Глава 3. Психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм

Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права.

Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в функционировании права на всех его этапах. При этом необходимо рассмотреть социальное действие как процесс и как систему, выявить ее элементы, показать существующие между ними взаимосвязи, характер их взаимодействия в социальной среде.

Ученые-юристы давно пришли к выводу о том, что выявить и оценить действие правовой нормы без учета социальных факторов невозможно, поскольку правовая норма действует не в вакууме, не в безжизненном пространстве, а имеет дело со всем многообразием человеческих отношений.

Действие права - это процесс движения от нормы к социальному результату. Реализация права - явление сложное, не сводимое к изданию актов по его применению. Исходными элементами правореализации служат юридическая норма и социальная ситуация, к которой она непосредственно относится. Социальная ситуация образует условия эффективной реализации правовых норм или препятствует этому.

В целом можно выделить следующие группы условий эффективности правовых норм:

  • макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т. д.);
  • микросоциальные условия (различные формальные и неформальные группы, трудовые коллективы);
  • личностные условия субъекта, реализующего право.
  • Остановимся более подробно на каждой группе условий.

Совершенно очевидно, что нормативный акт, который отвечает объективным потребностям общества, интересам народа, будет эффективным на практике. Действенность права зависит также от социальной и политической стабильности общества, слаженности в работе государственных и общественных институтов, высокой правовой культуры населения в целом.

Заметное влияние на законодательный процесс, на реализацию правовых норм оказывает общественное мнение, под которым понимают совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. Воздействие общественного мнения велико, и его необходимо учитывать законодателю при разработке того или иного правового акта. Для этого должны проводиться опросы общественного мнения, направленные на выяснение отношения граждан к тем или иным идеям и положениям концепции правовой нормы. В процессе работы над проектом нормативного акта необходимо выявить меру согласия с его основными положениями той части общества, интересы которой он затрагивает. Момент согласия, поиска консенсуса в обществе имеет принципиальное значение в реализации закона. Ведь закон - это общая норма, выражающая всеобщий интерес, который и надлежит выяснить законодателю в ходе изучения общественного мнения.

Если же законодатель игнорирует мнение граждан относительно принятого правового акта, то это может обернуться социальными издержками.

Так, например, при оценке гражданами акта об амнистии, принятого в 1994 г., более 40 % опрошенных заявили, что после амнистии политическая ситуация в стране ухудшится. Авторы закона объявили это мнение некомпетентным. Но, как показала жизнь, преступность после издания этого акта продолжала возрастать. "Видимо, отрицательное социально-психологическое значение освобождения правонарушителей не было должным образом учтено инициаторами закона".

Действенность правовой нормы зависит также и от престижа права в обществе. Следует различать престиж права в целом, престиж отдельных отраслей права, а также доверие, которым пользуется право в теории и на практике. Значительное уважение к праву в обществе дает возможность реализовывать различные нормативные акты без использования инструментов санкций и контроля, а низкий престиж права, наоборот, требует повышения эффективности действия аппарата принуждения и контроля, восполняя тем самым издержки деятельности этого аппарата.

Общее уважение к праву, солидарность с правовыми требованиями, внутренняя убежденность в необходимости соблюдения правовых норм, сознательное отношение к ним говорит о достаточно высоком уровне правосознания граждан.

Необходимо отметить также то обстоятельство, что уважение к праву начинается с "верхов", а именно: чем больше лицо, наделенное высоким социальным статусом, уважает право и соблюдает его, тем более ценным социальным эталоном для граждан становится это лицо. Соответственно чем большим уважением в обществе пользуется руководящее лицо, представляющее тот или иной властный правовой орган, тем более уважаемым становится данный орган, олицетворяющий право. Рост уважения к руководству приводит к росту уважения к праву, в результате возникает целостное, глобальное уважение права. Этот целостный престиж права обладает большим потенциалом и может распространять свое влияние на те области, где право еще не приобрело своего престижа, либо, наоборот, уже успело его утратить.

Вторая группа условий эффективности правовых норм - микросоциальные условия (наличие различных социальных групп) - выполняет, в сущности, функцию социально-психологического обеспечения правореализации.

Эффективность правовой нормы значительно повышается, если ее действие дополняют, развивают и подкрепляют другие социальные нормы, существующие в различных социальных слоях, группах.

Как известно, кроме правовой системы, регулирующей общую правовую культуру данного общества, в нем существуют и так называемые правовые подкультуры, свойственные тем или иным социальным слоям, группам. Эти группы могут различаться практикой исполнения права, своеобразным пониманием его, но в целом они законопослушны. Если нормы правовой системы общества одобряются, признаются данной социальной группой в высокой степени, то она характеризуется высоким правосознанием. В этих случаях уже не нужно обещание какой-либо выгоды или угрозы наказания для обеспечения поведения, определенного конкретными правовыми предписаниями.

Другие группы могут и не одобрять официальные правовые предписания, испытывать искушение их нарушить, но угроза санкций заставляет их этого не делать.

Третьи группы ведут себя в целом законопослушно, но некоторым ее членам свойственно отступать от каких-либо процедурных моментов поведения. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение всяких формальностей иногда замедляет скорость и интенсивность торгово-финансовых операций. Это приводит к созданию своеобразной правовой подкультуры, которая легализует всякие отступления от формализма при заключении и продлении контрактов. В результате значительное число торговых сделок, связанных с большим хозяйственным риском, заключается под "честное слово", составлением короткой записи, по телефону и т. д.

Третья группа условий эффективности правовых норм относится к личностным особенностям индивида, принимающего решение о правильности поведения. Можно говорить о психологическом обеспечении реализации правовых норм.

Абстрактное правовое предписание начинает действовать тогда, когда оно в виде сложного комплекса доходит до своего получателя - конкретного гражданина.

Правомерное поведение гражданина может мотивироваться как внешними факторами, так и внутренними. При внешней мотивации человек соблюдает норму права постольку, поскольку он учитывает негативные последствия, которые могут возникнуть при отклонении его поведения от требований нормы. При внутренней мотивации человек принимает данную норму, адаптирует ее, рассматривает ее как собственную меру поведения.

Исследователи в сфере социологии права выявили типологию нормативного поведения индивидов. Первую группу составляют конформисты - лица, подчиняющиеся правовым нормам, вторую - нонконформисты, чье поведение отклоняется от правовых норм (девиантное поведение).

В свою очередь конформистское поведение имеет следующие разновидности:

  • легалистское поведение, которое характеризуется принципиальным уважением к правовым нормам, это так называемая сократовская позиция. Хорошо известно, что Сократ уважительно относился к праву даже тогда, когда оно применялось к нему самому и когда, с его точки зрения, оно было несправедливым. Он считал, что, хотя право может быть плохим и ошибочно применяться в отдельных случаях, тем не менее в целом как система должно пользоваться уважением;
  • оппортунистское (или инструментальное) поведение, которое в целом может быть оценено как положительное, но при условии наличия у него мотивов целесообразности, т. е. мотивов, в силу которых правовая норма одобряется ради какой-либо личной выгоды;
  • принудительное поведение, которое также характеризуется как соответствующее правовым нормам, однако в этом случае действует не личная мотивация, а нажим групповой подкультуры или давление официальной системы контроля, следящей за реализацией норм.

Правомерное поведение индивида характеризуется социальной значимостью, поскольку в целом укрепляет общественные отношения, правопорядок, служит положительным примером для других лиц.

Правомерное поведение мотивируется, как правило, сознанием долга, общественной потребности либо личными нравственными побуждениями - дружеской заботой, участливостью, взаимовыручкой и т. д.

В целом мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:

  • Убежденность в общественной пользе поступка.
  • Долг перед обществом, правовая обязанность.
  • Профессиональное чувство ответственности.
  • Практическая полезность поступка для других.
  • Стереотип, привычное поведение.
  • Конформизм, подчинение большинству.
  • Боязнь юридической или моральной ответственности.
  • Личная польза от совершения поступка.
  • Эгоистические интересы.
  • Негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.

Высшим уровнем мотивации правомерного поведения считается убежденность личности в социальной ценности совершаемого поступка, полезного для общества, для окружающих, родных и близких.

Заслуживает специального упоминания так называемая социально-правовая активность личности, под которой (активностью) понимается "добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, уважении права, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования индивидом своих правомочий или реализации своих гражданских обязанностей, гражданского долга в правовой сфере". Социально-правовая активность личности - это, естественно, правомерное поведение, но оно превосходит последнее в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и результативно. Смелое, сопряженное с опасностью для жизни задержание матерого преступника; использование правил необходимой обороны при защите потерпевшего от преступных посягательств; внесение полезных предложений по совершенствованию законодательства или практики работы правоохранительных органов - все это примеры социально активного правового поведения.

Таким образом, наиболее эффективным можно считать такой нормативный акт, который отвечает объективным потребностям общества, поддерживается различными группами населения и реализуется гражданином, уважительно относящимся к праву.

Наряду с ситуацией принятия правовой нормы обществом или его большинством, различными группами и индивидом, что обеспечивает эффективное социальное действие права, существуют и ситуации сопротивления закону, его неприятия со стороны перечисленных субъектов правореализации. Какими факторами это обусловливается?

Начнем с макроусловий.

Наиболее негативное влияние на эффективность права оказывает отсутствие экономической и политической стабильности в обществе. К числу дестабилизирующих факторов относят прежде всего так называемую войну законов, или ситуацию сопротивления закону, порождаемую кризисными явлениями в политической, экономической и правовой сферах жизни общества переходного периода. Такая ситуация оказывает разрушительное воздействие на политическую жизнь, подрывает стабильность и легитимность власти, деформирует сознание и поведение людей, сводит на нет социальное действие правовых норм.

"Ситуация сопротивления закону, - отмечают В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, - характеризуется как пассивным неприятием издаваемых законов, так и ясно выраженным сопротивлением принятым законодательным актам со стороны не только исполнителей, но даже самих законодательных органов нижестоящего уровня. В свое время формальным предлогом такого поведения послужили принятые во многих республиках декларации о суверенитете'".

Встречаются случаи отказа государственных органов от реализации федеральных законов и иных актов высших органов государственной власти и управления, изданных в пределах их компетенции. В некоторых регионах участились факты противостояния местной власти центральной.

Фактором, негативно влияющим на ожидаемое исполнение закона, является конфликт, резкое расхождение между требованиями принятого акта и ожиданиями населения. Поэтому, чтобы овладеть массовым сознанием, закон должен преодолеть барьер сопротивления, воздвигнутый на его пути деформированным общественным мнением.

Конфликт характеризуется как активным, так и пассивным противостоянием сторон, вызванным полярностью их интересов или различным отношением к ценностям и нормам. Правовой элемент в таком конфликте может быть выражен с различной степенью интенсивности.

Юридические конфликты могут подразделяться на глобальные и региональные, групповые и межличностные, ситуационные и позиционные, конфликты интересов и когнитивные (спор о знании или понимании проблемы); быть острыми, вяло текущими, возобновляющимися и т. д.

С точки зрения деления по отраслям права конфликты возможны в каждой из них. Как показывает судебная и арбитражная практика, наиболее распространены конфликтные взаимоотношения в сфере гражданского, трудового, финансового, налогового, хозяйственного законодательства. Меньше конфликтов в сфере действия уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, но зато они более опасны.

Наибольшую опасность представляют межгосударственные и межнациональные конфликты, регулируемые нормами международного права, договорами и соглашениями государства.

Обширный, острый и затянувшийся конфликт способен породить кризисное состояние политической и правовой системы, которое в свою очередь может вызвать деформации в системе нравственно-правовых ценностей, дисфункцию социальных, правовых институтов.

Успешное функционирование социального института предполагает четкое определение его целей, функций и способов деятельности, рациональную организацию внутренних и внешних связей, определенную степень деперсонализации действий, а главное - практическую значимость института, его результативность для общества или социальной группы. В случае нарушения соответствующих требований социальный институт перестает выполнять необходимые функции и теряет свое значение.

Деформация института чревата рядом негативных социальных и правовых последствий. Во-первых, она вызывает социальную напряженность, поскольку рушатся социальные ожидания людей. Во-вторых, это, в свою очередь, приводит к замене официальных структур неформальными связями и отношениями, в том числе криминального характера. В-третьих, дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственно-правовом облике общества. В-четвертых, происходит резкое ослабление или утрата функций социального контроля указанными институтами, что приводит к распространению безнаказанности нарушителей правовых норм, а затем и к общему состоянию безответственности и аномии.

Девиантное поведение становится массовым, углубляется деформация социальных норм и других компонентов общественной жизни.

Сходные негативные социальные последствия вызывает и дисфункция правовых институтов.

Правовые институты - это как бы узлы, соединяющие воедино сеть, которую составляет правовой строй. Через эти институты осуществляется правовая деятельность, реализуются правовые акты. Правильная деятельность институтов приводит к достижению результатов, которые намечены законодателем. Неправильная их деятельность, сопровождаемая затяжкой в разрешении дел, процедурными ошибками и путаницей, отсутствием соответствующих технических условий, трудностями в деятельности экспертов, пристрастностью в разбирательстве дел, которая в значительной степени определяется коррумпированностью исполнителей, - все это в конечном итоге приводит к ошибкам в достижении результатов, неэффективности деятельности по правореализации.

Таким образом, отрицательные макросоциальные условия, такие, как дисфункция социальных и правовых институтов, война законов, резкое расслоение населения на богатых и бедных, тяжелое материальное положение большинства населения, криминализация всех ветвей власти, коррумпированность правоохранительной системы рождают у граждан неуважение к закону, правовой нигилизм. В итоге резко снижается эффективность социального действия права.

На уровне микросоциальных условий социально-психологическое сопротивление закону осуществляется различными социальными группами, имеющими специфическую правовую субкультуру. При этом степень сопротивления может быть разной. Возможно довольно активное сопротивление норме права среди более или менее ограниченного круга людей. Такая ситуация возникала при попытках введения "сухого закона" и сопровождавших его мер пресечения незаконного производства и сбыта спиртных напитков. В этом случае требовалось принудительное обеспечение нормы и усиление контроля, но лишь в отношении определенной группы людей.

Встречаются ситуации сопротивления закону, сопровождаемые открытым противодействием, порожденным столкновением политических интересов, стремлением влиятельных групп к власти, что заставляет их нагло нарушать закон, действовать в обход его. В основном это характерно для организованной преступности, ее крупных авторитетов и главарей (нередко "воров в законе"), руководствующихся в своем поведении воровской этикой, чья система ценностей открыто противостоит общепринятой.

В других криминальных кругах сопротивление закону может не выражаться столь открыто и интенсивно. В среде несовершеннолетних правонарушителей оно более пассивно.

Определенное неприятие закона, неуважение к праву встречается и в среде молодежной, подростковой субкультуры.

Чем больше в обществе слоев и групп населения, включающихся в девиантное поведение, тем сильнее (с учетом вышеперечисленных макросоциальных факторов) в обществе процесс морального разложения, аномии, что, безусловно, негативно сказывается на правомерном поведении отдельных лиц, непосредственных адресатов правовых норм.

Аномия - это такая ситуация, при которой определенное лицо проявляет неуважение к основным нравственно-правовым нормам данного общества или считает эти нормы необязательными для себя. Аномия не означает отсутствие норм или отсутствие ясности в понимании этих норм. Она означает, что лицо, которое знает о существовании обязывающих его норм, относится к ним негативно или равнодушно. Иными словами, состояние аномии сходно с состоянием правового нигилизма.

Таким образом, лица, отличающиеся правовым нигилизмом, неуважением к праву, характеризуются нонконформистским, отклоняющимся поведением.

Нонконформистом, или девиантом, индивид может стать как по принципиальным, так и по чисто прагматическим соображениям.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает правовая психология?

2. Дайте характеристику правовой социализации и ее основных агентов.

3. Что такое дефекты правовой социализации?

4. В чем сущность дефектов правовой социализации в семье?

5. Назовите типы неблагополучных семей.

6. Какие семьи отличаются наибольшим криминогенным потенциалом?

7. Что такое асоциальная личность и каковы ее истоки?

8. В чем проявляется криминогенность правовой социализации в школе?

9. Какую психологическую функцию выполняют стихийные подростковые группы?

10. Раскройте механизм криминализации личности подростка в негативных группах сверстников.

11. Каковы факторы эффективности социального действия права?

12. Назовите основные виды конформистского правомерного поведения.

13. Каковы психологические предпосылки эффективности правовых норм?

14. Перечислите основные факторы сопротивления закону.

На главную Учебные материалы Учебные пособия

Г.Г.Шиханцев
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации