Понятие и виды судебных расходов

В арбитражном судопроизводстве институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному ин­ституту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского про­цессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.

Эти причины:

1) При организации деятельности судов по рассмотрению и раз­решению споров и собственно осуществлению данной деятельнос­ти государство несет значительные расходы, которые складывают­ся из затрат на содержание судебной системы и материально-техни­ческое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства во­влекаются лица, оказывающие содействие суду в осуществлении пра­восудия: свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются действия, требу­ющие материальных затрат, например при осмотре доказательств на месте.

Очевидно, что полностью возложить на государство, а более точно – на налогоплательщиков, расходы, связанные с функциони­рованием судебной системы, было бы неоправданным. Поэтому законодательством обязанность частично возместить расходы на судо­производство возлагается на лиц, в интересах которых рассматрива­ются и разрешаются споры в судах: стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

2) Уплата расходов возлагается на, условно говоря, недобросо­вестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необосно­ванными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнив­шего свою обязанность перед другой стороной, что привело к воз­никновению дела в суде.

Поэтому существование института судебных расходов призвано в известной мере выполнять превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд.

Судебные расходы – это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возла­гаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмеша­тельства суда.

Виды судебных расходов. Существует два вида судебных расхо­дов. В соответствии со ст. 89 АПК в состав судебных расходов входят:

1) государственная пошлина;

2) издержки, связанные с рассмотрением дела.

Отличие государственной пошлины от судебных издержек состо­ит в следующем.

Государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотре­нию и разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу докумен­тов.

Издержки, связанные с рассмотрением дела, состоят из сумм, под­лежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитраж­ным судом, вызов свидетеля, осмотр доказательств на месте, а также расходов, связанных с исполнением судебного акта.

Размер государственной пошлины определяется Федеральным законом «О государственной пошлине» и зависит от характера и це­ны иска.

Размер судебных издержек прямо не зависитот характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат.

Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым ар­битражными судами в Российской Федерации, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет РФ (ст. 90 АПК). Сумма су­дебных издержек вносится на депозитный счет арбитражного су­да с последующей их выплатой свидетелям, экспертам или перево­дчикам.

Государственная пошлина

Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в ар­битражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» в редакции Федерального за­кона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ*, АПК РФ (гл. 11), инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке применения Закона РФ "О государственной пошлине"» от 15 мая 1996 г. № 42**. Имеются разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения ар­битражными судами законодательства РФ о государственной пош­лине»***.

* См.: Российская газета. 1997. 26 июля.

** См.: Российская галета. 1996. 27 июля.

*** См.: Российская юстиция. 1997. № 6. С. 53–54.

В ст. 91 АПК приведен перечень документов, которые оплачива­ются государственной пошлиной. Это:

1) первоначальные исковые заявления, а также заявления по встречному иску;

2) заявления о признании несостоятельным (банкротом) органи­заций и граждан;

3) заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заяв­ляющего самостоятельные требования на предмет спора;

4) заявления об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение;

5) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

6) апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитраж­ного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении искабез рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

7) апелляционные и кассационные жалобы на определение арбит­ражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное ис­полнение решения третейского суда и об отказе в выдаче исполни­тельного листа.

Из изложенного следует, что апелляционные и кассационные жа­лобы на другие определения арбитражного суда, принимаемые в про­цессе движения дела, пошлиной не оплачиваются. АПК не предус­матривает оплату пошлиной и заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, подача которых предусмотрена гл. 23 АПК.

Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимуще­ственного характера.

При увеличении исковых требований недостающая сумма госу­дарственной пошлины взыскивается при принятии решения в соот­ветствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уп­лаченная пошлина не возвращается.

В соответствии с ч. 3 ст. 91 АПК вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее раз­мера разрешаются в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 3 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ.

Порядок исчисления государственной пошлины. Государствен­ная пошлина взимается:

1) в твердых ставках и процентах от ценыиска – с исковых за­явлений имущественного характера;

2) в размере, кратном минимальной месячной оплате труда, – с исковых заявлений неимущественного характера, иных заявлений;

3) в процентах – с апелляционных и кассационных жалоб.

В ст. 102 АПК предусмотрено, что в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если он подлежит оценке. Цена иска опре­деляется для исчисления государственной пошлины. Правила ее оп­ределения установлены в ст. 92 АПК, согласно которой цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскивае­мой суммы;

2) по искам о признании не подлежавшим исполнению исполни­тельного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;

3) по искам об истребовании имущества исходя из стоимости иму­щества;

4) по искам об истребовании земельного участка исходя из сто­имости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутст­вии – по рыночной цене.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении сумма неустойки (штрафа, пени).

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требова­ний, определяется суммой всех требований.

В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. Право арбитражного суда определять цену иска, если она неправильно указана истцом, может быть использовано, на­пример, при явно заниженной или завышенной стоимости спорного имущества.

Размер государственной пошлины. Размер государственной пош­лины установлен п. 2 ст. 4 Закона «О государственной пошлине». По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пош­лина взимается в следующих размерах (суммы государственной пош­лины указаны в Законе в неденоминированных рублях):

1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 10 млн. руб.     свыше 10 млн. руб. до 50 млн. руб.   свыше 50 млн. руб. до 100 млн. руб.     свыше 100 млн. руб. до 500 млн. руб.     свыше 500 млн. руб. до 1 млрд. руб.     свыше 1 млрд. руб.     – 5% цены иска, но не менее минималь­ного размера оплаты труда   – 500 тыс. руб. + 4% суммы   – 2 млн. 100 тыс. руб. + 3% суммы свыше 50 млн. руб.   – 3 млн. 600 тыс. руб. + 2% суммы свыше 100 млн. руб.   – 11 млн. 600 тыс. руб. + 1% суммы свыше 500 млн. руб.   – 16 млн. 600 тыс. руб. + 0,5% суммы свыше 1 млрд. руб., но не свыше тысяче­кратного размера оплаты труда
2) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными – двадцатикратный размер минимального размера оплаты труда
3) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов – 20% минимального размера оплаты труда – для граждан; десятикратный размер минимального размера оплаты труда – для организаций
4) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре – десятикратный размер минимального размера оплаты труда
5) с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) – десятикратный размер минимального размера оплаты труда
6) с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение – пятикратный размер минимального размера оплаты труда
7) с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора – по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы
8) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда – пятикратный размер минимального размера оплаты труда
9) с апеллящионных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа – 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (пп. 2-8 настоящего пункта), а по спорам имущественного характера – размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы

За исковые заявления, содержащие требования и имущественно­го, и неимущественного характера, взимается одновременно государ­ственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущест­венного характера и для исковых заявлений неимущественного ха­рактера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины предусмот­рено в п. 3 ст. 5 Закона «О государственной пошлине» (в редакции Закона от 19 июля 1997 г.). В соответствии с данной нормой от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в арбитражных судах делам освобождены:

1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предус­мотренных законом, в защиту государственных и общественных ин­тересов.

При применении данного правила следует иметь в виду разъяс­нение, данное в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о го­сударственной пошлине». В соответствии с указанным разъяснением органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, оп­ределения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если назван­ные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по Делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пош­лину в установленном порядке;

2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учеб­но-производственные организации и объединения;

3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) – по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пре­делах их компетенции;

4) органы управления и подразделения Государственной проти­вопожарной службы Министерства внутренних дел РФ при осущест­влении своих функций, установленных законодательством Россий­ской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по ва­лютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и дру­гих обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврата их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда ука­занные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Перечисленные категории субъектов освобождаются от уплаты государственной пошлины законом. Арбитражному суду не представ­лено право освобождать от уплаты государственной пошлины. Ор­ганы законодательной и исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации также не наделены правом устанавливать льготы для федеральных плательщиков по долгам, рассматриваемым арбитраж­ным судом.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «О го­сударственной пошлине» арбитражный суд может исходя из имуще­ственного положения сторон отсрочить или рассрочить уплату госу­дарственной пошлины или уменьшить ее размер.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производится по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в ис­ковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жа­лобах либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). По своей инициативе арбитражный суд не может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пош­лины или уменьшить ее размер.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалоба­ми, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обосно­вания с приложением документов, свидетельствующих о том, что иму­щественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при по­даче искового заявления (заявления), апелляционной или кассаци­онной жалоб.

К документам, подтверждающим имущественное положение за­интересованной стороны, относятся:

1) подтвержденный налоговыми органами перечень расчетных и иных счетов;

2) наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты;

3) подтвержденные банком данные об отсутствии на соответст­вующем счете денежных средств, необходимых для уплаты государ­ственной пошлины, а также об общей сумме задолженностей владель­ца счета по исполнительным и платежным документам.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошли­ны прилагаются документы о находящихся на счетах денежных сред­ствах.

Возврат государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст. 93 АПК). Основания и порядок возврата государственной пошлины из бюджета полностью или частично регламентировано в п. 4 ст. 6 За­кона «О государственной пошлине». Перечень этих оснований явля­ется исчерпывающим.

В судебном акте арбитражного суда указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возвращения государственной пошлины. Основания для полного или частичного возврата государственной пошлины:

1) внесение государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Закону*;

* Под это основание подпадают и случаи уплаты государственной пошлиныпоисковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобам, не подлежащим согласно Закону оплате государственной пошлины (п. 12 постановлении № 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федера­ции о государственной пошлине»).

2) возвращение или отказ в принятии заявления (жалобы);

3) прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитраж­ном суде;

4) отмена в установленном порядке решения арбитражного суда, если при этом пошлина была уже взыскана с ответчика в бюджет*.

* При применении п. 17 Инструкции о порядке применения Закона «О государ­ственной пошлине» следует иметь в виду, что подп. «д», который предусматривает возможность частичного возврата госпошлины в случае уточнения в процессе рас­смотрения дела предположительной цены иска, в арбитражных судах применяться не может, поскольку АПК не допускает возможность предположительного определе­ния цены иска.

По заявлениям, апелляционным и кассационным жалобам, опла­ченным пошлиной, но не поступившим в арбитражный суд илиимвозвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.

Возврат государственной пошлины производится при условии, что заявление о ее возврате было подано в арбитражный суд до ис­течения годичного срока со дня зачисления в бюджет.

Для получения из бюджета возвращаемой пошлины необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда.

К заявлению прилагаются документ арбитражного суда об обсто­ятельствах, являющихся основанием для полного или частичного воз­врата государственной пошлины, а также платежные документы с под­линной отметкой банка, подтверждающего уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере. В случае . возврата части уплаченной государственной пошлины прилагаются копии платежных документов, поскольку подлинники остаются в ар­битражном суде.

По поступившему заявлению о возврате государственной пошли­ны налоговый орган в течение 30 дней принимает соответствующее решение. Государственная пошлина, подлежащая возврату, выдается заявителю в пределах одного месяца со дня принятия этого решения.

Наши рекомендации