Формирование института примирения в России.
Формирование института примирения в России.
Уголовный кодекс РФ предоставил возможность освобождения от уголовной ответственности по делам публичного обвинения лиц, впервые совершивших преступления определенной категории, которые примирились с потерпевшими и загладили причиненный им вред (ст. 76). Введение института примирения по делам публичного обвинения в уголовное законодательство РФ потребовало внесения изменений в УПК РСФСР, который в статье 9 закрепил право должностных лиц прекращать уголовные дела по указанным основаниям .
Новый УПК РФ воспринял идеи примирения по делам публичного обвинения и предусмотрел процедуру принятия решения о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в статье 76 УК РФ (ст. 25 УПК РФ)
Анализ уголовного законодательства и практики применения ст. 25 УПК РФ свидетельствует об актуальности института примирения и его общественной значимости. Так, УК РФ из 544 составов преступлений содержит 181 (33,3%) состав, по которым возможно принятие решения о прекращении уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим.
В последнее время в юридической литературе рассматриваемому институту уделяется много внимания. Исследователи высказываются о его эффективности и необходимости совершенствования.
Преступление, как и любое противоборство сторон с противоречивыми интересами, с точки зрения конфликтологии рассматривается как конфликт. Более того, в силу наличия в конфликте элементов, обладающих юридическим характером, преступление со всей очевидностью следует рассматривать как юридический конфликт . Природа любого конфликта не позволяет ему оставаться неподвижным в статическом состоянии. Конфликт динамичен, что выражается в процессе его движения - от возникновения и развития, до изменения и завершения. Именно динамика конфликта позволяет нам говорить о том, что завершение конфликта неизбежно в любом случае, как бы он ни развивался. При завершении конфликта определяющее значение для дальнейших взаимоотношений конфликтующих сторон имеет его способ.
Таким образом, гипотеза о естественности разрешения криминальных конфликтов путем примирения подтверждается не только историей России, но и народов Северного Кавказа. Примирение как естественная форма разрешения конфликтов присуще также многим другим народам мира .
Следовательно, институт примирения в уголовном процессе России соответствует естественному способу разрешения криминальных конфликтов, способному устранить объективную основу конфликта и его причину.
В Дагестане во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника, то кровомщение прекращалось.
По древним обычаям всякие наказания, тем более убийства, не могли быть совершены в присутствии женщины и откладывались до другого случая. Если же столкновение предвещало несчастье, то вмешательство женщины могло предотвратить его. Для этого женщине стоило только выйти с распущенными волосами, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися противниками.
Обычаи – это те же законы, но процедурно не оформленные. Если авторами обычаем являлся народ, общность людей специально не занятых этим «ремеслом», то законы творят профессиональные парламентарии, не всегда приближенные к реалиям жизни. Обычаи – продукт многовековой деятельности людей, а закон может быть принят одномоментно из политических соображений.
Понимание естественной природы института примирения в уголовном процессе России влечет за собой следующие выводы.
1. Институт примирения в уголовном процессе России должен рассматриваться как предпочтительный по делам небольшой и средней тяжести. При возможности прекратить уголовное дело в связи с примирением с потерпевшим процессуальное регулирование должно способствовать проведению примирительной процедуры. И только в случае не достижения примирения между потерпевшим и лицом, совершившим преступление, представляется необходимым использовать механизм судебной процедуры.
Процессуальное регулирование должно быть закреплено в УПК РФ и предусматривать понятие примирения; круг субъектов, имеющих право на примирение и участие в примирительных процедурах; возможность проведения примирительной процедуры; требования к акту примирения (примирительному соглашению); допускать приостановление уголовного дела, в случае реализации права на примирение, и возобновлять, в случае, когда примирение не достигнуто или примирительное соглашение не исполнено. Кроме того, представляется целесообразным разработать нормативный акт рекомендательного характера, предусматривающийпорядок проведения примирительных процедур вне рамок уголовного судопроизводства.
2. Право должностных лиц прекращать уголовные дела в связи с примирением с потерпевшим не отвечает естественной природе примирения.
В случае реального примирения лица, совершившего преступление, и потерпевшего должностные лица обязаны прекратить уголовное дело.
3. При совершенствовании института примирения в уголовном процессе России следует особое внимание уделить процедуре примирения,
так как история свидетельствует о ее высоком воспитательном потенциале,
имеющем общественное значение.
Восстановительное правосудие — это новый подход к разрешению конфликта уголовного характера между преступником и потерпевшим. Существующая в России и других странах карательная система является неэффективной: она негативно отражается на сторонах конфликта и фактически не позволяет восстановить справедливость.
Восстановительное правосудие вместо порицания и изоляции виновного от социума предлагает его реабилитацию, вместо претерпевания пострадавшим дополнительных нравственных страданий в процессе уголовного разбирательства и фактической невозможности возмещения ущерба — полноценную компенсацию последнему морального и материального вреда.
Суть заключается в том, что жертва, преступник и иные заинтересованные лица:
• встречаются, анализируют конфликт (преступление),
• разрабатывают пути его разрешения,
• фиксируют договоренности документально.
Происходит все это при участии третьей (незаинтересованной) стороны — посредника. Заключенный договор включает конкретные действия сторон, направленные на возмещение нанесенного ущерба и восстановление испорченной репутации.
Многие страны уже используют этот механизм для разрешения криминальной обстановки, например Канада, Австралия, США, Европа и т. д.
Декабря 2002 года Экономическим и Социальным Советом ООН была принята общая Декларация «Основные принципы использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах».
ВАЖНО! В России этот новый подход еще развивается и распространяется лишь на несовершеннолетних.
Так, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 (далее — Стратегия), одной из мер, направленных на преобразование российских законодательных норм, является создание специальной программы восстановительного правосудия в отношении лиц, совершивших преступление, однако не достигших возраста наступления ответственности.
Программы восстановительного правосудия
Реализация восстановительного правосудия осуществляется путем применения особых программ, основой которых являются встречи преступника и потерпевшего. На практике термин «программа» по отношению к рассматриваемому механизму используется в следующих значениях:
Типологическая единица работы по восстановительному правосудию.
К ним относятся: программа примирения жертв и правонарушителей, семейная конференция, «круги правосудия» и т. п., особенность которых состоит в привлечении определенного вида окружения участников конфликта.
В мировой практике программы восстановительного правосудия чаще всего применяются параллельно с обычной системой наказаний государственного уровня. Поэтому они не подменяют официальное правосудие, а восполняет его пробелы.
Восстановительная медиация
Организует и проводит примирительные встречи специалист, именуемый медиатором. Он не является судьей, а выступает в роли ведущего, организатора. Он не разрешает конфликт, а принимает меры, используя различные техники (активное слушание, перефразирование и т. д.) для создания условий, при которых стороны сами примут выгодное для них решение.
Посредник определяет правила проведения примирительной процедуры, позволяющие оптимизировать этот процесс: не допускать оскорблений, слушать противника, вести конструктивный диалог; а также оказывает содействие сторонам в преодолении негативных эмоций для достижения взаимовыгодных договоренностей.
В России во исполнение вышеуказанной Стратегии распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (далее — Концепция). Фактически этот документ представляет собой госзаказ на формирование и практическое введение медиации и восстановительного подхода в России.
Концепция разработана на основе применения новых для России медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые обеспечивают социализацию виновного лица. Производится это путем техник, направленных на предоставление возможности быть нужным сообществу, которое не ассоциирует лицо с совершенным им проступком.
Концепцией предусмотрена организация механизма защиты и помощи детям различных возрастов и категорий, в т. ч. находящимся в опасности, трудной ситуации. Предлагается:
• создание сети служб медиации и сети служб школьной медиации;
• развитие взаимодействия с обществом, средствами массовой информации;
• развитие соответствующих ресурсов в интернете;
• организация подготовки работников в области медиации и восстановительного правосудия;
• разработка законодательства в надлежащих сферах;
• развитие взаимодействия с иностранными организациями в области восстановительного правосудия.
Восстановительное правосудие по указанной Концепции уже активно развивается, в школах созданы соответствующие службы медиации, запущены проекты по обучению и реализации рассматриваемой процедуры в регионах (например, в Архангельской, Мурманской областях), созданы программы сотрудничества с иностранными партнерами (например, между Министерством юстиции и общественной безопасности Норвегии и Министерством юстиции РФ) и т. д.
Таким образом, восстановительное правосудие противостоит подходу, ориентированному на наказание виновного лица, и заключается в согласовании между потерпевшим и подсудимым договоренностей по разрешению конфликтной ситуации (по заглаживанию причиненного вреда и восстановлению полноценной личности в социуме).
Реализуется восстановительное правосудие с помощью различных программ, основанных на своеобразных методах примирения. Рассматриваемый механизм основан на медиативном подходе, т. е. при проведении процедур примирения используются элементы медиации с учетом особенностей характера уголовных дел.
Формирование института примирения в России.
Уголовный кодекс РФ предоставил возможность освобождения от уголовной ответственности по делам публичного обвинения лиц, впервые совершивших преступления определенной категории, которые примирились с потерпевшими и загладили причиненный им вред (ст. 76). Введение института примирения по делам публичного обвинения в уголовное законодательство РФ потребовало внесения изменений в УПК РСФСР, который в статье 9 закрепил право должностных лиц прекращать уголовные дела по указанным основаниям .
Новый УПК РФ воспринял идеи примирения по делам публичного обвинения и предусмотрел процедуру принятия решения о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в статье 76 УК РФ (ст. 25 УПК РФ)
Анализ уголовного законодательства и практики применения ст. 25 УПК РФ свидетельствует об актуальности института примирения и его общественной значимости. Так, УК РФ из 544 составов преступлений содержит 181 (33,3%) состав, по которым возможно принятие решения о прекращении уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим.
В последнее время в юридической литературе рассматриваемому институту уделяется много внимания. Исследователи высказываются о его эффективности и необходимости совершенствования.
Преступление, как и любое противоборство сторон с противоречивыми интересами, с точки зрения конфликтологии рассматривается как конфликт. Более того, в силу наличия в конфликте элементов, обладающих юридическим характером, преступление со всей очевидностью следует рассматривать как юридический конфликт . Природа любого конфликта не позволяет ему оставаться неподвижным в статическом состоянии. Конфликт динамичен, что выражается в процессе его движения - от возникновения и развития, до изменения и завершения. Именно динамика конфликта позволяет нам говорить о том, что завершение конфликта неизбежно в любом случае, как бы он ни развивался. При завершении конфликта определяющее значение для дальнейших взаимоотношений конфликтующих сторон имеет его способ.
Таким образом, гипотеза о естественности разрешения криминальных конфликтов путем примирения подтверждается не только историей России, но и народов Северного Кавказа. Примирение как естественная форма разрешения конфликтов присуще также многим другим народам мира .
Следовательно, институт примирения в уголовном процессе России соответствует естественному способу разрешения криминальных конфликтов, способному устранить объективную основу конфликта и его причину.
В Дагестане во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника, то кровомщение прекращалось.
По древним обычаям всякие наказания, тем более убийства, не могли быть совершены в присутствии женщины и откладывались до другого случая. Если же столкновение предвещало несчастье, то вмешательство женщины могло предотвратить его. Для этого женщине стоило только выйти с распущенными волосами, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися противниками.
Обычаи – это те же законы, но процедурно не оформленные. Если авторами обычаем являлся народ, общность людей специально не занятых этим «ремеслом», то законы творят профессиональные парламентарии, не всегда приближенные к реалиям жизни. Обычаи – продукт многовековой деятельности людей, а закон может быть принят одномоментно из политических соображений.
Понимание естественной природы института примирения в уголовном процессе России влечет за собой следующие выводы.
1. Институт примирения в уголовном процессе России должен рассматриваться как предпочтительный по делам небольшой и средней тяжести. При возможности прекратить уголовное дело в связи с примирением с потерпевшим процессуальное регулирование должно способствовать проведению примирительной процедуры. И только в случае не достижения примирения между потерпевшим и лицом, совершившим преступление, представляется необходимым использовать механизм судебной процедуры.
Процессуальное регулирование должно быть закреплено в УПК РФ и предусматривать понятие примирения; круг субъектов, имеющих право на примирение и участие в примирительных процедурах; возможность проведения примирительной процедуры; требования к акту примирения (примирительному соглашению); допускать приостановление уголовного дела, в случае реализации права на примирение, и возобновлять, в случае, когда примирение не достигнуто или примирительное соглашение не исполнено. Кроме того, представляется целесообразным разработать нормативный акт рекомендательного характера, предусматривающийпорядок проведения примирительных процедур вне рамок уголовного судопроизводства.
2. Право должностных лиц прекращать уголовные дела в связи с примирением с потерпевшим не отвечает естественной природе примирения.
В случае реального примирения лица, совершившего преступление, и потерпевшего должностные лица обязаны прекратить уголовное дело.
3. При совершенствовании института примирения в уголовном процессе России следует особое внимание уделить процедуре примирения,
так как история свидетельствует о ее высоком воспитательном потенциале,
имеющем общественное значение.
Восстановительное правосудие — это новый подход к разрешению конфликта уголовного характера между преступником и потерпевшим. Существующая в России и других странах карательная система является неэффективной: она негативно отражается на сторонах конфликта и фактически не позволяет восстановить справедливость.
Восстановительное правосудие вместо порицания и изоляции виновного от социума предлагает его реабилитацию, вместо претерпевания пострадавшим дополнительных нравственных страданий в процессе уголовного разбирательства и фактической невозможности возмещения ущерба — полноценную компенсацию последнему морального и материального вреда.
Суть заключается в том, что жертва, преступник и иные заинтересованные лица:
• встречаются, анализируют конфликт (преступление),
• разрабатывают пути его разрешения,
• фиксируют договоренности документально.
Происходит все это при участии третьей (незаинтересованной) стороны — посредника. Заключенный договор включает конкретные действия сторон, направленные на возмещение нанесенного ущерба и восстановление испорченной репутации.
Многие страны уже используют этот механизм для разрешения криминальной обстановки, например Канада, Австралия, США, Европа и т. д.