Дополнительные темы (повышенной трудности)
1. Христианские корни современного права.
2. Ирригационная теория происхождения государства.
3. Судебный прецедент в России.
4. Теория полицейского государства.
5. Современные подходы к пониманию сущности права.
6. Объективное и субъективное в праве.
7. Соотношение системы права и системы законодательства.
8. Социологическая юриспруденция в современной теории права.
9. Правовые фикции.
10. Юридические доказательства в правоприменении.
11. Соотношение судебной и законодательной (представительной) государственной власти.
12. Соотношение судебной и исполнительной государственной власти.
13. Правовой статус судьи в современном мире.
14. Личность в политической системе российского общества.
15. Ювенальное правосудие в современном мире.
16. Теория восстановительного правосудия.
17. Право на свободу передвижения в правовом статусе личности.
18. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих.
19. Понятие и виды судебных документов.
20. Юридическая техника судебных документов.
Примерная тематика рефератов
1. Неолитическая революция как одна из причин возникновения государства.
2. Обычное право и способы его образования.
3. Отличие государства от первобытного общества.
4. Философские обоснования в понимании сущности государства и его назначения.
5. Символика государства: понятие и виды.
6. Личностный подход в типологии государства.
7. Система органов современного государства.
8. Роль силовых структур в современном государстве.
9. Государство в структуре гражданского общества.
10. Понятие и функции современной политической системы общества.
11. Политика и государство.
12. Структура местного самоуправления и функции.
13. Государство и религиозные объединения.
14. Система основных прав, свобод и обязанностей личности и гражданина в современном обществе.
15. Стандарты правового государства.
16. Право и правовое государство.
17. Российская Федерация на пути к правовому государству.
18. Теория естественного права и его роль в современном обществе.
19. Теория позитивного права и его роль в современном обществе.
20. Аксиологический подход в праве. Ценность права в современном обществе.
21. Право и моральные ценности.
22. Социальное регулирование и правовые нормы.
23. Способы изменения юридических норм.
24. Правообразование в современном обществе.
25. Правообразование и правосознание.
26. Роль права и его норм в управлении обществом.
27. Действие нормативных правовых актов во времени.
28. Обратная сила закона.
29. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
30. Действие нормативных правовых актов в пространстве.
31. Частное право в системе правовых норм.
32. Публичное право в системе правовых норм.
33. Внутригосударственное и международное право.
34. Система права в правовой системе общества.
35. Основания и принципы правоприменения.
36. Типы правоприменения.
37. Доказывания в правоприменительной деятельности.
38. Доказательства в правоприменительной деятельности.
39. Юридическая квалификация в правоприменительной деятельности.
40. Понятие и виды коллизий правовых норм.
41. Понятие и виды пробелов в праве.
42. Официальное толкование и его роль в правовом регулировании.
43. Неофициальное толкование и его роль в правовом регулировании.
44. Состав (структура) правоотношения.
45. Понятие и природа общего правоотношения.
46. Юридические факты и их роль в правовом регулировании.
47. Юридические составы и их виды.
48. Объективная сторона правоприменения.
49. Субъективная сторона правоприменения.
50. Юридическая ответственность в системе мер государственного принуждения.
51. Право и правовое сознание.
52. Правовая культура в современном российском обществе.
53. Правовой романтизм в современном правосознании.
54. Правовой нигилизм в современном правосознании.
55. Правовое регулирование и правовое воздействие.
56. Индивидуальное правовое регулирование.
57. Саморегулирование в праве.
58. Информационное правовое регулирование.
59. Роль процедур в правовом регулировании.
60. Юридическая техника индивидуальных правовых актов.
61. Юридические документы и их функции в правовом регулировании.
62. Законность и формы ее проявления в современном обществе.
63. Понятие и виды гарантий в современном обществе.
64. Роль дисциплины в современном обществе.
65. Роль сравнительного правоведения в изучении правовых систем современности.
66. Традиционные правовые системы современности.
67. Взаимосвязи правовых систем мира.
68. Проблемы унификации правовых систем мира в эпоху глобализации.
69. Юридические науки и теория государства и права.
70. Функции теории государства и права как науки в современном обществе.
Тестовое задание для проведения рубежного контроля
Вам следует отметить один или несколько из предлагаемых ответов. Каждый ответ оценивается в один балл.
1. Власть в первобытном обществе основывалась исходя из:
а) собственности того, кто на нее претендует;
б) авторитета;
в) территориального характера;
г) кровнородственных связей с правящим лицом;
д) традиций.
2. Переход от присваивающей экономики основывается на:
а) 3 крупных разделениях труда;
б) 2 крупных разделениях труда;
в) 4 крупных разделениях труда.
3. Экономика первобытного общества основывалась на:
а) общественной собственности;
б) собственности правящих лиц;
в) частной собственности;
г) долевой собственности.
4. Основные формы возникновения государства:
а) афинская, древнегерманская, древнеримская;
б) восточная, древнегерманская, древнеримская;
в) западная, древнегерманская, древнеримская;
г) славянская, афинская, древнегерманская.
5. Отличие государства от первобытного общества:
а) территория, публичная власть, налоги и сборы, тесная связь с правом, суверенитет;
б) территория, население, суверенитет, символика государства;
в) политическая власть, тесная связь с правом, население, органы принуждения (армия, тюрьмы и т.д.).
6. Обычное право - это:
а) право, состоящее из обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения;
б) право, основанное на табу (запретах), нарушение которых влекло за собой суровую кару;
в) право, сформированное путем приспособления, с одной стороны, обычаев родового строя, с другой - введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.
7. Собственное нормотворчество - это:
а) нормотворчество элиты, т.е. высших слоев общества - собственников имущества, обладающих властью;
б) нормотворчество государства (конституции, законы);
в) нормотворчество государственных чиновников в связи с принятием "собственных".
8. В какой теории появление государства и права выводится из общественной пользы?
а) органическая теория;
б) патриархальная теория;
в) договорная;
г) теологическая.
9. В какой теории государство - это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними? Право - возведенная в закон воля господствующего класса.
а) марксистская;
б) патриархальная теория;
в) договорная;
г) теологическая.
10. Определить сущность государства - значит:
а) установить, в чьих руках сосредоточена власть;
б) установить, чьим интересам власть служит, чью волю выражает;
в) установить, в чьих руках сосредоточена власть, установить, чьим интересам власть служит, чью волю выражает.
11. Государство - это:
а) система органов, осуществляющих конкретные интересы граждан, расположенных на определенной территории;
б) организация политической власти, содействующая преимущественно осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, расовых и т.д.), в пределах определенной территории;
в) это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги.
12. Что такое форма государственного устройства?
а) административно-территориальная структура государства;
б) приемы и способы осуществления государственной власти;
в) механизм осуществления государственной власти;
г) организация деятельности государственного аппарата;
д) организация верховной власти в государстве.
13. Форма правления - это:
а) административно-территориальная структура государства;
б) приемы и способы осуществления государственной власти;
в) механизм осуществления государственной власти;
г) организация деятельности государственного аппарата;
д) организация верховной власти в государстве.
14. В основе какого подхода к типологии государств лежат свойства общественно-экономической основы государства:
а) формационного;
б) цивилизационного;
в) идеологического;
г) религиозного.
15. В основе какого подхода к типологии государств лежат техника, культура, религия:
а) формационного;
б) цивилизационного;
в) идеологического;
г) религиозного.
16. Функции государства - это:
а) деятельность по упорядочиванию органов государства;
б) деятельность системы государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи государства;
в) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов.
17. Механизм государства - это:
а) система государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи и функции государства;
б) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов;
в) система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
18. Государственный аппарат - это:
а) система государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи и функции государства;
б) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов;
в) система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
19. Базовый правовой статус личности - это:
а) специальный;
б) индивидуальный;
в) общий (конституционный);
г) профессиональный и должностной (статус депутата, пенсионера и др.)
20. Правовое государство - это:
а) государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основаны на праве;
б) государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основаны на законе;
в) государство, чья властная деятельность основывается на принципе разделения властей.
21. Какая концепция правопонимания основана на том, что право - это система официально признаваемых и действующих в данном государстве норм?
а) нормативная;
б) естественно-правовая;
в) социологическая.
22. Что означает согласованность как признак системы права?
а) формальная определенность;
б) общеобязательная нормативность;
в) волевой характер права;
г) системность;
д) регулятивный характер права.
23. Что означает неперсонифицированность адресата как признак права?
а) формальная определенность;
б) общеобязательная нормативность;
в) волевой характер права;
г) системность;
д) регулятивный характер права.
24. Нормативный договор как источник права создается путем:
а) санкционирования государством определенных социальных норм;
б) правотворческой деятельности государственных органов;
в) признания государством взаимно установленных прав и обязанностей;
г) разрешения противоречий между конкурирующими правовыми нормами;
д) обобщения судом правоприменительной практики.
25. Правовая доктрина как источник права представляет собой:
а) общие начала законодательства;
б) принципы, положенные в основу правового регулирования;
в) мнения ученых юристов по вопросам права;
г) санкционированный обычай.
26. Официальным письменным документом, выражающим волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене юридического правила, является:
а) норма права;
б) нормативный договор;
в) нормативный правовой акт;
г) правоприменительный акт;
д) акт реализации права.
27. Основные признаки правоприменения:
а) особый (властный) субъект;
б) это деятельность по созданию правовых норм;
в) деятельность по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
г) осуществляется в определенных процедурных формах;
д) результаты оформляются индивидуальным правовым актом.
28. Отношение к систематизации нормативных правовых актов имеет:
а) учет правовых норм;
б) соблюдение юридических норм;
в) санкционирование юридических действий;
г) правовая доктрина.
29. Назовите наиболее распространенный источник права в РФ:
а) правовой обычай;
б) нормативный правовой акт;
в) судебный (административный) прецедент;
г) нормативный договор.
30. Выделите два самостоятельных компонента толкования норм права:
а) понимание;
б) уяснение;
в) узнавание;
г) выяснение;
д) разъяснение.
31. Основополагающие идеи, лежащие в основе права и выражающие его сущность, называются:
а) принципами права;
б) признаками права;
в) функциями права;
г) ценностями права.
32. Выделите формы реализации права:
а) консолидация;
б) соблюдение;
в) кодификация;
г) использование;
д) правоприменение;
е) исполнение.
33. Закон - это:
а) решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер;
б) любой нормативно-правовой акт;
в) правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением;
г) обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти.
34. Материальное право:
а) определяет порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений;
б) сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;
в) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов;
г) регулирует многообразные отношения в обществе, в различных его сферах;
д) совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
35. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от:
а) времени его издания;
б) территориальной юрисдикции правотворческого органа;
в) компетенции правотворческого органа, специфики регулируемых отношений и вида нормативного правового акта;
г) от его названия.
36. К видам подзаконных актов в современной России относятся:
а) указы Президента РФ;
б) Конституция РФ;
в) постановления городской думы;
г) конституции субъектов Федерации;
д) постановления Правительства РФ.
37. Наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового акта, называется:
а) инкорпорация;
б) кодификация;
в) правотворчество;
г) консолидация.
38. Что такое гипотеза правовой нормы?
а) правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения;
б) условия или обстоятельства, при которых норма действует;
в) указание на правовые последствия для нарушителей нормы.
39. Что такое диспозиция юридической нормы?
а) правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения;
б) условия или обстоятельства, при которых норма действует;
в) указание на правовые последствия для нарушителей нормы.
40. Какой из нормативных правовых актов вступает в силу в течение 10 дней после их опубликования?
а) федеральные законы;
б) акты Президента и Правительства РФ;
в) законы о поправках к Конституции РФ;
г) федеральное законодательство о налогах;
д) акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
41. Какой государственный орган может отменить Федеральный закон?
а) Государственная Дума;
б) Совет Федерации;
в) Конституционный Суд РФ;
г) Верховный Суд РФ;
д) Президент РФ.
42. С позиции объема результат толкования бывает:
а) буквальный, ограничительный, расширительный;
б) совпадающий с духом закона;
в) противоречащий принципам права.
43. Правомерное поведение - это:
а) поведение, соотносящееся с принципами норм права;
б) веселое поведение;
в) системные действия.
44. Правовой нигилизм - это:
а) отрицание юридических норм права;
б) желание заключить договор;
в) незнание содержания закона.
45. Система права - это:
а) совокупность юридических норм и правовых институтов;
б) отношение к праву;
в) нормы морали и права;
г) нормы общества.
46. Пробел в праве - это:
а) "пустота" в законодательстве;
б) отсутствие заголовков к законам;
в) технические ошибки;
г) неграмотный текст закона.
47. Коллизии норм - это:
а) противоречия между юридическими нормами;
б) борьба за правовую идею;
в) разные мнения ученых-юристов.
48. Метод правового регулирования - это:
а) метод подготовки трудового контракта;
б) система способов и приемов правового регулирования;
в) приемы подготовки правоприменительного акта;
г) знание права.
49. Юридические документы - это:
а) художественная литература;
б) совокупность документов, содержащих юридически значимую информацию;
в) совокупность судебных дел;
г) совокупность правоприменительных решений.
50. Метод теории государства и права - это:
а) совокупность правовых отношений;
б) система способов и приемов в исследовании общих закономерностей становления, развития и функционирования государства и права;
в) диспозитивные и императивные способы правовой регламентации общественных отношений.
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложных учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин. Данные обстоятельства предполагают внимательное и терпеливое изучение каждой темы программы курса, кропотливой и тщательной подготовки к семинарским занятиям. В данных рекомендациях авторы обращают внимание на отдельные вопросы учебного курса, которые наиболее сложны для усвоения.
При изучении теории государства, в частности проблемы его происхождения, наиболее сложным является вопрос о возникновении государственности, ее составляющих. При ответах на семинарских и практических занятиях, экзаменах многие студенты полагают, что государство возникало достаточно интенсивно, в течение небольшого исторического промежутка времени, причем, что называется, в "полном составе", т.е. со всеми элементами и механизмом. На самом деле это не так. Государство и государственность (составные элементы государства) возникало на разных территориях у разных народов неодинаково. Первобытное общество, уже во многом утратившее свое главное свойство - кровнородственность, длительное время, как свидетельствуют специалисты, проживало в состоянии "полугосударства". Энгельс называл этот период "высшей демократией", который характеризовался сплетением родовой организации и государственности. Например, армия - один из первых элементов государственности, стала профессиональной еще на заре происхождения государственности, в тот период, когда власть еще не носила публичного характера и строилась, и функционировала по принципам родовой общины.
Право, как система норм в государстве, также появлялось сложными путями. Первыми источниками права были первобытные обычаи; именно они "возводились в закон", именно им придавался характер юридических норм. Этот период и этот путь формирования права получили название обычного права. Однако бурно развивающаяся государственность очень скоро почувствовала дефицит юридических норм. Другими словами, обычаи в ранге юридических правил не стали удовлетворять современные отношения. Государственная власть, как правило, в лице правителя стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания.
Вопрос о сущности государства. Здесь необходимо прежде всего уяснить, что понимать под сущностью государства, и не только, а также других явлений. Сущность есть основное, главное в явлении, событии, вещи. Именно этот и явился спорным с давних времен. Философы, юристы задавались вопросом, что главное в государстве: власть, диктатура, юриспруденция, благоденствие, "общие дела" и др. Поэтому в программе, в планах семинарских занятий сформулирован вопрос об основных философских подходах в понимании сущности и назначения государства.
При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий, как "механизм государства" и "государственный аппарат". Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (А.Ф. Черданцев и др.), другие полагают, что механизм государства - понятие шире и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту следует уяснить и выбрать, какая из научных позиций наиболее верная и более точно отражает реальность.
Достаточно большое количество вопросов посвящено изучению соотношения и связи государства и общества, права и общества и других институтов, имеющих общественную природу и связанных с государством и правовой системой общества. Для глубокого и детального изучения данной проблемы необходимо прежде всего изучить структуру гражданского общества, его составляющие, отношения и связи, возникающие здесь. Представляется, что прежде всего следует обратить внимание на такой компонент, как религия, и ее объединяющую роль в обществе, местное самоуправление и его значение в консолидации населения, его групп, расселенных на местах.
Тема "Правовое государство" для студентов крайне важна, и не только потому, что это конституционная цель, но и с точки зрения понимания сущности и цели государственного устройства общества. Здесь, безусловно, важно уяснить смысл и значение стандартов правовой государственности, таких как приоритет права, правосудие, законность и др. Господство права есть главное в понимании такого плана устройства не только государства, его порядка, но и гражданского общества.
Самостоятельный раздел курса - это теория права. Его изучение начинается с достаточно сложного вопроса - правопонимания. Другими словами, здесь студент должен попытаться понять, вникнуть в "святая святых" - смысл права, правового регулирования, его ценность для общества.
Позитивное право - одна из доминирующих точек зрения в современной науке права не только в России, но и за рубежом. Понимание роли права, его аспектов как составляющей общего государственного порядка остается актуальным в современном обществе. И здесь право легко "читается" в плане его свойств - принуждение и гарантированность со стороны государственной власти, формальная определенность норм и др. Однако естественные начала права, его связь с человеком, его свойствами также следует оценивать и учитывать. Большинство конституционных правовых ценностей на них и построены (право на жизнь, право на достойную заработную плату за труд и т.д.).
Одним из ключевых вопросов теории права является проблема источников права. В современной юридической науке на эту тему развернулась острая дискуссия. Задаются вопросом, что понимать под источником права, их системой, какова роль и значение современных источников права в правовом регулировании. К сожалению, в пылу дискуссии многие авторы отходят от основной идеи (принципа) конституционно права в понимании источника как юридической нормы, установленной компетентным органом. Отсюда крайность в суждениях об источнике права и включение в систему источников права таких элементов, как правосознание, акты толкования судебных органов и др.
При изучении системы права необходимо ознакомиться с рядом таких источников права, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др., что позволит глубже понять, чем отличается материальное право от процессуального, внутригосударственное от международного и т.д. Кроме того, важно не только умозрительно, но предметно, т.е. с помощью знания содержания юридических норм отличать систему права и систему законодательства. Другими словами, юридические нормы и их выражения - разноплоскостные правовые явления.
В теме "применение права" наиболее сложной является проблема реализации юридических норм в ситуации пробелов и коллизий. Безусловно, студент должен углубиться в понимание таких явлений, как пробел права, коллизия юридических норм. Важно уяснить, что это особые явления правовой действительности: пробел есть пустота в законодательстве, неурегулированность в праве, а коллизия - избыток юридических правил.
Очень важны для понимания действия права знания о правовых отношениях, их природе, видах. Здесь же крайне важно изучить основы теории юридических фактов, их роли в механизме правового регулирования. Наибольшего внимания требует проблема юридических составов, их роли в образовании правоотношений.
Правовое регулирование невозможно без гарантированности государства, вне его обеспечительных мер. Юридическая объективность должна рассматриваться и пониматься как одна из мер государственного принуждения. Абсолютизировать институт юридической ответственности как основного свойства государственной власти вряд ли следует. Государство имеет немало средств и мер принудительного характера помимо юридической ответственности.
В определенной мере замыкающей или, другими словами, объединяющей темой является механизм правового регулирования. Данная тема позволяет представить основные элементы правового регулирования во взаимосвязи и взаимозависимости. Речь идет о таких важнейших средствах правового регулирования, как норма права, юридические факты, правовые отношения и юридические последствия (решение правоприменительных органов и др.). Очень важно обратить внимание на роль юридических фактов, являющихся неким "рычажком" проведения в действие механизма правового регулирования.
При изучении юридических документов, юридической техники как средства их подготовки важно обратить внимание на социальное и юридическое значение юридической документалистики. Юридические документы выполняют важнейшую социальную функцию по управлению обществом и обеспечению его стабильности. В правовом регулировании это технико-юридическое обеспечение действия права, его норм.
Теория государства и права - фундаментальная юридическая наука. Следует обратить внимание на ее состав, структуру, ибо знания, которые здесь имеются, по своему содержанию неоднородны. В этой связи следует обратить внимание на их компановку, сосредоточение или объединение. Философские знания, с долей условности, считают "философией права" как составной части теории права; социологические - социологией права и формально-юридические - догмой права. При этом большинство ученых склоняются к тому, что они - указанные выше знания и одновременно направления научных исследований - находятся в структуре теории права. Безусловно, теория государства и теория права - достаточно самостоятельные области знаний, но неразрывно связанные, как и реальности - государство и право.
Тематический план семинарских занятий