Дополнительные условия, наличие которых является приоритетным при выборе кандидата на конкурсной основе

А) К кандидатам на должность старшего смены:

Наличие средне-специального образования;

Опыт работы сотрудником службы безопасности торгового предприятия.

Б)К кандидатам на должность руководителя службы безопасности:

Как минимум, Наличие средне-специального юридического или экономического, либо высшего образования;

Опыт работы в правоохранительных структурах, либо в сфере ритейла;

Наличие личного автомобиля;

Уверенный пользователь ПК;

Опыт руководящей работы;

Наличие организаторских способностей, деловых качеств, позволяющих выполнять задачи, возложенные на руководителя службы безопасности.

Проверка кандидатов на замещение вакантной должности сотрудника службы безопасности.

В виду специфики деятельности подразделений службы безопасности, важной составляющей работы, по подбору кандидатов, является проверка личности кандидатов, заявившихся на замещение вакантных должностей сотрудников службы безопасности. Целью проверки кандидатов является недопущение проникновения в гипермаркет криминальных элементов, агентов недобросовестных конкурентов и иных лиц, которые могут создать угрозу безопасности гипермаркета. Проверка кандидатов на должности сотрудников службы безопасности проводится сотрудником службы безопасности соответствующего уровня. В отношении кандидатов на должности сотрудников службы безопасности и старших смены, проверку проводит руководитель службы безопасности гипермаркета.

В ходе проверки, должностное лицо, осуществляющее ее, должно с максимальной степенью достоверности установить:

а) Соответствие действительности сведений, указанных кандидатом, заявившимся на замещение вакантной должности сотрудника службы безопасности, в анкете;

б) Наличие или отсутствие фактов привлечения кандидата к уголовной и административной ответственности;

в) Фактические (а не правовые) основания увольнения с последнего места работы;

г) Наличие или отсутствие наркотической или алкогольной зависимости;

в) Иные обстоятельства, препятствующие замещению кандидатом вакантной должности сотрудника службы безопасности.

Результат проверки фиксируется резолюцией лица, производившего проверку в отношении кандидата в соответствующем разделе анкеты.

Собеседование

Следующим этапом кадровой работы по подбору кандидатов на замещение вакантной должности сотрудника службы безопасности, является личное собеседование сотрудника службы безопасности соответствующего уровня с кандидатом. В собеседовании так же может принимать участие сотрудник кадровой службы (HR-менеджер) и Директор гипермаркета. В ходе собеседования сотрудник службы безопасности, который его проводит, должен определить личностные, деловые качества кандидата, уровень его профессиональной подготовки, морально-психологической качества, уровень стрессоустойчивости. По результатам беседы необходимо составить социальный портрет кандидата, определить иные качества, наличие или отсутствие которых может повлиять на принятие решения о приеме его на работу в качестве сотрудника службы безопасности. По результатам собеседования и на основании предварительных проверочных данных, руководствуясь своим внутренним убеждением, сотрудник службы безопасности соответствующего уровня принимает окончательное решение о приеме кандидата, с которым проводилось собеседование, на работу.

Ознакомление кандидата с предстоящей профессиональной деятельностью, в качестве сотрудника службы безопасности в тестовом режиме.

После того, как руководитель службы безопасности принял решение о приеме кандидата на вакантную должность сотрудника службы безопасности (старшего смены), но до официального заключения трудового договора с кандидатом, проводится практическое ознакомление кандидата с особенностями предстоящей профессиональной деятельности. С этой целью он знакомиться с гипермаркетом, с организацией несения службы непосредственно на постах, с правилами внутреннего трудового распорядка и основами внутриобъектового режима на объекте. Допускается ознакомление с предстоящей работой посредством непродолжительного нахождения на постах, совместно с действующими сотрудниками в качестве наблюдателя. В помещение комнаты, в которой установлены мониторы системы видеонаблюдения, кандидат, проходящий ознакомление в тестовом режиме не допускается. В тестовый режим ознакомления, кандидат на должность сотрудника службы безопасности, выводиться на 2 – 3 часа ежедневно, на протяжении не менее 2-х дней. В период нахождения в торговом центре, за кандидатом закрепляется наставник из числа наиболее подготовленных сотрудников службы безопасности. Ответственность за ознакомление кандидата с предстоящей профессиональной деятельностью в тестовом режиме, несет руководитель службы безопасности гипермаркета.

Трудоустройство кандидата на замещение вакантной должности сотрудника службы безопасности

Оформление трудовых отношений с кандидатом на замещение вакантной должности сотрудника службы безопасности осуществляется на основании положений трудового законодательства, а так же действующих стандартов и инструкций Компании.

Стажировка

Основным этапом профессиональной подготовки принятого на должность сотрудника службы безопасности является его стажировка, которая, в свою очередь, включает в себя два основных этапа:

Теоретическая подготовка;

Практическая подготовка.

Стажировка вновь принятого сотрудника службы безопасности допускается только после официального оформления с ним трудовых отношений. Непосредственный руководитель вновь принятого сотрудника составляет план стажировки.

План стажировки сотрудника службы безопасности и старшего смены составляется руководителем службы безопасности и утверждается вышестоящим руководителем Службы безопасности Компании. Допускается согласование плана стажировки путем направления его руководителю соответствующего уровня в электронном виде.

Предполагается, что стажировка рядового сотрудника службы безопасности осуществляется на протяжении не менее 5-7 дней, старшего смены, - 10-12 дней.

Предпочтительно, чтобы все позиции, отраженные в примерном плане нашли свое отражение в планах стажировки конкретного сотрудника. Руководитель службы безопасности соответствующего уровня, составляющий план стажировки, вправе включить в план дополнительные мероприятия, а так же увеличить срок прохождения стажировки. В планах стажировки сотрудников должны найти отражение изучение новых Стандартов и Инструкций Компании, касающихся деятельности подразделений службы безопасности, а так же руководящих указаний, методических рекомендаций и новых управленческих решений Службы Безопасности Компании.

Отметки об исполнении запланированных мероприятий делаются сотрудником, ответственным за то или иное мероприятие в графе плана «оценка работы», ежедневно.

О выполнении мероприятий, связанных с теоретической подготовкой, делается отметка «выполнено», закрепляемая подписью ответственного лица, или «не выполнено», с указанием причин, по которым мероприятие, по изучению того или иного вопроса не было выполнено.

По выполнению мероприятий, связанных с практической подготовкой, делается отметка ответственного должностного лица, с выставлением одной из следующих оценок: «не удовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Принятие зачета

Стажировка вновь принятого сотрудника службы безопасности завершается принятием у него зачета.

У сотрудника службы безопасности и старшего смены зачет принимает руководитель службы безопасности гипермаркета. В принятии зачета так же могут участвовать вышестоящие руководители службы безопасности Компании.

По результатам зачета соответствующим руководителем службы безопасности делается вывод о соответствии сотрудника должности, на которую он назначен.

При неудовлетворительном результате зачета в отношении сотрудника может быть принято одно из следующих решений:

перевод сотрудника в аттестационном порядке на нижестоящую должность (в отношении кандидатов на должность не ниже «старшего смены»);

увольнение сотрудника, как не выдержавшего испытательный срок.

Так же, при неудовлетворительных результатах зачета сотрудника, проходившего стажировку, в отношении лица, ответственного за принятие решения о принятии на работу и непосредственно за стажировку данного сотрудника, вышестоящим руководителем службы безопасности может быть сделан вывод о ненадлежащем уровне проведенной работы по подбору и подготовке кандидата. Соответственно, в отношении данного лица, руководитель службы безопасности вправе применить меры дисциплинарного характера.

Подбор, подготовка и обучение в процессе стажировки сотрудников службы безопасности, являются лишь первоначальным этапом профессиональной подготовки сотрудников. В процессе дальнейшей работы непосредственными руководителями должна вестись постоянная и планомерная работа по повышению качества профессиональной подготовки подчиненных сотрудников, отработки практических навыков, повышению результатов работы.

Имидж частного охранника

Слово «имидж» происходит от латинского imago, что означает «образ», «подобие», «призрак». Очень часто имидж человека воспринимается как его внешний вид, его облик, тот образ, в котором он репрезентируется, т.е. представляется, другим людям. В этом смысле деловой этикет и имидж – весьма тесно связаны друг с другом.

Личностный имидж частного охранника – сложнейший набор внутренних и внешних факторов, которые представляют совокупность самоимиджа, воспринимаемого имиджа и требуемого имиджа.

Что это за понятия, как они влияют на негосударственную охранную деятельность?

Эффективность охраны зависит не только от профессиональных знаний работников охранных предприятий, но и от их внутренней культуры.

Мы уже писали о социальном статусе охранника, раскрывая проблемы воспринимаемого имиджа. Сегодня достаточно интересными представляются вопросы требуемого имиджа и самоимиджа и их взаимосвязь с повседневной практической работой.

Работая начальником службы безопасности коммерческого банка, автору очень часто приходится сталкиваться с вопросами отбора кандидатов для работы в охране, формирования у них значимых личных и деловых качеств, постоянной переподготовки - как важнейших условий качественного выполнения стоящих задач.

Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность – это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.

Личность частного охранника в значительной степени характеризуется особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).

Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в ходе его обучения, выполнения служебных обязанностей, обслуживания специальной техники, то есть в процессе деятельности.

Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понять предъявляемые к личности охранника требования, в соответствии с этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия, предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне практической деятельности человека.

Поведение, успехи и недостатки в работе и дисциплине частного охранника зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности, способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность, проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою ошибку. Таким образом, формируется личностный имидж охранника как человека и специалиста.

Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено его прошлым опытом, психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером, способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия, определяющие эффект внешних воздействий.

Самоимидж является отражением уровня сегодняшней самооценки, основанной на прежнем опыте и оценке окружающей действительности.

Самоимидж – сложное психологическое образование, которое не всегда можно раскрыть в ходе беседы и наблюдения за поведением охранника в различных ситуациях. Нередко человек скрывает свои истинные оценки и формы поведения в неконтролируемый период.

Воспринимаемый имидж – то, как видят охранника другие. Это достаточно сложное образование, так как общественная оценка труда охранника на сегодняшний день невысока. Охранника, как и представителей иных правоохранительных специальностей, чаще оценивают негативно до той поры, пока человек не оказывается в критической ситуации, когда на помощь приходит частный охранник. Достаточно часто общественное сознание формирует негативное отношение в силу того, что сами люди не стремятся строго выполнять законы и правила распорядка. Многим не нравится осуществляемый пропускной режим, кого-то задевают моменты необходимости предъявлять для досмотра вещи, особое отношение всегда возникает с заказчиками услуг. Трудно найти человека, который бы не знал, как его необходимо охранять и что должен делать человек, обеспечивающий его безопасность. Нередко такие клиенты устраивают различные проверки, загружают охранников дополнительными функциями, не оговоренными в договоре. Особые случаи возникают, когда у заказчика сложились свои представления о требуемом имидже.

Требуемый имидж – совокупность требований, предъявляемых к представителям данной профессиональной группы. Очень часто заказчик формирует требования к имиджу охранника из представлений его внешнего вида. Рост, разворот плеч, форма головы и походка - это все то, что с достаточной условностью можно назвать экстерьером. Требования к профессиональной, физической, стрелковой подготовке, морально-этические качества очень часто уходят на второй план. Задача руководителя охранного предприятия, учитывая требуемый имидж и задачи охраны, - правильно расставлять кадры охранников с учетом того, чтобы недостатки одного компенсировались достоинствами другого. Если этого не происходит, необходимо вносить конструктивные изменения в структуру групп охранников, используемых для решения задач безопасности. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры. С другой стороны, завышая собственные амбиции, он можем выступать источником конфликта.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Для охранника хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях; развязность в жестикуляции и поведении; неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Кроме общего этикета, есть профессиональный этикет, который часто является специальным дополнением и над формированием которого приходится очень много работать. Так, например, частный охранник, длительное время выполняющий свои обязанности в многолюдной зоне, быстро становится раздражительным, так как окружающие могут игнорировать его законные требования, выражать негативное отношение к нему лично и профессии и т.д. Требуя для себя личных преференций, отдельные люди стремятся унизить и оскорбить частного охранника. При этом охранник, исполняющий обязанности службы, должен оставаться непреклонным и вежливым. Это очень сложно.

Обязательным условием общения является деликатность. На это качество охранника особое внимание уделяют приглашенные западные управляющие. В Европе и США сложился стереотип охранника, оказывающего услуги клиентам и посетителям. Деликатность при этом не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданному приспособленчеству. Всем известны выражения «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но и превращают в свою противоположность. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные социальные отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится общаться. Подлинная культура поведения охранника - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Современный частный охранник должен выглядеть:

уверенным в себе человеком; высокопрофессиональным; готовым к быстрым и активным действиям; элегантным; внушающим доверие; не лишенным вкуса; надежным; порядочным; аккуратным.

В целом имидж является комплексным понятием. От его правильного формирования и позициирования часто зависит успех охранного предприятия.

Наши рекомендации