Создание и основные задачи единого информационного пространства
Единое информационное пространство системы управления земельными ресурсами– совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей при использовании и распоряжении земельными ресурсами. Основные источники информации, обеспечивающие процесс управления земельными ресурсами, – данные земельного кадастра и мониторинга земель. Полученная за счет этих действий информация обеспечивает все функции управления, включая контроль. Земельный кадастр и мониторинг земель представляют собой государственные мероприятия, направленные на сбор, систематизацию и обновление сведений о правовом, природном и хозяйственном положении земель, об их количественном и качественном составе. Проанализировав технологии обработки информации в ряде районных землеустроительных органов, сделаны следующие выводы:
1) периодическая отчетность требует различных выборок информации, что затруднительно из-за значительного числа документов;
2) поиск информации затруднен тем, что информация хранится в последовательно поступающих документах и поиск ее по другим критериям требует просмотра и анализа каждой записи;
3) выборки и поиск информации делают из документов, хранящихся на бумажных носителях;
4) скорость и эффективность ручной обработки бумажных носителей информации очень низкая и часто сопровождается появлением различных ошибок.
Создание целостной, эффективной и гибкой системы управления невозможно без комплексной автоматизации сбора информации, ее регистрации, передачи, хранения, переработки и доведения выработанных решений до объектов управления. Для этого необходим комплекс технических средств в совокупности с системами математического и программного обеспечения, позволяющий автоматизировать информационные процессы, возникающие при управлении как социально-экономическими системами в целом, так и их отдельными ресурсами. Системный подход к управлению предполагает использование такого комплекса в рамках автоматизированных информационных систем. Формирование единого информационного пространства выдвигает задачу определения стоимости информации. Это объясняется тем, что информация является своего рода товаром, так как на все процедуры ее переработки затрачивается определенный труд. Для информационного рынка, как и для других отраслей и сфер деятельности, одной из важнейших проблем является реализация. Проектирование информационной системы по управлению земельными ресурсами регламентируют следующими требованиями:
— функционирование на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных характеристиках, а также кадастровых карт и планов;
— единство принципов и методов ведения Государственного земельного кадастра, унификация кадастровых номеров, система земельно-кадастровых документов;
— использование сетей электронной связи между звеньями системы различных уровней;
— возможность оперативного предоставления информации о земельных ресурсах органам власти и управления;
— обеспечение информационной совместимости с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с информационными системами других ведомств на основе использования единой общегосударственной системы идентификации земельных участков, использования единых классификаторов, кодов, форматов обменных файлов;
— защита информации от несанкционированного доступа посторонних лиц и ее дублирование на различных носителях при аварии;
— обеспечение работы каждого из уровней системы в локальных сетях ЭВМ;
— соответствие числа автоматизированных рабочих мест, емкостей запоминающих устройств и других параметров системы объему получаемой, обрабатываемой и передаваемой информации;
— создание возможности использования информационного фонда системы для решения прикладных задач эффективного использования земельных ресурсов.
В целом информационная система управления земельными ресурсами должна быть составляющим звеном единого информационного пространства страны, региона и муниципального образования и обеспечивать информационную базу для повышения эффективности деятельности его структурных единиц. Информационную автоматизированную систему УЗР создают по результатам проведения инвентаризации земель, почвенно-биологических исследований, данных кадастровой оценки учета земель. Данные мониторинга земель должны являться составной частью информационного фонда системы о состоянии природных ресурсов. Для формирования информационной системы должны быть решены следующие задачи: 1. Подразделение всего множества объектов управления на строго разграниченные классы, каждый из которых представляет собой множество объектов описания (информационных объектов) отдельного кадастра, регистра или соответствующей системы баз данных; формирование перечня информационных объектов системы территориальных информационных ресурсов. 2. Определение состава признаков, характеризующих объект (разработка структуры) для каждой базы данных, входящей в информационную систему. 3. Выбор методов идентификации объектов, разработка и согласование унифицированных идентификаторов, технологии их ведения и присвоения. 4. Выбор методов территориальной привязки информации об объектах, разработка унифицированных параметров территориальной привязки. 5. Выбор способов формализованного описания семантических характеристик, разработка стандартов на форматы описания данных.
Решения о разработке общесистемных информационно-лингвистических средств или использовании существующих языковых средств, функционирующих автоматизированных информационных систем (АИС) в качестве общесистемных принимают на основе анализа затрат на обеспечение совместимости информационных ресурсов, дополнительных затрат пользователя на работу с несовместимыми базами данных и других технико-экономических факторов.
Создание единых общесистемных информационно-лингвистических средств позволяет решить задачу совместимости территориальных информационных ресурсов на лингвистическом уровне. Средством, обеспечивающим наиболее полное описание системы территориальных информационных ресурсов, является база метаданных (БМД).
Пространственные метаданные – базы метаданных, размещенные в сети серверов, шлюзов и порталов, доступные через центры информационного обмена («клиринговые информационные центры») и исключающие необходимость поиска данных среди необозримого множества источников, хранилищ, фондов, баз и банков данных, размещенных непосредственно у их держателей (владельцев, собственников). БМД системы информационных ресурсов содержит адресно-справочную информацию о базах различной информации, кадастрах и регистрах, информационно-лингвистические средства (общесистемные и локально используемые в базах данных, кадастрах и регистрах), а также вспомогательную информацию об услугах БМД, возможности использования данных различными категориями пользователей. Наличие информации об информационных ресурсах и их содержательном составе позволяет осуществлять адресно-справочное обслуживание пользователей, т.е. предоставлять информацию о том, где можно получить наиболее полные, актуальные и достоверные данные по интересующему пользователя вопросу. С помощью БМД можно также решать задачи координации, управления и оптимизации функционирования системы, а также избежать неоправданного дублирования информации в базах данных. В процессе создания и функционирования БМД осуществляют:
— централизованный сбор, ведение и предоставление пользователям информационно-лингвистических средств;
— введение фонда электронных эталонов общесистемных классификаторов, справочников, словарей;
— трансляцию отдельных баз данных или их частей с использованием общесистемных языковых средств.
Наличие информации о запросах и использовании данных различными категориями пользователей дает возможность проводить анализ информационных потребностей пользователей и степени их удовлетворения, осуществлять целенаправленную политику в области создания государственных информационных ресурсов. В БМД могут формироваться следующие блоки данных:
1. Адресно-справочные о владельцах зарегистрированных информационных ресурсов.
2. Анкетные о зарегистрированных государственных информационных ресурсах.
3. Описания классов объектов и методов их идентификации.
4. Справочники атрибутов (признаков) объектов.
5. Словари основных наименований технико-экономических и социальных показателей.
6. Словари элементов данных.
Создание единого информационного пространства в России сдерживается сложностью доступа к данным и отсутствием открытого механизма их поиска (не говоря об их качестве, содержании и стоимости). Из-за отсутствия стандартизированного пространства географических данных нельзя реализовать одну из важнейших функций ГИС – интегрирующую. Интегрирующая составляющая ГИС, предусматривающая работу в стандартизированном пространстве, не может быть реализована вследствие влияния следующих факторов:
— отсутствие нормативно-правовых и нормативно-технических стандартов, обеспечивающих сопоставимость и обмен информацией, имеющей географическую привязку;
— недостаточность и противоречивость российского законодательства в области создания, хранения и обмена информационными ресурсами, в первую очередь ведения картографо-геодезических фондов;
— сложность и противоречивость лицензионной и сертификационной политики и др.
Поэтому огромный объем информации, реально имеющей географическую привязку, не может служить основой национальной инфраструктуры пространственных данных, создание которой требует наличия трех обязательных составляющих процесса:
— базовых пространственных данных (цифровых картографических основ общего пользования);
— стандарта предоставления и обмена пространственными данными;
— баз метаданных.
Использование геоинформационных технологий – инструмент интеграции разнородных баз данных на государственном уровне, что для развитых стран мира является одним из элементов развития экономики и составной частью внутренней и внешней политики. Этот инструмент реализуется через создание единой национальной инфраструктуры пространственных данных. Таким образом, основными задачами совершенствования информационного обеспечения системы управления земельными ресурсами являются:
— создание единой национальной инфраструктуры пространственных данных;
— разработка государственной концепции создания условий массового использования пространственных данных и проведения единой государственной политики развития рынка геоинформационных технологий и услуг в России;
— организация разработки единой нормативно-правовой базы (законодательных актов и поправок к действующим законам, единых стандартов, терминологии, порядка обмена данными, сертификации программного обеспечения и проектов);
— координация работ и организация межведомственного взаимодействия в области геоинформатики и кадастра (федеральные органы, субъекты РФ, органы местного самоуправления, субъекты хозяйствования);
— принятие нормативных документов о режиме предоставления информации;
— установление регламента обмена информацией между базами данных различных ведомств (режим доступа, срок передачи информации, формы документов и др.);
— принятие нормативных документов о защите земельно-кадастровой информации;
— принятие нормативных документов о страховании земельно-кадастровой информации;
— уточнение структуры земельно-кадастровых документов, расширение их состава;
— создание единой информационной базы данных на основе данных ГЗК и унифицированных информационных технологий