Опыт создания муниципальных земельных информационных систем

Муниципальные земельные информационные системы создают по инициативе администрации муниципального образования, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, а также других организаций, использующих информацию о земле и иных объектах недвижимости. Такие системы называют земельными (территориальными, муниципальными) информационными системами. Далее рассмотрены основные эксплуатируемые ЗИС муниципальных образований.

На базе интеграции ГИС MapInfo и Microsoft Office, создан программный продукт «Информационная система земельного комитета г. Тольятти». Использование вышеуказанных ГИС имеет следующие преимущества: пакеты MapInfo и Microsoft Office достаточно распространены, известны, и их уже широко используют, что значительно уменьшает расходы на внедрение и эксплуатацию; форматы хранения данных открыты, а это, в свою очередь, удешевляет процедуру импорта уже существующей информации в систему и обеспечивает возможность в любой момент без особых затрат перейти на более мощные программные продукты; использование MapInfo в качестве ГИС-составляющей и Access в качестве СУБД позволяет достаточно быстро вносить изменения, которые СУБД позволяет достаточно быстро вносить изменения, которые регламентирует

Информационную систему функционально подразделяют на следующие подсистемы: кадастрового учёта и ведения договоров аренды земельных участков, контроля за использованием и охраной земель, документооборота, ведения архива.

Информация об объектах в подсистеме кадастрового учёта представлена следующими классами объектов: кадастровый квартал; кадастровый участок; часть кадастрового участка; застроенная территория; незастроенная территория; незастроенная территория; территория, закрепленная для целей благоустройства и озеленения; ограничение (обременение). Все объекты кадастрового учёта могут и иметь графическое представление, при котором применяются штатные операции с объектами в MapInfo, включая создание буферов, и логическое операции в MapInfo, включая создание буферов, и логические операции с объектами. Кроме этого реализована возможность табличного изменения узлов объекта, трансформирования объекта в другие системы координат, получения географической информации (площадь, периметр, число узлов и т. д.) о группе выделенных объектов. В подсистеме можно также готовить соответствующие сопроводительные документы (справка для представления в регистрационную палату, план земельного участка и др.) на объекты учёта.

Подсистема учёта ведения договоров аренды земельных участков позволяет в автоматизированном режиме готовить договора аренды, включая подготовку плана земельного участка, расчёт арендной платы, вносить различные изменения и дополнения к договору, включая расчёт пеней. Подсистема также позволяет проводить выборки по различным критериям, включая задолженность по погашению арендной платы и сроки аренды, что обеспечивает полноценный и всесторонний контроль договорных отношений. Подсистема значительно сокращает время подготовки документов, возникающих в процессе договорных отношений, повышает такие показатели, как качество, полнота, точность и своевременность документации. Кроме этого, имеется возможность развития различных аналитических функций для анализа и планирования деятельности по аренде земельных участков.

Подсистема документооборота позволяет в режиме реального времени осуществлять регистрацию входящих и исходящих документов, готовить в автоматизированном режиме письма на базе созданных шаблонов, вести учёт и анализ выданных заданий. На основе существующей информации всегда можно подготовить отчёты по документам и заданиям, которые находятся или когда-либо находились в работе.

Все подсистемы функционируют в едином информационном пространстве, что позволяет эффективно организовывать рабочий процесс в целом.

Создание системы в период 1998-1999 гг. начиналось с приобретения оборудования и системного программного обеспечения, монтажа локальных вычислительных сетей на базе структурированных кабельных систем. Кроме этого, был осуществлён ввод данных по объектам недвижимости и проведены работы по инвентаризации городских земель. В г. Череповце закончены работы по созданию кадастрового плана в масштабе 1:2000 (создано более 100 тематических слоёв и оцифровано более 1:2000 (создано более 100 тематических слоёв и оцифровано более 300 тыс. объектов города).

Параллельно с созданием электронного кадастрового плана города вели работы по проектированию центральной базы данных АИС ЗИС на основе СУБД Oracle. В настоящее время БД содержит более 100 основных таблиц и включает в себя ряд подсхем основных субъектов таблиц в себя ряд подсхем основных субъектов системы (адресы, земельных участков, первичных объектов недвижимости, регистрации прав). При разработке программного обеспечения была применена ГИС корпорации Intergtaph: GeoMedia Professional и GeoMedia WebMap. Рабочие места пользователей системы АИС ЗИС можно разделить на три категории: профессионалы ГИС, прикладные пользователи в рамках конкретного рабочего места и зрители системы. В качестве основных использовали классификаторы Федеральной службы земельного кадастра РФ, к которым привязывают семантические данные системы.

Используя созданные программно-технические средства, выполняют инвентаризацию ранее учтённых земельных участков с последующей передачей материалов службе земельного кадастра. Эту работу выполняют программными средствами АИС ЗИС.

Особое внимание при выполнении работ уделяли созданию конечного продукта – земельно-информационной системы (ЗИС). Работы по созданию ЗИС были организованы и выполняли их по согласованию с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Г. Череповца. В результате изучения достаточно обширного рынка геоинформационных систем были выбраны ГИС “Панорама” и Baiconur GIS ToolKit (инструментарий разработчика ГИС-приложений).

На основе требований, выдвинутых земельным комитетом, была разработана ЗИС «Патрис-Кадастр», которая:

-учитывает землепользователей;

-оформляет правоустанавливающие документы;

-ведёт количественный и качественный учёт земель с разделением их по категориям;

-региструрует права (сделки) на земельный участок с ведением всей предыстории;

-устанавливает и регистрирует обременения и сервитуты;

-формирует необходимые отчётные документы с использованием средства Microsoft Office;

-осуществляет картографирование учитываемой территории;

-выполняет поисковые запросы с возможностью создания отчёта.

При создании кадастровой муниципальной системы в г. Бийске параллельно с накоплением информации о земельных участках на бумажных носителях (землеустроительные дела) начали поиск программного обеспечения земельного кадастра. В мае 1997 г. администрации Бийска заключила договор с фирмой «Геокад» (Новосибирск), согласно которому была внедрена и адаптировна автоматизированная информационная система GeoCad System 3.1 для совместного комплексного ведения земельного кадастра, включающего подсистемы «Городские земли» и «Градостроительный кадастр».

В городе насчитывается 863 объекта и муниципальной собственности (недвижимость), из них около 20% внесено в базу данных.

Создание муниципальной информационной системы недвижимости г. Пскова (ИСН) осуществляют поэтапно с 1996 г.

Основополагающие принципы построения ИСН следующие:

Использование профессиональной высокопроизводительной и надежной СУБД, которая должна обеспечивать целостность и безопасность информации, иметь средства восстановления данных в случае отказа аппаратуры;

Обеспечение безопасности путём, занесения всех команд модификации БД – CREATE, UPDATE, DELETE в набор хранимых процедур (STORED PROCEDURE). Пользователь имеет право только на выполнение процедур;

использование механизма долгосрочных транзакций – LONG TERM TRANCATION, предполагающего физическое разделение хранимой и модифицируемой данных;

авторизация всех имеющихся данных;

универсальный механизм для регистрации всех вещных прав;

ведение архива изменения всех таблиц БД.

В результате реализации вышеперечисленных принципов была создана система, из пяти подсистем: регистрации, инвентаризации, управления заявками, информационной и архива. Были разработаны рабочие места регистраторов и администратора системы. В качестве СУБД был выбран Oracle. Разработка системы велась средствами Oracle Designer /2000, Oracle Forms 4.5, Oracle Reports 2.5, Oracle PL/SQL.

Для координации работы участников ИСН, обеспечения их высоконадежным электронным хранилищем данных, предоставления жителям города единого места для регистрации прав на все виды недвижимого имущества создан специальный орган – Псковский городской регистр администрации.

В число участников ИСН администрации.

В число участников ИСН включены:

-Комитет по управлению муниципальным имуществом Пскова, который формирует «Реестр муниципального имущества»;

-Бюро технической инвентаризации Псковской области, которое формирует объекты недвижимости (здания и квартиры) и регистрирует права на них;

-Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пскова, который ведёт Государственный земельный кадастр и регистрирует права на земельные участки;

-Комплексная экспедиция № 186 Новгородского аэрогеодезического предприятия, которая поставляет участникам ИСН картографическую информацию в электронном виде.

Для создания полноценной информационной основы для регистрации обременений и ограничений на земельные участки необходима дополнительная информация, которой располагают предприятия, обслуживающие инженерные сети, органы охраны природы и другие организации. Все они являются потенциальными участниками ИСН (Горводоканал, предприятия «Теплосети», городская телефонная станция и др.).

Общегородская муниципальная земельная информационная система «Уфа» развивалась с 1993 г. на основе концепция межведомственной информационной системы г. Уфы, разработанной Институтом развития Москвы.

К 1996 г. была создана первая ГИС, которая затем была модернизирована, и её используют предприятия городского управления Уфы. На основе этой МЗИС были созданы цифровые карты г. Уфы М 1:5000 (адресный план), большое число тематических карт (геологических, технических, топографических, кадастровых). Цифровой адресный план с системы управления городским хозяйством используется в составе локальных вычислительных комплексов. Этот план может стать интегрирующей основой МЗИС «Уфа» на основе цифровой растровой карты М 1:500, необходимой для решения застройки городской территории и эксплуатации инженерных коммуникаций

Основная задача информатизации городского управления заключается в создании целостного проекта МЗИС и интеграции в его рамках локальных информационных систем на основе формирования общей информационно-логической, программно-технической, телекоммуникационной среды обработки и обмена информацией для достижения следующих целей:

1. Формирования единой информационной инфраструктурой самостоятельного территориального административно-хозяйственного комплекса в рамках городского рынка информационных услуг.

2. Создания информационной основы для реализации функций управления территориальным административно-хозяйственным комплексом, инвариантной относительно организационной структуры управления.

3. Упорядочения источников основных видов информации с определением юридических прав представления данных по их функциональной принадлежности.

4. Нормативно закрепления прав и обязанностей разных категорий пользователей.

5. Разработки регламентирующих документов по ведению информационных ресурсов города.

6. Формирования организационно-хозяйственной структуры администрирования МЗИС и всех ее подсистем для обеспечения внедрения системы, её эксплуатации и развития.

7. Разработки рыночной инвестиционной схемы коммерческой поддержки внедрения территориальной информационной системы на компенсационной основе; привлечения инвесторов, готовых вкладывать средства в информатизацию муниципального управления в обмен на компенсацию затрат правами на подряд при информационном обслуживании и т.д.

8. Создания единой телекоммуникационной сети для обмена информацией в рамках общегородской МИС с выходом в глобальные сети передачи информации Internet.

9. Компьютеризации текущей деятельности и рутинных процессов обработки информации в организациях и структурных подразделениях органов городского управления.

10. Обеспечения доступа населения к открытым информационным ресурсам города.

11. Назначение МЗИС «Уфа»:

Информационное обеспечение процессов учёта территориальных ресурсов и оперативного управления их эффективным использованием в соответствие с концепцией МИС;

Информационная поддержка процессов анализа текущего состояния городского хозяйства и прогнозирование его развития;

Обеспечение доступа граждан города к информационным ресурсам общего доступа (справочная информация).

В МЗИС «Уфа» выделены три уровня организации системы управления городской территорией: нижний (учётный, эксплутационный); средний (оперативного управления) и верхний – интегральный (координационный, стратегический).

Каждый уровень представлен организациями, входящими в систему управления территорией и выполняющими функции учёта или эксплуатации объектов, или управления территориальными процессами.

Организации учётного уровня городского управления наиболее «территории города, а также их эксплуатация, ведения информации, юридически и технически достоверной. Здесь же осуществляется привязка всей совокупности объектов инфраструктуры к пространственной модели территории (цифровой карте в рамках земельной информационной системы). На учётном уровне системы управления городским хозяйством продуцируется основной объём информации, которую затем используют в своей деятельности вышестоящие уровни организации системы городского управления.

В единой системе моделей, описывающих городское хозяйство и территорию, можно условно выделить две «вертикали»: структурно-функциональную модель территории и учётно-правовую модель управления территориальными ресурсами.

Структурно-функциональная модель территории является основой для различных комплексных моделей территории, не обязательно связанных с недвижимостью. Структурно-функциональную модель территории является основой для различных комплексных моделей территории, не обязательно связанных с недвижимостью. Структурно-функциональную модель территории образуют следующие модели:

-генплан города;

-проекты планировки;

-цифровая модель местности (цифровые топопланы);

-модель кадастрового деления территории города;

-межевания земель;

-резервирования территорий для общественных и государственных нужд;

-транспортная модель территории;

-экологическая модель территории;

-геологическая и тектоническая модели территории.

Создание единой системной модели – задача всех аналитических служб городской власти. Системная модель реализуется в компьютерном исполнении единой муниципальной земельной информационной системой.

Задача интегрального уровня управления – комплексный анализ процессов, протекающих на городской территории, прогноз их развития и формирование согласованной нормативно-правовой базы, определяющей «правила поведения» на территории города всех субъектов хозяйствования.

Интегральный уровень городского управления образуют:

-аппарат администрации г. Уфы;

-информационно-аналитическое управление администрации города;

-Главархитектура в лице некоторых своих аналитических подразделений;

-Управление экономики администрации города;

-промышленности администрации города;

-статистики;

некоторые другие подразделения администрации города;

Подсистема информационно-аналитического обслуживания организаций интегрального уровня выполняет следующие базовые функции:

статистический анализ территориальных процессов;

бюджетный анализ;

анализ и оптимизацию межведомственного документооборота в рамках системы управления городом;

анализ законодательной и административно-правовой информации;

анализ исполнения директивных документов;

прогноз социально-экономического развития города (совместно с управлениями экономики и промышленности);

оценку путей развития городского хозяйства с использованием экономико-математических моделей (экологические параметры, социально-политические показатели и т.д.).

В основных учреждениях администрации созданы локальные вычислительные системы – Горкомзема (Zeta), КУМС (система поддержки процессов аренды объектов нежилого фонда), Уфатехинвентаризации («Недвижимость» - система ведения реестра приватизированных квартир и частных домовладений), Уфаводоканала (система «Вода»), УГЭС, ГТС, УПЖХиИО (система «Диспетчер»).

Основной градостроительного кадастра является первая очередь системы «Мониторинг» - информационная система «Ресурсы», обеспечивающая ведение реестров объектов недвижимости, вещных прав на эти объекты, а также реестры субъектов прав (физические, юридические лица). Система «Ресурсы» и ГИС являются основой ядра МЗИС «Уфа», так как обеспечивают хранение и обработку общезначимой информации – данных по объектам собственности, вещным правам и субъектам прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы, касающиеся непосредственно информационного обеспечения управления земельными ресурсами, создания и основных задач единого информационного пространства. Проведено знакомство с фундаментальными понятиями ЗИС. Большое внимание уделено международным проектам, давшим толчок развитию ЗИС в нашей стране. Большую часть третьего модуля занимают вопросы, связанные с созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. В конце модуля приведен небольшой обзор современных ЗИС, разработанных на территории Российской Федерации.

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Земельно-информационная система (ЗИС) – это инструмент для законного, административного и экономического принятия решений и помощи в планировании и развитии, которое состоит с одной стороны из базы данных, которая содержит пространственные, связанные с землей данные для определенной области, и с другой стороны, процедур и методов для систематического сбора, обновления, обработки и распределения данных.

Отличие земельной информационной системы от других информационных систем обусловлено особенностями их объекта – земли. Это сложный комплексных объект, для которого существует нормативная, правовая, информационная, научная, методическая база, которые накладываю определенные сложности для создания земельных информационных систем.

Единое информационное пространство системы управления земельными ресурсами– совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей при использовании и распоряжении земельными ресурсами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов В.П. Планирование использования земель сельскохозяйственного

назначения. - М.: Экономика, 1995. 134 с.

2. Варламов А. А., Гальченко С.А. «Земельный кадастр». Т.6. Географические и земельные информационные системы - М., «КолосС», 2006. - 398 с.

3. Ерунова М.Г., Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет, 2010, «Географические информационные системы и земельно-информационные системы»-357 с.

4. Киселев С., Земля в собственность: бремя или стимул? Экономика и жизнь. - 1999., - № 31.

5. Л.И. Коротеева., Ростов-на-Дону., «Феникс», 2007, «Земельно-кадастровые работы. Технология и организация». -160 с.

6. Закон РФ от 10.07.2000 г. «О государственном земельном кадастре», Федеральный кадастровый центр земля, www.fccland.ru

7. http://www.roszemproekt.ru/articles/art20.html

Наши рекомендации