Глава 8. вещи как объекты гражданских прав
§ 1. Понятие вещи
Вещь в праве и вещь обыденная.
Объективированность и товарность вещи.
Определение вещи как объекта гражданских прав
1. Понятие вещи - одно из фундаментальных, ключевых понятий гражданского права в целом. Легального (указанного в законе) определения понятия "вещь" в отечественном гражданском праве на сегодня не существует. Отсюда разнообразные точки зрения и теоретические споры.
Все спорящие сходятся тем не менее в одном: понятие вещи в праве следует отличать от понятия вещи в обыденном смысле.
Из истории цивилистики. Именно вещь как объект права, с одной стороны, уже обыденного понятия о вещи, потому что не всякая вещь может служить предметом власти, обладания (например, солнце и вообще вещи, изъятые из гражданского оборота), а с другой - шире, потому что под понятие вещи в праве подходят и не физические предметы <...> (В.И. Синайский).
К вещам в широком правовом смысле относятся некоторые объекты, не являющиеся вещами в смысле обыденном, - например, домашние животные.
Из истории цивилистики. В древности, когда электрическая энергия была известна человеку лишь в виде ниспосылаемой Зевсом молнии, она не могла быть объектом права; теперь же, когда электричеством освещаются дома, улицы, устраиваются электрические трамваи, оно, несомненно, является объектом права, и возникают даже судебные дела о краже электричества (Е.Н. Трубецкой).
С развитием науки и техники круг таких вещей расширяется. К электрической и тепловой энергии, газам и жидкостям (обособленным в какой-либо емкости) уже добавились бездокументарные ценные бумаги (относимые ГК РФ к вещам, но существующие только в виде записей в реестре, обычно электронном), а в перспективе могут добавиться и гораздо более экзотические объекты наподобие "виртуальных вещей", существующих и служащих предметом оборота только в компьютерной сети.
Впрочем, история права знает примеры придания понятию "вещь" и более широкого смысла. Еще в Древнем Риме, помимо вещей в привычном для нас понимании ("телесных"), выделялись вещи "бестелесные". К ним относили и имущественные права - скажем, право ловли рыбы в соседском пруду считалось вещью.
Из истории цивилистики. Объекты права, получаемые нами из внешнего мира, носят общее название "вещи", которое на языке юридических понятий имеет два смысла: широкий и тесный. В первом оно означает предмет или объект права вообще, то есть все, что не есть субъект права, или все те материальные и идеальные блага, которые служат удовлетворению защищенных общественной властью интересов. Из этого представления выходят, например, прусский Landrecht (1, 2 § 1) и Австрийское гражданское уложение (§ 285), считая вещью все, что может быть предметом какого-нибудь права или какой-нибудь обязанности (Ю.С. Гамбаров).
Таким образом, расширительное толкование термина "вещь" вполне возможно в теории, на практике же в последнее время наблюдается тенденция к расширению круга объектов, которые либо прямо признаются вещами, либо на которые фактически распространяется аналогичный правовой режим.
2. С другой стороны, не всякая вещь в обыденном смысле считается вещью в смысле юридическом.
Так, распространено (но не является единственным) мнение, что к вещам в юридическом смысле относятся только материальные блага, полезные свойства которых осознаны, освоены и контролируются людьми.
Из истории цивилистики. Дело в том, что не все вещи, не все физические тела подлежат господству лица, составляют объект права, а только такие вещи, такие тела, которые состоят в гражданском обороте и имеют значение имущества, то есть представляют собой какую-либо ценность. Так, светила небесные, птицы, летающие по поднебесью, не состоят в гражданском обороте и не рассматриваются как объекты права (Д.И. Мейер).
Кроме того, в традиционном понимании к вещи предъявляются требования обладания определенными физическими свойствами (массой и пространством), материальности (вещь как предмет материального мира, а не нечто воображаемое), обособленности (яблоко, растущее на дереве, юридически не существует как отдельная вещь, пока не будет обособлено - сорвано), возможности восприятия при помощи органов чувств (можно увидеть, потрогать) и т.п.
Из истории цивилистики. Во втором, то есть в тесном, смысле под вещью разумеется лишь то, что находится в пространстве и ограничивается пространством, или все то, что воспринимается непосредственно нашими органами чувств, в противоположность тому, что представляет искусственное распространение понятия вещи в этом смысле на продукты нашей умозрительной деятельности. Это так называемые физические, или телесные, вещи (Ю.С. Гамбаров).
Отсюда вещь в узком правовом смысле можно определить как обособленный предмет материального мира, освоенный и контролируемый людьми и имеющий для них реальную или потенциальную ценность (характер товара).
Однако прагматичный практикующий юрист не может не обратить внимания на расхождение между данным определением и положениями действующего законодательства, относящими иногда к вещам совсем другие объекты, наподобие электроэнергии и бездокументарных ценных бумаг. Следовательно, опираясь на теорию, имеет смысл сделать и оговорку чисто практического характера: иные объекты, не отвечающие указанным признакам, могут быть отнесены к вещам (либо, точнее, на них может быть распространен правовой режим вещей) в силу закона.
Вопрос о принадлежности того или иного объекта к вещам - отнюдь не праздно-теоретический. Правовое значение определения понятия "вещь" состоит, в частности, в том, что только в отношении вещей могут существовать, как это следует из самого их названия, вещные права (включая главное из них - право собственности), только вещи могут быть предметом виндикации (то есть могут быть истребованными из чужого незаконного владения). Отсюда - если мы признаем, например, бездокументарную ценную бумагу вещью, то в отношении ее возможно право собственности, а у незаконного владельца ее можно истребовать посредством виндикационного иска (ст. 301 ГК РФ).
Авторитетное мнение. Основное назначение вещей состоит в удовлетворении конкретных потребностей людей и общества. Особую категорию вещей в гражданском праве составляют деньги и ценные бумаги как инструменты закрепленных в них прав. Они выполняют своего рода посреднические функции, обеспечивая доступ к конкретным материальным ценностям, непосредственно служащим удовлетворению потребностей людей и общества в питании, жилье, одежде, транспорте, в организации и ведении производства и т.д. (В.П. Мозолин).
§ 2. Виды вещей
Понятие и значение классификации вещей.
Классификация вещей на полностью оборотоспособные,
ограниченные в обороте и изъятые из оборота.
Делимые и неделимые вещи.
Сложные вещи. Главные вещи и принадлежности.
Плоды, продукция, доходы.
Вещи одушевленные и неодушевленные.
Вещи индивидуально определенные и родовые.
Вещи потребляемые и непотребляемые
1. Вещи традиционно, со времен Древнего Рима, занимают центральное место среди объектов гражданских прав. Юридическая конструкция вещи в значительной степени предопределяет характер и вещных прав на нее, и обязательственных прав по отношению к ней.
Из истории цивилистики. Вещи, составляющие объект юридических отношений, представляют наибольшее разнообразие сравнительно с другими объектами, и поэтому необходимо остановиться на рассмотрении отдельных видов вещей (Г.Ф. Шершеневич).
Классифицировать вещи можно по бесчисленному количеству оснований: цветные и бесцветные, взрослые и детские, большие и маленькие... Юридическое значение, однако, имеет только та классификация вещей, которая позволяет уяснить разницу в их правовом режиме, в зависимости от принадлежности к определенному виду. И отсюда - особенности вещных и обязательственных гражданских прав, связанных с этой вещью.
Основа классификации вещей как объектов гражданских прав заложена Гражданским кодексом РФ, предусматривающим деление вещей по различным критериям на следующие группы:
а) вещи, полностью оборотоспособные, ограниченные в обороте и изъятые из оборота;
б) вещи делимые и неделимые;
в) сложные вещи;
г) главные вещи и принадлежности;
д) плоды, продукция и доходы;
е) вещи одушевленные и неодушевленные;
ж) вещи индивидуально определенные и родовые (определенные родовыми признаками);
з) вещи потребляемые и непотребляемые;
и) вещи движимые и недвижимые.
2. Классификация вещей на полностью оборотоспособные, ограниченные в обороте и изъятые из оборота (ст. 129 ГК РФ) основана на способности той или иной группы вещей приобретаться и отчуждаться определенными категориями лиц.
Из истории цивилистики. Весь внешний мир, окружающий человека, представляет неистощимый запас для создания вещей, которые, ввиду их потребительной и меновой ценности, подлежат сделкам между частными лицами, составляющими в совокупности гражданский оборот. Однако некоторые части внешнего мира стоят вне оборота по причинам естественным, по соображениям государственным или религиозным (Г.Ф. Шершеневич).
Для полностью оборотоспособных вещей специальных ограничений не установлено. Они могут свободно переходить от одного лица к другому в соответствии с общими правилами, установленными гражданским законодательством.
Вещи, ограниченные в обороте, либо доступны не для всех категорий лиц (например, только очень небольшой круг юридических лиц может в установленном порядке приобретать наркотические препараты для медицинских, исследовательских и иных подобных целей), либо доступны при соблюдении определенных условий, установленных законом (например, частное лицо может приобрести гражданское или охотничье оружие, но только имея на это специальное разрешение). Какие именно вещи относятся к ограниченным в обороте, определяется не обязательно непосредственно законом, но в порядке, установленном им (например, перечень наркотических средств утверждается Правительством РФ, но на основании соответствующего федерального закона).
Вещи, изъятые из оборота, не могут переходить от одного лица к другому по гражданско-правовым основаниям.
Например, купля-продажа государственных наград Российской Федерации является уголовным преступлением, и хотя в случае смерти награжденных награды остаются у наследников, но лишь как у хранителей, на основании специальной нормы, не относящейся к гражданско-правовым. Владелец паспорта или диплома о высшем юридическом образовании лишен правовой возможности продать их исходя из их правовой сущности - данные объекты неразрывно связаны с его личностью. Владелец водородной бомбы или цистерны с боевым отравляющим веществом не может продать ее исходя из соображений общественной и государственной безопасности. Юридически не могут быть объектами оборота поддельный диплом, порнографическая открытка или глушитель для пистолета, поскольку это прямо запрещено. Отнесение вещей к категории изъятых из оборота производится непосредственно законом; зачастую этот закон - Уголовный кодекс РФ, устанавливающий за их оборот уголовную ответственность.
3. Классификация вещей на делимые и неделимые (ст. 133 ГК РФ) носит строго юридический характер. Любую вещь можно разделить физически, однако с правовой точки зрения имеет значение лишь ее хозяйственная делимость. Юридически неделимыми признаются лишь вещи, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения.
Из истории цивилистики. Вопрос о делимости вещей можно рассматривать с нескольких точек зрения. Так, по основному положению физики все тела делимы до бесконечности. Поэтому физик признает это свойство и за картиной, и за статуей, и за живой лошадью. В другом свете представится вопрос, если на него взглянуть со стороны экономической. В этом отношении делимыми окажутся только те вещи, которые могут быть раздроблены без вреда для своего хозяйственного назначения и без несоразмерного понижения ценности (Е.В. Васьковский).
Автомобиль, разобранный на составные части, или диван, распиленный пополам, перестает быть той же вещью и превращается в совокупность других вещей, отличных от нее по своему назначению. Кусочки распиленного пополам уникального бриллианта, в принципе, не меняют своего назначения, однако непропорционально снижается их экономическая ценность, поэтому подобные вещи также можно отнести к неделимым.
Из истории цивилистики. Так, земельный участок или глыбу железа можно делить сколько угодно, и в результате получатся все-таки участки земли и куски железа, хотя меньшие по объему и пропорционально удешевленные. Но если разрезать на несколько частей картину, статую или лошадь, то из них выйдут почти ничего не стоящие лоскутки полотна, осколки гипса и куски несъедобного мяса (Е.В. Васьковский).
О правовом значении отнесения вещей к делимым или неделимым несложно догадаться уже исходя из их названия. Вещи неделимые по общему правилу не подлежат разделу в натуре при разделе имущества, находящегося в общей собственности, вместо этого один из собственников может претендовать на выплату ему стоимости его доли другими сособственниками (ст. 252 ГК РФ). При поступлении неделимой вещи в собственность двух или нескольких лиц возникает общая собственность (ст. 244 ГК РФ).
4. Сложные вещи (ст. 134 ГК РФ) на самом деле представляют собой несколько вещей (как минимум две), объединенных общим назначением. Например, простейшие настольные шахматы состоят из 33 отдельных предметов. С физической точки зрения это 33 отдельные вещи. С точки зрения юридической перед нами одна сложная вещь, поскольку у всей этой совокупности физических вещей - единое назначение.
Из истории цивилистики. Совокупность... совершенно самостоятельных предметов, мысленно рассматриваемых как одно целое (Е.В. Васьковский).
На первый взгляд - парадоксально, но в современном отечественном праве такие вещи по общему правилу считаются неделимыми. Хотя с житейской точки зрения нет ничего проще, чем разделить между несколькими людьми сервиз на двенадцать персон, однако в результате такого раздела исчезает сама вещь: сервиз превращается в отдельные сочетания чашек и блюдец. Сложная вещь как единое целое, предполагающее использование по общему назначению, при разделе перестает существовать.
Правовое значение отнесения вещи к сложным состоит в том, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, если продавец сервиза желает оставить себе любимую чашку, следует специально оговорить это условие в договоре - в противном случае покупатель сервиза имеет право истребовать у продавца недостающий компонент приобретенной им единой сложной вещи. При совершении сделки со сложной вещью презюмируется, что в ее состав входят все необходимые компоненты - продавец шахматного набора, в котором части фигур не хватает, рискует столкнуться с обоснованными претензиями со стороны покупателя, если при совершении сделки такая некомплектность не была специально оговорена.
5. Главные вещи и принадлежности (ст. 135 ГК РФ), как и сложные вещи, связаны общим назначением. Кроме того, дополнительно добавляется отличительный признак: принадлежность - это вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи. Если компоненты сложной вещи относительно "равноправны", то в связке "главная вещь и принадлежность" одна из вещей как бы подчинена другой, обслуживает ее.
Из истории цивилистики. Так, футляр следует признать принадлежностью вещи, которая помещается в нем; раму - принадлежностью картины, которая вделана в раму; материю, которой обита мебель, - принадлежностью мебели и т.п. Хотя бы по ценности принадлежность и превосходила главную вещь, например, хотя бы рама была и дороже картины (Д.И. Мейер).
По общему правилу принадлежность следует судьбе главной вещи. Тем не менее сторонами сделки может быть оговорено иное: продажа картины без рамы, очков без футляра или, наоборот, принадлежности без главной вещи. Таким образом, у главной вещи и принадлежности могут быть разные собственники. В этом случае дальнейшие судьбы главной вещи и принадлежности могут расходиться: собственник картины, вставленной в не принадлежащую ему раму, может продать только главную вещь (картину), принадлежность (рама) за главной вещью при этом не последует. Кроме того, оговорим, что следуют за главной вещью только те принадлежности, которые существовали на момент сделки.
6. Современное российское право разделяет поступления, полученные в результате использования имущества, на три группы: плоды, продукцию и доходы (ст. 136 ГК РФ).