Что делать с трудными разведчиками?
У тебя, наверное, есть в отряде один разведчик /а может быть, и несколько/, с которым трудно справиться. Когда надо идти обедать, он отказывается и хочет играть, когда ты проводишь программу по разрядам, он беспрерывно болтает и шутит, когда звено идет в поход, он все время ворчит, что устал... Что с ним делать? Исключить из отряда? Он ведь всем мешает!
До того, как принять окончательное решение, попробуй следующее:
· I/ Будь с ним всегда спокоен, не кричи на него, говори с ним ласково - более ласково, чем с остальными. Он будет удивлен твоей заботливостью и, может быть, полюбит тебя и перестанет шалить.
· 2/ Не обращай особого внимания на его выходки. Он это делает, главным образом, чтобы показаться остроумным, сильным, независимым. Если ты будешь на него обращать внимание разведчиков своими замечаниями, он добьется своей цели - и будет продолжать.
· 3/ Не приказывай ему делать то или иное, а проси его. Неуверенный ребенок должен почувствовать, что ты ему вполне доверяешь, а не принуждаешь его. У него слабо развито чувство долга, но привязанность к тебе и вожаку /который тоже должен уметь с ним обращаться/ может быть для него сильным двигателем.
· 4/ Не стой над его душой после того, как ты попросил его выполнить задание. Еще раз повторяю: он должен почувствовать, что ему доверяют, что он - как все. Не надо применять с ним особых мер.
· 5/ Старайся в нем видеть только его достоинства. Не бойся его похвалить. Если остальные разведчики его обличают, защищай его, говоря, например: "Петя плохо себя вел в походе? Зато я знаю, что он хорошо готовит обед; почему же вы не дали ему этим заняться?" Он тебе будет признателен; в следующий раз он будет себя вести немного лучше /прогресс, конечно, может быть только постепенным/, будет варить обед и вернется домой очень довольный. А другие ребята звена будут со своей стороны тоже довольны, что он им не мешал.
· 6/ По возможности, не оставляй двух таких ребят в одном звене. Даже - и тем более - если они неразлучные друзья. Всегда легче шалить вдвоем, чем одному.
Пока ты не сделал всего возможного, чтобы такого ребенка понять и ему помочь, ни в коем случае не исключай его из отряда.
ОПЕРАЦИЯ "ЭД"
Одним из мероприятий для повышения интереса ребят к пионерской работе было основание в начале 1958 г. отрядов "разведчиков - следопытов" Они ходят в походы, учатся ориентироваться на местности с компасом и без компаса "ходить по азимуту", составляют атласы следов зверей и птиц, устраивают большие игры - маневры. В общем, очередная новинка во внешкольной педагогике+/
Б журнале "Вожатый" учрежден специальный раздел "Школа разведчиков - следопытов", в котором печатаются материалы по разведческой практике и темы занятий с ребятами. Один из последних номеров содержит описание большой игры на местности. Тематика может быть использована в наших дружинах, хотя придется, наверное, внести в игру некоторые изменения, исходя из местных условий и возможностей. Небезынтересно отметить, что тема этой игры регулярно появляется под всевозможными видами во всех советских журналах для юношества.
Сигнал тревоги
В день игры ребят поднимают раньше обычного сигналом тревоги. Старший вожатый объявляет выстроившимся ребятам: "В районе нашего лагеря появился десант "противника". Задача: обнаружить его, окружить и захватить. Действовать надо крайне осторожно, скрытно, как при выполнении любой боевой задачи.
Участники операции делятся на три отряда. Каждому отряду выдаются схемы его движения в запечатанных конвертах. В назначенное время начальники отрядов вскрывают конверты и действуют дальше, согласно инструкциям, приложенным к схемам. Отряды должны запастись бумагой, карандашами, взять компасы, сигнальные флажки и все снаряжение для длительного похода. Операция кончается тоже в назначенное время /на игру дается 8 -9 час./, по сигналу /напр. три зеленых ракеты/.
Каждому участнику похода прикрепляется на спину трехзначный номер, известный только старшему вожатому и командирам отрядов /вожатым/. Десантники следят за отрядами и пытаются их обезвредить. Заметив номер, десантник может, если это ему выгодно, громко выкрикнуть его. Тогда обладатель номера считается раненым. Он переходит в тыл, в дальнейшем в захвате десантников не участвует, а используется на вспомогательных работах: строит, например, шалаши, готовит обед. Его номер перечеркивается. Десантник должен считаться с тем, что как только он выкрикнет какой-нибудь номер, его могут обнаружить члены отряда и окружить. Тогда он свое задание не выполнил. Поэтому десантники должны "стрелять" очень осторожно.
Каждый отряд собирается в назначенное время в определенном месте. Вскрываются пакеты. Вместо обычной схемы движения на листке даются два столбца цифр. В специальной инструкции говорится, что движение отряда ввиду особой секретности операции будет проходить по азимутам, которые перечисляются в левом столбце, сколько двигаться под
+/ В корреспонденции, помещенной в журнале "Вожатый", наравне с термином "разведчики-следопыты" мы встретили уже просто "юные разведчики"!
тем или иным углом, указывается в правом столбце. Расстояния даются в метрах. Определять азимуты, отмерять расстояние шагами и переводить их в метры на каждом этапе движения должны сами пионеры по очереди: двое определяют направления, а двое контролируют. По очереди же назначаются головные дозорные. Кроме того, каждый участник операции должен вычертить с помощью простейших топографических знаков схему движения отряда и приложить к ней "Журнал наблюдателей" -краткую характеристику местности, описание замеченных следов и всего того, что было примечательным в пути. В инструкции говорится также о маскировке во время движения и привалов.
Расстояние, которое нужно пройти по азимуту должно быть, приблизительно, в 8 километра. Определив порядок движения, отряды выступают.
Задания десантников
Роль десантников исполняют человек двенадцать самых лучших разведчиков из школы разведчиков-следопытов, исчезнув из лагеря, по инструкции старшего вожатого, за полчаса до тревоги.
Десантники берут с собой деревянные кирпичики с веревками, которые должны изображать мины, мешочек с песком для имитации зараженного участка местности и отправляются к лесной опушке, куда движутся по разным маршрутам три отряда.
Добравшись до полянки, десантники должны действовать отдельными группами по три человека. Каждая группа имеет определенное задание.
· 1-ая группа должна пробраться к реке и незаметно, как можно точнее, определить длину и ширину моста, а также ширину реки и скорость течения в этом месте. План действия для этой группы, состав которой определен заранее, должен быть готов. Подобравшись к мосту и выяснив, что поблизости никого нет, один десантник забирается на дерево и следит за подступами к мосту, а двое других занимаются измерениями. Подбираться к реке и возвращаться обратно с задания лучше всего в одиночку. На первый взгляд задание этой группы может показаться несложным. Но только на первый взгляд. Ей противостоит целый отряд разведчиков, и если последние действуют достаточно расторопно, десантников они могут обнаружить и задержать еще на пути к мосту, еще больше шансов у них "попасться" во время выполнения задания и на обратном пути. Только вступив в нейтральную зону, ограниченную радиусом 400 метров вокруг лагеря, десантники могут считать, что задание выполнено - там они в безопасности. Группа, направляющаяся к мосту, так же, как те две другие группы десантников, для маскировки имеет право оставлять за собой ложные следы. Перед тем, как группам разойтись, старший в отряде десантников еще раз предупреждает: хорошенько запоминать номера тех, кого десантники "ранят", а еще лучше - записывать в блокнот. Если при подведении итогов игры окажется, что "ранили" такой-то номер, а в "госпитале", куда должен явиться раненый, отметки не будет, - штрафуется весь отряд, где оказался обманщик.
· 2-ая группа десантников получает задание незаметно сфотографировать два объекта, получающие условные названия "мельница" и "завод". Лучше всего, чтобы ребята каждый взяли по аппарату и засняли три пленки. Если попадется один или даже двое, то третий сможет доставить пленку в "нейтральную зону".
· 3-ья группа получает задание поддерживать "радиосвязь". Выбрав глухое место в лесу, где-нибудь между рекой и объектами фотосъемки, эта группа, замаскировавшись, время от времени должна подавать условные звуковые сигналы с помощью специальных "пищалок". Один подает сигналы, а двое дозорных его охраняют, чтобы не засекли "рацию".
· 4-ая группа десантников, наконец, получает задание всеми средствами помогать трем первым группам. Эти трое должны "заразить" какой-то участок местности и "заминировать" дороги, по которым уйдут десантные группы. Выполнив это задание, они должны отправиться к реке, а потом к группе фотографов. Выяснив, как идут дела у групп, они сообщают данные на "рацию". Участники четвертой группы могут не застать десантников на месте выполнения задания. Поэтому договариваются об условных знаках, которые оставляются для "связистов". Например, если первая группа выполнила свое задание на реке, она выкладывает справа от моста на левом берегу из камешков круг. Если радистов "засекли", они перед уходом на новое место оставляют, например, знаки - надламывают определенным образом несколько ближайших веток. Только убедившись, что все три группы выполнили свои задания, "связисты" могут возвратиться в лагерь.