматривает обязанность арбитражного суда приоста­навливать производство по делу при введении внешнего управления. Названная процедура — внешнее управление — вводится соответст­вующим определением арбитражного суда на срок не более 18 месяцев (ст. 68 Закона), а при рассмотрении дела о банкротстве градообразуюших организаций и организаций с численностью работников более пяти тысяч человек срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет (п. 3 ст. 135).

Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный процесс введено новое основание вре­менной остановки судебного разбирательства (помимо перерыва, от­ложения рассмотрения дела, приостановления производства по делу), поскольку в ряде случаев — недостижения цели внешнего управления, по ходатайству внешнего управляющего (п. 3 ст. 91) или собрания кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 92) либо в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (п. 6 ст. 92) — арбитражный суд должен вынести решение о признании должника банкротом, т.е. вернуться к стадии судебного разбирательства.

Закон о несостоятельности (банкротстве) содержит особые осно­ванияпрекращения производства по делу. В соответствии со ст. 53 Закона производство по делу подлежит прекращению в случаях:

а) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

б) заключения мирового соглашения.

Однако с учетом дополнительности процессуальных норм Закона по отношению к нормам АПК арбитражный суд может прекратить производство по делу и по некоторым другим основаниям, установ­ленным ст. 85 АПК, в частности:

если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. На­пример, при рассмотрении дела будет установлено, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, а к должнику-гражданину — менее ста минимальных разме­ров оплаты труда*;

* См., напр., постановление Президиума ВАС РФ от 22 июля 1997 г. № 3228 / 97 // ВВАС РФ. 1997. № 11. С. 76.

если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании этого должника несостоятельным (банкротом);

если организация-должник ликвидирована, о чем внесена запись в государственный реестр;

в случае смерти гражданина-должника, поскольку данное право­отношение (объявление банкротом) не допускает правопреемства.

Закон не называет оснований, по которым заявление о признании должника банкротом может бытьоставлено без рассмотрения. Тем не менее заявление может быть оставлено без рассмотрения по двум основаниям, предусмотренным ст. 87 АПК. В частности, если в про­изводстве арбитражного суда находится дело о признании этого долж­ника банкротом, если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное поло­жение которого не указано.

В составсудебных расходов по делу о банкротстве, помимо тра­диционных (государственной пошлины, сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом и т.д.), входят расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляю­щим (ст. 54 Закона). При признании должника банкротом все судеб­ные расходы относятся на его имущество и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (п. 1 ст. 54, ст. 106 Закона). При вынесении решения об отказе в признании должника банкротом в связи с отсут­ствием признаков банкротства должника на момент возбуждения дела о банкротстве судебные расходы относятся на кредиторов, обратив­шихся в арбитражный суд с заявлением кредитора, и распределяются между ними пропорционально их требованиям (п. 2 ст. 54 Закона).

Специфической особенностью дел о банкротстве является обя­занность должника, подающего заявление в арбитражный суд, пред­ставить гарантии наличия у него имущества, достаточного для по­крытия судебных расходов по делу о банкротстве (п. 3 ст. 7, ст. 33 Закона). В случае отсутствия таких сведений заявление должника в соответствии со ст. 43 Закона возвращается арбитражным судом. На­званные нормы введены законодателем в основном для обеспечения реальности процесса о банкротстве, поскольку нередко реализация решений о признании должников банкротами, принятых арбитраж­ными судами в период действия Закона 1992 г., была невозможна из-за того, что ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда суммы, подлежащие выплате кон­курсному управляющему, а сам должник такой возможностью не об­ладал*. Законом 1998 г., кроме того, особенным образом регулируются вопросы банкротства отсутствующих должников (§ 2 гл. Х Закона), что дает возможность рассматривать дела и в отношении названной, часто встречающейся категории лиц.

* См.: Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (бан­кротстве) // Специальное приложение к № 2 ВВАС РФ. Февр. 1998. С. 82.

Предъявление заявления в арбитражный суд о признании долж­ника банкротом, в принципиальном плане основанное на нормах АПК, имеет три основные особенности.

1) Законом четко очерчен круг лиц, которые могут обращаться с таким заявлением. Это должник, кредитор и прокурор в связи с не­исполнением денежных обязательств (п. 1 ст. 6 Закона), должник, прокурор, налоговый и иной уполномоченный в соответствии с фе­деральным законом орган в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 6 Закона);

2) право на обращение с заявлением о признании должника бан­кротом указанные лица имеют только при наличии задолженности у должника — юридического лица не менее пятисот, у должника-граж­данина не менее ста минимальных размеров оплаты труда на момент обращения с заявлением и при условии, что указанные требования не погашены в течение трех месяцев (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 29 Закона);

3) Закон предъявляет особые по сравнению со ст. 102-104 АПК требования к форме и содержанию заявления, документам, прилага­емым к заявлению.

Должник — юридическое лицо вправе обратиться в арбитраж­ный суд с заявлением о признании его банкротом (с заявлением долж­ника) на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника: собрания акционеров, участ­ников, учредителей, членов кооператива и т.д., либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного государственного или муниципального предприятия (министерства, Комитета по управлению имуществом и т.д. — п. 1 ст. 7 Закона).

Кроме того, Законом (ст. 8) предусмотрена и обязанность должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случаях:

когда удовлетворение требований одного или нескольких креди­торов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

когда органом должника, уполномоченным в соответствии с его .учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с за­явлением должника;

когда органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

если при проведении ликвидации должника — юридического лица (в том числе проводимой по решению арбитражного суда*) установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

в иных случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве).

* См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. 1998. № 2. С. 64.

К кредиторам, имеющим право на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств, Закон относит конкурсных кредиторов, т.е. тех, обязательства перед которыми возникли у должника из гражданско-правовых отношений, кроме граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обяза­тельствам, вытекающим из такого участия (ст. 2, п. 1 и 2 ст. 11 За­кона). Среди конкурсных кредиторов Закон называет российских и иностранных физических и юридических лиц, а также Российскую Федерацию, ее субъекты (края, области, республики, округа) и му­ниципальные образования.

Налоговые и иные уполномоченные органы имеют право обра­титься с заявлением о признании должника банкротом в случае на­личия у последнего задолженности по обязательным платежам: на­логам, пошлинам, взносам во внебюджетные фонды и т.п.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в любом случае, если у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в связи с неис­полнением должником денежных обязательств — когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства, а также в интересах креди­тора по денежным обязательствам — Российской Федерации, ее субъ­екта и муниципального образования (п. 1 ст. 40 Закона). Перечень оснований, по которым прокурор вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом, не является исчерпывающим, про­курор может обратиться с заявлением и в других случаях, предус­мотренных Законом о несостоятельности (банкротстве) и другими федеральными законами.

Все перечисленные лица вправе обратиться с заявлением в ар­битражный суд только при определенной сумме долга и неуплате ее в течение трех месяцев. В состав долга по денежным обязательствам в соответствии со ст. 4 Закона не включаются подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязатель­ства неустойки (штрафы, пени), а также убытки кредитора и в том случае, если они взысканы решением любого суда. В состав обяза­тельных платежей не включаются штрафы (пени) и иные финансовые санкции, предусмотренные законодательством.

Закон предоставляет кредитору право объединить задолжен­ность по разным обязательствам (к примеру, задолженность по кредитному договору и векселю), а также нескольким кредито­рам объединить свои требования с тем, чтобы они в совокупности составляли требуемую сумму (например, часто объединяют свои требования граждане — вкладчики коммерческих банков) и обратиться с одним заявлением, подписываемым всеми кредиторами (п. 2 ст. 36 Закона).

Трехмесячный срок, по истечении которого возникает право на обращение с заявлением о признании должника банкротом по денеж­ным обязательствам, исчисляется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ, по обязательным платежам — в соответствии с нало­говым, таможенным и другим соответствующим законодательством. Правила о сумме задолженности и сроках неплатежа как обязатель­ных условиях подачи заявления распространяются на все категории заявителей: должника, кредиторов и прокурора.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) подробно изложены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления и при­лагаемым к нему документам. К содержанию заявления должника и кредитора Закон предъявляет разные требования.

В соответствии со ст. 33 Закона заявление должника — юриди­ческого лица подписывается только руководителем должника либо лицом, его заменяющим; заявление должника-гражданина — самим гражданином. Заявление должника не может быть подписано по до­веренности представителем.

В заявлении должника должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в раз­мере, который не оспаривается должником;

сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по ав­торским договорам;

размер задолженности по обязательным платежам;

обоснование невозможности удовлетворить требования кредито­ров в полном объеме;

сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бес­спорному (безакцептному) списанию;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

номера счетов должника в банках и иных кредитных организаци­ях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;

сведения о наличии у должника имущества, достаточного для по­крытия судебных расходов по делу о банкротстве;

перечень прилагаемых документов.

К заявлению должника прилагаются (ст. 104 АПК, ст. 34 Закона):

1) доказательства уплаты государственной пошлины в 10-кратном размере минимального размера оплаты труда;

2) доказательства направления копий заявления всем кредиторам должника и иным лицам, участвующим в деле;

3) документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

4) список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;

5) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заме­няющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;

6) решение собственника унитарного (государственного или муни­ципального) предприятия или учредителей (участников) должника — юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, если должник обращается с заявлением добровольно;

7) протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном про­цессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должником.

Заявление кредитора может быть подписано не только руково­дителем юридического лица — должника или гражданином-руково­дителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) долж­ника и его почтовый адрес;

3) наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кре­дитора и его почтовый адрес;

4) размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

5) обязательство должника перед кредитором, из которого воз­никло требование, а также срок его исполнения;

6) доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, под­тверждающие признание указанных требований должником, испол­нительная надпись нотариуса*;

* Следует иметь в виду, что исполнительная надпись нотариуса не указана в перечне исполнительных документов, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

7) доказательства, подтверждающие основания заявления кре­дитора.

В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кре­дитора должны быть приложены следующие документы:

1) доказательства уплаты государственной пошлины — десять ми­нимальных размеров оплаты труда;

2) доказательства направления должнику копии заявления;

3) доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по ука­занным обязательствам.

Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнитель­ные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требо­ваний кредитора. К заявлению, подписанному представителем кре­дитора, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Законом установлены некоторые особенности оформления заяв­ления такими заявителями, как государственно- или административ­но-территориальные образования, налоговый или иной уполн<

Наши рекомендации