Подведомственность дел третейским судам.
В литературе совокупность полномочий третейского суда по рассмотрению дел обозначается с использованием различной терминологии: "компетенция", "подведомственность", "арбитрабельность".
В литературе идут дискуссии о соотношении указанных понятий.
В настоящее время хозяйственное процессуальное законодательство и гражданское процессуальное законодательство устанавливают общие критерии споров, допустимых к разрешению третейскими судами. К таким общим критериям, как уже подчеркивалось выше, относятся два:
- характер спорного правоотношения (ст. 39 ГПК.40 ХПК).;
- на рассмотрение третейского суда не могут быть переданы споры по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений; дела особого производства; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Таким образом, при определении подведомственности дел третейским судам законодатель исходит: во-первых, из характера дел (споры из отношений, как правило, гражданского характера),
во-вторых, из тесно связанного с первым критерием состава участников третейского разбирательства (как правило, частные лица) и,
в-третьих, из отсутствия прямо предусмотренных законом исключений из подведомственности дел третейским судам. Прямые исключения предусмотрены в законодательстве. В частности, правила об исключительной подведомственности в ХПК и ГПК, и в других НПА.
Согласно Закону Республики Беларусь «О третейских судах» третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, исключения из них предусматривает ст. 19. Таких исключения три, причем два из них непосредственно указаны в ст.1 19 Закона, а третье носит отсылочный характер, т.е. должно устанавливаться на основании анализа законодательства, в том числе ГК, ГПК и ХПК. Тем самым прямого ответа на вопрос о характере правоотношений, из которых могут вытекать споры, передаваемые на разрешение третейского суда, закон не дает.
Итак, для характеристики арбитрабельности споров, передаваемых на разрешение третейского суда, оказывается важнейшей другая категория - "гражданско-правовые отношения". Гражданское правоотношение -урегулированное нормами гражданского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
Сюда же включаются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или о их участием, поскольку таковые являются разновидностью гражданско-правовых отношений.
Вместе о том, кик представляется, под гражданско-правовыми отношениями, которые могут быть предметом третейского разбирательства, следует понимать частные отношения или, другими словами, гражданско-правовые отношении в широком смысле. Косвенно это подтверждается и действующим законодательством, которое допускает возможность иных частных отношении в третейском суде. Однако указанный широкий подход к понятию гражданско-правывых отношении понес но означает того, что все частные отношения должны быть включены в предметную подведомственность третейских судов. Очевидно, что ряд спорных правоотношений должен находиться в сфере государство иного контроля.
Вышеизложенное означает, что компетенции третейских судов ограничена пределами обязательственного права, в котором точно известны стороны правоотношений, и третейский суд но может рассматривать споры, регулируемые вещным правом. Такие же аргументы приводятся в подтверждение довода о невозможности принятия третейским судом решений о государственной регистрации при уклонении одной из сторон от государственной регистрации сделок и (или) права собственности.ъ
Принципы третейского судопроизводства. Формирование состава третейского суда. Требование к кандидатурам третейских судей.
Статья 1. Понятие третейского суда
Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора).
Статья 5. Принципы деятельности третейского суда
Деятельность третейского суда основывается на принципах:
законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь;
независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;
состязательности и равенства сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;
автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;
конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;
соблюдения права сторон на юридическую помощь;
содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;
обязательности для сторон решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;
окончательности принятых третейским судом решений, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;
возмездности деятельности третейских судей, означающей, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. Деятельность третейских судей не является предпринимательской.
Статья 13. Требования, предъявляемые к третейским судьям
Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.
Третейским судьей не может быть физическое лицо:
являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде;
признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
имеющее судимость;
полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Дополнительные требования, предъявляемые к третейским судьям, могут определяться регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.
Статья 14. Состав третейского суда. Количество третейских судей
Формирование состава постоянно действующего третейского суда производится в порядке, установленном настоящим Законом и регламентом постоянно действующего третейского суда, а третейского суда для разрешения конкретного спора - в соответствии с настоящим Законом и третейским соглашением.
Количество третейских судей для разрешения спора определяется регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением и должно быть нечетным. Если в регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении не определено количество третейских судей, избираются (назначаются) три третейских судьи.
Формирование состава третейского суда для третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде производится путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны не избрали третейских судей - путем назначения третейских судей председателем постоянно действующего третейского суда.
Формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится путем избрания третейских судей сторонами. При этом, если стороны не договорились об ином, формирование состава такого суда производится в следующем порядке:
при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одной из сторон не избран третейский судья в течение пяти дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение пяти дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда;
если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение пяти дней не избирают третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда.