Общая психологическая характеристика судебного процесса.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………….......2

2. Общая психологическая характеристика судебного процесса……….……..4

3. Организация судебного следствия…………………………………………….9

3.1 Психологические особенности судебного допроса.......................................9

3.2 Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей…….14

3.3Психологические особенности судебных прений........................................16

4 Формирование убеждения и вынесения приговора судом (психология вынесения приговора)...........................................................................................18

5. Заключение…………………………………………………………………….22

6. Список использованной литературы………………………………………...24

Введение.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью лиц, которые участвуют в рассмотрении дела. Она также изучает, каким образом судебный процесс и приговор воздействуют на подсудимого и других лиц. Немаловажна здесь и роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс.

Судебное разбирательство уголовных дел – это стадия уголовного процесса, суть которой состоит в рассмотрении в установленном законом порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуются полномочия суда по осуществлению правосудия. Предшествующие стадии уголовного процесса направлены на обеспечение достаточных оснований для рассмотрения дела в суде.

Психологическая структура судебной деятельности состоит из познавательной, конструктивной и воспитательной деятельности суда. На предварительном следствии основной является познавательная деятельность, а в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Суд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция.

Начнем рассматривать изложение психологической структуры в суде с особенностей познавательной деятельности. Ее основная цель в суде - это накопление необходимой информации для дальнейшего осуществления конструктивной деятельности . Другими словами - это вынесение приговора.

Особенностью познавательной деятельности в суде, является то, что материалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Всю поисковую часть познавательной деятельности, берет на себя предварительное расследование, оно производит отбор и систематизацию информации, а это существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.

Чтобы существенно облегчить деятельность суда, первоначально по восприятию уже собранной информации, в ходе предварительного расследования собирается и концентрируется вся необходимая информация по делу. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов и их всестороннее исследование. Но эта модель всегда должна восприниматься судом только как «вероятная» истина, которая обязательно должна подлежать тщательной проверке и исследованию ее в каждом отдельном элементе. Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия.

Организация судебного следствия.

Заключение.

Процесс познания в суде включает в себя сравнительное исследование, сопоставление модели события и конкретного закона. В материалах предварительного следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которому, по мнению следователя, соответствует расследованное событие. Однако это не означает, что судьи лишаются возможности тщательно проверять правильность уже проведенного предварительным следствием сопоставления модели события и закона. Они обязаны вновь мысленно воспроизводить и сопоставлять событие со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение фактов и обстоятельств с различными моделями закона обязательно на всем протяжении судебной деятельности, но этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате. Для суда важно не только изучить во всех деталях материалы уголовного дела, но и выдвинуть другие возможные версии объяснения фактов, которые не были учтены следователем или были просто проигнорированы. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину. Познавательная деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К внешним условиям относится поведение находящихся в зале лиц, участников судебного рассмотрения. Накаленная, нервная атмосфера, острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, - все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, - безусловно, необходимое условие. К внешним условиям познания относится и общественное мнение, которое создается до слушания дела и становится известно судьям.

Список использованной литературы.

1.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М: Право и Закон, 1997.

2. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1994.

3. Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М., 1982.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. Санкт-Петербург 2000.

5. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

6. Шиханцов Юридическая психология. М., 1987.

7. Юридическая психология: учеб. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 472 с.

Размещено на Allbest.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………….......2

2. Общая психологическая характеристика судебного процесса……….……..4

3. Организация судебного следствия…………………………………………….9

3.1 Психологические особенности судебного допроса.......................................9

3.2 Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей…….14

3.3Психологические особенности судебных прений........................................16

4 Формирование убеждения и вынесения приговора судом (психология вынесения приговора)...........................................................................................18

5. Заключение…………………………………………………………………….22

6. Список использованной литературы………………………………………...24

Введение.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью лиц, которые участвуют в рассмотрении дела. Она также изучает, каким образом судебный процесс и приговор воздействуют на подсудимого и других лиц. Немаловажна здесь и роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс.

Судебное разбирательство уголовных дел – это стадия уголовного процесса, суть которой состоит в рассмотрении в установленном законом порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуются полномочия суда по осуществлению правосудия. Предшествующие стадии уголовного процесса направлены на обеспечение достаточных оснований для рассмотрения дела в суде.

Психологическая структура судебной деятельности состоит из познавательной, конструктивной и воспитательной деятельности суда. На предварительном следствии основной является познавательная деятельность, а в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Суд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция.

Начнем рассматривать изложение психологической структуры в суде с особенностей познавательной деятельности. Ее основная цель в суде - это накопление необходимой информации для дальнейшего осуществления конструктивной деятельности . Другими словами - это вынесение приговора.

Особенностью познавательной деятельности в суде, является то, что материалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Всю поисковую часть познавательной деятельности, берет на себя предварительное расследование, оно производит отбор и систематизацию информации, а это существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.

Чтобы существенно облегчить деятельность суда, первоначально по восприятию уже собранной информации, в ходе предварительного расследования собирается и концентрируется вся необходимая информация по делу. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов и их всестороннее исследование. Но эта модель всегда должна восприниматься судом только как «вероятная» истина, которая обязательно должна подлежать тщательной проверке и исследованию ее в каждом отдельном элементе. Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия.

Общая психологическая характеристика судебного процесса.

Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентированной процессуальным законом последовательности, которая создает определенные стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины по делу и осуществлению правосудия.

Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии - все это создает наиболее оптимальные психологические предпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством стадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что также обосновывается выявлением различий в психологической структуре и в задачах деятельности.

Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие.

1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследования и планирование собственной деятельности.

2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств и осуществление познания обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.

3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.).

4. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).

5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу является логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием. Деятельность суда и участников судебного процесса достаточно многообразна.

Основная задача судебного следствия - непосредственное восприятие и исследование всех источников доказательств и сообщаемой ими информации. Именно на этой стадии суд производит проверку всех фактов, собранных и систематизированных в материалах предварительного следствия. Чтобы наиболее полно произвести оценку представленным предварительным следствием материалам, суд обязан непосредственно воспринять все источники полученных сведений, использованных для воссоздания модели прошлого события, действий, отношений, характеристики личности подсудимого. Эта задача и решается в ходе судебного следствия.

На этой стадии познание осуществляет не только суд, но и все заинтересованные участники процесса. Различные исходные позиции в познавательной деятельности (прокурора, адвоката), различные интересы гражданского истца и ответчика, подсудимого и т.д.) приводят к тому, что в ходе судебного следствия каждый из участников процесса стремится так использовать источники передачи различных сведений, чтобы в наиболее яркой форме выступали именно те факты, которые необходимы для восприятия судом модели события, отстаиваемой данным участником процесса. В соответствии с этим у суда возникает обязанность регулировать процесс познания всеми этими участниками, вместе с тем и регулировать отношения между ними при осуществлении этой деятельности. Отсюда председательствующий обязан в процессе судебного рассмотрения дела наблюдать за поведением не только подсудимых (свидетелей), но и всех других участвующих в деле лиц. От его деятельности зависит упорядочение процесса, чтобы каждый из участников не мешал выполнять такую же деятельность другим и прежде всего суду Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 383..

Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических явлений, например, эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, социально-психологической ролью личности и т.д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшению и ухудшению результатов деятельности. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к которым относится большинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально объективной, особенно в суде присяжных.

Довольно редко в судебной практике встречаются случаи разногласия в судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судебной коллегии совпадает, что делает его несомненным. Такое единогласие, однако, встречается и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства в судебной коллегии на формирование собственного убеждения каждого члена суда. Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по данному уголовному делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства. Следует учитывать и то, что состав суда действует при такой внутренней обстановке, которая может усилить действие конформизма. Эта обстановка характеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится в особом положении. Он более всех членов суда владеет информацией, связанной с рассмотрением конкретного дела, являясь как бы лидером в группе совместно действующих лиц. В судейской коллегии, кроме того, существует неравный социальный статус взаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную деятельность, остальные члены суда являются непрофессиональными судьями. Согласно закону председательствующий судья подает свой голос в процессе совещания судей последним, имеет своей целью ограничить возможность влияния мнения судьи на мнение других членов суда. Ст. 301 УПК Российской Федерации.

Для судьи в его реконструктивной деятельности важны следующие моменты: предварительное изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление полученной в ходе судебного процесса информации с материалами предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтез всей информации при вынесении приговора.

Наличие исходной модели прошлого события в материалах дела создает возможность познавательной деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. Собранные следствием данные вновь изучаются, планируется анализ и синтез новых фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие модели того же события, действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий и т.д. Состояние готовности предполагает предельную концентрацию мыслительных процессов судей именно на всех обстоятельствах данного уголовного дела.

Наши рекомендации