Прдвилд дорожного движения и коммЕнтдрии к ним

Мы говорили о том, что велотуристы в отличие от приверженцев других видов туризма должны руководствоваться кроме сугубо тури-стских правил еще одним сводом законов - Правилами дорожного движения (ПДД), действующими на территории России в настоящее время. Правила регулярно переиздаются, найти их в продаже - не проблема. Знание этих Правил необходимо любому, кто приобрел велосипед, а велотуристу - особенно. Без знания ПДД просто нель-зя отправляться в путь.

В Правилах есть специальный раздел 24, посвященный велоси-педистам. Вот его положения.

Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет. Но в отдельных республиках, краях и областях России минимальный возраот может быть снижен на два года. Местные органы власти вправе на подчиненной им территории ввести номерные знаки на велосипеды и специальные велосипедные «права», подтверждающие знание владельцами велосипедов Правил дорожного движения.

Правила предъявляют определенные требования к техническому состоянию велосипеда, а именно: у него должны быть исправный тормоз и звуковой сигнал, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости вепосипед должен иметь спереди фонарь (фару) белого цвета, сзади - фонарь или световозвращатель красно-го цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращатели оран-жевого или красного цвета..

От оебя добавим: поскольку велотуристы ревностно относятся к каждому грамму походного веса и часто отказываются не только от фары, но даже от боковых световозвращателей, в велотуризме ус-тановилась практика передвигаться только в светлое время суток, Что касается тормозов, то велосипедист должен их проверять перед каждым выездом.

Движение по проезжей части на велосипедах разрешается толь-ко в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочи-не, если это не создаст помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не дер-жась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнитепьном сиденье, оборудо-ванном надежными подножками; перевозить груз, мешающий управ-лению велосипедом или выступающий более чем на 0,5 м по длине или ширине за его габариты; поворачивать налево или разворачи-ваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; ехать по основной дороге, если рядом есть велосипедная дорожка.

И еще правило, касающееся велодорожек: на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой (если это пересечение не на перекрестке) велосипедисты должны уступить дорогу транс-портным средствам, движущимся по этой дороге.

Порядок движения по велодорожкам велосипедистов Правила специально не оговаривают. Тут действуют общие принципы дорож-

721МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Правила дорожного движения...

ного движеиия. Прежде всего, велодорожки бывают двух основных типов: с разделительной линией и без нее. По дорожкам без линии можно организовать движение во всю их ширину, если при этом не создаются помехи для встречных велосипедистов. На дорожках с разделительной линией двигаться нужно по правой полосе, а на полосу встречного движения можно выезжать лишь при обгоне и объезде.

В Правилах дорожного движения есть предписание, касающееся велосипедных групп, которое гласит; колонны велосипедистов прц движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять 80-100 метров,

Ограничение это проистекает в первую очередь из того, что длинная растянутая велогруппа на дороге создает неудобства для автотранспорта. Отсюда следует, что велотуристские группы не должны быть более 10 человек, иначе их придется дробить на две.

И еще об одном запрете Правил дорожного движения, касаю-щемся велосипедистов. Запрещается буксировка велосипедов и мо-педов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прице-па, специально предназначенного для велосипеда. В велопоходах необходимость буксировки может чаще возникнуть в случае поломки велосипеда и при желании группы дотянуть до удобного для бивака места, в случае необходимости помочь уставшему велотуристу и т.д. Стало быть, помощь должна достигаться другими средствами: оста-новиться на отдых, сократив дневную норму, разгрузить уставшего и пр. Но те, кто решил пройти какое-то расстояние с велосипедом вдоль дороги пешком, должны следовать по ходу движения транс-портных средств.

Итак, основные положения Правил - требование к велосипеди-стам ехать в один ряд как можно ближе к краю тротуара (покрытия дороги) и группой не более 10 велосипедистов. Если в пути потре-бовалось поговорить друг с другом, один из собеседников может ехать по обочине (при отсутствии на ней пешеходов).

Левый поворот на улицах с двумя и более полосами движения в данном направлении можно сделать в два приема: сначала пересечь при разрешающем сигнале светофора под прямым углом одну улицу до угла тротуара, развернуть велосипед, а потом, после переключе-ния светофора, - другую.

Теперь остановимся на дорожных знаках. Из предупреждающих для велосипедистов в большей или меньшей степени важны все знаки, поэтому их надо знать, Большинство предупреждающих зна-ков имеют форму равностороннего треугольника с красной каймой и белым или желтым фоном. Вне населенных пунктов предупреждаю-щие знаки устанавливаются на расстояиии 150-300 м, а в населеи-ных пунктах - на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка, если знаки не сопровождаются табличкой 7.1.1 («Расстояние до объекта»).

Знаки приоритета тоже имеют отношение к велосипедистам все.

Из запрещающих знаков (большинство из них - круг с красной каймой и белым или желтым фоном) один конкретно адресован велосипедистам: знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено». Из остальных для велосипедистов, как и для всех видов транспорт-

ных средств, особенно важен знак 3.1 «Въезд запрещен». Имеют к велосипедистам отношение также знаки: 3.17.2 «Опасность», 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.31 «Конец зоны всех ограничений». Знак 3.2 «Движение запреще-но» большее отношение имеет к автомобилям, чем к велосипеди-стам. Часто он имеет цель ограничить сквозное (транзитное) движе-ние по улице или через населенный пункт, направить основной по-ток транспорта по объездной дороге. Велосипедистам этот знак должен быть сигналом к мобилизации внимания, быть готовым к тому, чтобы остановиться и сойти с велосипеда. В иных случаях знак 3.2 ставится у дороги или улицы, по которой закрыт сквозной проезд из-за ремонта впереди дороги, моста или здания, прилегаю-щего к улице. В этом случае, поехав под этот знак, нужно быть готовым к тому, что придется возвращаться назад.

Предписывающие знаки важны для велосипедиста все, яо осо-бенно знак 4.5 «Велосипедная дорожка». Это - второй знак, адре-сованный конкретно велосипедистам. По велодорожке разрешается движение только на велосипедах и мопедах, а если отсутствует тро-туар или пешеходная дорожка, то и пешеходов.

Информационно-указательные знаки к велосипедистам имеют от-ношение почти все (за исключением некоторых знаков, в частности, 5.18, 5.30.1-5.30.3). Знаки 5.1, 5.3 и 5.9 для велосипедистов по сво-ему значению совпадают со знаком «Движение на велосипедах за-прещено». Знаки 5.11.1 и 5.11.2, указывающие место или зону раз-ворота, относятся к велосипедистам, если установлены на дорогах без трамвайного движения и на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в данном направлении.

Некоторые знаки сервиса (в частности, 6.3-6.5, 6.11 и 6.12) от-носятся к автомобильному транспорту. Остапьные актуальны и для велосипедистов.

Из знаков дополнительной информации часть табличек относится ко всем видам транспорта (7.1.1-7.3.3; 7.5.1-7.5.7; 7.8; 7.12-7.17). Среди табличек с контурами различных видов транспортных средств есть табличка 7.4.7, которая указывает, что действие основного знака распространяется лишь на велосипедистов.

Важны для безопасности велосипедистов и некоторые опознава-тельные знаки транспортных средств: опознавательные знаки авто-поезда, состава транспортных средств, обозначение груза, высту-пающего за габариты транспортного средства.

Велосипедист, предполагающий осуществить поворот или остано-виться, должен подавать определенные сигналы. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука, сигнал торможения подается поднятой вверх рукой. (Правила допус-кают при повороте поднимать противоположную относительно на-правления поворота руку, согнутую в локте под прямым углом вверх, но для того, чтобы ваши жесты были поняты однозначно, рекомендуем вытягивать руку в сторону поворота, поскольку вело-сипедисту в общем-то безразлично, какую руку отрывать от руля).

Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и может быть прекращена непосредст-венно перед выполнением маневра.

МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Велосипедисты нередко попадают в неприятные ситуации из-за несогласованности их действий и водителей автотранспорта. Напри-мер, к перекрестку одновременно подъезжает велосипедист и авто-мобиль. Кто кого должен пропустить? Кто из них главнее?

Вообще в иерархии транспортных средств самое «привилегиро-ванное» положение занимают автомобили спецслужб, снабженные проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Другие транспортные средства должны уступать им дорогу. Определенными преимуществами на упицах пользуется трамвай. Эти преимущества оговорены в Правилах. Есть некоторые льготы у троллейбусов, сле-дующих по городским маршрутам автобусов, маршрутных такси. Этим льготам посвящен раздел 18 Правил. В отдельных случаях на улицах и дорогах городскому пассажирскому транспорту отводятся специальные полосы, на что указывают знаки 5.9-5.10.4.

А велосипедисты пользуются общими с остальными транспортны-ми средствами правами, если они не противоречат специальным правилам для велосипедистов, о которых мы сказали. Стало быть, велосипедист, едущий по главной дороге, пользуется преимуществен-ным правом проезда перед всеми другими видами транспортных средств (если это не автомобили спецслужб и не трамваи). Поэтому если велосипедист едет по главной дороге, а в это время в боко-вом проезде показывается «Икарус», велосипедисту не следует в страхе перед внушительной массой давить на тормоза, он должен спокойно продолжать движение. Но внимательно следить за дейст-виями водителя «Икаруса» и других транспортных средетв.

А что значит термин «главная дорога»? Это - дорога с покры-тием по отношению к грунтовой дороге, причем наличие на второ-степенной дороге участка с покрытием непосредственно перед пере-крестком не делает ее равной по значению с пересекаемой. Сама по себе ширина проезжей части не является в этом случае опреде-ляющей. Если пересекаются улицы или дороги разного значения, но обе с покрытием, на приоритет одной перед другой укажут знаки 2.1, 2.3.1-2.3.3, 7.13. А знаки 2.4 и 2.5 показывают, что вы по вто-ростепенной дороге подъезжаете к главной. Знак 2.5 предписывает обязательно остановиться перед выездом на эту дорогу.

При съезде с дороги на обочину или во двор водитель транс-портного средства должен быть галантным по отношению к велоси-педисту, путь движения которого он предполагает пересечь, - усту-пить ему дорогу. И при повороте направо водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящих через проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, и велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке.

Точно так же и велосипедисты, поворачивая направо, должны пропускать пешеходов.

И тут необходимо разъяснение. Уступить дорогу (не создавать помех) другим транспортным средствам - это значит своими дейст-виями не вынуждать их менять скорость или направление движения.

По поводу проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог и улиц в Правилах есть общее положение, которое касается и велосипедистов: водитель должен уступать дорогу транспортиым средствам, приближающимся справа. Кстати, перекрестком равно-значных дорог считается и такой, на котором главная дорога меняет

__________Обеспечение безопасности в велопоходах

свое направление (как, например, изображено на знаке 7.13).

То есть, строго говоря, если велосипедист подъезжает к пере-крестку равнозначных улиц, а слева к нему одновременно подъез-жает груженый «КрАЗ», последний должен пропустить велосипеди-ста. Другое дело, что велосипедисту, если он едет один, а не с группой, в этой ситуации хорошо бы оказаться джентльменом и пропустить грузовик, исходя из того, что «КрАЗу» остановка дается гораздо труднее, чем велосипедисту. Но только при этом велосипе-дист обязательно должен сделать соответствующий приглашающий жест рукой, чтобы оба водителя поняли друг друга. То же самое целесообразно делать и в том случае, если велосипедист на пере-крестке собирается ехать прямо, а подъезжающий к нему навстречу автомобиль включил указатель поворота налево (разумеется, при отсутствии в зоне перекрестка других транспортных средств). То есть дать понять водителю автомобиля, что велосипедист его про-пускает. Впрочем, такие дейотвия велосипедистов - не только дань галантности, но скорее меры безопасности, поскольку, увы, далеко не все автомобилисты видят в велосипедистах полноправных участ-ников уличного движения.

Особую осторожность велосипедистам следует соблюдать при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, потому что велосипед пешеходам не так заметен, как автомобиль. Перед пере-ходом нужно снизить скорость или даже остановиться, чтобы про-пустить людей. А слепых пешеходов, подающих сигнал тростью, не-обходимо пропускать и вне пешеходных переходов. Следует уступать дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю там, где пути проложены посередине улицы и люди вынуждены пересе-кать проезжую часть.

Наши рекомендации