Тема 5. Основы брачно-семейных правоотношений
Понятие семьи и ее виды. Субъекты семейных правоотношений, объекты и содержание таких правоотношений.
Основания их возникновения. Брак, понятие и условия заключения. Основания прекращение брака. Расторжение брака. Недействительность брака.
Права и обязанности супругов: имущественные и неимущественные права. Брачный договор.
Установление происхождения детей. Права и обязанности детей и родителей. Алиментные обязательства членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Понятия: брак, права и обязанностей членов семьи, брачный договор, алиментные обязательства.
Тема 6. Основы трудовых правоотношений
Понятие трудового права, его предмет и метод. Система трудового права как отрасли права, его институты. Источники трудового права.
Понятие трудовых правоотношений, их особенности. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудовой договор: понятие, содержание, стороны, отличие от гражданско-правовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Изменение условий трудового договора. Переводы и перемещение. Прекращение трудового договора. Особенности увольнения отдельных категорий работников.
Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование оплаты труда. Понятие трудового стажа и его виды. Юридическая ответственность работника и работодателя. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Понятия: трудовые правоотношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, отпуск, дисциплинарная и материальная ответственность.
Тема 7. Основы административных правоотношений
Понятие административных правоотношений. Предмет и источники административного права. Понятие и признаки административного правонарушения. Административная ответственность. Виды административных взысканий.
Понятия: административное правонарушение, административная ответственность, административное взыскание.
Тема 8. Основы уголовного права
Понятие, задачи, система уголовного права. Понятие уголовного закона. Понятие преступления и отличие его от иных правонарушений. Признаки, состав преступления. Объект, субъект, субъективная и объективная сторона преступления.
Понятие преступления. Соучастие в преступлении: понятие, его формы.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание и его виды.
Понятие и цели наказания. Основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятия: уголовный закон, преступление, уголовная ответственность, уголовное наказание.
Тема 9. Судебные и правоохранительные органы
Судебная система России. Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации. Прокуратура: система, задачи, функции. Полномочия органов внутренних дел. Адвокатура: задачи, функции, способы оказания юридической помощи юридическим и физическим лицам. Нотариат.
Планы семинарских занятий
Особенности изучения дисциплины «Правоведение» обусловлены тем, что в процессе обучения и подготовке к семинарскому занятию студенты должны научиться анализировать учебную и научную литературу и особенно нормативный материал.
В силу этого на семинарских (практических) занятиях необходимо организовывать работу студентов с нормативно-правовыми актами, уделять особое внимание формированию умений понимать юридические тексты, находить необходимую информацию, анализировать её и применять на практике.
Студентам необходимо изучить отдельные главы Конституции Российской Федерации, а также ряд норм федеральных законов, предусмотренных программой курса. Проверка усвоения материала может осуществляться как посредством теоретического и письменного опроса, так и через рассмотрение конкретных правовых ситуаций (решение задач, изучение судебной практики, составление и анализ простых документов).
Учебная цель семинарских занятий: сформировать основные правовые понятия курса; научить анализировать нормативные акты; создать представление о правовой системе России.
Воспитательная цель семинарских занятий: формирование общей и правовой культуры студентов с применением активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций.