Судебная система и правоохранительные органы Германии

Германия - одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Немецкие юристы славятся мастерством юридического анализа, рядовые немцы - законопослушанием.

Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Закон о судьях от 19 апреля 1982 г.

Система общих судов образует четыре уровня:

– участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессионального судьи и двух шеффенов (заседателей);

– земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов.

Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров страны во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры соответственно - в подчинении министра юстиции земли.

Адвокат в ФРГ в соответствии с Федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. является профессиональным консультантом и представителем во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Палата адвокатов является корпорацией, за которой осуществляет государственный надзор (за соблюдением ею закона и устава) земельное управление юстиции.

Высшим органом палаты является собрание, которое решает наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов, и избирает сроком на четыре года исполнительный орган - правление. Оно же из своей среды выбирает президиум, который состоит из президента, вице-президента, секретаря и казначея.

Судебная система Польши

Основы судебной системы Польши установлены в разделе VIII Конституции. Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, общие суды, административные суды, а также военные суды. Исключительный суд или ускоренная процедура могут устанавливаться только на время войны. Судопроизводство является по меньшей мере двухинстанционным.

Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского судебного совета на неопределенное время, т.е. являются несменяемыми. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение им своей должности. Закон определяет возраст, по достижении которого судьи уходят в отставку.

Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью общих, а также осуществляет иную деятельность, определенную в Конституции и законах. Первого Председателя Верховного суда Президент Республики назначает на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим собранием судей Верховного суда.

В Польше существует особая система органов административной юстиции, возглавляемая Высшим административным судом. Согласно Конституции суды этой системы осуществляют в сфере, определенной в законе, контроль за деятельностью публичной администрации. Этот контроль охватывает также соответствие законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.

К органам государственного контроля и охраны права Конституция относит Верховную палату контроля и Уполномоченного по гражданским правам. Первая является высшим органом государственного контроля, контролирует деятельность органов правительственной администрации, Польского национального банка, государственных юридических лиц и иных организационных единиц, а иногда и других субъектов с точки зрения законности, экономности, целесообразности и добросовестности. Она подчиняется Сейму и действует на началах коллегиальности. Уполномоченный по гражданским правам назначается Сеймом с согласия Сената на 5 лет.

Конституционным законом от 29 декабря 1989 г. по-новому сформулированы задачи прокуратуры и ее правовой статус. В соответствии со ст. 64 прокуратура охраняет законность, а также наблюдает за предварительным расследованием. Прокуратура подчиняется министру юстиции, который осуществляет функции Генерального прокурора.

Судебная система Японии

Современная судебная система Японии сложилась в результате после конституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14-ти членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решение и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5-ти судей.

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по 2-й инстанции. Кроме того, в коллегию из 5 судей. Они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и «подрывные организации»). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных, и других судах.

В Японии корпорация профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12000 адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство»

Цели и задачи: Ознакомление с особенностями судоустройства как учебной дисциплины для начальных навыков и компетенций будущих специалистов в сфере деятельности правоохранительных органов.

1.Предмет, система и значение курса. Соотношение с другими юридическими дисциплинами.

1.Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Уголовная юстиция, ее задачи и структура.

2.Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги.

3. Правовые источники курса, их общая характеристика. Классификация нормативных правовых актов о судоустройстве и организации правоохранительных органов по юридической силе. Международные правовые акты как источники судоустройства.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референндумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск, 2005. - 48 с.

2.Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., №1l39-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - NQ 107. - 2/1236; 2007. – № 4. - 2/1292.

3.Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / в.н. Бибило. - Минск, 2001. - 328 с.

4.Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - Минск, 2002. - 480 с.

Наши рекомендации