Основания для увольнения работника не прошедшего медицинский осмотр
В числе обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда ст. 212 ТК РФ предусматривает (в определенных случаях) организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Также работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).
В соответствии со ст. 213 ТК РФ основаниями для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров являются тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работы, связанные с движением транспорта. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Перечень опасных работ, перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения таких осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Кроме того, действует положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденное приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 (далее - Положение о проведении осмотров).
Согласно п. 9 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приложение N 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, далее - Порядок проведения осмотров), для осуществления медицинского осмотра руководителем медицинской организации утверждается состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
Порядок оформления результатов медицинского осмотра регламентирован п. 11 Порядка проведения осмотров. В соответствии с пп. 11.1 этого пункта результаты медицинского осмотра вместе с заключением медицинской комиссии и выпиской из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
По результатам предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт, который в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю (пп. 11.2 п. 11 Порядка проведения осмотров).
Кроме того, п. 4.2 Методических рекомендаций "Методологические основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда" (утверждены Минздравсоцразвития РФ 14.12.2005) определено, что каждому работнику, прошедшему предварительный или периодический медицинский осмотр, выдается индивидуальное заключение о результатах осмотра с указанием результатов лабораторных и функциональных исследований и экспертизы профпригодности.
Пунктом 2.5 Положения о проведении осмотров определено, что заключение о прохождении предварительного или периодического медицинского осмотра работником, признанным годным к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью лечебно-профилактического учреждения.
Если при прохождении осмотра выясняется, что работнику противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами (а также в конфликтных случаях) работнику выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК), копия которого пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление (п. 2.6 Положения о проведении осмотров).
Деятельность КЭК регламентируется Положением о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта федерации, и субъекта федерации (приложение 3 к приказу Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5) (далее - Положение о клинико-экспертной комиссии).
Согласно п. 2.3 Положения о клинико-экспертной комиссии в функции КЭК входит принятие решения о направлении пациента на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) и о необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью.
Заключения КЭК подписываются председателем и членами комиссии (п. 2.4 Положения об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях (приложение 1 к приказу Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5).
Также следует отметить, что если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация обязана направить его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии, установив связь заболевания с профессией, составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение, в частности, работодателю и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу (пп.пп. 11.4, 11.5 Порядка проведения осмотров).
В компетенцию государственных учреждений МСЭ входит определение степени утраты профессиональной трудоспособности и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится на основании критериев, установленных п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н).
По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). Непосредственно инвалиду выдается справка по форме, утвержденной приложением N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности, перечень соответствующих ограничений, мероприятия профессиональной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда отражаются в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), выдаваемой инвалидам учреждениями МСЭ. Форма ИПР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н.
В силу ст. 224 ТК РФ и ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР обязательна для исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Если исходя из данных, указанных в ИПР, работодатель не может самостоятельно определить, по каким специальностям и какую именно работу может выполнять работник, которому установлена инвалидность с ограничением трудоспособности, то работодатель вправе обратиться в соответствующую клинико-экспертную комиссию для получения необходимых разъяснений. Полученные от КЭК разъяснения будут основанием для принятия решения о переводе работника на работу, соответствующую выданному ему медицинскому заключению (смотрите в связи с этим обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за январь 2008 года).
В Москве деятельность КЭК по решению вопросов, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения окружного подчинения, регламентируется Положением о клинико-экспертной комиссии управления здравоохранения административного округа Москвы (приложение 2 к приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.04.2007 N 155). Согласно п. 3.3 названного положения КЭК имеет право направлять представления в учреждения, организации, ведомства, по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
Таким образом, по результатам периодического медицинского осмотра основанием для перевода работника на работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (часть первая ст. 73 ТК РФ), будут следующие документы:
заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра (в Москве его форма предусмотрена приложением N 4 к приказу Территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве от 29.05.2006 N 57, акт подписывается специалистом Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве и территориального отдела, участвовавшим в работе заключительной комиссии, а также председателем комиссии);
заключение клинико-экспертной комиссии, подписанное председателем и членами этой комиссии;
в случае признания работника инвалидом в установленном порядке:
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, подписанная руководителем учреждения МСЭ;
индивидуальная программа реабилитации инвалида, подписанная руководителем учреждения МСЭ.
В случае отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы трудовой договор может быть прекращен на основании п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ (смотрите в связи с этим кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2011 N 33-8995).
Основанием для прекращения трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ) будет справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и ИПР, если в соответствии с этими документами работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности.
О демпинге и не только
Давайте поговорим на тему демпинга, есть ли он на самом деле, что это такое и как с ним бороться? Мы часто говорим о демпинге. Но одни говорят, что демпинг есть, другие, удивляются: о чем вы? Ведь это рынок, он устанавливает цены. Правы и те и другие.
Рассмотрим ситуацию: новое предприятие сбрасывает цену, потому что только входит на рынок. Или давно работающее предприятие, чтобы вернуть себе часть рынка и усилить сферу влияния, в какой-то момент скидывает цены и держит их внизу в течение определенного промежутка времени. При этом и то и другое предприятия исправно платят налоги, выплачивают заработную плату, тратят деньги на рекламу. Про качество я пока не говорю.
Что происходит? Клиенты, для которых, в первую очередь, важна цена, а другие факторы не столь актуальны, переходят под крыло данного предприятия… Отлично! Через какое-то время акция заканчивается (или предприятие уверенно встает на ноги), цена услуг становится сравнима с другими предложениями, с так называемой рыночной ценой. А что это такое? Это цена, которую клиент готов платить за ту или иную услугу, получая ее у того или иного предприятия. Обратите внимание на слово ГОТОВ! А если не готов? Тогда он снова уходит туда, где ему обещают более дешевые услуги.
Другая ситуация. Предприятия давно работают на рынке, уже встали, как говорят, на ноги, работа рентабельна, цены несколько выше, чем у других игроков, рынок их знает, вроде бы все нормально, но тут появляются конкуренты, которые предлагают те же услуги, но… по более низкой цене. Обратите внимание на слова ТЕ ЖЕ УСЛУГИ! И в принципе, они ничем от фаворитов не отличаются.
Как не отличаются, скажите вы, а качество?
А что такое качество? Как его измерить и где взять критерии для определения качества предоставляемых услуг? Я руководитель предприятия, и я точно знаю, что мои услуги самые лучшие. Я бы на месте клиента даже раздумывать не стал, с кем заключать договор. Предприятие на рынке давно, сотрудников работает много, в ОЛРР на хорошем счету, экипажей больше, чем у соседей, да о чем еще можно говорить?
Только спросить, если все так замечательно, то почему клиенты уходят?
Помните, было предложение ввести тарификационную систему, в каждом регионе установить определенный тариф, ценовую планку за услугу, ниже которой клиент не должен платить. Гениальная идея!
Представляете, вы приходите на рынок, а всем торговцам установили сверху цены на товары, и ни рубля скидки. Вы возмущаетесь, почему вы должны покупать по этой цене? Все очень просто: владельцы гипермаркетов хотят, чтобы цены на товары на «китайском рынке» были не ниже чем, цены в магазине.
А нужны ли майоры на рынке?
Сотрудники разрешительной системы хотят, чтобы на рынке охранных услуг был порядок, чтобы не было фирм-однодневок, а были серьезные предприятия, которые надолго пришли на этот рынок работать. Позиция правильная. Давайте разберемся, что такое фирма-однодневка? Ее открывают умышлено, чтобы она проработала на рынке несколько месяцев, скинула цены на минимум, напакостила по максимуму, опорочила славное имя охраны и из всех сил мешала охранному сообществу поднимать цену за услуги? Или владельцы вложили деньги в фирму, потратили энную сумму на рекламу, аренду офиса, экипировку охранников, снаряжение и т.п., платят налоги, зарплату, все для того, чтобы закрыть фирму через полгода? А может, просто не просчитали ребята все параметры, понадеялись на русское авось да не вышло?
Директор охранного предприятия, объясняя подобную ситуацию, привел пример: некий сотрудник милиции, уволившись из органов в звании майора, решает открыть охранное предприятие. На последние деньги он регистрирует свою фирму, выходит на рынок и начинает брать деньги за свои услуги меньше, чем другие предприятия. Возмутительно!
Чтобы отсечь таких вот майоров, не допустить их на рынок и нужна подобная тарифная система. Самое интересное, что многие крупные предприятия считают это правильным. Но тарифная региональная система когда еще будет… А вот новый закон уже приняли, теперь нас ждут перемены. Но это отдельная тема для разговора.
Так нужно ли убирать с рынка мелкие предприятия, мешают ли они своей работой клиентам охранных предприятий? Именно клиентам!
Вспомните принцип Парето: 80/20. То есть 20% предприятий обслуживают 80% клиентов, соответственно 80% предприятий обслуживают 20% клиентов. Конечно, взять себе 20 процентов рынка, это не так много, но «убить» 80 процентов предприятий, это, же здорово!
Я понимаю позицию разрешителей: меньше предприятий, меньше проблем. И штаты увеличивать не надо и объем работ меньше и контроль качественней. Но когда участники рынка за это ратуют…
Проблема в том, что принцип Парето работает независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Он в любом случае будет распределяться так, как он должен распределяться, то есть 80/20, причем в той выборке, которая есть. Это кстати в какой-то мере и говорит о том, почему клиенты все же уходят, но не это главное.
Многие предприятия, работающие на рынке давно, тешат себя мыслью: «как было бы здорово, если бы в один прекрасный момент клиенты вдруг начали бы больше платить за услуги. Можно было бы поднять зарплату, обновить автопарк и т.д. и т.п.». Сказка? Нет!