Конституция закрепила некоторые принципы построения федерации

· Социалистический характер РФ.

Советская федерация была основана на диктатуре пролетариата. Она была направлена на раскрепощение трудящихся, построение социализма и в конечном счете коммунизма.

Исходя из того, что любая федерация, в т.ч. и социалистистическая., возможна лишь как объединение однотипных государств, члены Социалистической Федерации должны быть социалистическими государствами. Только советские республики, возникавшие с 1918 г., смогли стать полноправными членами РСФСР. Требование однотипности членов Российской Федерации вполне определенно сформулировано в ст. 2 Конституции: "Советская Российская республика учреждается: как федерация советских национальных республик".

Членами социалистической федерации не могут быть государства не только эксплуататорского типа, но и переходных форм, отсталых форм. А такими как раз и были Хорезмская и Бухарская народные советские республики. Именно поэтому Хорезм и Бухара не могли вступить с Советской Россией в федеративные отношения. Потому же и в 1922 г., когда образовался Советский Союз, они не вошли и в него.

· Национально-территориальный принцип.

По мнению Чистякова главное отличие Советской федерации от буржуазных фед это ее национальная ориентированность, наличие широких прав у национальных субъектов. Национально-территориальная социалистическая федерация выражает волю народов, ее создающих. Она направлена на осуществление всестороннего развития каждого народа, входящего в это сложное государство, и закрепляет идею пролетарского интернационализма

Выражение этого в Конституции:

· РСФСР называют федерацией национальных республик,

· Ст 11. «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы…».

· В 8 статье говорится, что «рабочие и крестьяне каждой нации вправе принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральных советских учреждениях».

Однако в условиях российской действительности осуществление национально-территориального принципа невозможно. Необходимо учитывать еще некоторые факторы: экономические, культурные, административные связи некоторых территорий. Эти факторы привели к отходу от национально-территориального построения федерации в ряде субъектов, таких как Трудовая Коммуна поволжских немцев (крен в нац), Татарии, Башкирии, который был исправлен в послевоенные годы путем проведения округления территории некоторых автономных единиц.

· Принцип добровольности объединения.

Помимо национально-территориального принципа, дающего ответ на вопрос кто объединяется, существовал и принцип добровольности объединения, отвечающий на вопрос как строится РФ.

Принцип добровольности объединения вытекал из признания права наций на самоопределение - краеугольного камня большевистской национальной программы.

Идея добровольности пронизывает по существу все статьи Конституции РСФСР, трактующие о федерации.

· Так в ст. 2 говорится, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций».

· Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России».

· Также идея добровольности прослеживается и в ст. 11, где говорится о возможности для советов областей, отличающихся особым бытом и нац. Составом, объединение в автономные областные союзы…

· Наконец, п. "д" ст. 49 допускает возможность принятия в состав РСФСР новых сочленов, которое не может не быть, естественно, основано на добровольности. Тот же пункт допускает и возможность "выхода из Российской Федерации отдельных частей ее".

На практике дело обстояло именно так. В 1918-1920 гг. из территории РСФСР выделилась целая группа районов, образовавших независимые советские республики - Латвийскую, Литовскую, Эстонскую, Белорусскую, Азербайджанскую, Армянскую. Народы этих районов не ставили предварительно перед всероссийскими органами вопроса о выходе из состава России.

· Принцип демократической централизации.

Демократический потому что :

· Органы формируются снизу вверх

· Отчетность

· Отзыв депутатов

Централизм:

· У Центра много полномочий и перечь открытый

· У местных мало и закрытый.

Ленин не противопоставлял понятия федерализма и централизации, напротив он говорил о необходимости централизма, как явления, которое не исключает местного самоуправления с автономией областей.

Сущность демократического централизма состоит в гармоническом сочетании интересов государства в целом с интересами отдельных членов федерации, ее составных частей.

Именно эта идея и закреплена в Конституции.

· Статья 49 отмечает, что ведению высших всероссийских органов - съезда Советов и ВЦИК - "подлежат все вопросы общегосударственного значения....".

Далее в статье шел длинный перечень конкретных прав (17 пунктов), которыми обладают эти органы.

Статья же 50 еще больше расширяла эти права: "Сверх перечисленных вопросов, ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению".

Вместе с тем Конституция предоставляла широкие права членам федерации. Статья 8 давала возможность нерусским народам самим определить форму взаимоотношений с центром, права автономных образований.

№10.Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года.

Тенденции развития Избирательного права до Конституции :

До революции:

По Положению «О выборах в ГД» избирательных прав лишались следующие категории граждан:

· Военнослужащие

· Молодежь до 25 лет,

· Студенты

· Кочевые народы, не знающие русского языка

· Обладающие имуществом ниже определенного ценза

· Евреи

· Женщины.

Выборы в Думу были двухстепенными для помещиков и буржуазии, трехстепенными для рабочих, четырехстепенными для крестьян. Голосование было неравным: голоса помещиков, буржуазии, крестьян и рабочих соотносились в пропорции 1:2:15:45. Голосование было тайным, но на низовом уровне допускалось открытое голосование.

То есть выборы были невсеобщие, неравные и непрямые.

Временное правительство утвердило принципы всеобщего (и бабы и мужики, возрастной ценз - 20 лет), прямого, равного, тайного голосования. Избирательная система была пропорциональной.(положение о выборах в учередиловку)

После революции 25 октября:

Советское избирательное право складывалось стихийно в то время, когда Советы были еще общественными организациями, однако оно было неединообразно в разных частях страны. Перед конституционной комиссией стояла задача определить, каким нормам придать правовой характер; в комиссии велись споры по этому вопросу. Рейснер, Ренгартен и Стеклов ратовали за голосование профсоюзами, но это вело бы к множественному вотуму, Свердлов отверг это положение.

Наши рекомендации