Период в течении которого проводится камеральная проверка. Начало проверки.

Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и все три месяца (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 N А55-14120/2009). Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

В частности, они не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки. На это указывает Минфин России в своих разъяснениях (Письма от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471). Из этого исходит и большинство судов, включая ВАС РФ (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09, Определение ВАС РФ от 24.09.2009 N ВАС-10349/09, Постановления ФАС Московского округа от 23.10.2009 N КА-А40/11218-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 N Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Однако необходимо помнить и о том, что уже за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). При этом налоговики вправе:

- истребовать документы у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ);

- допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);

- назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ).

А вот в том случае, если уже завершены и проверка, и дополнительные мероприятия, а по итогам проверки принято решение, налоговый орган уже не вправе проводить какие бы то ни было мероприятия и ссылаться на полученные при этом доказательства.

Так, например, суды не примут в качестве доказательств свидетельские показания, которые были получены уже за рамками камеральной проверки после принятия решения по ее итогам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 N А19-16584/08).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять проверяемое лицо о начале камеральной проверки.

Мероприятия в рамках камеральной проверки могут начаться без какого-либо решения руководителя налогового органа в любой день трехмесячного срока после представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отметим, что камеральная проверка проводится по каждому налоговому отчету. А значит, простую сверку контрольных соотношений проходит каждая декларация.

В то же время в зависимости от обстоятельств камеральная проверка может быть и углубленной. То есть с проведением мероприятий налогового контроля.

О проведении углубленной камеральной проверки по вашей отчетности вы можете узнать, если, например:

- налоговый орган запрашивает у вас пояснения или требует внести изменения в отчетность, так как обнаружил противоречия между этой отчетностью и уже имеющимися у него документами (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- налоговый орган запрашивает у вас пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, или истребует документы, подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

- проверяющие истребуют документы в связи с представлением декларации по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению; подачей отчетности по налогу, связанному с использованием природных ресурсов (п. п. 8, 9 ст. 88 НК РФ), или по другому основанию, предусмотренному в ст. 88 НК РФ;

- налоговики проводят другие мероприятия налогового контроля. Например, назначили экспертизу, опрашивают свидетелей, истребуют документы у ваших контрагентов и т.д. (ст. ст. 90 - 92, 93.1 - 95 НК РФ).

Может случиться и так, что об углубленной проверке вы узнаете, только когда вас пригласят в инспекцию для вручения акта камеральной проверки или вы получите его по почте (п. 5 ст. 88, п. п. 1, 5 ст. 100 НК РФ). Следует подчеркнуть, что в этом случае действия налоговиков будут незаконны. Ведь они обязаны сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках, противоречиях или несоответствиях, а также дать ему возможность представить пояснения или внести исправления в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая проверка

Выездная проверка - это всегда серьезное испытание для налогоплательщика.

И не только потому, что по итогам проверки могут доначислить налоги или привлечь к ответственности. Но и потому, что она, как правило, связана с продолжительным присутствием проверяющих на территории (в помещениях) налогоплательщика, необходимостью обеспечивать им доступ ко всей нужной документации и возможностью проведения самых разных мероприятий налогового контроля.

По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Ее предметом служит проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов), если иное не установлено гл. 14 НК РФ (п. п. 4, 17 ст. 89 НК РФ).

Основанием для ее проведения является решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ). Вынося такое решение и назначая выездную проверку, налоговый орган должен учитывать ряд ограничений, установленных Налоговым кодексом РФ. Перечислим некоторые из них:

- ограничение по глубине выездной проверки. По общему правилу выездная проверка может охватить период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). Указанное ограничение должно учитываться при выборе проверяемого периода;

- ограничение по количеству выездных проверок в течение календарного года (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ);

- запрет на вынесение решения о проведении выездной проверки на основе представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документов (сведений), а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах (п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

Наши рекомендации