Понятие и признаки наказания

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 УК уголовная ответственность может выражаться в осуждении преступника с применением назначенного по приговору суда наказания. Статья 47 УК дает следующее определение понятия наказания: “Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав осужденного”. Применение наказания как конкретно-определенной карательной меры воздействия представляет собой наиболее суровую форму реализации уголовной ответственности.

Наказание есть мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к лицам, виновным в совершении преступления. В свою очередь строго определенная мера государственного принуждения является наказанием, если она осуществляется на основе осуждения лица, совершившего преступление, в качестве преступника. Состояние осуждения лица по приговору суда за совершенное преступление и выражает суть уголовно-правового принуждения.

Однако принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении осужденного только тогда является наказанием, когда она выражается в предусмотренных законом и установленных в уголовно-правовой санкции лишениях и ограничениях прав и свобод осужденного. Содержание наказания заключается в каре, применяемой в режиме уголовно-правового принуждения (в режиме осуждения). Следовательно, кара как содержание наказания и уголовно-правовое принуждение к каре и ее претерпеванию осужденным — явления различного уровня и порядка в структуре уголовной ответственности.

Уголовно-правовое принуждение, основанное на режиме осуждения (ч.1 ст.45 УК), есть мера принуждения осужденного к претерпеванию назначенного ему наказания (определенной кары), в том числе и иных ограничений уголовно-правового характера, не связанных с применением наказания.

Указанное соотношение уголовно-правового принуждения и собственно наказания (кары) в структуре уголовной ответственности имеет важное значение для правильного понимания как наказания, так и уголовной ответственности в целом с учетом различных форм ее реализации.

Известно, что кара — это не только свойство уголовного наказания. Она присуща и другим мерам правового воздействия на правонарушителя (например, таким мерам административного взыскания, как штраф, арест, исправительные работы). Кроме того, если сущность кары, свойственной наказанию, усматривать только в тех ограничениях и лишениях, которым в принудительном порядке подвергается осужденный, то почему, например, не являются наказанием те меры уголовно-правового воздействия, которые также сопровождаются определенными ограничениями прав и свобод осужденного (взять, хотя бы, меры режимно-ограничительного характера, которым подвергается осужденный при отсрочке исполнения назначенного наказания или при условном неприменении назначенного наказания). Указанные принудительные меры режимно-ограничительного характера, являясь мерами уголовной ответственности, не обладают свойствами кары (наказания), хотя субъективно они также причиняют осужденному определенные страдания.

Дело в том, что ограничение и лишение осужденного определенных прав и свобод приобретают свойство кары и, следовательно, определенного наказания за совершенное преступление, если их применение к преступнику основано на принципе соразмерного возмездия за причиненное зло. Принцип соразмерности возмездия не следует понимать буквально. Он определяет лишь функциональное назначение тех ограничений и лишений прав и свобод осужденного, которые приобретают свойство кары. Субъективно и объективно только такие ограничения и лишения образуют определенную меру (вид) наказания.

Наказание, следовательно, отличается от иных мер ограничительного характера, осуществляемых в режиме уголовной ответственности, функционально-целевой карой осужденного, которая в определенной упорядоченности мер ограничения и лишения и образует конкретный вид наказания. Разумеется, пределы карательных свойств наказания должны быть разумными и ограничены рамками физической и психологической совместимости человека. В этих целях часть 7 статьи 3 УК устанавливает положение о запрещении таких наказаний, применение которых направлено на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденного. Пределы допустимой уголовной кары фактически ограничиваются установленной в обществе системой наказаний.

Меры ограничения прав осужденного, осуществляемые при условном неприменении наказания, отсрочке исполнения наказания, а равно обеспечивающие режим профилактического наблюдения и превентивного надзора, не являются наказанием, поскольку степень этих ограничений не определяется тяжестью совершенного преступления и целью покарать преступника. Указанные ограничения имеют иное функциональное назначение — они направлены на обеспечение режима контролируемого поведения осужденного в целях предупреждения совершения им новых преступлений и осуществления необходимого исправительного воздействия. Наказание же выступает как сугубо карательная мера воздействия на преступника, непосредственно направленная на причинение ему соответствующих страданий. Наказание убеждает, а следовательно, в известном смысле, и воспитывает преступника только карой. Пока существует преступность, наказание необходимо, ибо только карой за содеянное можно сдерживать общественно опасные устремления преступника.

Наказание — одно из важнейших средств в арсенале мер уголовной ответственности, посредством которого достигаются ее цели. Поэтому сущность уголовного наказания не может быть раскрыта в отрыве от самой уголовной ответственности. Без учета сущности и содержания уголовной ответственности невозможно отграничить уголовное наказание от иных правовых мер карательного воздействия, свойственных административной и дисциплинарной ответственности, если не считать, что уголовное наказание в целом обладает сравнительно большей степенью кары.

Уголовное наказание отличается от мер карательного воздействия административной и дисциплинарной ответственности тем, что оно применяется на основе специфического режима — режима осуждения лица в качестве преступника, определяющего особое качество самой уголовной ответственности, ее сущность, а следовательно, и сущность кары как уголовного наказания. С осуждением, порицанием правонарушителя связано и применение дисциплинарных и административных взысканий, но только в уголовной ответственности осуждению придается режимное состояние, сопровождаемое определенными ограничениями прав осужденного независимо от применения конкретного наказания (режим профилактического наблюдения). В этом проявляется высшая степень исключительности данной ответственности и тех мер (в том числе наказания), которые применяются на основе и в режиме осуждения преступника за совершенное им преступление. В этом и состоит отличительная особенность уголовного наказания по отношению к иным видам карательного воздействия на правонарушителя.

С учетом изложенного можно выделить следующие характерные признаки уголовного наказания:

— наказание — это карательная (в отличие от других) мера уголовной ответственности, которая применяется на основе уголовно-правовой санкции от имени государства по приговору суда в отношении лица, осуждаемого за совершение преступления;

— наказание применяется на основе уголовно-правового принуждения, что находит выражение в режиме осуждения лица как преступника и отражает высшую степень его общественного порицания;

— наказание является принудительной мерой, реализуемой в отношении преступника на основе установленного для него режима осуждения как состояния его подверженности мерам уголовно-правового воздействия;

— по своему содержанию наказание состоит в ограничении и (или) лишении осужденного определенных прав и свобод;

— сущность наказания составляет кара преступника за содеянное преступление, т.е такое лишение или ограничение его прав и свобод, которые применяются по принципу соразмерного возмездия за совершенное преступление с целью вызвать у лица определенные страдания.

Обобщив указанные признаки наказания, можно дать следующее его определение.

Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении преступника, которая применяется на основе осуждения виновного по приговору суда в качестве преступника и заключается в целенаправленном карательном лишении или ограничении осужденного прав и свобод в соответствии с тяжестью совершенного преступления.

Система и виды наказаний

Виды предусмотренных Уголовным кодексом наказаний, расположенных в определенном порядке, образуют систему наказаний.

Система наказаний — это установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

Известный русский ученый в области уголовного права Н.С. Таганцев определял систему наказаний как лестницу, на каждой ступеньке которой находится определенный вид наказания. Система может быть построена по принципу возрастания или уменьшения объема правоограничений, свойственных определенным наказаниям.

Система наказаний по своей сути есть объединение видов наказаний в единое целое, которому свойственны определенные закономерности. Установление системы наказаний а также понимание ее как конкретного взаимосвязанного образования определяют как логику применения отдельных видов наказания, так и свойства в целом института наказаний.

Все образующие систему наказания обладают рядом общих свойств, а именно: задачи применения наказания заключаются в достижении целей уголовной ответственности; каждое конкретное наказание выступает в форме определенной меры карательного воздействия; перечень видов наказаний устанавливается только уголовным законом и носит исчерпывающий характер; индивидуальные свойства каждого наказания характеризуются различным объемом ограничения прав и свобод осужденного; каждому наказанию присущ особый порядок его назначения, исполнения и отбывания.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь виды наказаний, входящих в систему, установлены в статье 48, согласно которой к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания:

- общественные работы;

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- арест;

- ограничение свободы;

- направление в дисциплинарную воинскую часть;

- лишение свободы;

- пожизненное заключение;

- смертная казнь (до ее отмены).

По сравнению с Уголовным кодексом 1960 г. законодатель дополнительно включил в систему такие виды наказаний как общественные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, и исключил общественное порицание и увольнение от должности. Смертная казнь также включена в общую систему наказаний.

По действующему Уголовному кодексу система наказаний построена по принципу возрастания объема правоограничений, свойственных наказаниям, т.е. от менее строгих к более строгим.

Не включены в систему дополнительные наказания в виде лишения воинского или специального звания и конфискации имущества, поскольку они не могут применяться самостоятельно.

Система наказаний имеет важное значение для правоприменительной деятельности. Во-первых, при осуждении с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что обеспечивает эффективность реализации уголовной ответственности. Во-вторых, система наказаний предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять более строгие из них к преступникам, которые совершили тяжкие преступления, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности. В-третьих, система наказаний дает представление о сравнительной тяжести и соотношении различных наказаний, поскольку степень тяжести наказания определяется его местом в системе. Так, лишение свободы — более строгое наказание, чем исправительные работы, а арест — менее строгое, чем ограничение свободы. Правильное определение сравнительной тяжести наказаний непосредственно влияет на применение уголовного закона (например, при назначении более мягкого наказания, чем это предусмотрено законом (ст.70 УК), замене неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст.ст.91, 92 и 120 УК) и др.). В-четвертых, система наказаний является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части Уголовного кодекса.

При классификации наказаний могут быть использованные различные критерии (характер правоограничений, порядок их применения и др.). Наиболее важное уголовно-правовое значение имеет классификация наказаний на основные, дополнительные и смешанные.

Основные наказания назначаются судом самостоятельно и не могут назначаться дополнительно к другому наказанию, назначенному в качестве основного. К числу таких наказаний относятся: исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь (до ее отмены).

За совершение одного или нескольких преступных деяний суд может назначить виновному только одно основное наказание и только из числа предусмотренных санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса, по которой квалифицировано преступление. Назначение основного наказания, которое не указано в санкции статьи, возможно только при наличии особых оснований в случаях, предусмотренных уголовным законом (ст.ст.70, 91, 92 и 120 УК).

Дополнительные наказания, напротив, не могут применяться самостоятельно, а всегда соединяются с основными. К наказаниям, которые применяются только в качестве дополнительных, относятся: лишение воинского или специального звания и конфискация имущества.

Смешанные наказания могут быть в одних случаях основными, в других — дополнительными. Соответственно, они применяются либо самостоятельно, либо присоединяются к основному наказанию в качестве дополнительного. К числу таких наказаний относятся: общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.

При определении меры уголовной ответственности суд может присоединить к основному наказанию одно или несколько дополнительных (например, лишение права занимать определенные должности и конфискацию имущества).

Если статья Особенной части Уголовного кодекса, по которой квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то суд, назначая основное наказание, может освободить осужденного от дополнительного наказания лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 70 УК, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения и со ссылкой на эту статью.

Если санкция статьи Особенной части Уголовного кодекса предусматривает назначение дополнительного наказания альтернативно, суд обязан обсуждать вопрос о его применении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

При назначении наказания в качестве дополнительного во всех случаях следует также иметь в виду, что оно не может быть как более строгим, чем основное наказание, так и равным ему по степени тяжести.

По содержанию карательного воздействия наказания подразделяются на:

ü наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, лишение воинского или специального звания, конфискация имущества);

ü наказания, связанные с лишением или ограничением свободы (арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, пожизненное заключение;

ü смертную казнь (до ее отмены).

В целях реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, в статье 109 УК установлена отдельная система наказаний, включающая следующие наказания:

- общественные работы;

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- исправительные работы;

- арест;

- ограничение свободы;

- лишение свободы.

В статье 109 УК наказания не дифференцируются на основные и дополнительные. Однако очевидно, что первые три вида наказаний являются смешанными, а остальные четыре могут быть только основными. Дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишения воинского или специального звания не могут быть назначены несовершеннолетним осужденным.

Классификация наказаний может быть проведена и на основании иных критериев. Так, по характеру ограничений наказания могут быть разделены на связанные:

- с лишением либо ограничением личной свободы осужденного (арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы и пожизненное заключение);

- с имущественным воздействием (штраф, исправительные работы, конфискация имущества);

- с ограничением иных конституционных или общегражданских прав осужденного (общественные работы, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе, лишение воинского либо специального звания).

Общественные работы

Общественные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими исполнением общественных работ (ст.49 УК) и являются наиболее мягким видом уголовного наказания. Общественно полезный труд выполняется по месту жительства осужденного.

Общественные работы могут назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания – к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с частью 3 статьи 50 УК общественные работы могут назначаться также в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты.

Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно необходимым работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, носят бесплатный характер и выполняются, как правило, в свободное от основной работы или учебы время.

Срок общественных работ исчисляется в часах, которые осужденный должен отработать, и установлен в пределах от 60 до 240 часов. В отношении несовершеннолетних осужденных в возрасте от 16 до 18 лет срок общественных работ предусмотрен в пределах от 30 до 180 часов.

Общественные работы не могут быть назначены:

- лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

- женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

- беременным женщинам;

- лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- инвалидам I и II группы;

- военнослужащим.

При исполнении данного наказания следует исходить из того, что осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, общественные работы отбываются не свыше четырех часов в день в свободное от учебы или основной работы время. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день.

Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в день и не более трех дней в неделю.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются статьями 23—28 УИК. Наказание в виде общественных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В случае, если осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания в виде общественных работ, он привлекается к уголовной ответственности на основании ст.419 УК и может быть наказан арестом на срок до трех месяцев.

Штраф

Штраф является денежным взысканием, которое назначается судом в случаях, установленных Уголовным кодексом (ст.50). Он может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Как основное наказание штраф может применяться и в тех случаях, когда он не предусмотренных санкцией статьи: при постановлении приговора — в случае назначения более мягкого вида наказания (ст.70 УК) или при замене неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 91 УК).

В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться судом только в случаях, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части Уголовного кодекса, устанавливающей ответственность за совершенное преступление.

Размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и исчисляется с учетом размера базовой величины, установленной на день постановления приговора. При этом минимальный и максимальный размер штрафа определен в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. Однако размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, если признаком состава этого преступления является административная преюдиция, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Штраф лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, назначается лишь в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленной на день постановления приговора, а за корыстное преступление — стократного размера базовой величины.

В отличие от других наказаний, в санкциях конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса определен лишь вид наказания — штраф, но не установлен его размер, в связи с чем суд при его применении должен руководствоваться пределами, установленными в ст.50 УК.

Порядок исполнения штрафа регулируется статьями 30—31 УИК и гражданским процессуальным законодательством. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в 30-дневный срок с момента вступления приговора в законную силу.

Если осужденный в добровольном порядке в установленный срок не уплатил штраф, то его взыскание производится принудительно судебным исполнителем, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества судебный исполнитель вносит в суд представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с частью 3 статьи 50 УК.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от его уплаты при наличии реальной возможности исполнения данного наказания судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

Если осужденный и после официального предупреждения продолжает уклоняться от уплаты штрафа при возможности его уплатить, судебный исполнитель направляет в орган предварительного расследования материалы для привлечения осужденного к уголовной ответственности в соответствии со статьей 418 УК.

Наши рекомендации