Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Лекция

Тема 1. Основные понятия, применяемые при налогообложении. 2

Тема 2. Содержание и назначение налогового кодекса. 10

Тема 3. Перечень действующих налогов и сборов на территории РФ. 19

Тесты 55

Примерный перечень вопросов к экзамену 76

Тема 1. Основные понятия, применяемые при налогообложении.

Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; особенности построения налоговой системы в России,классификация налогов; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России.

Каждое государство, как орган, выполняющий определенные функции общества нуждается в финансовых средствах, для выполнения этих функций. К таким функциям относятся: управление, поддержание внутреннего порядка (милиция), охрана государства от внешних угроз (армия), выполнение программ по развитию экономики страны на межрегиональном уровне, финансирование науки, медицины, образования и др.

Все производители и граждане отчисляют от своих доходов определенные суммы налогов и сборов. Все применяемые виды изъятий средств у конкретных товаропроизводителей (после удовлетворения последними своих обязательных и первоочередных платежей) для нужд государства производятся на основании Налогового кодекса РФ. Налоги – это обязательные платежи предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджеты. Они возникли с возникновением государства.

Определение налогов.

¨ Налог – обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Под налогом, пошлиной и другим платежом понимается любой обязательный без эквивалентный взнос предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджет, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях определяемых законодательными актами.

¨ Сбор – обязательный взнос в обмен на предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор это обязательный, носящий разовый характер взнос, подлежащий уплате организациями и физическими лицами в вышеназванные бюджеты при совершении государственными организациями, органами местного самоуправления, юридически значимых действий в пользу организаций и физических лиц или предоставление им определенных прав – лицензий.

Вся система изъятия взносов состоит из трех взаимосвязанных частей: налоговая политика, налоговая система, налоговое законодательство.

Налоговая политика является составной частью экономической политики. Налоговая политика государства в целях укрепления экономики и мощи страны всегда должна преследовать следующие цели: пополнение бюджета на различные нужды, поощрение иностранных инвестиций, поощрение малого бизнеса, поощрение экспорта, поощрение отдельных регионов. Лишь правильной комбинацией льготных режимов и высоких ставок по отдельным регионам, отраслям и другим критериям можно либо разорить собственное государство, либо укрепить его экономику.

Налоговая системаявляется основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система.

Понятие «налоговая система» имеет две отличительные особенности.

В-первых, в налоговую систему включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Законодатель, разграничивая понятие налога, сбора, пошлины и платежей налогового характера, тем не менее, осознанно предлагает под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.

Во-вторых, налоговая система характеризуется как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных её элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествляет один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.

В налоговой системе можно выделить два элемента субъективного характера (налоговые администрации и налогоплательщики) и два элемента объективной направленности (законодательство и сами налоги).

Рис. 1. Состав обязательных элементов налоговой системы

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. - student2.ru

Налоговую систему можно определить совокупность налогов и методов их взимания, то есть, как целостное единство четырёх её элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования, . При этом каждый из элементов находиться друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговая системасостоит:

- из взаимосвязанных функций (фискальной, контрольной, социальной, регулирующей),

- вариантов взимания налогов (территориальные: федеральные, региональные, местные),

- видов взимаемых налогов (прямые, косвенные),

- методов взимания (декларативные, или налог у источника),

- принципов взимания (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные),

- ставок отчислений.

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично эти элементы представлены на рис. 2. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование её в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. - student2.ru Рис.2. Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статистической, а динамической системой. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трёх уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложении: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краёв, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). Налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. - student2.ru

Рис.3. Основные классификации налоговых систем

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

1. Либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учётом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии;

2. Умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России.

3. Жёстко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Дании, Швеции, Бельгии, Финляндии.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

1. Подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступления от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы США, Канады, Великобритании, Австралии;

2. Умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы- Германия, Франция, Италия;

3. Косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

1. Централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и Росси;

2. Умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии.

3. Децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложенияналоговые системы можно разделить так:

1. Прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

2. Регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем практически неизвестны;

3. Нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Налоговая система - это совокупность налогов и методов их взимания. Она всегда предполагает налоговое законодательство и без него не может функционировать.

Налоговая система в РФ начала действовать с первого января 1992г. В основе лежит Закон "О государственной налоговой службе" принятый ВС РФ от 21.03.91г. (в ред. 24.12.98г.).

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения государства и налогоплательщиков в процессе взимания налогов и сборов.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Каждый налог должен быть определен. Для этого в законе и инструкции по уплате того или иного налога отражают следующие моменты:

- Налогоплательщик и субъект налога;

- Объект и предмет налога, источник уплаты налога;

- Единица налогообложения;

- Налоговая ставка или норма налогового обложения;

- Сроки и порядок уплаты налога;

- Бюджетный или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, или препятствующие не запрещённой законом экономической деятельности.

В качестве базового нормативного акта в сфере налогообложения, в настоящее время действует Налоговый кодекс в двух частях. В этом нормативном акте даны основные определения понятий, связанных с налогообложением, а также заложены принципы построения налоговой системы России. Налоговый Кодекс не отменяет сложившуюся систему налоговых отношений, а развивает ее, устанавливая правовую концепцию налоговых отношений.

Ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налоговое законодательство РФсостоит из Налогового кодекса и перечня, принятых в соответствии с ним, федеральных законов и инструкций о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. В ст.1 НК РФ определены 4 уровня налогового законодательства:

* Налоговый кодекс;

* Федеральные налоговые законы;

* Законы и иные нормативные акты законодательных субъектов РФ;

* Нормативные акты законодательных органов местного самоуправления.

К законодательству субъектов РФ о налогах и сборах относятся законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам

Виды налогов. Множественность налогов, их назначение делают необходимым классифицировать налоги по различным признакам:

- по предмету налогообложения;

- по форме взимания налога;

- по источникам средств для уплаты налога;

- по способу уплаты налога;

- по степени обложения;

- в зависимости от направления использования собранных платежей;

- по субъекту налогов;

- по форме уплаты налогов;

- по срокам уплаты.

Согласно НК налоговая система России базируется на следующих основных принципах:

- всеобщность налогообложения (полное равенство существующих форм собственности);

- учет всех видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, независимо от вида и характера деятельности;

- единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок; однократность налогообложения;

- справедливость, соразмерность, ясность и экономическая обоснованность;

- единство экономического пространства;

- обеспечение учета специфики объектов налогообложения;

- толкование противоречий в законодательных актах в пользу налогоплательщиков.

Если вновь принимаемые нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то не имеют обратной силы, а если устраняют или смягчают ответственность налогоплательщика или снижают ставки налогов (устраняют обязанности по их уплате) или иным образом улучшают их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. - student2.ru

Налоги и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Тема 2. Содержание и назначение налогового кодекса.

Содержание налогового кодекса; функции налоговых органов; обязанности и права налоговых органов и налогоплательщиков.

Общая часть Налогового Кодекса состоит из семи разделов:

- Общие положения о законодательстве, о налогах и сборах;

- О налогоплательщиках и плательщиках сборов, представительстве в налоговых правоотношениях;

- О налоговых органах, ответственности налоговых и таможенных органов, и их должностных лиц;

- Об общих правилах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

- О налоговой отчетности и налоговом контроле;

- О налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение;

- Об обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются в соответствии с НК. Налоги и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Важной составной частью кодекса являются статьи, дающие перечень обязанностей, прав и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. В этих статьях изложены:

Социальные налоговые вычеты

Вы находитесь в разделе:
Спецлитература и статьи

Статья:
Социальные налоговые вычеты в 2016 году

Социальный налоговый вычет – это часть дохода физического лица, которая не облагается налогом, поскольку направляется на лечение, обучение или благотворительные нужды. Лицо, таким образом, может вернуть часть своих денег в пределах установленной в законодательстве суммы. На налоговые льготы социального толка могут рассчитывать не только рядовые граждане, но и фирмы, работающие в рамках ИП и выплачивающие НДФЛ вместо налога на прибыль.

C 1 января 2016 года физические лица смогут реализовать свое право на получение социальных вычетов у работодателя. Такое право им предоставлено п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Федерального закона от 6.04.15 г. № 85-ФЗ (далее – Закон № 85-ФЗ). Проанализируем новый порядок предоставления социальных вычетов у работодателя.

На сегодняшний день социальные налоговые вычеты работодатель может предоставить по следующим видам расходов:

· на негосударственное пенсионное обеспечение (п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ);

· на добровольное пенсионное страхование (п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ);

· на добровольное страхование жизни (редакция п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, действующая с 1 января 2015 г.);

· на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (п.п. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Приведенные социальные налоговые вычеты предоставляются работнику до окончания налогового периода. При этом должны соблюдаться следующие условия (абзац 2 п. 2 ст. 219 НК РФ):

· расходы должны быть документально подтверждены;

· договор страхования заключен на срок не менее пяти лет;

· работодатель удерживает взносы по договорам страхования из причитающихся работнику выплат с последующим перечислением их в фонды либо в страховые компании;

· совокупная величина социальных налоговых вычетов, предусмотренная п.п. 2–5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей (подопечных) и расходов на дорогостоящее лечение), не должна превышать более 120 000 руб. в налоговом периоде.

На практике это означает, что работник сам выбирает виды расходов, которые он заявит к налоговому вычету (письмо Минфина России от 31.05.11 г. № 03-04-05/7-388).

Напомним, что суть социальных вычетов состоит в уменьшении полученного дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, на определенные виды расходов (за исключением дивидендов, которые с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по ставке 13% – п.п. «б» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.11.14 г. № 366-ФЗ).

Подтема 3.6. Водный налог.

Плательщики, объект обложения, порядок исчисления и внесения в бюджет.

Плата за воду – это форма платежа в бюджет за использование промышленными предприятиями поверхностных и подземных источников воды посредством забора из водохозяйственных систем.

Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водо использование в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база:

- при заборе воды – объем воды, забранной из водного бассейна;

- использование воды для целей гидроэнергетики;

- использование акватории водных бассейнов

Ставка установлена в рублях за 1000 м3, использованной воды в зависимости от названия водного бассейна или реки, при использовании акватории с площади водного бассейна, а для ГЭС с количества выработанной энергии.

Отчетная форма – налоговая декларация по водному налогу – поквартально.

Условия применения

НЕ вправе применять УСН:

· Организации и ИП, имеющие более 100 наёмных работников.

· Банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, микрофинансовые организации.

· Организации и ИП, производящие подакцизные товары
(алкогольная и табачная продукция, бензин и др.).

· Организации и ИП, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых,
за исключением общераспространённых (например, торф, щебень, песок).

· Организации, занимающиеся организацией и проведением азартных игр.

· Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие
адвокатские кабинеты и др. формы адвокатских образований.

· Организации-участники соглашений о разделе продукции.

· Организации и ИП, перешедшие на ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).

· Организации, доля участия в которой других организаций не превышает 25 %.
(Исключения: организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; некоммерческие организации; бюджетные научные и образовательные учреждения).

· Организации, у которых остаточная стоимость основных средств более 100 млн. руб. (с 2017 года — 150 млн. рублей).

· Казенные и бюджетные учреждения.

· Иностранные организации.

· Организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки.

· Организации и ИП, чей годовой доход превышает 60 млн. руб. В 2015 году предельная
сумма доходов — 68,82 млн. руб. В 2016 году — 79,74 млн. руб. (С 2017 года — 120 млн. руб.)

· Организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Отдельное условие для уже работающей организации:

Такая организация может перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей (с 1 января 2017 г. — 90 млн. руб.). В лимит входят доходы от реализации и внереализационные доходы (при этом из них исключается НДС).

НО: если организация до перехода на УСН применяет только ЕНВД, лимит доходов не применяется, т.е. без разницы — какие у вас доходы, в любом случае сможете перейти на УСН. Если же ЕНВД совмещается с Общим режимом налогообложения, то в лимит доходов входят только доходы от Общего режима.

Порядок перехода на УСН

1) При регистрации ИП или ООО. Уведомление о переходе можно подать одновременно с документами на регистрацию. Либо в течении 30 дней со дня регистрации ИП или организации.

Если в течении этого срока не удосужитесь подать уведомление о переходе на УСН, тогда автоматически будете поставлены на общий режим налогообложения (ОРН или ОСНО).

2) При переходе с других режимов налогообложения: Перейти возможно со следующего года, предварительно до 31 декабря уведомив налоговую. Или, чтоб долго не ждать, можно закрыть ИП и тут же снова открыть, подав уведомление на УСН.

4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ).

Единый налог на вменённый доход – это специальный налоговый режим, который могут применять индивидуальные предприниматели и организации в отношении определённых видов деятельности.

Примечание: в отличие от УСН для ЕНВД фактически полученный доход значения не имеет. Налог рассчитывается, исходя из размера предполагаемого дохода, который устанавливает (вменяет) государство. Особенностью ЕНВД, как и любого другого специального режима, является замена основных налогов общей системы налогообложения одним – единым. На вмененке не подлежат уплате: НДФЛ (для ИП). Налог на прибыль (для организаций). НДС (кроме экспорта). Налог на имущество (за исключением объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).

Кто имеет право применять ЕНВД: ИП и организации, отвечающие определенным условиям, в частности: Количество сотрудников не превышает 100 человек. Указанное ограничение до 31.12.2017 года не применяется к кооперативам и хозобществам, учредителем которых является потребительское общество или союз. Доля участия других организаций не более 25%, за исключением организаций, чей уставной капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Кто не может применять ЕНВД. Примечание: Законопроектом от 2 июня 2016 года действие ЕНВД продлено до 2021 года. Впоследствии указанный режим налогообложения планируется отменить вовсе.

Виды деятельности подпадающие под ЕНВД. Классификатор видов деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД. В каждом муниципальном образовании, местные органы власти самостоятельно решают по каким видам деятельности налогоплательщики вправе перейти на ЕНВД. В связи с чем, в зависимости от субъекта этот список может изменяться. Перечень видов деятельности, подпадающих под вмененку, указывается в нормативном акте местных органов власти. Примечание: в ряде регионов, например, в Москве, ЕНВД не установлен.

Переход на ЕНВД в 2016 году Примечание: с 1 января 2013 года переход на вменёнку — добровольный. Для перехода на ЕНВД необходимо в течение 5 дней, после начала осуществления деятельности, заполнить в 2-х экземплярах заявление (для организаций – форма ЕНВД-1, для ИП – форма ЕНВД-2) и подать его в налоговую службу. Заявление подаётся в ИФНС по месту ведения деятельности, но в случае оказания таких услуг как: развозная или разносная розничная торговля, размещение рекламы на транспортных средствах, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов заявление о переходе на ЕНВД, организациям необходимо подавать по месту нахождения, а ИП по месту своего жительства. Если деятельность ведётся в нескольких местах одного города или района (с одним ОКТМО), то вставать на учёт как плательщик ЕНВД в каждой налоговой службе не нужно. В течение 5 дней после получения заявления, налоговая служба должна выдать уведомление, подтверждающее постановку ИП или организации на учёт в качестве плательщика ЕНВД. Подробнее: https://www.malyi-biznes.ru/sistemy/envd/

Отчисления налогов (сборов) и расчёты с бюджетом учитываются на счёте 68. Порядок отчислений и удержаний, объекты обложения, нормативы, льготы и другие особенности изложены в НК РФ и методических рекомендациях по отдельным видам налогов. Учет бухгалтерских операций по отчислениям, налогам и взносам в зависимости от объема информации по этим счетам на конкретном предприятии можно вести непосредственно в соответствующих регистрах главной книги путем записи из других корреспондирующих счетов методом "двойной записи". Можно рекомендовать ведение годовой CОВ по счету 68 с выделением под каждый вид отдельных строк, с переносом сальдо на новый месяц по каждой строке или вести аналитические карточки. Расчет каждого вида отчисления или налога выполняется в расчете утвержденного образца, либо в бухгалтерской справке. Отчисление производится выполнением бухгалтерской проводки с К-та счетов 68 в Д-т источников налогообложения, определённых НК РФ. Перечисление задолженности соответствующим получателям выполняется на основании платежных поручений: Д 68 = К 51,52.

Тесты

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Сущность и функции налогов.

2. Права и обязанности налогоплательщика.

3. Виды ответственности за налоговые правонарушения.

4. Налоговая система РФ. Состав и структура налоговых органов.

5. Обязанности должностных лиц налоговых органов.

6. Определение налога и сбора. Общие условия их введения.

7. Классификация налогов по Налоговому кодексу.

8. Виды налоговых правонарушений.

9. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

10. Основные начала законодательства о налогах и сборах.

11. Камеральная проверка налоговых деклараций.

12. Обязанности налоговых органов.

13. Объект налогообложения согласно части I НК РФ.

14. Реализация товаров (работ, услуг) в целях налогообложения.

15. Налоговая декларация.

16. Налоговые агенты.

17. НДС. Плательщики налога. Объекты обложения.

18. НДС. Налоговая база и порядок ее определения.

19. НДС. Ставки налогообложения и порядок их применения.

20. НДС. Порядок исчисления налога.

21. НДС. Налоговый период. Сроки уплаты налога и представления деклараций.

22. Особенности определения налоговой базы по НДС по транспортным перевозкам и услугам связи.

23. Особенности вычета НДС по основным средствам и объектам строительства.

24. Акцизы. Объекты обложения. Плательщики.

25. Налог на прибыль. Плательщики налога. Объекты обложения налогом.

26. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль.

27. Налог на прибыль. Ставки налога. Налоговый и отчетный период.

28. Порядок исчисления налога на прибыль.

29. Налог на прибыль. Сроки и порядок уплаты налога.

30. Транспортный налог.

31. Порядок исчисления налога на имущество.

32. Порядок исчисления и уплаты акцизов.

33. Порядок определения облагаемой прибыли.

34. Налог на прибыль. Расходы. Группировки расходов.

35. Налог на прибыль. Порядок определения доходов.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Лекция

Тема 1. Основные понятия, применяемые при налогообложении. 2

Тема 2. Содержание и назначение налогового кодекса. 10

Тема 3. Перечень действующих налогов и сборов на территории РФ. 19

Тесты 55

Примерный перечень вопросов к экзамену 76

Тема 1. Основные понятия, применяемые при налогообложении.

Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; особенности построения налоговой системы в России,классификация налогов; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России.

Каждое государство, как орган, выполняющий определенные функции общества нуждается в финансовых средствах, для выполнения этих функций. К таким функциям относятся: управление, поддержание внутреннего порядка (милиция), охрана государства от внешних угроз (армия), выполнение программ по развитию экономики страны на межрегиональном уровне, финансирование науки, медицины, образования и др.

Все производители и граждане отчисляют от своих доходов определенные суммы налогов и сборов. Все применяемые виды изъятий средств у конкретных товаропроизводителей (после удовлетворения последними своих обязательных и первоочередных платежей) для нужд государства производятся на основании Налогового кодекса РФ. Налоги – это обязательные платежи предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджеты. Они возникли с возникновением государства.

Определение налогов.

¨ Налог – обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Под налогом, пошлиной и другим платежом понимается любой обязательный без эквивалентный взнос предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджет, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях определяемых законодательными актами.

¨ Сбор – обязательный взнос в обмен на предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор это обязательный, носящий разовый характер взнос, подлежащий уплате организациями и физическими лицами в вышеназванные бюджеты при совершении государственными организациями, органами местного самоуправления, юридически значимых действий в пользу организаций и физических лиц или предоставление им определенных прав – лицензий.

Вся система изъятия взносов состоит из трех взаимосвязанных частей: налоговая политика, налоговая система, налоговое законодательство.

Налоговая политика является составной частью экономической политики. Налоговая политика государства в целях укрепления экономики и мощи страны всегда должна преследовать следующие цели: пополнение бюджета на различные нужды, поощрение иностранных инвестиций, поощрение малого бизнеса, поощрение экспорта, поощрение отдельных регионов. Лишь правильной комбинацией льготных режимов и высоких ставок по отдельным регионам, отраслям и другим критериям можно либо разорить собственное государство, либо укрепить его экономику.

Налоговая системаявляется основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система.

Понятие «налоговая система» имеет две отличительные особенности.

В-первых, в налоговую систему включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Законодатель, разграничивая понятие налога, сбора, пошлины и платежей налогового характера, тем не менее, осознанно предлагает под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.

Во-вторых, налоговая система характеризуется как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных её элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествляет один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.

В налоговой системе можно выделить два элемента субъективного характера (налоговые администрации и налогоплательщики) и два элемента объективной направленности (законо

Наши рекомендации