Туристические выставки

Универсальным и продуктивным инструментом взаимодействия как с клиентами практически всех целевых групп, так и, в первую очередь, с туроператорами и турагентами являются специализированные туристические биржи (выставки). На этих выставках обычно широко представлена и туристическая пресса. Здесь же проводятся тематические конференции, семинары, презентации и т. п. В определенные дни выставок посещают также опытные и любознательные клиенты-индивидуалы. Во время работы таких выставок ее участники продают свои туры, выявляют возможных партнеров, проводят переговоры и заключают договора, обсуждают перспективные направления развития туризма и новые методики, осуществляют экспресс-маркетинг турпродукта, устраивают пресс-конференции, разыгрывают поощрительные призы и т. п.

Минусы:

высокая стоимость затрат на участие (аренда стенда, подготовка печатной продукции, транспортные расходы к месту проведения ярмарки). Но можно согласовать с местными властями участие. Во многих случаях целесообразно совместное участие единым консолидированным стендом: например, все гостевые дома района, или участие с районной администрацией.

Даже при отсутствии собственного стенда очень полезно посетить выставки в качестве гостя, завязать новые контакты.

Для развития агротуризма также очень важно обеспечить публикацию и распространение разнообразных сопутствующих материалов – путеводителей, карт, справочников, буклетов.

Сувенирная продукция на память для клиентов: календари, брелоки, футболки.

Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков.

Продвижение услуг гостевых домов на рынке предусматривает поиск определенной потребительской ниши. В идеале это должно быть не простое предоставление питания и ночлега, а комплекс услуг привлекающих туристов (включая рекреационную привлекательность местности). Каждое хозяйство гостевого дома должно быть конкурентоспособно, а это достигается его специфическими особенностями, уникальностью. Нахождение и продвижение таких особенностей на туристский рынок - сложная задача, включающая в себя элементы науки и искусства. Владельцы гостевого дома должны искать и находить свои эксклюзивные формы привлечения клиентов. В этом залог их успеха.

Прежде всего, необходимо определиться со своими потенциальными клиентами. Для этого надо ответить на вопросы: кто они, каков их социальный статус и, следовательно, платежеспособность? Будут ли это транзитные путешественники или туристы, ориентированные на выполнение экологических туров? Владелец гостевого дома должен изучить потенциальные возможности своей территории, выяснить возможности посещения особо охраняемых территорий, рыбной ловли, сбора дикоросов.

Эффективное продвижение услуг гостевого дома заключается в том, чтобы потенциальный клиент сделал выбор в пользу именно этого, а не иного средства размещения, затратив на это минимум времени и энергии. Для клиентов большое значение имеет хорошая доступность (в основном транспортная, реже пешая). Если гостевой дом располагается на отдалении от остановки общественного транспорта или от магистральной дороги, следует позаботиться о доставке туристов непосредственно к месту проживания.

Немаловажное значение для привлечения и удержания клиентов в гостевом доме имеют многочисленные имиджевые факторы. В целом они определяют атмосферу дома, его уют. Имеет значение радушие хозяев, интерьер и неагрессивная окраска внутренних помещений, порядок во дворе, чистота жилища и особенно подсобных помещений.

Еще один фактор успеха - постоянство обслуживания. Оно означает, что клиенты гарантированно получают заказанную услугу «несмотря ни на что».

Во всем мире сельским туризмом занимаются большей частью семейные предприятия. Они не используют (или крайне мало используют) маркетинговые подходы из-за непонимания их важности, отказа нести дополнительные издержки, отсутствия организационной и финансово-кредитной помощи со стороны органов власти, нежелания следовать чужим советам. Хозяева часто не знают, как самостоятельно решить многие задачи, например, исследовать и оценить конъюнктуру туристического рынка, вести эффективную ценовую политику, активно воздействовать на увеличение продажи своих услуг. Такие функции должны выполнять специализированные организации – общества, союзы или отделы органов власти на районном уровне.

Что касается отдельных элементов маркетингового комплекса, то принципиальное значение имеет качество продукта: предложение отдыха в селе должно быть оригинальным, отличаться высоким качеством, адресоваться определенному контингенту, то есть конкретной группе покупателей, которую намерен обслуживать собственник агроусадьбы. Еще один важный элемент стратегии – постоянное слежение за рынком и соответствующее реагирование на изменения рыночной ситуации, вкусов или предпочтений туристов. А лучше всего, когда предложение не просто учитывает запросы потребителей, а опережает их. То есть речь идет об инновационности.

Агротуристические хозяйства осуществляют непосредственные контакты с клиентами, следовательно, их маркетинговые каналы являются простыми и прямыми. Отсутствие посредников определенным образом ограничивает географические рынки для производителей услуг, но зато предоставляет и некоторые преимущества, ибо персонификация контактов позволяет индивидуализировать услугу, убедиться, что потребности гостя удовлетворены, в случае необходимости своевременно внести коррективы и т.п.

Популяризацией и продажей агротуристических услуг должна заниматься в каждом регионе особая организация, поддерживаемая Министерством аграрной политики, Министерством культуры и туризма, отделами туризма областных (районных) администраций.

Что касается человеческого фактора, то ни интересное агротуристическое предложение, ни привлекательная цена, ни активная популяризация не принесут желаемых результатов, если лица, которые предоставляют эти услуги, не подготовлены должным образом к общению с клиентом. Ведь потребители оценивают качество своего отдыха также и через поведение всего персонала. Не будет ошибкой утверждать, что важнейшим средством любой хозяйственной деятельности являются люди. Именно от них в конечном счете зависит успех или поражение всего начинания. Поэтому очень важно, чтобы в организационных звеньях работали компетентные, опытные специалисты.

Мы считаем, что в сельском туризме целесообразно применять широкий диапазон маркетинговых инструментов стимулирования услуг:

- скидки с объявленных цен на туристские услуги и поездки в случае предварительного бронирования в установленные сроки;

- скидки сезонных распродаж;

- скидки определенным категориям клиентов (дети, молодожены и т.д.);

- презентации продукта сельского туризма. Проведение различных семинаров, консультационных дней и «выездных» (например, на выставках) показов способствует привлечению клиентов.

Наши рекомендации