Количество спальных мест в гостиницах и аналогичных заведениях и их распределение по регионам мира, 1980-1997 гг
Регины | Количество мест, млн. ед. | Доля рынка, % | ||||
Европа Америка Азиатско-Тихоокеанский регион Африка Ближний Восток Южная Азия Мир в целом | 8,5 6,4 0,8 0,3 0,1 0,1 16,3 | 8,6 6,9 1,7 0,5 0,3 0,2 18,2 | 11,7 9,3 6,7 0,8 0,4 0,3 29,3 | 52,5 39,5 4,7 1,7 0,9 0,8 100,0 | 47,3 38,0 9,3 2,9 1,4 1,1 100,0 | 40,0 31,8 22,9 2,8 1,4 1,1 100,0 |
В 1997 г. 44 страны мира имели гостиничный фонд, превышающий 100 тыс. мест в каждой стране. В их числе США, Италия, Германия, Франция, Испания и др. Средний размер отелей несколько меньше в традиционных туристских странах по сравнению с теми, которые лишь недавно вышли на рынок и заявили о себе как о новых туристских направлениях. Это объясняется некрупной застройкой в прежние годы, когда закладывалась материальная база приема посетителей в старых туристских центрах, и соответственно высокой долей в них небольших отелей.
Кроме вместимости объектов размещения, выраженной в койко - местах, ВТО использует другие показатели для оценки состояния сектора размещения: количество отелей и номеров в них, объем походов, численность персонала. Доходы гостиничной индустрии мира составили в 1995 г. 253 млрд. ам. долл. Свыше 70% их приходится на Европу (100 млрд. ам. долл.) и Америку (81 млрд. ам. долл.). Они же лидируют по числу отелей, но разрыв между ними по тому показателю значительнее. В 1995 г. в Европе было зарегистрировано 171 тыс. отелей (55% от общего их числа в мире), тогда как в Америке насчитывалось 88 тыс. (28%). Азиатско-Тихоокеанский регион занимает скромное место по числу отелей (37 тыс., или 12%). Доля же номеров, приходящаяся на этот регион, несколько выше (14%) вследствие более крупных размеров объектов размещения.
В 1995 г. мировая гостиничная индустрия обеспечила рабочими местами 11,3 млн. человек. Четверть обслуживающего персонала, или 2,9 млн. человек, была занята в отелях и аналогичных заведениях Азиатско-Тихоокеанского региона. Доля Европы не превышала 24%.
Особого внимания заслуживает рынок размещения туристов в странах Центральной и Восточной Европы. По мере их вовлечения в международный туристский обмен расширяется гостиничная база. Если по своей вместимости она еще не может сравниться с аналогичными базами стран ЕС, то по темпам роста существенно их опережает. В 1985 г. она насчитывала 417,2 тыс. номеров и 876,3 тыс. мест, а в 1996 г. 750,9 тыс. и 1,7 млн. соответственно. Четверть гостиничных мест и почти треть всех номеров в 1996 г. приходились на Российскую Федерацию. При этом предстоит большая работа по приведению отечественной гостиничной базы в соответствие с мировыми стандартами.
Питание в системе туристского обслуживания. Физиологическую потребность туриста в пище удовлетворяют предприятия общественного питания. Они отличаются разнообразием форм. К туристской индустрии питания относятся рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные и пр. По аналогии со средствами размещения туристов предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей и т.п.
На примере США представим основные типы предприятий питания (табл. 39)
Большой популярностью у туристов пользуются рестораны. Они подразделяются на две большие группы: классические и быстрого, обслуживания. Знаменитый классический ресторан сродни произведению искусства. Он уникален, восхитителен, располагает к длительному общению с партнером или, по крайней мере, к эстетическому наслаждению интерьером и очень дорог.
Важнейшим признаком первоклассных ресторанов является стремление к индивидуальности. Их неповторимый облик дополняется роскошным внутренним убранством и изысканной кухней пили изменение ее региональной структуры в 90-х годах по сравнению с 80-ми.
Таков вегетарианский ресторан «Лейнсборо», расположенного а неоклассическом особняке напротив Букингемского дворца в Лондоне. В окружении английских знаменитостей, актеров и звезд рок -н- рола гости приятно проводят время и при желании пробуют известные лейнсборские деликатесы. Разнообразие и уточненное меню включает блюда от супа консоме из спаржи с добавлением шафрана и лимонной мяты до рокфора в арманьячном ликере.
Другую группу предприятий общественного питания образуют рестораны быстрого обслуживания. Они получили широкое распространение в наше динамичное время. Родоначальником быстрого способа удовлетворения самых приятных физиологических потребностей человека стали США.
Сеть общественного питания в Северной Америке начала формироваться еще в XVII в. В 1634 г. в Бостоне открылась одна из первых таверн, предложившая богатый выбор готовых блюд. С этого времени и в течение всех лет Войны за независимость таверны были местом встреч солдат и бизнесменов, играя заметную роль в жизни американского общества.
До середины XVII в. церковь опекала, а по существу, управляла тавернами. Но к началу XVIII в. ее участие, хотя и сохранялось, заметно ослабло.
Таверны, как и постоялые дворы, существовали повсеместно, когда в США появился первый ресторан «Дельмонико» (Нью-Йорк, 1832 г.). Большое влияние на становление американского ресторанного дела оказала Франция. Параллельно шло формирование и собственно американских форм обслуживания. Кафетерии в том виде, какой они имеют сегодня, открылись в Чикаго в 1891 г.
В XX в. индустрия общественного питания США продолжала активно развиваться. Этому процессу не смогли воспрепятствовать ни «Сухой Закон» (1919-1931 гг.), вынудивший кафе перейти на подпольную торговлю спиртными напитками, ни Вторая мировая война с ее жесткой системой распределения продуктов. Последняя дала толчок к разработке и использованию торговых автоматов. В настоящее время работает пятое их поколение, в котором учтены последние достижения электроники и компьютерных технологий.
Послевоенный период был отмечен возникновением новых тенденций в сфере общественного питания США, связанных с распространением замороженных продуктов. Они стали применяться в ресторанах, заводских столовых и кафе, а также на авиалиниях.
70-е годы прошли под знаком предприятий быстрого обслуживания. Открывшиеся дополнительные технические возможности позволили им значительно расширить ассортимент предлагаемых блюд. Наряду с гамбургерами и жареными цыплятами, они освоили мексиканскую и европейскую кухню, в частности производство пиццы, а также морепродукты. К этому же времени оформилась в основных своих чертах индустрия общественного питания США, которую многие специалисты считают самой развитой в мире.
Современная индустрия общественного питания США — одна из важнейших сфер экономики страны. Она занимает четвертое место по величине материальных активов, оцениваемых в 200 млрд. ам. долл., и лидирует среди отраслей по числу занятых, обеспечивая рабочими местами около 8 млн. человек. По данным журнала «Ньюсуик», на предприятиях ресторанной цепи «МакДоналдс» работает больше людей, чем в сталелитейной компании «Юнайтед Стейтс Стил», а торговая марка «МакДоналдса» «Золотая арка» чаще воспринимается как символ американской экономики, чем искрящийся горн сталеплавильной печи.
Таблица 39