Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права

Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой такое правило, по которому реализация полномочий, отнесен­ных к ведению органов судебной власти, может осуществляться толь­ко судами, созданными в соответствии с законом. Данный принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда (в наиболее обобщенном виде) органы законодательной власти должны принимать нормативные акты, органы исполнитель­ной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы су­дебной власти разрешают конфликты.

Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере хозяйственной юрисдик­ции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.

В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Фе­дерального конституционного закона «О судебной системе Россий­ской Федерации» судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбит­ражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей. Никакие дру­гие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление пра­восудия.Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от за­конодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пере­сечение их компетенции.

В ряде случаев дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например третейскими судами, в том числе международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Однако деятельность указанных ор­ганов по разрешению правовых конфликтов не является правосудием и не может лишить заинтересованных лиц права на обращение в ар­битражный суд за защитой.

Так, согласно ст. 23 АПК по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотно­шений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им ре­шения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом деятельность третейских судов не является правосу­дием, а третейское разбирательство – судебным процессом. Такая де­ятельность по своей правовой природе – форма частного правопри­менения, основанная на соглашении сторон. В конечном счете реше­ния третейских судов в той либо иной степени подконтрольны ар­битражным судам при решении вопросов о выдаче исполнительного листа ко взысканию.

То же самое относится к деятельности административных юрис­дикции, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете их решения могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 11 ГК), и заинтересованные лица вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитраж­ного суда.

Принцип независимости судей и подчинения их только Консти­туции РФ и федеральному закону представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и ос­новываясь только на нормативных актах определенного уровня.

Данный принцип сочетает в себе одновременно два начала: неза­висимость судей, которая в то же время одновременно ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным за­конам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей ар­битражных судов, вмешательство в их деятельность любых государ­ственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Гарантии незави­симости судей арбитражного суда устанавливаются Федеральным за­коном «О статусе судей в Российской Федерации», а также законо­дательством об арбитражном судоустройстве и судопроизводстве.

Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функ­ций и вынесении решения – они связаны Конституцией РФ и феде­ральным законом, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий. Не случайно, что процессуальное законодательство при регулировании полномочий суда в основном использует метод предписания с целью снизить возможности прояв­ления судейского усмотрения. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое дей­ствие и применяется на всей территории Российской Федерации. Если арбитражный суд при рассмотрении дела установит несоответ­ствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральным конституционным и федераль­ным законам, общепризнанным принципам и нормам международно­го права, международному договору России, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, то он должен принять решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Данное положение следует из ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции» и ст. 11 АПК.

Гарантии независимости судей, включая арбитражных судов, тра­диционно подразделяются на политические, экономические и право­вые. К политическим относится закрепление в Конституции РФ прин­ципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осу­ществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме на­учной, преподавательской, литературной и иной творческой деятель­ности, а также ряд других гарантий.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответ­ствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Законом ус­тановлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей). Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ но представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мне­ния Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по пред­ставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других федеральных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного (представительного) органа соот­ветствующего субъекта Российской Федерации. Назначение канди­датов на должности судей производится только при наличии поло­жительного заключения соответствующей квалификационной колле­гии судей. В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии повторного заявле­ния кандидата имеет право, рассмотрев основания отклонения, по­вторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.

Независимость судьи обеспечивается также предусмотренной за­коном процедурой осуществления правосудия; запретом под угро­зой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятель­ность по осуществлению правосудия; установленным порядком при­остановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на от­ставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского со­общества; несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими га­рантиями.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой зашитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять не­обходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ноше­ние служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему орга­нами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии».

Принцип гласности судебного разбирательства представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство в арбитраж­ных судах является открытым, обеспечивающим присутствие па слу­шаниях дела любому лицу. Согласно ст. 9 ЛПК слушание дела в за­крытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворе­нии судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом. О разбирательстве дела в закрытом заседании арбитражным судим должно быть вынесе­но определение. Разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде.

Для понимания пределов и содержания реализации принципа гласности в арбитражном процессуальном праве следует отметить правило ч. 3 ст. 115 АПК, согласно которому присутствующие в зале заседания имеют право делать письменные заметки, вести стенограм­му и звукозапись. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также транс­ляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, рассматривающего дело. Тем самым создаются фак­тические и юридические предпосылки для реального обеспечения гласности судебного процесса в арбитражном суде.

Поэтому гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции. Гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в со­блюдении установленных процессуальным законом правовых проце­дур разбирательства дела.

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотре­ния дел в арбитражных судах представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда дру­гих критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитраж­ным судом в коллегиальном составе. В соответствии со ст. 14 АПК в арбитражных судах единолично рассматриваются дела в первой ин­станции. Во всех таких случаях единоличного разрешения дела или отдельных вопросов, возникающих в ходе арбитражного судопрои­зводства, судья действует от имени арбитражного суда.

Коллегиально в арбитражных судах в первой инстанции рассмат­риваются дела о признании недействительными актов государствен­ных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве), а также все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. В случае если в одном исковом заявлении соединяются вместе требования, подлежащие рассмотре­нию коллегиально (о признании акта государственного органа недей­ствительным) и единолично (о возврате из бюджета взысканных де­нежных средств), то все требования подлежат рассмотрению в кол­легиальном порядке*.

* См.: Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М„ 1996. С. 16.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмот­рено коллегиально. В отличие от гражданского в арбитражном судо­производстве сторонам не предоставляется право выбора о коллеги­альном или единоличном рассмотрении их дела, решение данного во­проса отнесено к ведению председателя соответствующего арбитраж­ного суда. Вместе с тем стороны либо одна из них не лишены права обратиться с ходатайством к председателю арбитражного суда о рас­смотрении дела в коллегиальном составе.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно вхо­дить трое или другое нечетное количество судей соответствующего арбитражного суда. Правило о другом нечетном количестве судей (кроме трех) в основном касается Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, состав которого образуется в порядке, установленном ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». При этом, как полагает Б.Я. Полон­ский, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ на основании ч. 2 ст. 17 упомянутого Федерального конституционного закона вправе рассмотреть дело в порядке надзора и при четном количестве его чле­нов*. Что касается рассмотрения дел по первой, апелляционной и кас­сационной инстанциям, то АПК не устанавливает количественного состава судей при коллегиальном рассмотрении дел, поэтому по смыс­лу Закона оно может быть выше трех, но всегда нечетным.

* См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Фе­дерации. 2-е изд. / Под ред. В.Ф. Яковлева и М.К. Юкова. С. 32.

При коллегиальном рассмотрении дела вопросы, возникающие при рассмотрении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не впра­ве воздержаться от голосования. При этом председательствующий в заседании голосует последним.

Судья арбитражного суда, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но в судебном за­седании не объявляется. Кроме того, лиц, участвующих в деле, с осо­бым мнением не знакомят.

Следует иметь в виду, что понимание коллегиальности в арбит­ражном судопроизводстве меняется. В соответствии со ст. 8 Феде­рального закона «О введении в действие Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент в течение трех лет по рассмотрению дел с при­влечением арбитражных заседателей. Такой эксперимент проводится при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции. Арбит­ражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом работы в предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональ­ными судьями. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постанов­лением от 5 сентября 1996 г. № 10 утвердил Положение об экспери­менте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей.

Принцип государственного языка судопроизводства представ­ляет собой такое правило, согласно которому судопроизводство в ар­битражном суде ведется на государственном – русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых процессуальных действий. Со­гласно ст. 12 АПК участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право вы­ступать в арбитражном суде на родном языке.

Оплата услуг переводчика должна производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку соответствующие расходы не могут возлагаться па самих участников. АПК не предусматривает специ­альных квалификационных требований к переводчику, очевидно, что в данном качестве вправе выступать лица, имеющие специальный дип­лом либо квалификацию переводчика.

Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом представляет собой такое правило, согласно кото­рому правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Федераль­ного конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 6 АПК. Согласно приведенным нормативным предпи­саниям правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан – не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму­щественного и должностного положения, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, а также других обстоятельств.

Из принципа равенства перед законом и судомвытекает, что пра­восудие осуществляется независимо от правового статуса участников процесса, их имущественного положения, формы собственности и других критериев; процессуальное положение участников арбитраж­ного судопроизводства определяется только арбитражным процессу­альным законодательством и никаким другим; процессуальный по­рядок разрешения дел, подведомственных арбитражным судам, опре­деляется арбитражной процессуальнойформой.

Наши рекомендации