Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

Это один из самых сложных и трудоемких этапов в написании курсовой работы. Обучающемуся предстоит ознакомиться со значительным объемом нормативных правовых актов; монографий и научных статей, в которых нашли отражение различные подходы и взгляды ученых-юристов на исследуемую проблематику, многообразные пути решения проблем, выявленных в процессе исследования.

Работу следует начинать с более подробного ознакомления с содержанием тех глав и разделов учебников и учебных пособий, в которых излагается материал по проблематике исследуемой темы. Ценность добротно выполненной курсовой работы выражается в том, что автору предстоит проанализировать различные позиции ученых-юристов, пытаясь при этом выявить среди них позицию, наиболее реально отражающую суть проблемы и (или) предложить свое видение решения данного вопроса. Следовательно, ограничиваться только ознакомлением с содержанием учебного материала не целесообразно, тем более, что учебный материал, как правило, отстает от динамично изменяющегося правового регулирования исследуемой проблемы.

Наибольшее представление о состоянии изученности выбранной темы курсовой работы сформируется в результате знакомства с информационными и библиографическими изданиями. Для тех студентов, которые располагают возможностью работы с информационными технологиями, наиболее целесообразным является использование различных правовых систем для анализа нормативного материала, имеющегося по проблематике курсовой работы – «Консультант-плюс» и «Кодекс», «Гарант».

При изучении материала не следует стремиться только к заимствованию прочитанного материала. Прежде всего собственные мысли, возникшие в результате анализа прочитанного материала, а параллельно им обдумывание найденной информации, послужат синтезом получения нового знания.

Систематизация изученных источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сущностных знаний исследуемой проблемы и формулирование основных теоретических и практических положений исследования.

Композиция курсовой работы

Композиция (от лат.compositio - составление) - это работа над организацией курсовой работы, т.е. построение авторского текста на всех его структурных уровнях, компоновка отдельных элементов произведения в единое и логичное целое. Исследовательский материал должен не только сообщать необходимую информацию, но и учить логике мышления. Логический план разрабатывается таким образом, чтобы переход от простого материала к более сложному и от известной информации к новой совершался последовательно, постепенно, чтобы одно утверждение вытекало из другого.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном вопросе нет и не может быть стандарта. Автор вправе самостоятельно выбрать тот или иной порядок расположения материала, полученного в результате проведенного исследования. Единственным критерием, применимым в данном случае – внутренняя логическая взаимосвязь и раскрытие темы исследования.

Тем не менее, традиционно сложилась определенная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основная часть (разделы и подразделы);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Титульный лист

Титульный лист должен содержать:

· название учебного заведения и кафедры;

· наименование учебной дисциплины, по которой выполнена курсовая работа;

· название темы курсовой работы;

· фамилию, имя, отчество обучающегося;

· ученую степень, ученое звание, должность, фамилию и инициалы научного руководителя;

· выходные данные (место и год написания курсовой работы).

Образец оформления титульного листа представлен в приложении № 1 настоящего пособия.

Содержание

После титульного листа помещается содержание. В содержании приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавлений должны точно повторять заголовки в тексте курсовой работы. Не допускается совпадение формулировок заголовков с темой курсовой работы.

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Разделы, подразделы, нумеруются арабскими цифрами.

Разделы текстовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённых точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Пример

1 Теоретические аспекты защиты ответчика против иска

1.1 Правовой статус ответчика

Страницы текстовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля листа без точки (ГОСТ7.32). Допустимо выполнение нумерации страниц с использованием компьютера

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нём не ставят.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, распечатки с ЭВМ, список использованных источников, приложения включают в общую нумерацию страниц.

Введение

Во введении к курсовой работе обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее теоретической исследованности, формулируется объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, излагается история вопроса и ожидаемый результат, указываются использованные методы исследования.

Актуальность. В данном разделе введения обучающийся обязан сформулировать суть проблемной ситуации, своевременность и социальную

значимость ее исследования.

Освещение актуальности должно быть немногословным – в пределах одной страницы. Конечная цель положений, сформулированных в актуальности – указать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Это позволит выработать представление не только о необходимости исследования данной темы, но и о профессиональной подготовленности самого обучающегося.

Языковое оформление письменного текста может включать следующие фразы: работа посвящена актуальной теме…; актуальность темы обусловлена…, актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).

Степень теоретической исследованности темы. В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель – показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Объект и предмет исследования. Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Необходимо помнить, что объектом исследования науки являются общественные отношения, порождаемые в процессе правового регулирования одноименной отрасли права. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Следовательно, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является конечный результат, достигаемый в процессе выполнения курсовой работы. Содержание цели определяет перечень задач, которые автор должен решить для достижения цели исследования. Формулирование этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Поэтому вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что формулировка задач курсовой работы должна быть созвучна с наименование глав и параграфов.

Список глаголов, рекомендованных к употреблению при формулировании целей исследования - изучить, описать, установить, выявить, рассмотреть; анализировать, раскрыть, разобрать, разобрать, изложить, остановиться, описать, назвать, показать, назвать, осветить, сообщить; для обозначения решения исследовательских задач - исследовать, разработать, доказать, выяснить, утвердиться, высказать предположение, выдвинуть предположение, полагать, считать и так далее.

Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования (методология исследования), которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Под термином «метод» в самом широком смысле слова понимается «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в конкретно взятом случае.

Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов3.

Совокупность определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования явлений называется методологией. Каждый вид познания располагает своей, только ему присущей, методологией. Не является исключением в данном случае и научное познание.

Среди имеющегося в науке (в широком смысле этого значения) массива подходов и методов особо следует выделить общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Их характерными чертами являются: а) отражение в их содержании свойств, признаков, понятий ряда частных наук; б) возможность формализации, уточнения средствами математической теории.

К числу общенаучных методов и подходов относят системный анализ, функциональный, структурный методы, математический (кибернетический) метод, вероятностный, моделирование, формализация и др.

Для курсовых работ по отраслевым юридическим дисциплинам характерно применение частно-научных методов познания, с помощью которых можно достигнуть определенной детализации познания государственно-правовых явлений. К их числу относятся: метод конкретных социально-правовых исследований, формально-юридический (формально-логический), историко-правовой, сравнительно-правовой.

В конце введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.

Особо следует обратить внимание на то, что во введении не должно быть полемики по проблеме исследования; ни должны содержаться определения и понятия каких-либо правовых категорий. Все это должно найти место в разделах и подразделах, содержащихся в основной части.

Объем введения не должен превышать 3-4 страниц.

Наши рекомендации