Работа с отзывом и устранение указанных замечаний

Получив письменный отзыв, студент внимательно изучает его, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.

Замечания принципиального характера должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдель­ные замечания, указанные в отзыве и не нуждающиеся в письмен­ном изложении, требуют подкрепления устными аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям, т.е. не раскрыты вопросы, при написании работы исследовано недо­статочное количество источников (менее десяти), содержание работы не соответствует плану и т. д., то курсовая работа направляется на доработку.

В случае неудовлетворительного отзыва научного руководителя студент обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соответствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить отзыв на предыдущую работу.

Устранение указанных в рецензии замечаний и последующая защи­та курсовой работы представляет собой завершающую часть исследова­ния и в некоторой степени выступает его итогом.

Защита курсовой работы

Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимает­ся комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руково­дителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.

Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполнен­ной работы и результатов ее защиты.

При оценке курсовой работы учитываются:

- степень разработанности темы;

- полнота охвата различных подходов к рассмотре­нию исследуемой проблемы;

- полнота использования литературных источни­ков;

- творческий подход к написанию курсовой рабо­ты и самостоятельность;

- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;

- стиль изложения, ораторские и полемические на­выки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;

- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;

- использование наглядных и технических средств при защите.

Опыт показывает, что в курсовых работах чаще всего встречаются следующиенедостатки:

- описательный характер работ в ущерб глубине проработки исследуемых проблем;

- слабость доказательств, отсутствие или неубеди­тельность выводов по каждому вопросу и в целом по проблеме исследования;

- недостаточно четкое представление собственной позиции по рассматриваемой проблеме, обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями в ущерб рассуждениям и взглядам автора;

- использование устаревшей нормативной базы;

- нарушение правил оформления работы, непра­вильное оформление библиографического материала;

- бессистемное изложение материала;

- расплывчатость и неконкретность заключения, не вытекающего из содержания курсовой работы.

Курсовая работа оценивается по 4-балльной систе­ме («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не­удовлетворительно»).

Оценка «отлично» ставится, если:

- работа выполнена самостоятельно, носит творче­ский характер;

- изучаемая проблема достаточно актуальна, сту­дент показал знание рассматриваемой проблемы, пони­мание направлений и путей ее решения;

- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разре­шению рассматриваемой проблемы, а также с предложе­ниями по совершенствованию законодательства;

- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны творческие выводы;

- проанализированы различные подходы к рассмот­рению темы и аргументирован выбор собственной пози­ции и направления в разрешении рассматриваемой те­мы;

- работа правильно и аккуратно оформлена, пред­ставлены все необходимые компоненты, составлена дос­таточно полная библиография по теме работы;

- в процессе защиты студент показал навыки веде­ния научной дискуссии, свободное владение юридиче­ской и специальной терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;

- были использованы технические средства и на­глядные пособия для аргументации основных положе­ний курсовой работы.

Оценка «хорошо» ставится, если:

- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;

- отдельные вопросы работы изложены самостоя­тельно, но без глубокого теоретического обоснования;

- есть отдельные неточности при освещении вопро­сов темы;

- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы, неполные или содержат неточности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- исследуемая проблема в основном раскрыта;

- в работе не использован весь необходимый для ос­вещения темы нормативный, научный и методический материал;

- изложение отдельных вопросов поверхностно;

- студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

- курсовая работа содержит существенные теоре­тические ошибки или поверхностную аргументацию ос­новных положений;

- курсовая работа носит откровенно компилятив­ный характер;

- студент при защите показал слабые, поверхност­ные знания по исследуемой проблеме.

Студенты, не сдавшие на отзыв или не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и права».

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется ис­пользуемыми средствами наглядного представления ин­формации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутст­вующих.

В настоящее время в аудиториях Института разме­щено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому осна­щению относятся различные типы аудио- и видеообору­дования.

Для успешного применения этого оборудования ав­тор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, на флэш-, флоп- дисках, видеокассетах и др.).

В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено при­менение двух типов проектов: стационарного - для проектирования иллюстрационного материала на выдвиж­ной экран и переносного - для проектирования на мар­керную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточ­нений проецируемого на доску изображения.

При подготовке слайдов к докладу необходимо вы­полнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.

Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение авто­матического режима позволяет рационально использо­вать отведенное время и выглядит достаточно эффектив­но, однако требует от выступающего тщательно проду­манного и заранее отрепетированного доклада.

Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количе­ство слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно про­комментировать каждую проецируемую иллюстрацию.

Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих воз­никнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного при­дется просматривать все имеющиеся слайды, что затяги­вает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.

На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руко­водителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таб­лиц, гистограмм и других наглядных материалов, уп­рощающих восприятие материала и позволяющих пол­ностью довести его до аудитории за отведенное на док­лад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.

При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содер­жащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.

Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутст­вующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.

IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. - Кн. 1-5. - М. : Статут, 2007.
  2. Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 4-е изд. - М. : Проспект, 2008. - Ч. 1, 2, 3. - С. 731.
  3. Гражданское право: учебник в 4 т. / отв. Ред. Е.А. Суханов. –М.: Волтерс Клувер, 2008
  4. Гражданское право: эл. уч. / под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия. –М., 2011.
  5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М. : Статут, 2001.
  6. Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам : сб. - М. : Проспект, 2001.
  7. Иванов Е.В. Гражданское право: эл. уч. –М., 2011.
  8. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ .
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 № 51-ФЗ.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ .
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ .
  13. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  14. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей» .
  15. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23.11.2009).
  16. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
  17. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением части первой Гражданского кодекса Россий­ской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1995. - № 5.
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. - № 9, 1997. -№ 5.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы. Курсовые, дипломные, диссертации. Общая методология, методика подготовки и оформления. – М. : АСВ, 2011. – 120с.

Наши рекомендации