Контрольная карта велорапли Петрозаводск - Москва

Группа №__ Руководитель __________________

Состав группы в Состав группы в

начальный пункт путешествия группы

конечный пункт путешествия груплы

чел. чел.

Протяженность маршрута группы по основной трассе ралли Отметки на пунктах контроля времени

км

№>№ п/п   Дата   Время   Населенный пункт, место   Опозд., мин.   Штраф. очки   Подпись контролера  
  22.УИ.98   10.00   Петрозаводск, пл.Ленина              
  23.УП   11.00   Водопад Кивач, у музея              
  26.УП   9.00   Беломорско-Балтийский канал, за ним              
  28. VII   17.00   г. Пудож, у краеведческого музея              
  ЗО.УИ   18.00   г. Вытегра, у Сретенского собора              
  З.УШ   10.00   г. Белозерск, у трехарочного моста XVIII в. через ров              
  7.У1Н   9.00   Поворот в д. Матвеевское              
  9Л/Ш   11.00   д. Перьево, у автобусной остановки              
  12.У111   18.00   д. Баскачи, на берегу р. Волги              
  16.УИ1   9.00   Около д. Веригино, на соединении дорог из Калязина и Нагорья              
  17.У1И   17.00   Москва, перед пересечением МКАД и Алтуфьевского шоссе              

Итого очков по основной трассе ралли (кроме дополнит. состязаний): Поощрительных и за пройденное Штрафных, в том числе по кон-расстояние ____________ трольным пунктам _______

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Оборотная сторона контрольной карты

Таблица 7.10 (продолжение)

Итого очкое по основной трассе ралли (переносится с лицевой стороны):

Поощрительных и за пройденное Штрафных, в том числе по кон-расстояние ——._________ трольным пунктам ________

Дополнительные состязания 1. Скоростной участок Повенец - Челмужи

Время: старта из Повенца __ прибытия в Челмужи ______ Опоздание или опережение в полных минутах _____________

Штрафных очков Судья ______________

2. Скоростной участок Матвеевское - Кубенское Время:

старта из Матвеевского ____ прибытия в Кубенское Опоздание или опережение в полных минутах_______

Штрафных очков ___ Судья _________

3. Скоростной участок Перьево - Владычное Время: старта из Перьево __ прибытия во Владычное Опоздание или опережение с округлением до полных 5 мин.

Штрафных очков ____

Судья

4. Конкурс «Кто во что горазд» Очки за (-III места _______

5. Полоса препятствий

Время: старта __________ т_ _ __ Затрачено времени на прохождение препятствий Очки за успешное выполнение упражнений и за быстрое про- Штрафных очков хождение полосы препятствий __ Судья _____

Председатель жюри финиша

6. Кросс

Время: старта из Веригино __ финиша в Гришино Затрачено времени на прохождение кроссового участка Очки за 1-Ш места _______ Штрафных очков _

Судья _______

7. Конкурс на лучшее описание маршрута Очки за 1-Ш места _______ Председатель жюри

Итого очков по всему ралли:

Поощрительных _________ Штрафных _____ Окончательный итог _____ Занятое место

Главный судья

17.^111.98

Массовые походные мероприятия

ПДД и походных традиций.

Достижения и промахи каждой группы фиксируются в контроль-ной карте (табл. 7.10).

Такое трудоемкое и солидное мероприятие, как многодневное ралли, непременно потребует написания «сценария» или положения. Обычно это делают после того, как определена трасса ралли, наме-чены дополнительные состязания. В положении оговаривают место, время проведения ралли, маршрут, кому оно адресуется, описаны его отдельные элементы. Там должно быть сказано о финансирова-нии ралли, осуществляется ли оно из бюджета проводящей оргаш-зации, привлекаются ли организации-спонсоры или ралли проводится целиком за счет участников.

А может быть, предполагается смешанное финансирование? В последнем случае проводящая организация может взять на себя оплату деятельности судейской коллегии, размножение контрольных карт, легенд, описаний для ориентирования, приобретение призов победителям, медаптечек, изготовление вымпелов и т.д. А участники оплачивают проезд к начальному пункту ралли (в Петрозаводск), экскурсии, ночлег на турбазе (если он планируется), стоимость псд-готовительных занятий, значка, эмблемы, оплату руководителям групп хотя бы командировочных расходов и т.д.

Оговариваются в положении условия участия в ралли. На его трассу смогут выйти велотуристы не моложе 14 лет, из которых формируются группы по 4-9 человек. Можно поставить жесткое ус-ловие, чтобы группы прошли всю трассу (от Петрозаводска до Моск-вы), а можно разрешить ограничиться участком трассы, а тех, кто поедет от начала до конца, дополнительно поощрить.

Составляется график подготовки к ралли. Утверждение положе-ния, сметы и состава оргкомитета - первый подготовительный этап. Примерный состав оргкомитета может быть аналогичен штабу мно-годневной туриады. Особое внимание следует уделить подбору руко-водителей будущих групп, желательно с инструкторской подготовкой (нельзя рассчитывать, что среди пожелавших участвовать в ралли будут велотуристы с достаточным опытом).

О ралли можно оповестить в местной газете, расклеить афиши, в клубе или в помещении проводящей ралли организации целесооб-разно вывесить лист самозаписи (в виде таблицы), где будущие уча-стники сообщат коротко о себе и своих пожеланиях. Потом наступа-ет ответственный момент комплектования групп. В длительные пу-тешествия группы надо подбирать особенно тщательно по трениро-ванности, интересам, психологическим особенностям. Здесь могут помочь подробное анкетирование, организация тренировочных пою-дов выходного дня до окончательного формирования групп. Лучше, конечно, когда люди записываются готовыми группами. Месяца за два до начала ралли подготовка пойдет в основном по группам: тренировочные выезды по выходным дням, распределение походных обязанностей, оформление маршрутных документов, подбор снаря-жения. Перед выездом в начальный пункт ралли его организаторы должны устроить проверку-экзамен готовности будущих участников.

Заблаговременно нужно связываться с туристско-экскурсионными организациями «стартового» города и заказать экскурсии (у нас -по Петрозаводску и на Кижи), а в ГИБДД договориться о сопровок-

489МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

дении всех участников ралли от центра города до его окраины.

Группы-победительницы определятся по окончании ралли на фи-нише. Тут же трем группам-победительницам вручим призы.

Третий тип многодневного ралли предусматривает полную сво-боду действий групп. Жестко задаются лишь четыре параметра: ме-сто и время начала ралли, место и время его окончания. Между этими точками группы-команды полностью предоставлены сами себе. Продолжительность и протяженность пробега могут быть тоже раз-личными.

Командам на старте выдаются маршрутные листы или контропь-ные карты, в которых записываются очки, ставятся штампы, депаюг-ся отметки на трассе ралпи.

Состав групп регламентируется лишь Правилами проведения ту-ристских спортивных походов, но, допустим, у команды численностью менее четырех человек очки вычитаются, а команде, в которой есть женщины, подростки и люди солидного возраста, наоборот, начисля-ются поощрительные очки.

Путь следования из начального пункта в конечный группы опре-деляют сами, но чем больше общее пройденное расстояние, тем больше начисляется очков. В то же время поощрительные очки дает и включение в свой маршрут дорог без покрытия. Соотношение очков заставляет группы прикидывать, что лучше: набирать киломег-раж по асфальтовым дорогам или пройти несколько грунтовых уча-стков. Пребывание групп в тех или иных пунктах подтверждается печатями и штампами почтовых отделений, туристских и других ор-ганизаций, местными газетами, купленными в киосках, прочими убедительными свидетельствами. Могут группы «отчитаться» и фото-графиями путевых объектов, если у путешественников есть возмож-ность их быстро изготовить.

В ралли подобного типа тоже могут быть промежуточные кон-трольные пункты, причем можно заранее договориться с представи-телями какой-либо местной организации, которые в определенный промежуток времени в заранее согласованном месте сделают ог-метки в контрольных картах.

На финише ралли подводятся его итоги, определяются победите-ли. Здесь же могут быть проведены допопнительные соревнования, очки которых войдут в общий итог.

М АрАфоН - ЭСТАфЕТА

Веломарафон-эстафета - это несколько походов, посвященных общей теме, по маршрутам, соединенным между собой. Начальная и конечная точки общей трассы могут быть в разных местах, но могут маршруты замыкаться и в большое кольцо. По каждому маршруту путешествует отдельная группа, в местах встреч групп организуется передача эстафеты в более или менее торжественной обстановке (зависит от тематической направленности мероприятия). В велома-рафоне-эстафете могут участвовать велотуристы одного города или даже клуба, а могут и представители разных городов и даже стран. Во втором случае требуется большая слаженность между организа-торами этих городов и руководителями групп, чтобы все встречи

Массовые походные мероприятия

состоялись. Возможны походы разных категорий сложности.

В качестве эстафетной палочки могут быть символическая общая маршрутная книжка, письменные приветствия, вымпелы, ленты, фпа-ги, медали, другие памятные знаки.

Массовый пробег такого характера как нельзя лучше соответсг-вует агитационно-пропагандистским целям велопоходов.

Веломарафон-эстафета может быть проведена по путевкам.

МНОГОЛЕТНЕЕ рАЛЛИ

Такое ралли состоит из серии отдельных многодневных ралли, которые соединяются в гигантский общий маршрут. Каждое из них укпадывается в месячный срок, таким образом тот, кто участвует в этих рапли из года в год, за несколько лет покрывает расстояние в несколько тысяч километров. Подобное мероприятие хорошо подж>-дит для нашей огромной страны. Маршрут можно проложить в мери-диональном направлении, например, от Белого до Черного моря. Протяженность такого маршрута составит порядка 4000 км.

А можно трассу ралли замкнуть в большое кольцо. Например, и для российских вепотуристов, и для зарубежных может быть инте-ресным путешествие по наиболее насыщенным достопримечательно-стями местам центра и северо-запада России по маршруту протя-женностью 4200-4500 км, нитку которого мы дали на с. 55. Можно в этот маршрут включить еще Кострому, Ппес (Ивановская обп.), Ниж-ний Новгород, Муром, Спасское-Лутовиново (Орловская обл.), Боро-дино (под Москвой).

Еще более солидную трансконтинентальную трассу можно проло-жить от Балтийского моря до Японского, постепенно усложняя дэ-рожные условия до V категории сложности.

А учитывая нынешнюю открытость границ для наших велотури-стов, маршрут ралли может пройти по странам Европы и даже пе-рейти на другие континенты.

Многолетнее ралли можно проводить по свободному графику: каждая группа-команда получает необходимую документацию и пу-тешествует в те сроки, когда ей это удобно, но должна пройти всю трассу, например, за три сезона. Те, кто уложится в установленные сроки и подтвердит прохождение поворотных пунктов трассы печа-тями местных учреждений, фотографиями и т.п., премируются, полу-чают соответствующие знаки и спортивные разряды.

Итак, видов массовых мероприятий в велотуризме может быть много. При этом за организацию каждого из них допжна взяться инициативная группа энтузиастов, которые отнесутся к делу с боль-шой личной заинтересованностью. К подготовке и проведению каж-дого такого мероприятия надо подключать побольше людей. И подго-товку к подобным мероприятиям надо начинать заблаговременно. От этих двух условий в первую очередь зависит успех дела. А глав-ное - в туристской деятельности вепокпуба не должно быть застьв-ших форм, раз и навсегда установленных программ массовых меро-приятий. Они должны постоянно совершенствоваться, видоизменять-ся, каждый новый слет или звездный поход должен отличаться от предыдущего. Тогда всем будет интересно.

VIII

Наши рекомендации