Дополнительные темы (повышенной трудности)

1. Христианские корни современного права.

2. Ирригационная теория происхождения государства.

3. Судебный прецедент в России.

4. Теория полицейского государства.

5. Современные подходы к пониманию сущности права.

6. Объективное и субъективное в праве.

7. Соотношение системы права и системы законодательства.

8. Социологическая юриспруденция в современной теории права.

9. Правовые фикции.

10. Юридические доказательства в правоприменении.

11. Соотношение судебной и законодательной (представительной) государственной власти.

12. Соотношение судебной и исполнительной государственной власти.

13. Правовой статус судьи в современном мире.

14. Личность в политической системе российского общества.

15. Ювенальное правосудие в современном мире.

16. Теория восстановительного правосудия.

17. Право на свободу передвижения в правовом статусе личности.

18. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих.

19. Понятие и виды судебных документов.

20. Юридическая техника судебных документов.

Примерная тематика рефератов

1. Неолитическая революция как одна из причин возникновения государства.

2. Обычное право и способы его образования.

3. Отличие государства от первобытного общества.

4. Философские обоснования в понимании сущности государства и его назначения.

5. Символика государства: понятие и виды.

6. Личностный подход в типологии государства.

7. Система органов современного государства.

8. Роль силовых структур в современном государстве.

9. Государство в структуре гражданского общества.

10. Понятие и функции современной политической системы общества.

11. Политика и государство.

12. Структура местного самоуправления и функции.

13. Государство и религиозные объединения.

14. Система основных прав, свобод и обязанностей личности и гражданина в современном обществе.

15. Стандарты правового государства.

16. Право и правовое государство.

17. Российская Федерация на пути к правовому государству.

18. Теория естественного права и его роль в современном обществе.

19. Теория позитивного права и его роль в современном обществе.

20. Аксиологический подход в праве. Ценность права в современном обществе.

21. Право и моральные ценности.

22. Социальное регулирование и правовые нормы.

23. Способы изменения юридических норм.

24. Правообразование в современном обществе.

25. Правообразование и правосознание.

26. Роль права и его норм в управлении обществом.

27. Действие нормативных правовых актов во времени.

28. Обратная сила закона.

29. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

30. Действие нормативных правовых актов в пространстве.

31. Частное право в системе правовых норм.

32. Публичное право в системе правовых норм.

33. Внутригосударственное и международное право.

34. Система права в правовой системе общества.

35. Основания и принципы правоприменения.

36. Типы правоприменения.

37. Доказывания в правоприменительной деятельности.

38. Доказательства в правоприменительной деятельности.

39. Юридическая квалификация в правоприменительной деятельности.

40. Понятие и виды коллизий правовых норм.

41. Понятие и виды пробелов в праве.

42. Официальное толкование и его роль в правовом регулировании.

43. Неофициальное толкование и его роль в правовом регулировании.

44. Состав (структура) правоотношения.

45. Понятие и природа общего правоотношения.

46. Юридические факты и их роль в правовом регулировании.

47. Юридические составы и их виды.

48. Объективная сторона правоприменения.

49. Субъективная сторона правоприменения.

50. Юридическая ответственность в системе мер государственного принуждения.

51. Право и правовое сознание.

52. Правовая культура в современном российском обществе.

53. Правовой романтизм в современном правосознании.

54. Правовой нигилизм в современном правосознании.

55. Правовое регулирование и правовое воздействие.

56. Индивидуальное правовое регулирование.

57. Саморегулирование в праве.

58. Информационное правовое регулирование.

59. Роль процедур в правовом регулировании.

60. Юридическая техника индивидуальных правовых актов.

61. Юридические документы и их функции в правовом регулировании.

62. Законность и формы ее проявления в современном обществе.

63. Понятие и виды гарантий в современном обществе.

64. Роль дисциплины в современном обществе.

65. Роль сравнительного правоведения в изучении правовых систем современности.

66. Традиционные правовые системы современности.

67. Взаимосвязи правовых систем мира.

68. Проблемы унификации правовых систем мира в эпоху глобализации.

69. Юридические науки и теория государства и права.

70. Функции теории государства и права как науки в современном обществе.

Тестовое задание для проведения рубежного контроля

Вам следует отметить один или несколько из предлагаемых ответов. Каждый ответ оценивается в один балл.

1. Власть в первобытном обществе основывалась исходя из:

а) собственности того, кто на нее претендует;

б) авторитета;

в) территориального характера;

г) кровнородственных связей с правящим лицом;

д) традиций.

2. Переход от присваивающей экономики основывается на:

а) 3 крупных разделениях труда;

б) 2 крупных разделениях труда;

в) 4 крупных разделениях труда.

3. Экономика первобытного общества основывалась на:

а) общественной собственности;

б) собственности правящих лиц;

в) частной собственности;

г) долевой собственности.

4. Основные формы возникновения государства:

а) афинская, древнегерманская, древнеримская;

б) восточная, древнегерманская, древнеримская;

в) западная, древнегерманская, древнеримская;

г) славянская, афинская, древнегерманская.

5. Отличие государства от первобытного общества:

а) территория, публичная власть, налоги и сборы, тесная связь с правом, суверенитет;

б) территория, население, суверенитет, символика государства;

в) политическая власть, тесная связь с правом, население, органы принуждения (армия, тюрьмы и т.д.).

6. Обычное право - это:

а) право, состоящее из обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения;

б) право, основанное на табу (запретах), нарушение которых влекло за собой суровую кару;

в) право, сформированное путем приспособления, с одной стороны, обычаев родового строя, с другой - введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

7. Собственное нормотворчество - это:

а) нормотворчество элиты, т.е. высших слоев общества - собственников имущества, обладающих властью;

б) нормотворчество государства (конституции, законы);

в) нормотворчество государственных чиновников в связи с принятием "собственных".

8. В какой теории появление государства и права выводится из общественной пользы?

а) органическая теория;

б) патриархальная теория;

в) договорная;

г) теологическая.

9. В какой теории государство - это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними? Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

а) марксистская;

б) патриархальная теория;

в) договорная;

г) теологическая.

10. Определить сущность государства - значит:

а) установить, в чьих руках сосредоточена власть;

б) установить, чьим интересам власть служит, чью волю выражает;

в) установить, в чьих руках сосредоточена власть, установить, чьим интересам власть служит, чью волю выражает.

11. Государство - это:

а) система органов, осуществляющих конкретные интересы граждан, расположенных на определенной территории;

б) организация политической власти, содействующая преимущественно осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, расовых и т.д.), в пределах определенной территории;

в) это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги.

12. Что такое форма государственного устройства?

а) административно-территориальная структура государства;

б) приемы и способы осуществления государственной власти;

в) механизм осуществления государственной власти;

г) организация деятельности государственного аппарата;

д) организация верховной власти в государстве.

13. Форма правления - это:

а) административно-территориальная структура государства;

б) приемы и способы осуществления государственной власти;

в) механизм осуществления государственной власти;

г) организация деятельности государственного аппарата;

д) организация верховной власти в государстве.

14. В основе какого подхода к типологии государств лежат свойства общественно-экономической основы государства:

а) формационного;

б) цивилизационного;

в) идеологического;

г) религиозного.

15. В основе какого подхода к типологии государств лежат техника, культура, религия:

а) формационного;

б) цивилизационного;

в) идеологического;

г) религиозного.

16. Функции государства - это:

а) деятельность по упорядочиванию органов государства;

б) деятельность системы государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи государства;

в) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов.

17. Механизм государства - это:

а) система государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи и функции государства;

б) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов;

в) система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

18. Государственный аппарат - это:

а) система государственных органов и учреждений, призванных осуществлять или содействовать осуществлению государственной власти, а также исполнять задачи и функции государства;

б) основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов;

в) система государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

19. Базовый правовой статус личности - это:

а) специальный;

б) индивидуальный;

в) общий (конституционный);

г) профессиональный и должностной (статус депутата, пенсионера и др.)

20. Правовое государство - это:

а) государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основаны на праве;

б) государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основаны на законе;

в) государство, чья властная деятельность основывается на принципе разделения властей.

21. Какая концепция правопонимания основана на том, что право - это система официально признаваемых и действующих в данном государстве норм?

а) нормативная;

б) естественно-правовая;

в) социологическая.

22. Что означает согласованность как признак системы права?

а) формальная определенность;

б) общеобязательная нормативность;

в) волевой характер права;

г) системность;

д) регулятивный характер права.

23. Что означает неперсонифицированность адресата как признак права?

а) формальная определенность;

б) общеобязательная нормативность;

в) волевой характер права;

г) системность;

д) регулятивный характер права.

24. Нормативный договор как источник права создается путем:

а) санкционирования государством определенных социальных норм;

б) правотворческой деятельности государственных органов;

в) признания государством взаимно установленных прав и обязанностей;

г) разрешения противоречий между конкурирующими правовыми нормами;

д) обобщения судом правоприменительной практики.

25. Правовая доктрина как источник права представляет собой:

а) общие начала законодательства;

б) принципы, положенные в основу правового регулирования;

в) мнения ученых юристов по вопросам права;

г) санкционированный обычай.

26. Официальным письменным документом, выражающим волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене юридического правила, является:

а) норма права;

б) нормативный договор;

в) нормативный правовой акт;

г) правоприменительный акт;

д) акт реализации права.

27. Основные признаки правоприменения:

а) особый (властный) субъект;

б) это деятельность по созданию правовых норм;

в) деятельность по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

г) осуществляется в определенных процедурных формах;

д) результаты оформляются индивидуальным правовым актом.

28. Отношение к систематизации нормативных правовых актов имеет:

а) учет правовых норм;

б) соблюдение юридических норм;

в) санкционирование юридических действий;

г) правовая доктрина.

29. Назовите наиболее распространенный источник права в РФ:

а) правовой обычай;

б) нормативный правовой акт;

в) судебный (административный) прецедент;

г) нормативный договор.

30. Выделите два самостоятельных компонента толкования норм права:

а) понимание;

б) уяснение;

в) узнавание;

г) выяснение;

д) разъяснение.

31. Основополагающие идеи, лежащие в основе права и выражающие его сущность, называются:

а) принципами права;

б) признаками права;

в) функциями права;

г) ценностями права.

32. Выделите формы реализации права:

а) консолидация;

б) соблюдение;

в) кодификация;

г) использование;

д) правоприменение;

е) исполнение.

33. Закон - это:

а) решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер;

б) любой нормативно-правовой акт;

в) правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением;

г) обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти.

34. Материальное право:

а) определяет порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений;

б) сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

в) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов;

г) регулирует многообразные отношения в обществе, в различных его сферах;

д) совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

35. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от:

а) времени его издания;

б) территориальной юрисдикции правотворческого органа;

в) компетенции правотворческого органа, специфики регулируемых отношений и вида нормативного правового акта;

г) от его названия.

36. К видам подзаконных актов в современной России относятся:

а) указы Президента РФ;

б) Конституция РФ;

в) постановления городской думы;

г) конституции субъектов Федерации;

д) постановления Правительства РФ.

37. Наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового акта, называется:

а) инкорпорация;

б) кодификация;

в) правотворчество;

г) консолидация.

38. Что такое гипотеза правовой нормы?

а) правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения;

б) условия или обстоятельства, при которых норма действует;

в) указание на правовые последствия для нарушителей нормы.

39. Что такое диспозиция юридической нормы?

а) правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения;

б) условия или обстоятельства, при которых норма действует;

в) указание на правовые последствия для нарушителей нормы.

40. Какой из нормативных правовых актов вступает в силу в течение 10 дней после их опубликования?

а) федеральные законы;

б) акты Президента и Правительства РФ;

в) законы о поправках к Конституции РФ;

г) федеральное законодательство о налогах;

д) акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

41. Какой государственный орган может отменить Федеральный закон?

а) Государственная Дума;

б) Совет Федерации;

в) Конституционный Суд РФ;

г) Верховный Суд РФ;

д) Президент РФ.

42. С позиции объема результат толкования бывает:

а) буквальный, ограничительный, расширительный;

б) совпадающий с духом закона;

в) противоречащий принципам права.

43. Правомерное поведение - это:

а) поведение, соотносящееся с принципами норм права;

б) веселое поведение;

в) системные действия.

44. Правовой нигилизм - это:

а) отрицание юридических норм права;

б) желание заключить договор;

в) незнание содержания закона.

45. Система права - это:

а) совокупность юридических норм и правовых институтов;

б) отношение к праву;

в) нормы морали и права;

г) нормы общества.

46. Пробел в праве - это:

а) "пустота" в законодательстве;

б) отсутствие заголовков к законам;

в) технические ошибки;

г) неграмотный текст закона.

47. Коллизии норм - это:

а) противоречия между юридическими нормами;

б) борьба за правовую идею;

в) разные мнения ученых-юристов.

48. Метод правового регулирования - это:

а) метод подготовки трудового контракта;

б) система способов и приемов правового регулирования;

в) приемы подготовки правоприменительного акта;

г) знание права.

49. Юридические документы - это:

а) художественная литература;

б) совокупность документов, содержащих юридически значимую информацию;

в) совокупность судебных дел;

г) совокупность правоприменительных решений.

50. Метод теории государства и права - это:

а) совокупность правовых отношений;

б) система способов и приемов в исследовании общих закономерностей становления, развития и функционирования государства и права;

в) диспозитивные и императивные способы правовой регламентации общественных отношений.

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Теория государства и права, как отмечалось выше, относится к числу сложных учебных дисциплин. Объясняется это абстрактностью материала, философскими основаниями содержания, необходимостью знания истории, философии, экономики и других общеобразовательных дисциплин. Данные обстоятельства предполагают внимательное и терпеливое изучение каждой темы программы курса, кропотливой и тщательной подготовки к семинарским занятиям. В данных рекомендациях авторы обращают внимание на отдельные вопросы учебного курса, которые наиболее сложны для усвоения.

При изучении теории государства, в частности проблемы его происхождения, наиболее сложным является вопрос о возникновении государственности, ее составляющих. При ответах на семинарских и практических занятиях, экзаменах многие студенты полагают, что государство возникало достаточно интенсивно, в течение небольшого исторического промежутка времени, причем, что называется, в "полном составе", т.е. со всеми элементами и механизмом. На самом деле это не так. Государство и государственность (составные элементы государства) возникало на разных территориях у разных народов неодинаково. Первобытное общество, уже во многом утратившее свое главное свойство - кровнородственность, длительное время, как свидетельствуют специалисты, проживало в состоянии "полугосударства". Энгельс называл этот период "высшей демократией", который характеризовался сплетением родовой организации и государственности. Например, армия - один из первых элементов государственности, стала профессиональной еще на заре происхождения государственности, в тот период, когда власть еще не носила публичного характера и строилась, и функционировала по принципам родовой общины.

Право, как система норм в государстве, также появлялось сложными путями. Первыми источниками права были первобытные обычаи; именно они "возводились в закон", именно им придавался характер юридических норм. Этот период и этот путь формирования права получили название обычного права. Однако бурно развивающаяся государственность очень скоро почувствовала дефицит юридических норм. Другими словами, обычаи в ранге юридических правил не стали удовлетворять современные отношения. Государственная власть, как правило, в лице правителя стала разрабатывать и применять собственные юридические предписания.

Вопрос о сущности государства. Здесь необходимо прежде всего уяснить, что понимать под сущностью государства, и не только, а также других явлений. Сущность есть основное, главное в явлении, событии, вещи. Именно этот и явился спорным с давних времен. Философы, юристы задавались вопросом, что главное в государстве: власть, диктатура, юриспруденция, благоденствие, "общие дела" и др. Поэтому в программе, в планах семинарских занятий сформулирован вопрос об основных философских подходах в понимании сущности и назначения государства.

При рассмотрении механизма государства одним из спорных вопросов является соотношение таких понятий, как "механизм государства" и "государственный аппарат". Одни ученые считают, что это равнозначные понятия (А.Ф. Черданцев и др.), другие полагают, что механизм государства - понятие шире и включает в себя понятие государственный аппарат. Здесь студенту следует уяснить и выбрать, какая из научных позиций наиболее верная и более точно отражает реальность.

Достаточно большое количество вопросов посвящено изучению соотношения и связи государства и общества, права и общества и других институтов, имеющих общественную природу и связанных с государством и правовой системой общества. Для глубокого и детального изучения данной проблемы необходимо прежде всего изучить структуру гражданского общества, его составляющие, отношения и связи, возникающие здесь. Представляется, что прежде всего следует обратить внимание на такой компонент, как религия, и ее объединяющую роль в обществе, местное самоуправление и его значение в консолидации населения, его групп, расселенных на местах.

Тема "Правовое государство" для студентов крайне важна, и не только потому, что это конституционная цель, но и с точки зрения понимания сущности и цели государственного устройства общества. Здесь, безусловно, важно уяснить смысл и значение стандартов правовой государственности, таких как приоритет права, правосудие, законность и др. Господство права есть главное в понимании такого плана устройства не только государства, его порядка, но и гражданского общества.

Самостоятельный раздел курса - это теория права. Его изучение начинается с достаточно сложного вопроса - правопонимания. Другими словами, здесь студент должен попытаться понять, вникнуть в "святая святых" - смысл права, правового регулирования, его ценность для общества.

Позитивное право - одна из доминирующих точек зрения в современной науке права не только в России, но и за рубежом. Понимание роли права, его аспектов как составляющей общего государственного порядка остается актуальным в современном обществе. И здесь право легко "читается" в плане его свойств - принуждение и гарантированность со стороны государственной власти, формальная определенность норм и др. Однако естественные начала права, его связь с человеком, его свойствами также следует оценивать и учитывать. Большинство конституционных правовых ценностей на них и построены (право на жизнь, право на достойную заработную плату за труд и т.д.).

Одним из ключевых вопросов теории права является проблема источников права. В современной юридической науке на эту тему развернулась острая дискуссия. Задаются вопросом, что понимать под источником права, их системой, какова роль и значение современных источников права в правовом регулировании. К сожалению, в пылу дискуссии многие авторы отходят от основной идеи (принципа) конституционно права в понимании источника как юридической нормы, установленной компетентным органом. Отсюда крайность в суждениях об источнике права и включение в систему источников права таких элементов, как правосознание, акты толкования судебных органов и др.

При изучении системы права необходимо ознакомиться с рядом таких источников права, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др., что позволит глубже понять, чем отличается материальное право от процессуального, внутригосударственное от международного и т.д. Кроме того, важно не только умозрительно, но предметно, т.е. с помощью знания содержания юридических норм отличать систему права и систему законодательства. Другими словами, юридические нормы и их выражения - разноплоскостные правовые явления.

В теме "применение права" наиболее сложной является проблема реализации юридических норм в ситуации пробелов и коллизий. Безусловно, студент должен углубиться в понимание таких явлений, как пробел права, коллизия юридических норм. Важно уяснить, что это особые явления правовой действительности: пробел есть пустота в законодательстве, неурегулированность в праве, а коллизия - избыток юридических правил.

Очень важны для понимания действия права знания о правовых отношениях, их природе, видах. Здесь же крайне важно изучить основы теории юридических фактов, их роли в механизме правового регулирования. Наибольшего внимания требует проблема юридических составов, их роли в образовании правоотношений.

Правовое регулирование невозможно без гарантированности государства, вне его обеспечительных мер. Юридическая объективность должна рассматриваться и пониматься как одна из мер государственного принуждения. Абсолютизировать институт юридической ответственности как основного свойства государственной власти вряд ли следует. Государство имеет немало средств и мер принудительного характера помимо юридической ответственности.

В определенной мере замыкающей или, другими словами, объединяющей темой является механизм правового регулирования. Данная тема позволяет представить основные элементы правового регулирования во взаимосвязи и взаимозависимости. Речь идет о таких важнейших средствах правового регулирования, как норма права, юридические факты, правовые отношения и юридические последствия (решение правоприменительных органов и др.). Очень важно обратить внимание на роль юридических фактов, являющихся неким "рычажком" проведения в действие механизма правового регулирования.

При изучении юридических документов, юридической техники как средства их подготовки важно обратить внимание на социальное и юридическое значение юридической документалистики. Юридические документы выполняют важнейшую социальную функцию по управлению обществом и обеспечению его стабильности. В правовом регулировании это технико-юридическое обеспечение действия права, его норм.

Теория государства и права - фундаментальная юридическая наука. Следует обратить внимание на ее состав, структуру, ибо знания, которые здесь имеются, по своему содержанию неоднородны. В этой связи следует обратить внимание на их компановку, сосредоточение или объединение. Философские знания, с долей условности, считают "философией права" как составной части теории права; социологические - социологией права и формально-юридические - догмой права. При этом большинство ученых склоняются к тому, что они - указанные выше знания и одновременно направления научных исследований - находятся в структуре теории права. Безусловно, теория государства и теория права - достаточно самостоятельные области знаний, но неразрывно связанные, как и реальности - государство и право.

Тематический план семинарских занятий

Наши рекомендации