Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Специальный налоговый режим в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции введен гл. 264 НК РФ,

вступившей в силу в июне 2003 г. соглашение о разделе продукции (далее СРП) — это договор, который заключается между организацией и РФ. на основании этого договора рф передает организации (которая называется инвестором) на определенный срок исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении инвестор в свою очередь обязуется отдать государству часть добытого сырья или выплатить денежный эквивалент ее стоимости.

Специальный налоговый режим призван стимулировать инвесторов к заключению СРП. Однако некоторые особенности налогообложения при выполнении СРП важны не только для инвесторов, но и для других участников СРП, взаимодействующих с инвестором на основании договоров.

Основные понятия и положения. Для дальнейшего изложения сначала необходимо ввести основные понятия.

Инвестор — пользователь недр, заключивший СРП. Инвестором может быть как юридическое лицо, так и созданное на основе договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств имущества и (или) имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях СРП.

Продукция — полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ.

Произведенная продукция — количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ и другими стандартами.

Раздел продукции — раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашении, о разделе продукции».

Прибыльная продукция — произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция — часть произведенной продукции при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов, состав которых устанавливается соглашением.

Цена продукции — определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции.

Условия, необходимые для применения данной системы:

1) соглашение должно быть заключено после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, которые являются объектами СРП (иными словами, сначала право пользования участком недр должно быть выставлено на аукцион, если желающих его купить нет, то это право предоставляется вторично, но уже по конкурсу на условиях СРП);

2) соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности, оговоренных в соглашении;

3) если соглашение предусматривает раздел произведенной продукции между государством и инвестором, то доля государства в распределяемой продукции не должна составлять менее 32%.

Переход на применение специального налогового режима в виде соглашения о разделе продукции имеет заявительный характер и предполагает подачу в налоговый орган по местонахождению участка недр следующих документов:

· письменного заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика при выполнении СРП;

· соглашения о разделе продукции;

· решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр и иных условиях, чем раздел продукции, и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

При выполнении СРП инвестор освобождается от уплаты ряда налогов, перечень которых зависит от того, какой из двух вариантов раздела продукции применяется при реализации СРП.

Первый вариант (общий, или традиционный, раздел продукции) регламентируется п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». При этом варианте из всей произведенной продукции выделяют прежде всего ту часть, которая передается инвестору для компенсации его затрат (компенсационная продукция). Ограничения на максимальный размер компенсации составляют не более 75% общего количества произведенной продукции. Прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции, облагается налогом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Продукция, которая остается после компенсации, называется прибыльной продукцией. Эта продукция делится между государством и инвестором в пропорции, установленной СРП.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

· НДС;

· налог на прибыль организаций;

· ЕСН;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· водный налог;

· государственную пошлину;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду;

· таможенные платежи;

· земельный налог;

· акциз.

Второй вариант (прямой раздел продукции) регламентируется п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». При этом затраты инвестора не компенсируются, а между ним и государством делится вся произведенная продукция согласно условиям СРП (с учетом минимального ограничения доли государства — 32%). При таком варианте раздела продукции инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

· ЕСН;

· государственную пошлину;

· таможенные сборы;

· НДС;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Налог на имущество и транспортный налог инвестор не уплачивает только по объектам, которые используются при применении СРП. Вне зависимости от избранного варианта раздела продукции инвестор не уплачивает региональные и местные налоги. Он может быть освобожден от таких платежей решением соответствующего законодательного органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления. Если же такого решения не существует, то затраты по уплате региональных и местных налогов и сборов возмещаются инвестору в полном объеме путем уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству (п. 14 ст. 34635 НК РФ).

Особенности уплаты налогов при применении СРП. В этом случае расчет и уплата некоторых налогов имеют свои особенности.

Налог на прибыль уплачивается инвестором только в случае, если СРП заключено на условиях компенсации его затрат.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением СРП. Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов. Доходом налогоплательщика от выполнения СРП признается стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной СРП.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком при выполнении СРП. Расходы налогоплательщика подразделяются следующим образом:

· расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции;

· расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Возмещаемыми признаются расходы, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по СРП в соответствии с программой работ и сметой расходов.

Не относятся к возмещаемым расходам:

1) понесенные до вступления СРП в силу:

· расходы на приобретение пакета геологической информации Для участия в аукционе;

· расходы на оплату сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения;

2) понесенные с даты вступления СРП в силу:

· разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в СРП;

· проценты по полученным кредитам и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования деятельности по СРП;

· другие расходы, предусмотренные п. 3 ст. 262 НК РФ, подп. 10 и 13 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Состав возмещаемых расходов предусматривается СРП (с учетом требований ст. 34638 НК РФ) и утверждается управляющим комитетом в порядке, предусмотренном СРП.

Расходы подлежат возмещению налогоплательщику в размере, не превышающем установленный соглашением предельный уровень компенсационной продукции, который не может быть выше, как уже говорилось, 75%.

Пример 8.16. В соответствии с условиями СРП предельный уровень компенсационной продукции составляет 50% общего количества произведенной продукции. Общее количество произведенной за налоговый период продукции составило 50 000 т. Цена 1 т продукции, установленная соглашением, — 200 руб.

Предельное количество компенсационной продукции за этот период равно 25 000 т (50 000 т х 50% : 100%).

Предельный уровень компенсационной продукции в стоимостном выражении в налоговый период будет равен 5 000 000 руб. (200 руб./т х 25 000 т).

Общая сумма возмещаемых расходов за налоговый период — 2 000 000 руб.

Количество продукции, необходимое для возмещения затрат инвестора, равно 10 000 т (2 000 000 руб.: 200 руб./т).

Из приведенных расчетов видно, что количество продукции, необходимое для возмещения затрат инвестора (10 000 т), не превышает предельного уровня компенсационной продукции, предусмотренного условиями СРП (25 000 т). Это означает, что все возмещаемые расходы (2 000 0000 руб.) будут погашены в данном налоговом периоде.

Если размер возмещаемых расходов превышает предельный уровень компенсационной продукции в отчетном (налоговом) периоде, возмещение расходов происходит в размере указанного предельного уровня. Расходы же инвестора в части, превышающей предельный уровень, подлежат включению в состав возмещаемых расходов следующего отчетного (налогового) периода.

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, включают в себя расходы, учитываемые в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ и не отнесенные в состав возмещаемых расходов, определяемых в соответствии со ст. 34638 НК РФ. В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, не могут быть включены суммы налога на добычу полезных ископаемых.

При исчислении налога на прибыль инвестор должен применять следующий порядок признания доходов и расходов:

1) для дохода, полученного налогоплательщиком в виде части прибыльной продукции, датой получения дохода признается последний день отчетного (налогового) периода, в котором был осуществлен раздел продукции;

2) по иным видам доходов и расходов применяется порядок признания доходов и расходов, установленный гл. 25 НК РФ.

Пример 8.17. Раздел прибыльной продукции осуществлен 16 мая 2008 г. Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Датой получения налогоплательщиком дохода в виде части прибыльной продукции признается последний день отчетного периода, т.е. 30 июня 2008 г.

Налоговая ставка — 20%. При этом налоговая ставка, действующая на дату вступления СРП в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Налоговый и отчетные периоды. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — квартал, полугодие, девять месяцев.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается при выполнении СРП, которые предусматривают условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с гл. 26 НК РФ.

Налоговая база по данному налогу определяется в обычном порядке, но в отдельности по каждому соглашению. Налоговая база исчисляется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти и природного газового конденсата, по которым налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых.

Основная особенность применения специального налогового режима в части налога на добычу полезных ископаемых — понижение ставок этого налога. Данные ставки определяются умножением ставок налога на добычу полезных ископаемых на коэффициент 0,5%.

Пример 8.18. В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ при добыче кондиционных руд черных металлов применяется ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 4,8%. При добыче кондиционных руд черных металлов в рамках СРП данная ставка должна применяться с коэффициентом 0,5% и составит 2,4% (4,8% х 0,5).

Ставка налога, применяемая при добыче нефти и природного газового конденсата, также понижается, но не всегда. Базовая налоговая ставка по данным полезным ископаемым составляет 340 руб. за 1 т и применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, — Кц (п. 5 ст. 34637 НК РФ):

К=(Ц-8)хР:252 (8.3)

-

Кц - (Ц - 8) х Р : 252,

где Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» в долларах США за один баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России. Эту величину налогоплательщик определяет самостоятельно как среднее арифметическое значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Рассчитанный в таком порядке Кц округляется до четвертого знака.

Особенности применения указанной ставки заключаются в следующем:

данная ставка применяется только в отношении организаций, перешедших на специальный налоговый режим;

рассчитанная ставка может применяться с понижающим коэффициентом 0,5% не всегда. Данный коэффициент применяется только в том случае, если в процессе реализации СРП еще не достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти или природного газового конденсата. Эта величина устанавливается в качестве отдельного условия СРП. С момента достижения такого уровня и до окончания действия соглашения применение понижающего коэффициента прекращается (п. 7 ст. 34637 НК РФ).

Пример 8.19. Средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» составил 21,8 долл. США за баррель[2]. Среднее значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком Росси, за налоговый период составило 25 руб. за 1 долл.[3]. Специальный коэффициент равен

Кц = (21,8 - 8) х 25 руб./долл.: 252 = 1,3662.

До достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти налоговая ставка будет равна 232,3 руб. за 1 т нефти (340 руб. х х 1,3662x0,5).

По достижении предельного уровня коммерческой добычи и до окончания срока действия СРП налоговая ставка увеличится вдвое и составит 464,5 руб. за 1 т нефти.

Налог на добавленную стоимость при выполнении СРП уплачивается в соответствии с гл. 21 НК РФ, и налоговая ставка установлена в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по СРП превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 3 ст. 34639 НК РФ).

Не подлежит налогообложению:

передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по СРП, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;

передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;

передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.

Особенности представления налоговых деклараций. По перечисленным налогам налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях СРП, налоговые декларации по каждому налогу отдельно от налога по другой деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях СРП, расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам в налоговые органы по своему местонахождению.

Структурно-логическая модель системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции приведена на схеме.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - student2.ru

Контрольные вопросы

1) В чем заключается суть и цель введения специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции?

2) Что такое произведенная и что — прибыльная продукция?

3) Что такое компенсационная продукция и каково предельное значение по ней?

4) ц. Каковы определения понятий «инвестор», «раздел продукции» и «цена продукции»?

5) 5- Соблюдение каких условий позволяет применять данный налоговый режим?

6) Какие варианты раздела продукции между инвестором и государством вам известны?

7) Какие налоги обязательны к уплате при обычном разделе продукции?

8) Каков перечень уплачиваемых налогов при прямом разделе продукции?

9) В чем состоит особенность уплаты налога на прибыль в рамках применения специального режима налогообложения?

10) ю. Какова специфика уплаты налога на добычу полезных ископаемых при использовании специального режима налогообложения?

11) Каковы особенности уплаты НДС в рамках применения специального налогового режима?

12) Каков механизм возмещения налогоплательщику уплаченных региональных и местных налогов?

13) В чем заключается особенность представления налоговых деклараций при использовании специального режима налогообложения?

Тесты

1. Обязательным условием для применения специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции являются:

а) несостоявшийся аукцион по предоставлению права пользования недрами;

б) ограничения по установлению цены на продукцию согласно заключенному СРП;

в) ограничения не предусмотрены гл. 2б« HK РФ.

2. Применение специального налогового режима освобождает инвесторов от уплаты:

а) местных налогов;

б) региональных налогов;

в) региональных и местных налогов.

3. Какой из вариантов раздела продукции предусматривает для инвестора уплату меньшего числа налогов:

а) традиционный;

б) прямой;

в) косвенный?

4. Применение прямого метода раздела продукции между инвестором и государством предусматривает уплату:

а) налога на прибыль, НДС;

б) ЕСН, НДС;

в) НДС, транспортного налога.

5. Какова доля государства в общем объеме произведенной продукции при использовании прямого метода ее раздела:

а) 30%;

б) 75%;

в) 32%?

6. Каковы ограничения размера компенсационной продукции:

а) 75% и 90%;

б) 32% и 75%;

в) 75% и 80%?

7. Ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в случае применения специального налогового режима:

а) уменьшается в два раза;

б) увеличивается в два раза;

в) уменьшается в пять раз.

8. Каков порядок возмещения инвестору сумм уплаченных региональных и местных налогов:

а) уплаченные налоги возвращаются инвестору в денежном эквиваленте;

б) на сумму уплаченных налогов уменьшается доля продукции, передаваемой государству;

в) уплаченные региональные и местные налоги не возмещаются инвестору?

9. Если достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти, то налоговая ставка по налогу добычу полезных ископаемых рассчитывается с применением коэффициента:

а) 0,5;

б)2;

в)1.

10. Не облагается НДС при применении специального режима налогообложения при соглашении о разделе продукции:

а) реализация компенсационной продукции;

б) реализация прибыльной продукции;

в) передача на безвозмездной основе имущества между инве стором и оператором при СРП.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - student2.ru

Приложение

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

Тест
Ответ в в в б в б в а б а б а в

1.2. Эволюция теории налогообложения

Тест
Ответ в б в б а в б в в а

1.3. Принципы налогообложения и их современные интерпретации

Тест
Ответ б б в в б а а в в б в а

2.1. Элементы налога и способы взимания налогов

Тест
Ответ в в б а б б б в

2.2. Классификация налогов

Тест
Ответ в б б в а в в а в в

2.3. Функции налогов и их взаимосвязь

Тест
Ответ в в б а в в а б б а

2.4. Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя

Тест
Ответ в б а в в в в

3.1. Сущность, цели, задачи налоговой политики

Тест
Ответ б а б б а

3.2. Налоговый механизм и его элементы

Тест
Ответ б а б б

4.1. Основы законодательства о налогах и сборах вРоссийской Федерации

Тест
Ответ б а в б б б

4.2. Состав, структура, функции, права и обязанности налоговыхорганов

Тест
Ответ в б в б а в

4.3. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Тест
Ответ в а а б в а а

4.4. Налоговое обязательство и его исполнение

Тест
Ответ а а б б в а б

4.5. Изменение сроков уплаты налогов (сборов)

Тест
Ответ б в б а в в а в

4.6. Способы обеспечения обязанностей поуплате налогов(сборов)

Тест
Ответ а в а б б а

4.7. Зачет и возврат излишне, взысканных ц излишнеуплаченных сумм налога (сбора)

Тест
Ответ в б а в б а

4.8. Налоговый контроль: формы и методы проведения

Тест
Ответ в в а в в в

4.9. Камеральная налоговая проверка: цели и методыпроведения

Тест
Ответ б в в б в а

4.10. Выездная налоговая проверка: цели, методы проведения,обжалование результатов

Тест
Ответ б в б а б б б

4.11. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Тест
Ответ в в б а а в б в в б б а

5.1. Налог на добавленную стоимость

Тест
Ответ в б в б а в а а б а б б а в а в в

5.2. Акцизы

Тест
Ответ в б в в б б б а в в

5.3. Налог на прибыль организаций

Тест
Ответ б б а в в а в а а в б б а в а а в в в б а в

5.4. Налог на доходы физических лиц

Тест
Ответ а в в б в б в б в в в в в б в а в а б б в б

5.5. Единый социальный налог

Тест
Ответ б в в а б в в а б б а б а

5.6. Сборы за пользование объектами животного мира и объектамиводных биологических ресурсов '

Тест
Ответ а б а а в б б а в а

5.7. Налог на добычу полезных ископаемых

Тест
Ответ б б б а б в а а б а

5.8. Водный налог

Тест
Ответ б в б б в а

5.9. Государственная пошлина

Тест
Ответ а в б б

6.1. Транспортный налог

Тест
Ответ а б в в б в а в в б б а б

6.2. Налог на игорный бизнес

Тест
Ответ б а в в в б в а а б б

6.3. Налог на имущество организаций

Тест
Ответ а б в а в в а

7.1. Земельный налог

Тест
Ответ а б в б б в в в в в

7.2. Налог на имущество физических лиц

Тест
Ответ в б б в б а б в а в

8.1. Упрощенная система налогообложения

Тест
Ответ б в б в в а в б а б в в

8.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Тест
Ответ а в б в в в б б б в в б в

8.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Тест
Ответ в б в а в б б а а

8.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Тест
Ответ а в б б в а а б в в

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

2. Адамов НА., Козенкова ТА. Пути оптимизации системы налогообложения / Н.А. Адамов // Все о налогах. — 2008. — N° 4.

3. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. — Октябрь. — 2007. — № 10 (19).

4. Беликов С.Ф. Налоги и налогообложение. Практикум: учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Беликова Т.Н. Все о налогах / Т.Н. Беликова. — СПб.: Питер, 2008.

6. Брызгалин А.В. Налоговые затраты предприятия / А.В. Брызгалин, В.А. Берник. — М.: Юрайт, 2006.

7. Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение / Е.И. Евстигнеев. — 5-е изд.. - СПб: Питер, 2008.

8. Жидкова Е.Ю. Налоговое планирование и совершенствование системы налогообложения как составляющие развития предпринимательского сектора в РФ / Е.Ю. Жидкова // Экономический анализ. — Февраль 2008. -№ 3 (108).

9. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.Р. Захарьин. - М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.

10. Землянская И.С, Гончаров AM. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика / И.С. Землянская // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 2 (290).

11. Кашин В А. Налоги и налогообложение: Курс минимум: учеб. пособие / В.А. Кашин — М.: Магистр, 2008.

12. Лермонтов ЮМ. УСНО / Ю.М. Лермонтов. - М: Проспект, 2008.

13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.И. Мамрукова. — 7-е изд. перераб. — М.: Изд-во Омега-Л, 2008.

14. Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Л. И. Гончаренко — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

15. Малис Н.И. Единый налог на вмененный доход // Налоговая политика и практика. — 2005. — № 3.

16. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.В. Качур. — М.: КНОРУС, 2007.

17. Налоги: учебник / Н.Н. Селезнева и др.; под ред. Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А Н. Литвиненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

18. Налоги и налогообложение: учебник / под. ред. Б.Х. Алиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007.

19. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под общ. ред. Д.И. Ряховского. — М.: Эксмо, 2006.

20. Налогообложение организаций: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. — М.: Экономисту 2006.

21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. - М.: МЦФЭР, 2004.

22. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005.

23. Петров МЛ. Налоговая система и налогообложение в России: учеб. пособие / М.А. Петров. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

24. Рагимов СМ., Волкова М.В. Еще один дебют упрощенной системы // Финансы. - 2004. - № 1.

25. Сажина МЛ. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики // Финансы и кредит. — 2005. — №8.

26. Сборник задач по налогам и налогообложению: учеб. пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КНОРУС, 2006.

27. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. Скрипниченко. - СПб.: Питер - М. Издат. Дом. БИНФА, 2008.

28. Соколов М.М. Основные направления налоговых реформ России и их результаты // Все о налогах. — 2008. — № 5.

29. Спиридониди Т.В. Актуальные поправки в НК РФ / Т.В. Спиридониди // Налоги и налогообложение. — Январь 2007.

30. Терехова ВЛ. Об учете доходов и расходов организаций при упрощенной системе налогообложения // Все для бухгалтера. — 2005. — №9.

31. Федеральные налоги и сборы с организаций: учебник / под ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко. — М.: «Статус Кво 97», 2005.

32. Хорее А.И., Рукин Б.П., Булавина Е.В. Значение налоговой нагрузки в формировании доходов промышленных организаций / А.И. Хореев и др. // Налоговая политики и практика. — Май 2007. — № 5 (53).

33. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.В. Ху-долеев. — 3-е изд., испр. и переаб. — М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2007.

34. ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2005.

35. Черник ИД. Регулирование и порядок взимания единого социального налога // Финансы. — 2005. — № 2.

36. Чиненое М.В. О Российской налоговой системе / М.В. Чиненов // Все о налогах. — 2007. — № 1.

37. Юнусов Н.Н. Корректирующие коэффициенты как инструмент легализации зарплаты / Н.Н. Юнусов // Налоговая политика. — Март 2007.-№3(51).

38. Юрзинова ИЛ. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования / И.Л. Юрзинова // Налоговая политика. — Май 2007. - № 5(53).

ВОПРОСЫ К Э

Наши рекомендации