Понятие и предмет уголовного права

Уголовное право как одна из отраслей права представляет собой совокупность принятых государством правовых норм, которые устанавливают и регулируют определенные общественные отношения в соответствии с интересами и потребностями общества. Ему характерны признаки и свойства, присущие праву в целом (нормативность и системность выражения, общеобязательность, обеспеченность властью государства).

Вместе с тем, в отличие от иных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового и т.п.), назначение уголовного права в жизни общества и соответственно в правовой системе особенное. Оно призвано обеспечить посредством правовых установлений борьбу с общественно-опасными посягательствами путем объявления соответствующих деяний преступными и запрещения их совершения под угрозой уголовной ответственности. В нормах уголовного права определяется, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями и какие меры уголовной ответственности могут быть применены к лицам, их совершившим. Отмеченная черта выражает основную функциональную направленность норм уголовного права, их запретительный (охранительный) характер.

Особенность уголовного права, таким образом, состоит в том, что оно призвано охранять от преступных посягательств позитивные общественные отношения, которые, по общему правилу, регулируются нормами иных отраслей права. Из этого, однако, вовсе не следует, что уголовное право тем самым и регулирует те общественные отношения, которые составляют объект его охраны. Уголовное право только запрещает (устанавливает запрет) под угрозой уголовной ответственности совершение деяний, которые представляют опасность для общественных отношений, поддерживаемых обществом и государством, в том числе и путем их позитивного правового регулирования нормами иных отраслей права.

Общественные отношения, которые охраняются нормами уголовного права, составляют предмет позитивно-правового регулирования соответствующих отраслей права либо вообще поддерживаются общепринятыми правилами человеческого общежития. Так, нормы конституционного права регулируют отношения, которые связаны с государственным строем, функционированием политической и экономической системы общества, социальным статусом человека, его правами и обязанностями, а уголовное право охраняет эти отношения, признавая преступными деяния, посягающие на внешнюю безопасность государства (суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность), конституционный строй, финансовую и кредитную системы. Если гражданское право регулирует отношения, вытекающие из права собственности, то уголовное право охраняет эти отношения от общественно-опасных посягательств, устанавливая уголовную ответственность за хищение чужого имущества, его уничтожение или повреждение и т.д. Таким образом уголовное право охраняет позитивные общественные отношения как бы извне, не вторгаясь функционально в суть их содержания и регулирования. Однако, охраняя эти отношения, уголовное право тем самым поддерживает и обеспечивает стабильность позитивного правового регулирования и установленного в обществе правопорядка.

Основу уголовно-правового регулирования составляют охранительные уголовно-правовые отношения, которые складываются между государством (охраняющей инстанцией) и гражданами по поводу соблюдения уголовно-правовых запретов и имеют общий (общеобязательный для всех граждан) характер. В рамках регулируемых уголовным правом общих охранительных отношений реализуется очень важный как для граждан, так и для государства комплекс их взаимных прав и обязанностей, обусловленных действием запретительных норм уголовного права. На основе правового взаимодействия субъектов общих охранительных правоотношений должно обеспечиваться: во-первых, соблюдение уголовно-правовых запретов и, во-вторых, уголовно-правовая неприкосновенность граждан в случае совершения ими деяний, в том числе и противоправных, но не нарушающих норм уголовного права. Уголовное право, несмотря на его охранительный характер, “заряженность” его запретительных норм уголовной ответственностью, потому и право, что, по образному выражению С.С. Алексеева, “говорит о правах”(Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989. – С.36.), является государственно-властным критерием определения нормативно недозволенного и дозволенного в поведении людей, наказуемого и ненаказуемого со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями для субъектов общего охранительного правоотношения. Возникают общие охранительные правоотношения непосредственно из уголовного закона с момента введения его в действие.

Наличие уголовно-правового запрета нацелено на то, чтобы посредством угрозы уголовной ответственностью предотвратить совершение преступных деяний. Если, несмотря на угрозу уголовной ответственности, лицо совершает запрещенное уголовным законом деяние, возникают конфликтные охранительные уголовно-правовые отношения между государством и лицом, совершившим деяние по поводу правовой оценки того, является ли это деяние преступлением, и по поводу уголовной ответственности лица в случае признания данного деяния преступлением. В рамках конфликтных уголовно-правовых отношений в соответствии с нормами уголовного закона разрешаются вопросы как возложения на виновного уголовной ответственности, так и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Объектом уголовно-правового регулирования в рамках конфликтного уголовно-правового отношения является и применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц, которые совершили запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также в отношении лиц, которые заболели психической болезнью после совершения преступления.

Особенность уголовного права заключается и в специфике метода уголовно-правового установления и регулирования охранительных правоотношений. Обеспечение нормативности и общеобязательности уголовно-правового запрета на совершение преступного деяния требует необычного по силе правового средства воздействия на обязанных субъектов охранительных отношений. По своей сути метод уголовно-правового регулирования является императивно-запретительным, поскольку установление запрета на совершение преступного деяния исходит от государства как охраняющей инстанции и имеет властно-обязательный характер для граждан, которые не должны нарушать установленных в уголовном праве запретов. В качестве же непосредственного метода правового регулирования в уголовном праве выступает нормативно закрепленная угроза уголовной ответственности за нарушение запрета, то есть несоблюдение вытекающей из него обязанности воздерживаться от совершения преступных деяний, и реальное применение мер уголовной ответственности в случае совершения лицом преступления.

В уголовном праве в качестве дополнительного, обслуживающего основной метод уголовно-правового регулирования, используется и метод правового дозволения. Указанный метод используется, в частности, в уголовном праве при определении условий, при наличии которых поведение человека, объективно содержащее признаки запрещенного уголовным законом, не является все же преступлением (причинение вреда при осуществлении акта правомерной обороны, при задержании преступника, в состоянии крайней необходимости и т.п.). Нельзя не заметить, что метод дозволения в данном случае носит вспомогательный характер и направлен на уточнение граней преступного и непреступного поведения с учетом дозволенного, при котором фактически наступают последствия преступного характера.

Значительное место в уголовно-правовом регулировании в последние годы отводится методу стимулирующего предписания. На указанном методе основано регулирующее воздействие норм о добровольном отказе от доведения преступления до конца (ст.15 УК), об освобождении от уголовной ответственности виновного за деятельность, способствовавшую прекращению и раскрытию преступления (ст.20, п.5 примечания к главе 24 УК, п.2 примечания к ст.235 УК, примечания к ст.287, 289, 291, 295, 328, 357, 358, 431 и 432 УК). Метод стимулирующего предписания является своего рода исключением из правила о неотвратимости уголовной ответственности за каждый случай совершения лицом уголовно-наказуемого деяния. Посткриминальное поведение виновного, направленное на изобличение собственного преступления, устранение его опасных последствий, исключает необходимость применения мер уголовной ответственности.

Предмет уголовного права составляют необычные общественные отношения, так называемые охранительные отношения, которые обусловлены, с одной стороны, установлением под угрозой уголовной ответственности запрета на совершение деяний, представляющих опасность для общественного правопорядка, и, с другой стороны, применением мер данной ответственности в случае совершения преступлений. Нетрудно заметить, что сферу уголовно-правового регулирования составляют отношения двоякого характера: во-первых, собственно охранительные отношения, и во-вторых, конфликтные охранительные отношения, возникающие в связи с совершением деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовно-правовой нормой. Будучи производными от норм уголовного права, и охранительные, и связанные с ними конфликтные охранительные отношения приобретают статус уголовно-правовых отношений.

Таким образом, уголовное право представляет собой совокупность правовых норм, которые предусматривают с целью охраны общества и установленного в нем правопорядка запрет на совершение общественно-опасных деяний под угрозой уголовной ответственности за их совершение и в связи с этим определяют перечень и признаки деяний, которые являются преступными, и меры уголовной ответственности за их совершение, а также основания и условия освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания.

Уголовное право как нормативно-публичная система охраны общества сформировалось одновременно с появлением частной собственности и возникновением государства как орудия защиты общества с учетом интересов экономически и политически господствующего класса. Признавая преступными как деяния, нарушающие элементарные требования общечеловеческого общежития (посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность), так и деяния, нарушающие сугубо классовые интересы (посягательство на политическую, экономическую системы и др.), уголовное право в конечном итоге охраняло интересы экономической и политической системы конкретного общества.

как и любое другое явление цивилизации, уголовное право отражало и отражает соответствующий уровень экономического, политического, духовного развития общества. На первых стадиях цивилизации право открыто закрепляет и охраняет классовые и сословные привилегии (Законы Ману, Русская правда, Статуты Великого Княжества Литовского). Однако необходимость обеспечения стабильности и безопасности общества объективно требовала отражения в уголовном праве общесоциальных интересов (борьба со стихийными бедствиями, отражение военного нападения, охрана среды обитания людей и т.п.). По мере достижения обществом определенного уровня цивилизованности, совершенствования политической структуры, освоения культуры и демократии уголовное право охраняет все более широкий спектр социальных интересов, трансформируясь в инструмент, обеспечивающий борьбу с преступностью в интересах всего общества. В демократическом гражданском обществе уголовное право, прежде всего, должно оптимально обеспечивать защиту человека, его прав и свобод, предупреждать негативные проявления государственной власти, запрещать произвол во все сферах жизни общества и в любых его проявлениях.

Опасность того или иного деяния человека для общества в истории человечества оценивалась по-разному, в зависимости от социально-экономических условий и уровня человеческой цивилизации. Преступление, как социально-правовое понятие, связано с возникновением публичной власти (государства), стремлением последней гарантировать незыблемость объективно сложившихся в обществе экономических отношений, упорядочить в соответствии с этим систему устоев социальной жизни членов общества, обеспечить их охрану, в том числе и путем объявления соответствующих деяний в качестве преступлений. Естественно, что понятие преступного в экономических и политических системах, основанных на открытом подавлении (принуждении) экономически господствующим классом интересов угнетаемых, не могло не носить классового характера. Доминирующее значение классовый фактор в решении вопроса об отнесении того или иного деяния к числу преступлений имел в эпоху рабовладельческого и феодального государства.

Однако следует иметь в виду, что понятие преступного никогда не основывалось на узкоклассовых интересах экономически господствующего класса, ибо преступление, это деяние, подрывающее в целом устои общественной и политической организации, в сохранении которой заинтересован, прежде всего, экономически властвующий класс. Сегодня подавляющее число преступлений посягает на ценности, охраняемые государством в интересах всего общества, совершается по мотивам, противоречащим общечеловеческим представлениям. Определение в уголовном праве в качестве приоритетных объектов уголовно-правовой охраны человека, его прав и свобод с учетом достигнутого обществом уровня цивилизации — объективная тенденция и результат исторического развития человеческого общества. Для уголовного права современных демократических государств характерно именно такое понимание и оценка социальной роли уголовного права в обеспечении установленного обществом правопорядка.

Объектом преступных посягательств в конечном итоге всегда является человек с его индивидуальными потребностями и интересами, правами и обязанностями, которые реализуются через общественные отношения. В зависимости от важности этих отношений для существования самого человека и человеческого общежития они и ставятся под охрану уголовного закона. По мере достижения обществом более высокого уровня цивилизованности, усовершенствования государственно-политической системы, повышения уровня легитимности политической власти уголовное право должно и непременно будет приобретать характер общеправового средства борьбы с преступностью как с явлением, которое представляет собой произвол конкретного человека по отношению к общесоциальным ценностям человеческой цивилизации.

Реформа уголовного права, проведенная в государствах СНГ, ставила именно такие цели. Охрана человека, его прав и свобод, установленного в обществе правопорядка являются основными правовыми ценностями в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 года1. Все иные объекты уголовно-правовой охраны (собственность, политическая система и т.д.) рассматриваются уголовным законом в русле интересов конкретного человека и гражданского общества, имеют своей целью обеспечить достигнутый уровень согласия в обществе.

По сфере действия и в определенной мере по характеру своих функций уголовное право тесно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Все три отрасли права направлены на решение задачи борьбы с преступностью. В комплексе указанных отраслей уголовное право занимает ведущее (базовое) место, определяя, какие деяния являются преступными и какие меры уголовной ответственности могут применяться к лицам, их совершившим. Уголовно-процессуальная деятельность и процесс исполнения уголовно-правовых мер воздействия, регулируемые соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, возможны только в связи с совершением преступления и применением наказания или иных мер уголовной ответственности.

Указанные отрасли права отличаются по предмету правового регулирования. Так, уголовно-процессуальное право регулирует деятельность (отношения) по расследованию преступлений и осуществлению судопроизводства в отношении лиц, совершивших преступление. Уголовно-процессуальные отношения возникают и изменяются на основе соответствующих актов процессуальной деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и т.д.). Предмет же уголовно-исполнительного регулирования составляют отношения, которые возникают между лицом, которое подвергнуто наказанию или иной мере уголовной ответственности, и органом государства, который призван исполнить соответствующую меру уголовно-правового воздействия. Уголовно-исполнительные правоотношения возникают по поводу порядка и условий исполнения и отбывания осужденными мер уголовной ответственности. Возникают уголовно-исполнительные отношения в рамках конфликтных охранительных уголовно-правовых отношений на стадии реализации уголовной ответственности, когда назначенная судом мера ответственности обращается к исполнению.

Уголовное право соприкасается и с административным правом. Наряду с регулированием общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, административное право охраняет общественные отношения от проступков, которые не столь опасны как преступления и поэтому запрещаются под угрозой применения мер административного взыскания. По своим правовым последствиям меры административного взыскания, несмотря на известное сходство с уголовным наказанием (арест, исправительные работы, штраф), менее репрессивны, их применение не сопровождается осуждением лица в качестве преступника.

Система уголовного права представляет собой структурное подразделение ее норм на относительно самостоятельные части. Правовые нормы, составляющие содержание уголовного права, традиционно подразделяется на две части — Общую и Особенную. Такое деление уголовного права — результат исторического развития, обобщения опыта и практики применения норм данной отрасли права, когда постепенно в процессе законотворчества стали выделяться отдельно нормы, носящие общий характер по отношению к нормам, определяющим признаки конкретных преступлений (нормы о стадиях преступной деятельности, соучастии, обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность, видах и системе наказаний и т.д.). Так, в УК Беларуси нормы Общей части определяют принципы уголовного права, порядок действия УК во времени и пространстве, понятие преступления, определение вины, понятие уголовной ответственности и формы ее реализации, виды наказания, общие начала его назначения, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, принудительные меры безопасности и лечения.

В нормах Особенной части дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием наказания и его пределов за каждое преступление в соответствии с его характером и степенью общественной опасности.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права органически связаны. Нельзя, например, определить признаки конкретного преступления без учета вины и общих оснований уголовной ответственности, даваемых в нормах Общей части уголовного права. В свою очередь, правильное применение наказания или иных мер уголовной ответственности за совершение конкретного преступления возможно лишь при соблюдении изложенных в Общей части требований их назначения. Таким образом при применении уголовно-правовых норм необходимо учитывать внутреннюю динамику и взаимосвязь норм Общей и Особенной частей уголовного права (Уголовного кодекса).

Задачи уголовного права

Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В статье 2 УК Беларуси указывается, что задачей настоящего Кодекса является охрана “мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств”.Далее в указанной статье говорится, что Уголовный кодекс “способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь”.

Защищенность (наличие системы защиты) от общественно опасных посягательств — объективное качество любого организованного общества. Функцию охраны общества и установленного в нем правопорядка берет на себя государство, являясь властно-охраняющей инстанцией. Уголовное право является в руках государства правовым средством охраны установленных и сложившихся в обществе отношений путем определения и объявления в уголовно-правовых нормах в качестве преступных деяний, опасных для общества, и всеобщего их запрещения под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит преступление.

Уголовное право, объявляя наиболее опасные для общества деяния преступными и запрещая их совершение под угрозой уголовной ответственности, тем самым предупреждает совершение преступлений. Многочисленные исследования убедительно подтверждают факт, что количество преступлений во много раз возросло бы, если бы была снята угроза уголовной ответственности за совершение соответствующих преступных деяний. Конечно, само по себе уголовное право не может решить задачу борьбы с преступностью, причины которой носят социально-индивидуалистический характер и в конечном итоге не устранимы. Причины, порождающие преступность, сохраняются и будут сохраняться в той или иной степени в любом обществе. при сохранении социальных причин преступных проявлений уголовное право может лишь способствовать предупреждению преступности посредством угрозы уголовной ответственности и применения мер ее воздействия в случае совершения преступления.

Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояким путем: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. В последнем случае предупреждение осуществляется путем реального применения в отношении виновного мер уголовной ответственности.

Уголовное право объективно способствует решению задачи воспитания граждан сообщества, ориентируя их на правопослушное поведение, укрепляя общественные позиции нравственного осуждения преступного поведения. Эффективность воспитательного резонанса уголовного права определяется адекватностью уголовно-правового запрета, социальным ожиданиям и интересам большинства членов общества, справедливостью и неотвратимостью уголовной ответственности за совершение преступления.

Охранительная, предупредительная и воспитательная задачи реализуются уголовным правом в единстве посредством установления и регулирования особого рода публичных отношений — охранительных уголовно-правовых отношений. Регулирование соответствующих общественных отношений — неотъемлемое свойство права, в том числе и уголовного, несмотря на его охранительный характер. Поэтому регулирование охранительных отношений — это не задача, а функция (функциональное свойство) уголовного права. Уголовное право посредством введения запрета на совершение опасных для общества деяний под угрозой уголовной ответственности решает следующие задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Охрану общественных отношений от преступных посягательств уголовное право осуществляет путем регулирования общих охранительных отношений, которые возникают между государством и гражданами по поводу соблюдения установленных под угрозой уголовной ответственности запретов, а также конфликтных охранительных отношений между государством и лицом, совершившим деяние, содержащее признаки запрещенного уголовным законом.

Правовой запрет, установленный государством под угрозой уголовной ответственности за совершение преступного деяния, заключает в себе комплекс взаимных прав и обязанностей государства, установившего запрет, и граждан, обязанных воздерживаться от совершения запрещенных уголовным законом деяний. Нормы уголовного права, запрещая совершение преступных деяний, устанавливают для граждан не только обязанность воздерживаться от совершения деяний, нарушающих уголовно-правовые запреты, но и право требовать от государства уголовно-правовой неприкосновенности, если их деятельность не нарушает соответствующего запрета. Таким образом, содержание общих охранительных уголовно-правовых отношений образует совокупность взаимных прав и обязанностей его субъектов: с одной стороны, граждане обязаны соблюдать уголовно-правовые запреты и одновременно требовать от государства обеспечения уголовно-правовой неприкосновенности (неприменения наказания и иных мер уголовной ответственности), если их поведение не нарушает данных запретов; с другой стороны, государство вправе требовать от граждан под угрозой уголовной ответственности соблюдения установленных запретов и в то же время обязано обеспечивать уголовно-правовую неприкосновенность граждан, не нарушающих уголовно-правовые запреты. Возникают общие охранительные уголовно-правовые отношения непосредственно из уголовного закона с момента его принятия и вступления в силу. Специфика общих охранительных правоотношений, возникающих на основе действия уголовно правовых запретов, заключается в том, что организуются они непосредственно государством, являющимся одновременно и субъектом данных правоотношений, и носителем властных полномочий по их утверждению.

Конфликтные уголовно-правовые отношения возникают на основе общих охранительных уголовно-правовых отношений с момента совершения лицом деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовным законом. В соответствии с нормами уголовного права, государство в лице его правоохранительных органов вправе дать правовую оценку совершенному деянию и при признании его преступлением привлечь виновного к уголовной ответственности. В свою очередь государство обязано осуществлять правовую оценку совершенного деяния на предмет признания его преступным в строгом соответствии с уголовным законом и возложить на виновного лишь такую меру ответственности, которая предусмотрена санкцией статьи УК. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть возлагаемую на него меру уголовной ответственности и в свою очередь вправе требовать от государства соблюдения пределов применения мер ответственности, установленных уголовным законом за совершенное им преступление.

Уголовное право, реализуя охранительную, предупредительную и воспитательную задачи посредством установления и регулирования охранительных отношений, является в руках государства эффективным правовым средством борьбы с преступностью. По своему происхождению нормы уголовного права исходят от государства, являются выражением его политики в области борьбы с преступностью средствами уголовно-правового принуждения.

Уголовная политика — это выработанные государством стратегия и тактика, определяющие основные задачи, принципы и средства воздействия на преступность, посредством формирования уголовного законодательства, критериев и уровня криминализации, выбора и определения системы уголовных санкций за совершение преступления и их рационального применения. Уголовная политика подразделяется на уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, уголовно-процессуальную и криминологическую.

Содержательную сторону уголовно-правовой политики, имеющей непосредственное отношение к уголовному праву, составляет решение следующих вопросов: определение основных принципов и подходов в области уголовно-правового воздействия на преступность; установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступными (криминализация); исключение тех или иных деяний из числа преступных (декриминализация); определение характера и видов наказания, а равно альтернативной наказанию системы мер уголовно-правового воздействия на преступника, оснований и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания; выявление возможностей и основных путей сужения сферы применения наказания; и наконец, определение направлений деятельности правоохранительных органов по эффективному и рациональному применению уголовного законодательства.

Принципы уголовного права

Принципы уголовного права — основополагающие идеи, выраженные в уголовном законе и отражающие в своей исходной основе этические, нравственные и правовые представления о применении обществом правовых средств, направленных на борьбу с преступностью путем запрещения определенных общественно-опасных деяний как преступных под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние. Являясь правовыми по сути, принципы уголовного права выражают не только правовой идеал для правоприменяющих и исполняющих нормы уголовного права лиц и органов (судей, прокуроров, адвокатов, обвиняемых и просто граждан), но и для власти законодательной.

Уголовное право оперирует такими карательными, исключительными средствами правового утверждения и поддержания общественного порядка, которые как нигде требуют строгого соблюдения принципов права на уровне принятия уголовного закона, введения уголовно-правовых запретов, которые не противоречат идеалам правовой законности и свободы, равенства и справедливости, демократизма и гуманизма. Без соблюдения указанных принципов права на стадии разработки и принятия уголовного закона снижается его регулятивное содержание на стадии применения и исполнения норм уголовного права.

Отечественное уголовное право, долгое время находившееся под прессом тоталитаризма, в своем функциональном проявлении было далеко от провозглашаемых на уровне политических институтов власти принципов права. Правовые принципы заменялись требованиями политической идеологии большевизма и иррациональной целесообразности. Не случайно во всех предшествующих уголовных кодексах (1922, 1928 и 1960 гг.) принципы права не закреплялись в качестве нормативных требований уголовного закона. Да и само содержание ряда норм уголовного закона не вписывалось в общепринятые правовые требования-принципы, уже давно принятые демократическим сообществом в качестве аксиомы. Взять хотя бы нормы, предусматривающие ответственность гражданина Республики Беларусь за преступление, совершенное за пределами республики независимо от того, что он уже был подвергнут ответственности за это преступление по суду государства, где оно было совершено. Или признание факта совершения преступления гражданином Республики Беларусь за пределами республики, несмотря на то, что законодательство страны, где было совершено это деяние, не рассматривает его как преступление.

Значимость нормативного закрепления в уголовном законе принципов права заключается, прежде всего, в том, чтобы оказать воздействие на практику в плане обеспечения максимально полного соответствия законодательной и правоприменительной деятельности требованиям уголовного закона, стандартам демократического правового государства и ожиданиям народа. Исходя из того, что в основе метода уголовно-правового регулирования лежит метод правового запрета на совершение преступления под угрозой уголовной ответственности, УК Беларуси в ст.3 провозглашает принципы уголовной ответственности. Однако это вовсе не означает, что сформулированные принципы касаются только и только уголовной ответственности. Они распространяются и на основания и условия уголовной ответственности, то есть на решение вопросов об определении граней между преступным и непреступным.

К числу принципов уголовной ответственности, на которых базируется УК Беларуси, относятся: законность, равенство граждан перед законом, неотвратимость ответственности, личная виновная ответственность, справедливость и гуманизм.

Принцип законности в уголовном праве в соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) означает, прежде всего, то, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом.

Законность — общеправовой идеал, не знающий исключений и оговорок, запрещающий всякий произвол, всякое отступление власти от принципа nullam crimen nullum poena sina lege (нет преступления, нет наказания без точного указания закона). Ссылки на непредусмотренную законом исключительность ситуации, на соображения целесообразности и политически “оправдывающие” директивы недопустимы ни в законодательной деятельности, ни в осуществлении правосудия по уголовным делам. В области уголовного права и уголовного правосудия должна безоговорочно соблюдаться нравственно-правовая максима, выработанная древними римлянами fiat justitia, pereat mundus (да свершится правосудие, хотя бы погиб мир).

В области уголовного права принцип законности в современном понимании означает прежде всего то, что закон (уголовный кодекс) объявляется единственным источником уголовного права (ч.2 ст.1 УК Беларуси), единственным источником, определяющим, какие деяния являются преступными и какие меры уголовной ответственности могут применяться к лицам, совершившим преступления. Уголовное право, как известно, связано с применением наиболее острых форм государственного принуждения для поддержания установленного в обществе правопорядка. Поэтому придание уголовному кодексу значения единственного источника уголовного права — важнейшее политико-правовое и нравственное требование всякого демократического и правового государства. Никакие другие правовые акты, кроме закона, а также и отдельные законы, до тех пор пока они не будут включены в действующий уголовный кодекс не могут определять преступность и наказуемость деяния и применяться в качестве таковых.

Важное значение имеют и другие аспекты принципа законности в уголовном праве, в их числе такие, как:

а) преступлением может быть признано только такое деяние, которое непосредственно предусмотрено в качестве такового уголовным законом. В части 2 ст.3 УК Беларуси установлено, что применение закона по аналогии не допускается;

б) преступность и наказуемость конкретного деяния определяется только законом, который действовал во время совершения этого деяния. В уголовном праве недопустимо признание деяния человека преступлением на основании закона, который признал это деяние преступным, но был принят после совершения данного деяния;

в) уголовно-правовые последствия преступления (наказание, иные меры уголовной ответственности, принудительные меры безопасности и лечения) могут устанавливаться только уголовным законом и должны применяться в пределах и в соответствии с предусмотренными им требованиями. К числу важнейших нравственно-правовых достижений в этой области относится закрепление на уровне уголовного закона ограничения для государства на установление и применение смертной казни случаями совершения преступлений, связанных с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах, а также введение на уровне уголовного закона строго фиксированной системы огра<

Наши рекомендации