Порядок аттестации рабочих мест

Сегодня, к сожалению, нет аналитических или статистических данных об условиях труда работников частных охранных структур, однако можно предположить, что их условия труда мало чем отличаются от условий труда работников других отраслей экономики. Сотрудники охраны работаю и в ночное время, непосредственно на улице в холодное или жаркое время года, испытывают нервные перегрузки при выявлении случаев нарушения пропускного или внутриобъектового режима и т.д. А условия работы во многих случаях далеки от идеальных. Зачастую для размещения поста охраны выделяют неудобные помещения, в которых нет места для установки достаточного количества раздевалок, отсутствует комната для приема пищи, необходимый инвентарь и т.д. Как правило, это небольшие по объему помещения проходных, без необходимой вентиляции и достаточного освещения, к тому же напичканные различной электронной аппаратурой.

Хозяйствующие структуры, заключившие договор с ЧОПом на охрану объектов, не всегда создают для сотрудников охраны необходимые условия для организации нормальной работы. Заказчику нужно одно – надежная охрана, при этом его мало волнует, каким путем она будет обеспечиваться. Высокий уровень конкуренции между самими охранными структурами создает условия для того, чтобы руководители ЧОПа, образно говоря, закрывали глаза на условия труда, в которых приходится трудиться их сотрудникам.

Есть немало ЧОПов, где условия труда охранников соответствуют уровню современных требований. Однако если быть объективным, следует признать, что таких структур существенно меньше, чем тех, где для работников не созданы все необходимые условия.

Согласно законодательству каждый руководитель (в т.ч. и ЧОПа) обязан создать для своих работников здоровые и безопасные условия труда. Этому служит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда – проверка состояния производственной среды, в которых рабочие и служащие выполняют свои должностные и функциональные обязанности. Основными задачами аттестации рабочих мест являются: выявление вредных условий труда, их оценка и устранение, а также повышение производительности труда и рациональное использование основных фондов. Аттестацию проводят не реже одного раза в пять лет.

По оценкам специалистов, в настоящее время в охранных структурах трудятся около 1 млн. человек. И многие не знают (и не пытаются узнать), была ли проведена аттестация их рабочего места. Труд в охранной структуре на обывательском уровне считается более легким, чем на стройке или у мартеновской печи. Действительно, на этой работе мешки с цементом или другие тяжести таскать не приходится, нет дурно пахнущих веществ, как на целлюлозном производстве, не приходится постоянно общаться с больными людьми, как в психбольнице или доме инвалидов, и т.д.

Надо признать, что часть сотрудников ЧОПов и СБ несут свою службу в офисах, где тепло и чисто. Скользящий график работы и гибкая система поощрений, «серая» зарплата, которые характерны для многих охранных предприятий, делают работающий в них персонал нетребовательным к администрации. Поэтому к предусмотренной Трудовым кодексом РФ аттестации рабочих мест часто относятся как к некой условности или формальности.

Например, сегодня невозможно представить ни один ЧОП без компьютеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. На многих объектах установлены различные системы инженерной защиты, которые работают с использованием компьютеров, дисплеев, приемных станций охранно-пожарной сигнализации, различного контрольного оборудования и т.д. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых указывают на ПЭВМ как на объект повышенной опасности для здоровья.

Комиссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировала появление нового типа заболевания - «синдрома стресса оператора дисплея» (VODS), действие которого проявляется в виде головной боли, воспаления глаз, осложненного резью, аллергии, астматических проявлений, раздражительности, вялости, депрессии.

В офтальмологии появился термин «компьютерный зрительный синдром», для которого характерно затуманивание зрения, двоение предметов и кажущиеся изменения их окраски, замедленная перефокусировкой с ближних предметов на дальние и обратно, быстрое утомление при чтении текста, а также жжение в глазах, ощущение песка под веками, боли в области глазниц и лба при движении глазных яблок и т.д.

Было бы наивно полагать, что осуществляемый охранником постоянный контроль изображения на мониторе, передающегося от установленной на объекте системы теленаблюдения, никак не сказывается на состоянии его здоровья, и в первую очередь зрения.

Поэтому при всей кажущейся легкости труда охранников надо отметить, что в их деятельности есть много различных факторов, которые негативно влияют на их здоровье и работоспособность.

Требований, которым должно соответствовать любое рабочее место, довольно много. Изложены они в различных нормативных актах: ГОСТах, санитарных нормах и правилах (СанПиН), правилах по охране труда и безопасности. Так, для работающих на ПЭВМ постановлением Главного санитарного врача РФ от 3.06.2003г. №118 введены в действие санитарные нормы и правила СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, регламентирующие требования безопасности при пользовании ПЭВМ.

Надо отметить, что аттестация рабочих мест по условиям труда не является каким-то нововведением в нашу жизнь. Она существует в нашей стране с 1997 года. Основным документом, определяющим процедуру оценки условий труда на рабочих местах, являлось Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, введенное в действие с 1.07.1997г. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997г. №12.

Новое Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007г. №569. Оно вводится в действие с 1 сентября 2008г. Указанный документ 29 ноября 2007г. прошел государственную регистрацию в Минюсте России, регистрационный №10577. Данное обстоятельство подтверждает, что требования указанного нормативного акта являются обязательными для всех юридических лиц независимо от форм собственности и подчиненности.

Из текста нового Положения становится ясно, что результаты аттестации необходимы в целях:

оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях;

контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по сути является аудитом в сфере обеспечения работодателем здоровых и безопасных условиях для своего персонала. В современных условиях значимость аттестации, или аудита, существенно возрастает, ибо работников начинает интересовать не только уровень заработной платы, но и условия труда, в которых им предстоит работать. Ведь работа в плохих условиях, без надлежащей спецодежды и т.д. – это работа на износ, т.е. это прямой путь к получению заболевания.

Согласно Положению вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Срок хранения документов по аттестации - 45 лет. Бывает, что по прошествии многих лет работник считает, что имеющееся у него заболевание есть следствие его профессиональной деятельности, и в качестве аргумента он ссылается на несоответствие его места работы требованиям санитарных норм и других действующих норм безопасности. Только анализ имеющихся документов по аттестации рабочих мест по условиям труда позволит сделать правильный вывод и, как говорится, аргументировано расставить все точки над «i».

Подготовка и организация работ по аттестации рабочих мест на предприятии возлагается на аттестационную комиссию. Комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе.

В состав аттестационной комиссии, например охранной структуры, рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов. При необходимости могут быть включены (по согласованию) представители заказчика, объекты которого охраняет ЧОП. Стоимость аттестации одного рабочего места колеблется от 2 до 5 тысяч рублей и зависит от региона и необходимости проведения различных лабораторных исследований (замеров уровня электромагнитного излучения, загазованности, освещенности и т.д.).

Труд охранника во многом отличается от труда, например, токаря, который постоянно трудится на одном и том же месте. Рабочее место охранника подпадает под определение нестационарного рабочего места, т.к. охранник по роду своей деятельности периодически обходит территорию объекта, перемещается от проходной к воротам и т.д. Такие нестационарные рабочие места характерны не только для охранников, но и для широкого круга других работников (почтальонов, экспедиторов, работников коммунальной сферы, строительных рабочих и т. д.).

В связи с этим в новый Порядок внесены позиции следующего содержания:

«Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов)».

В случае если наименование профессии или должности не соответствует наименованиям и требованиям, указанным в действующем «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» и квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, новое Положение вменяет в обязанность аттестационной комиссии подготовить «предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам».

Итак, новое Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда вступает в силу с 1 сентября текущего года. С этого времени непредставление работодателем документов о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда послужит поводом к посещению организации представителями территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Понятно, что такой визит ничего хорошего не сулит, если учесть, что должностные лица этого органа надзора имеют большие полномочия в виде штрафов и постановки перед судом вопроса о приостановлении деятельности организации на срок до 90 суток. Время еще есть, и его нужно использовать для решения организационных, финансовых и других вопросов с проведением в организации аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация специалистов ЧОП

С вступлением в силу Трудового Кодекса РФ, и в частности ст. 81 (пункт 3), на предприятии по инициативе работодателя может быть проведена аттестация работников. Это обусловлено тем, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации может быть подтверждено только результатами аттестации. Аттестация может послужить основанием для увольнения работника в соответствии с подп. «б» п.3 ст.81 ТК РФ. Работодатель вправе проводить аттестацию любых категорий работников, в том числе работников, которые до 1 февраля 2002г. не подлежали аттестации, так как на них не распространялись специальные акты, предусматривавшие аттестацию только отдельных категорий работников.

В настоящее время, при отсутствии специального акта , аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утв. Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267.

На основе данного документа разрабатывается и утверждается руководителем Положение об аттестации работников конкретного предприятия. Положение об аттестации является локальным нормативным актом предприятия. Согласно ст.8 ТК РФ, локальные нормативные акты, которые принимает работодатель, содержат нормы, т.е. правила, распространяющиеся на всех работников данного предприятия. Трудовой Кодекс предусматривает, что работодатель принимает локальные нормативные акты, с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения выборного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, изложен в ст. 372 ТК РФ.

Аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки работников и должна способствовать совершенствованию работы по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров. Аттестация проводится периодически, один раз в три –пять лет.

Порядок проведения аттестации включает:

формирование аттестационной комиссии;

утверждения графика проведения аттестации;

подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии.

Руководитель предприятия издает приказ о проведении аттестации и утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации. В соответствии с положениями ст.82 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от выборного органа работников. В этом случае защита интересов работников осуществляется выборным органом работников на стадии принятия решения аттестационной комиссией.

Не позднее, чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на работника, составленный его непосредственным руководителем. При проведении аттестации комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый. Оценка работы аттестуемого и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах.

Если работник, признан по результатам аттестации не соответвующим выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, то руководитель обязан принять одно из следующих решений:

направить на повышения квалификации;

с согласия работника перевести его на другую работу;

уволить работника при условии его отказа от обоих вариантов.

Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два месяца со дня ее проведения. По истечении двух месяцев расторжение с работником трудового договора по результатам данной аттестации не допускается. Руководитель предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии принимает решения о повышении или понижении должностного оклада работникам, об установлении, изменении или отмене надбавок к ним.

Споры по вопросам аттестации рассматриваются в комиссии по трудовым спорам предприятия или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего права.

Требования к оборудованию оружейных комнат ЧОП

Комнаты для хранения оружия и патронов должны соответствовать следующим требованиям их технической укрепленности:

Стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными:

кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм,

бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм,

бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм,

железобетонные панели толщиной не менее 180 мм.

Элементы строения, не отвечающие указанным требованиям, закрываются стальной решеткой, прутья которой должны иметь диаметр или ширину в сечении не менее 16 мм, а размер ячеек - не более 150 х 150 мм.

При возведении внутренних стен допускается их выполнение из спаренных гипсобетонных панелей толщиной не менее 80 мм каждая с проложенной между ними указанной металлической решеткой.

О выполнении указанных требований по техническому укреплению помещений для хранения оружия или патронов составляется акт скрытых работ.

Вентиляционные люки, отверстия в стенах, предназначенные для инженерных сетей, закрываются стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50 х 50 мм.

Дверные проемы оборудуются:

сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм;

решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям;

стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм.

Вышеуказанные металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.

Входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель.

Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 см2.

Входная дверь дополнительно оборудуется приспособлениями для опечатывания, а также стальными проушинами толщиной не менее 3 мм для запирания снаружи навесным замком либо вторым внутренним замком.

Комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Проводка сигнализации делается в скрытом исполнении.

В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания.

Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети.

Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.

На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств.

Для приема и выдачи оружия в стене комнаты либо во входной двери допускается оборудование окна с внутренней металлической дверцей толщиной не менее 3 мм, запираемой изнутри на замок.

Рамка окна в стене изготавливается из стального профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм, размер которой не должен превышать 300 х 200 мм.

В каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.

Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.

На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

В случае хранения в одном помещении оружия нескольких подразделений юридического лица приказом руководителя назначается ответственный за сохранность оружия в помещении. При этом оружие подразделений должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках отдельно и опечатываться (пломбироваться) лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом подразделении.

В юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица.

В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства.

Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.

Рекомендации по проведению инструктирования сотрудников ЧОП

В этой статье хочу коснуться одной из форм подготовки охранников по охране имущества «Заказчика» при выполнении договорных отношений частным охранным предприятием, это инструктирование заступающих на службу охранников - одна из наиболее эффективных форм повседневного обучения и воспитания сотрудников. Основной его целью является обеспечение профессиональной и моральной готовности, заступающих на службу охранников по охране объекта и выполнению поставленных задач. Особенностью этой формы обучения является ее максимальная приближенность к практике. Упрощенчество организации и проведения инструктажа резко снижает его эффективность и приводит к отрицательным последствиям. Неподготовленность и некомпетентность инструктирующего лица может привести к дезориентации, что незамедлительно скажется на его работе.

Как правило, инструктаж проводит начальник охраны объекта или его заместитель и лицо, которое проводит инструктаж, обязано уяснить сложившуюся обстановку, изучить и оценить действия сотрудников охраны за прошедшие сутки, детально ознакомиться с задачами и особыми обязанностями постов и маршрутов, уточнить порядок несения службы на каждом посту и маршруте. Наметить вопросы (вводные задачи) для проверки знаний охранников, определить порядок поддержания связи с каждым нарядом и обеспечение своевременной информации об изменениях обстановки.

Инструктаж нарядов продолжается не более 20 минут.

Накопленный опыт проведения инструктажей нарядов позволяет сделать некоторые выводы об оптимальных условиях обеспечивающих полноту инструктажа и способствующих ее успешному проведению в качестве эффективной формы обучения и воспитания личного состава:

необходима тщательная подготовка должностных лиц к инструктажу;

нужно пропорционально распределив время на все этапы инструктажа. Наиболее распространенным отступлением от этого условия является неоправданное продление той части инструктажа, которая посвящена подведению итогов службы нарядов за предшествующие периоды. Инструктаж превращается в очередной «разнос», выводы по итогам несения службы становятся самоцелью;

следует умело сочетать в инструктаже нарядов информацию. Если инструктирующий большую часть времени уделяет диалогу, инструктаж превращается в беседу, если стремиться использовать время единолично, инструктаж принимает выхолощенный казенный характер, с элементами «накачки» и «натаскивания»;

необходимо максимально использовать современные технические средства для обеспечения наглядности, в основном это схема охраняемого объекта;

нужно обеспечивать постоянный психологический контакт инструктирующего с личным составом. Для этого использовать при проведении инструктажа:

Конкурсные элементы, т.е. не злоупотреблять вопросно-ответной системой, а практиковать беглые опросы двух-трех инструктируемых по одному и тому же вопросу. У опрашиваемых в этих условиях вырабатывается самооценка.

Оценочную систему, что означает оценивать знания инструктируемого после выполнения им задания по вводным, показа действия и т.д.

Яркие жизненные примеры действий в сложной обстановке.

Следует постоянно заботится о воспитательном воздействии инструктажа. Недопустимо, чтобы после него некоторые сотрудники остались в подавленном настроении по поводу незаслуженного «разноса» и т.п.

Приподнятое настроение сотрудника охраны способствует установлению правильных его взаимоотношений с окружающими.

Инструктаж сотрудников охраны необходимо начать с осмотра внешнего вида, проверки соответствия формы одежды по отношению к утвержденным образцам, и в этот же момент происходит проверка документов сотрудника, наличия у него паспорта, удостоверения личности частного охранника (УЛЧО). При этом инструктирующий обязан обратить внимание в паспорте на соответствие возраста охранника даты выдачи паспорта (замена паспорта производится по достижению гражданина РФ 25 и 45 летнего возраста, если паспорт не заменен, то он является недействительным), также обратить внимание на наличие у охранника УЛЧО и срок его действия. Зачастую охранники забывают про эти «мелочи» и о том, что подходит срок замены или продления действия узнают на инструктаже. Также были эпизоды, что инструктажи проводились регулярно, но в один из дней начальник охраны поленился провести инструктаж, а один из охранников в этот день забыл УЛЧО с паспортом в другой рубашке. И по такой же «счастливой» случайности этот объект охраны проверялся работниками ОЛРР и в результате охранник забывший дома документы был административно наказан, а начальник охраны объекта получил дисциплинарное взыскание, после чего он сделал вывод: «Закон подлости - все таки существует»

После проверки внешнего вида и наличия документов подводятся итоги несения службы нарядами за прошедшие сутки. Инструктирующий должен на конкретных примерах показать, в чем заключались отмеченные за этот период недостатки, что послужило их причиной, как избежать их в дальнейшем. Обязательно следует отметить образцовые действия сотрудников охраны и проявленную находчивость. Затем инструктирующий путем постановки конкретных вопросов, решения вводных задач должен проверить знание охранников своих обязанностей и прав, тактики несения службы по охране объекта. Сотрудникам заступающих на посты и маршруты охраны предлагается решить 2-3 задачи, разобрать при этом возможные ошибки, особое внимание обратить на проверку знаний и разъяснение характерных тактических приемов действий в наиболее распространенных ситуациях при несении службы по охране объекта.

В ходе проведения опроса необходимо в обязательном порядке требовать знаний сотрудниками основных положений Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Закона «Об оружии», УК РФ и прочих документов, регламентирующих деятельность частных охранных предприятий. При систематическом опросе охранники сами начинают готовиться к проведению инструктажа и непроизвольно в памяти у них остаются ответы на поставленные вопросы и если отвечающий охранник ответил не полностью на поставленный вопрос, то остальные охранники дополняют ответ проверяемого и таким образом показывают свои знания.

Учитывая изменения обстановки, каждому охраннику указать на особые обязанности, а именно:

где и в какое время нести службу на посту (маршруте);

на что обращать внимание и как действовать при предупреждении и пресечении попыток противоправных действий в отношении имущества «Заказчика»;

порядок движения и остановки на маршруте, наиболее характерные тактические приемы несения службы по охране объекта;

порядок взаимодействия и связи с соседними постами и работниками на объекте «Заказчика».

Информация о порядке смены постов, связи, взаимодействия является важным элементом инструктажа. Инструктирующий должен разъяснить, с кем и как сотрудники службы охраны должны поддерживать связь, уточнить время доклада о состоянии обстановки на постах.

Если в охранном предприятии не проводятся занятия с охранниками, то рекомендуется, хотя бы один раз в неделю проводить целевой инструктаж, на котором рассматривать различные вопросы касаемые охранной деятельности, в том числе особенности охраны на различных постах, меры безопасности при несении службы. Одну из этих тематик хочу предложить в этой статье, а именно по вопросу безопасности при проведении охранных мероприятий. Существует множество методик по безопасности по различным направлениям, в частности при досмотре автотранспорта на КПП, меры безопасности при работе по охране складов, производственных помещений, цехов, карьеров и пр. Но здесь дается общая методика безопасности при проведении охранных мероприятий. Несколько общих правил, которых рекомендуется придерживаться, а именно:

правильное поведение - это, в первую очередь, правильная оценка складывающейся ситуации;

здоровое недоверие к подозрительному лицу на охраняемой территории всегда лучше легкомысленной недоверчивости;

следует всегда думать о том, что и как именно вы хотите сделать;

прежде, чем начать действовать в какой - либо ситуации, надо детально представить ее себе и заранее предусмотреть свои действия в различных вариантах;

лучше всегда оставаться недоверчивым;

при возникновении сомнений в оценке ситуации предпочтительнее рассчитывать на худшее и соответственно предусмотреть свои действия заранее;

никогда не действуйте в одиночку в неясных ситуациях, не будьте безрассудно смелым, предусмотрительные живут дольше. Наблюдайте, преследуйте и вызывайте поддержку, ни в коем случае не спешите оказывать помощь, не оценив трезво ситуацию, это может быть специально подготовленная для вас ловушка.

СОТРУДНИКУ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ НАХОДЯЩЕМУСЯ НА ОХРАНЯЕМОМ ОБЪЕКТЕ СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

быть максимально собранным, нельзя допускать, чтобы несение службы на хорошо известном объекте или маршруте охраны превратилось в привычное притупление бдительности и порождающее ложное чувство безопасности. В этом случае угроза жизни и здоровью сотрудника охранной службы существенно возрастает;

необходимо постоянно поддерживать радиосвязь со старшим на охраняемом объекте, либо с другими охранниками, находящимся на охраняемом объекте и регулярно сообщать о своем местонахождении и докладывать обо всех замеченных изменениях обстановки.

Особую осторожность следует проявлять в сумерках и в темное время суток, уделяя повышенное внимание тому, что происходить по сторонам, чаще оглядывайтесь, увидев или услышав приближение человека сзади, остановитесь и повернитесь к нему лицом или пойдите ему навстречу;

никогда не поворачивайтесь к подозрительным лицам спиной, не наклоняйтесь рядом с ними, не позволяйте окружать себя посторонними лицами;

оружие, если позволяет ситуация, следует держать готовым к немедленному отражению возможного нападения, однако так, чтобы его не могли у вас отнять или выбить из рук;

при необходимости установления на месте задержания личности задержанного или в иных подобных ситуациях выбирайте место, которое обеспечило бы вам наибольшую безопасность (к примеру защиту нападения сзади) и дало возможность своевременного применения оружия или специальных средств;

при беседе с подозрительным лицом в дневное время целесообразно избрать позицию, чтобы свет падал подозрительному в глаза, в темное время суток желательно, чтобы это лицо находилось на свету, а сотрудник охраны в тени;

действуя в составе наряда по охране объекта, выбирайте позицию так, чтобы подозрительные лица все время находились в поле зрения страхующего вас напарника, и тот в случае необходимости мог беспрепятственно оказать необходимую помощь;

приступайте к разговору с подозрительными лицами или лицом вежливо, но уверенно и настойчиво, не позволяйте втягивать себя в длительную дискуссию, следите за реакцией на свои действия присутствующих при этом посторонних граждан, не позволяйте им отвлекать вас от дела. Если вы в период проверки ведет радиопереговоры, то примите меры, чтобы присутствующие при этом посторонние лица не могли понять, о чем именно идет речь;

подаваемые для проверки документы нельзя брать той рукой, которой сотрудник охраны обычно достает оружие.

Задержание посторонних лиц на охраняемом объекте, а тем более, если они вооружены является одним из наиболее сложных действий сотрудников охраны и неправильное их действие может повлечь самые негативные и непредсказуемые последствия.

Чаще всего задержанные на охраняемом объекте оказывают сопротивление при задержании, если сотрудник охраны несет службу один. Вероятность сопротивления значительно уменьшается, если в состав наряда входят два и более сотрудника охраны.

Не следует вступать в пререкания, читать мораль и доказывать свою правоту лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии. Как правило, такие моменты случаются при охране рынков. Неуместны суетливость, угрозы, грубые выражения. Не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом.

Наши рекомендации