Цели и задачи научно-исследовательской работы
Цель НИР состоит в выработке компетенций и навыков исследовательской работы в процессе подготовки выпускной квалификационной работы, получении обучающимися теоретических знаний о методологии проведения научного исследования с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков (формирование) по осуществлению научно-исследовательской работы в сфере юриспруденции, развитие и накопление специальных профессиональных навыков в научно-исследовательской работе, изучение и участие в разработке организационно-методических документов и нормативно-правовых актов для решения текущих задач по месту прохождения практики..
Задачами научно-исследовательской работы являются: 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин; 2) приобретение практических навыков классификации и систематизации организационно-методических документов и нормативно-правовых актов.
Данные задачи научно-исследовательской работы соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
– правотворческая;
– экспертно-консультационная;
– научно-исследовательская;
и задачами профессиональной деятельности:
в правотворческой деятельности
–подготовка нормативных правовых актов;
в экспертно-консультационной деятельности
–осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
в научно-исследовательской деятельности
- проведение научных исследований по правовым проблемам;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
1.3. Место научно-исследовательской работы в структуре основной профессиональной образовательной программы
Научно-исследовательская работа (М.3.Н.1) реализуется в разделе «М.3. Практики, НИР» основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Корпоративный юрист» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция профиль гражданско-правовой очной и заочной формам обучения.
Научно-исследовательская работа базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы гражданского права».
Навыки и умения, полученные при проведении научно-исследовательской работы являются базовым для последующего освоения Итоговой государственной аттестации.
1.4. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Научно-исследовательская работа (М.3.Н.1) направлена на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональныхкомпетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования магистратуры «Корпоративный юрист» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция профиль гражданско-правовой очной и заочной формам обучения:
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ОК-4 | способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знать: правила русского и иностранного языка, требования к оформлению деловой документации и деловому стилю общения |
Уметь: строить общение с использованием профессиональной деловой лексики на русском и иностранном языке | ||
Владеть: навыками составления деловой документации на русском и иностранном языке | ||
ОК-5 | компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знать: методику организации исследовательских работ |
Уметь: организовывать и участвовать в проведении научных исследований | ||
Владеть: навыками управления творческим коллективом при проведении научных исследований | ||
ПК-1 | способностью разрабатывать нормативные правовые акты | Знать: общие принципы осуществления законотворческой работы, законодательной техники. |
Уметь: составлять тексты нормативно-правовых актов | ||
Владеть: навыками толкования содержания нормативно-правовых актов, составления текстов нормативных актов. | ||
ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения | Знать: нормативно-правовые акты, регулирующие порядок осуществления управленческой деятельности |
Уметь: принимать оптимальные управленческие решения | ||
Владеть: навыками фиксации и отражения хода переговоров и их результатов в соответствующих протокольных документах | ||
ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знать: основной научный и категориальный аппарат юриспруденции, научного мышления современного юриста, существующие методологические подходы к исследованию права. |
Уметь: структурировать научный материал, четко формулировать предмет, объект, цели и задачи исследования, анализировать сведения, необходимые для проведения научного исследования, использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения. | ||
Владеть: способностью планировать научную деятельность; способностью работать с научными источниками информации, в том числе с правовыми документами; методологией научных исследований | ||
ПК-12 | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Знать: состояние юридической доктрины в сфере правовых дисциплин; основных российских и международных документов, регламентирующих высшее юридическое образование; принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины |
Уметь: выбирать необходимые методы для преподавания определенных дисциплин, подбирать и систематизировать теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания; включать в учебные материалы изменения в нормативно-правовой базе и теоретические новации, | ||
Владеть: способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе; | ||
ПК-13 | способностью управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: цели и задачи дисциплины; базовые понятия и теории осуществления самостоятельной работы; |
Уметь: правильно использовать юридическую и философскую терминологию; осуществлять общий и сравнительный анализ основных принципов самостоятельной работы; использовать полученные теоретические знания в научной и практической деятельности | ||
Владеть: системой представлений об основных принципах осуществления самостоятельной работы; основной терминологической и методологической базой | ||
ПК-14 | Способность организовывать и проводить педагогические исследования | Знать: методы проведения педагогических исследований |
Уметь: проводить педагогические исследования | ||
Владеть: навыками организации и проведения педагогических исследований | ||
ПК-15 | способностью эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: теорию права и практику ее применения, гарантированные права |
Уметь: формулировать ответы по правовым проблемам | ||
Владеть: правовой культурой и правосознанием реализуя ее в практической деятельности |
Место проведения практики
Научно-исследовательская работа проводится на базе сторонней организации под руководством преподавателей кафедры гражданско-правовых дисциплин. В исключительных случаях по заявлению студента Научно-исследовательская работа может проводиться на базе Университета.
Практика проводится на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность соответствующего ОПОП профиля. Также обучающиеся могут проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных организациях, соответствует требованиям к содержанию практики.
Ключевыми базами проведения научно-исследовательской работы являются:
1. Судебный департамент г.Москвы
2. РГСУ (Правовое управление)
2. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо академических или астрономических часах
Общая трудоемкость научно-исследовательской работы составляет 10 зачетных единиц, 6 недель.
Разделы (этапы) практики | Трудоёмкость | Форма текущего контроля | ||||
Зач. ед. | Часов** | Кол-во недель | ||||
Всего | Практи-ческой работы | Самостоя-тельной работы | ||||
Общая трудоемкость по Учебному плану | - | |||||
Подготовительный этап. | - | 0,5 | Дневник по практике | |||
Исследовательский этап | - | 2,5 | Дневник по практике | |||
Аналитический этап | - | 2,5 | Дневник по практике | |||
Завершающий этап. | - | 0,5 | Дневник по практике, отчет по практике |
Содержание практики
3.1. Содержание практики в соответствии с планируемыми результатами
№ | Название тем разделов (вопросов) для самостоятельного изучения к практике | Содержание практики по дням прохождения | Результаты | |
вид отчетности | № осваиваемой компетенции по ООП | |||
1. | Подготовительный этап. | Изучение программы практики и методических указаний по прохождению научно-исследовательской работы; инструктаж руководителя практики от предприятия по правилам деловой этики и технике безопасности -2 дня Знакомство с правилами внутреннего распорядка предприятия (организации); Ознакомление с направлениями деятельности предприятия (организации) – 2 дня | Дневник по практике | ПК-1, ПК-12 |
2. | Исследовательский этап | Изучение документации, в том числе знакомство с учредительными документами предприятия, Положением об органе государственной власти и его компетенции. Беседы с руководством практики от предприятия -2 дня Формирование творческого коллектива для научно-исследовательской работы – 5 дней Работа с библиотечными ресурсами, в т.ч. ЭБС, интерент-ресурсами, с целью накопления научно-практического материала для написания статьи. – 5 дней Изучение принципов такой работы и приобретение опыта делопроизводства – 2 дней | Дневник по практике | ОК-5, ПК-13, ПК-14 |
3. | Аналитический этап | Осуществление анализа собранного материала, формирование научной публикации - 5 дней Поиск места опубликования – 9 дней Опубликование статьи – 7 дней | Дневник по практике | ОК-4, ПК-9, ПК-11 |
4. | Завершающий этап. | Сбор и анализ материала. Подготовка отчета и презентации – 3 дня | Дневник по практике, отчет по практике, изданная научная публикация (статья, тезисы) | ПК-15 |
3.2. Календарный план-график проведения практики
Рабочий план-график для прохождения научно-исследовательской работы в судах Российской Федерации
№ пп | Наименование этапов практики | День (дни) мероприятия | Содержание мероприятия |
Подготовительный этап. | 1-4 | Инструктаж по прохождению практики. Знакомство с правилами внутреннего распорядка суда, знакомство с организацией работы суда: порядком поступления и регистрации дел, осуществления приема граждан судьей | |
Исследовательский этап | 5-18 | Исследование подлежащих рассмотрению гражданских дел, изложение руководителю практики своих соображений о полноте предварительного рассмотрения и соблюдении при его производстве требований Гражданского и Арбитражного процессуального законодательства, о возможности назначения судебного заседания по гражданскому делу. .На основании изучения нескольких гражданских дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, практикант подбирает нормативный материал, необходимый для написания научной публикации. | |
Аналитический этап | 19-39 | Обобщение судебной практики или знакомство с ранее проведенным обобщением судебной практики (при работе в Аналитическом отделе суда), подборка статистики судебных решений и материалов высших судов по теме ВКР. Поиск места опубликования. Опубликование материала | |
Завершающий этап. | 40-42 | Сбор и анализ материала. Подготовка отчета и презентации |
Рабочий план-график для прохождения научно-исследовательской работы в Правовом управлении РГСУ
№ пп | Наименование этапов практики | День (дни) мероприятия | Содержание мероприятия |
Подготовительный этап. | 1-4 | Знакомство с правилами внутреннего распорядка РГСУ, нормативно-правовми актами, регламентирующими деятельность ВУЗа. Знакомство с организацией работы Правового управления. Знакомство с направлениями работы отдела, в котором проходится практика | |
Исследовательский этап | 5-18 | Исследование подлежащих рассмотрению гражданских дел, изложение руководителю практики своих соображений о полноте предварительного рассмотрения и соблюдении при его производстве требований Гражданского и Арбитражного процессуального законодательства, о возможности назначения судебного заседания по гражданскому делу. .На основании изучения нескольких гражданских дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, практикант подбирает нормативный материал, необходимый для написания научной публикации. | |
Аналитический этап | 19-39 | Работа с гражданско-правовыми договорами, входящей документацией. На основании изучения нескольких заключенных договоров, студент подбирает нормативный материал, необходимый для самостоятельного написания научной публикации. Обобщение договорной и арбитражной практики или знакомство с ранее проведенным обобщением судебной практики. Поиск места опубликования. Опубликование материала | |
Завершающий этап. | 40-42 | Сбор и анализ материала. Подготовка отчета и презентации – 3 дня |