Туристской деятельности

Комментарий к главе II

Туризм в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции, а также обеспечения основ социальной защиты населения. Поэтому государственное регулирование туризма связано с необходимыми и достаточными требованиями, отражающими интересы общества в целом.

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристского обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.

Туризм высокодоходная отрасль экономики, но пока только теоретически. Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что он регулируется практически всеми основными отраслями законодательства. И только там, где государство проводит в жизнь надлежащую государственную политику в отношении туризма, формирование экономико-правовых принципов регулирования этих видов деятельности и обеспечение устойчивого развития туризма, успех в туризме налицо, что подтверждается фантастическими доходами отдельных стран от туристской деятельности (США, Франция, Испания).

Таким образом, государственное регулирование туризма - важное звено в экономике страны, поэтому центральное место в Законе о туризме занимает глава "Государственное регулирование туристской деятельности".

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных статей, входящих в данную главу, следует остановиться на проблеме толкования процессов регулирования и управления. Это две различные функции. Управляющий позыв говорит, что делать, а регулирующий - как делать. Учитывая, что туризм является особой отраслью, преимущественно образованной предпринимателями и в незначительной мере государственными структурами, управляющая посылка "что делать" влечет меру ответственности за конечный результат, поскольку предприниматель по определению исполняет свои функции по достижению прибыли за свой счет и на свой риск. Поэтому автор акцентирует внимание на том, что глава посвящена государственному регулированию, а не управлению. Последнее иногда можно увидеть в некоторых национальных законах стран СНГ.

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Комментарий к статье 3

Практически все национальные законы государств признают туризм отраслью экономики, придавая этой отрасли различные приоритеты. Закон РФ о туризме признает его одной из приоритетных отраслей экономики. Но некоторые государства относят туризм к сфере не только экономики, но и культуры. Например, Закон Грузии признает туризм и курорты единой и приоритетной отраслью национальной культуры и экономики. Закон Украины провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры <1>. Культура и курортная деятельность тяготеют к туризму, который обеспечивает потребителя ресурсов и наследия. Что касается туристского законодательства России, то в связи с неопределенностью принадлежности отрасли к ведомству смежные отрасли не нашли отражения в Законе. Первоначально туризм относился к Министерству культуры, далее к Госкомспорту, далее к Минэкономики, далее вновь к Госкомспорту, и лишь в конце 2004 г. туризм был выделен в самостоятельную отрасль с прямым подчинением Федерального агентства по туризму Правительству РФ.

--------------------------------

<1> Сравнительный анализ законодательства государств - участников СНГ в сфере туризма. СПб., 2005. С. 23.

Переходя к отдельным принципам государственного регулирования, нужно отметить, что в теории права все принципы подразделяют на три группы: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. В российском Законе упоминаются лишь отраслевые принципы, в то время как отсутствие общеправовых принципов, таких, как приоритет прав и охраняемых законом интересов граждан; единство систем и методов правового регулирования отношений в сфере туризма; разграничение полномочий в сфере туризма и туристской деятельности между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования; справедливость; законность; добросовестность участников отношений в сфере туризма и туристской деятельности, приводит к их нарушению и несоблюдению! Необходимость упоминания этих принципов продиктована сложившейся практикой и несовершенством туристского законодательства. Так, общеизвестный принцип законности приобретает особое значение в связи с абсолютным его игнорированием при принятии внутринационального законодательства. Ведь сущность принципа законности заключается в подчинении норме закона при осуществлении деятельности, соблюдении иерархии законов, соответствии подзаконных нормативных актов основным законам государств, принятии решений органами государственной власти, субъектами туристской деятельности только в соответствии с нормами права. А, как мы знаем, именно в туризме больше всего несоответствий во внутреннем законодательстве.

Принцип государственной поддержки туризма включает две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста. Экономическая составляющая предполагает развитие туризма и его индустрии как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации, что напрямую влияет на состояние бюджетов субъектов РФ. В связи с этим приоритетными направлениями туризма государством признаются внутренний, въездной, социальный и самодеятельный туризм.

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов. Международное сотрудничество развивается в двух формах: на двусторонней и на многосторонней основе. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно-правового регулирования, туристских возможностей государств. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

Принцип поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, принятии мер по обеспечению безопасности туристов и туристских организаций, введении механизмов реализации прав и законных интересов субъектов туристской деятельности, установлении мер административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение прав и свобод туристов и туристских организаций.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Комментарий к статье 4

Среди основных целей государственного регулирования превалируют основные конституционные принципы и постулаты, реализации которых призваны служить все нормативные правовые акты РФ, - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды, развитие международных контактов. Другие цели выражают сущность туризма и его основное предназначение - создание новых рабочих мест, увеличение дохода государства, сохранение и развитие туристских ресурсов.

Каждое государство, учитывая интересы нации, устанавливает приоритетные направления туристской деятельности. Практически во всех национальных законах различных государств наблюдается единообразное определение приоритетов: 1) внутренний туризм, 2) въездной туризм, 3) социальный туризм, 4) самодеятельный туризм.

В общем случае туризм - один из важнейших способов физического и духовного оздоровления нации, залог ее возрождения, возможность реализации конституционных прав граждан на отдых и досуг институтами туризма. Поэтому внутренний туризм, как правило, имеет высший приоритет и соответственно поддержку государства. Следует иметь в виду, что далеко не большая часть населения имеет возможность участия в выездном туризме по различным признакам, среди которых экономические - не первые.

К способам государственного регулирования туристской деятельности, указанным в Законе, можно также добавить:

установление общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, порядка и правил осуществления контроля и надзора; разработку и нормативное введение технического регулирования в сфере туристской индустрии;

защиту прав и интересов туристов, организаторов туризма, исполнителей туристских услуг и туристского продукта, обеспечение их безопасности, а также сохранности их имущества;

создание прогрессивных методов регулирования туристской деятельности, в том числе индикативного планирования, стандартизации и классификации услуг и объектов в туристской индустрии, создание и внедрение современных систем управления качеством туристского продукта и туристскими ресурсами;

формирование основ деятельности саморегулируемых общественных организаций и широкое привлечение их к регулированию отношений в сфере туризма на местном уровне;

установление правил въезда в государство, выезда из государства и пребывания на его территории граждан с учетом интересов развития туризма;

создание благоприятных условий для инвестиций в сферу туризма, прежде всего средств отечественных предпринимателей;

налоговое и таможенное регулирование туристской деятельности и установление преференций для туристов; гармонизацию и установление облегченных валютных (фискальных), миграционных, таможенных, санитарно-эпидемиологических формальностей (туристские формальности), чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму;

формирование методов и практическую реализацию унифицированных методов государственной статистики в сфере туризма;

формирование единой международной и национальной (региональной) сети туристско-информационных центров (ТИЦ), создание и ведение интегрированных баз знаний о туризме и баз данных реестров и кадастров;

содействие участию туристов, организаторов туризма, исполнителей туристских услуг и их объединений в национальных и международных туристских программах и проектах;

обеспечение картографической продукцией и путеводителями.

Государственное регулирование туристской деятельности в соответствии с Законом возложено на федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" было образовано Федеральное агентство по туризму РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 утверждено Положение о Федеральном агентстве по туризму.

Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров

Комментарий к статье 4.1

Новая редакция Закона о туризме от 5 февраля 2007 г. ввела абсолютно новый механизм регистрации туроператоров, другими словами - подтверждения их правоспособности. С 1 января 2007 г. существовавшее до этого лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращено, и вместо них введены финансовое обеспечение и внесение записи о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров. Комментарии по вопросу введения финансового обеспечения см. в последующих статьях, а в данной статье остановимся лишь на процедуре внесения записи в Единый федеральный реестр туроператоров (далее - Единый реестр).

Законодателем в новой ст. 4.1 полномочия по ведению Единого реестра предоставлены федеральному органу исполнительной власти - Федеральному агентству по туризму. Как мы знаем, оно находится в Москве, значит, для того чтобы попасть в Единый реестр, туроператоры из Владивостока, Норильска и других отдаленных регионов нашей большой Родины должны будут прилететь в Москву для получения свидетельства, в худшем случае - не один раз. Данная проблема существовала и при лицензировании туроператорской деятельности, что объясняло концентрацию более 80% всех туроператоров в центральных регионах России - в Москве и Санкт-Петербурге. Вопрос передачи полномочий лицензирования или иной процедуры регистрации туроператоров субъектам РФ неоднократно поднимался при обсуждении поправок в туристское законодательство, но, к сожалению, отменив лицензирование, законодатель забыл и главную суть проблемы. Вместо института лицензирования появился институт внесения записи в Единый реестр, а вопрос труднодоступности центрального органа, производящего эту запись, а также затратности процедуры оформления записи остался открытым.

Статья 4.1 достаточно детально описывает процедуру оформления записи в Едином реестре, подачи заявления, принятия решения о внесении записи и об отказе во внесении записи, решения о ее исключении. Принимая меры по реализации данного положения Закона, Федеральное агентство по туризму разработало формы и бланки документов, необходимых для внесения записи в Единый реестр.

Для включения в данный Реестр юридическое лицо (далее - заявитель) направляет по почте в Федеральное агентство по туризму (107084, г. Москва, ул. Мясницкая, 47) заявление в письменной форме (Приложение 2).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1. Копии учредительных документов, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

2. Копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, засвидетельствованная в нотариальном порядке.

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке.

4. Копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

5. Информация об адресах (местах нахождения) и почтовых адресах юридического лица, его структурных подразделений, осуществляющих туроператорскую деятельность (Приложение 3).

6. Документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя или иного лица, уполномоченного представлять заявителя (копия приказа либо решения учредителей (участников) о назначении на должность, доверенность, заверенные руководителем заявителя и печатью организации).

7. Ксерокопия паспорта руководителя юридического лица, а при отсутствии паспорта - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Реестровая карточка (Приложение 4).

По заявлению юридического лица (Приложение 5), сведения о котором внесены в Единый реестр, Федеральным агентством по туризму выдается свидетельство о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров (свидетельство выдается не ранее даты вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Заявление удостоверяется подписью руководителя или иного лица, уполномоченного (на основании доверенности) представлять заявителя. При этом руководитель или иное лицо, уполномоченное представлять заявителя, указывает данные своего паспорта, а при его отсутствии - иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ. Допускается представление заявления о внесении сведений о туроператоре в Реестр одновременно с заявлением о выдаче свидетельства о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров. Документы принимаются скомплектованными и подшитыми в папку-скоросшиватель (картонный) с приложением описи. Документы подбираются строго по описи. Страницы комплекта документов должны быть пронумерованы в соответствии с описью.

По результатам рассмотрения и проведения предварительной правовой экспертизы Федеральное агентство по туризму в письменной форме информирует заявителей о соответствии (несоответствии) представленных документов требованиям Закона.

Информация о юридических лицах, заявления и документы которых о внесении сведений в Единый реестр по результатам предварительной правовой экспертизы соответствуют требованиям Закона, размещается на интернет-сайте Федерального агентства по туризму.

Наши рекомендации