Велотуриада выходного дня

Вообще туриадой называют массовое туристское мероприятие, в рамках которого несколько групп совершают походы в одном рай-оне. Но если многодневная туриада подразумевает более или менее конкретное мероприятие, то понятие «туриада» применительно к уикэнду расплывчато и неопределенно. Это может быть двухдневный звездный поход, звездное ралли, поход-эстафета, обычный слет, ралли в сочетании со звездным походом или слетом и т.д.

Если туриада проводится в форме звездного похода, наиболее возможен такой вариант: сколько-то групп совершают разные двух-дневные или двухсуточные (с выездом из города в пятницу вечером) походы, при этом конечный пункт маршрутов у всех один, где груп-пы устраивают соревнования и конкурсы.

Встреча групп может быть в начале или середине похода (общий ночлег с пятницы на субботу либо с субботы на воскресенье).

Туриада выходного дня в форме звездного похода может иметь природоохранную или какую-то другую цель. Например, в субботу все группы сходятся в определенном месте, работают в лесу, а потом расходятся по своим маршрутам.

Звездное рапли целесообразно проводить тогда, когда предпола-гается большое количество участников либо когда в мероприятии участвуют велотуристы нескольких городов. При этом активу каждо-го города можно предложить разработать свою трассу. И тут воз-можны разные варианты. Трассы ралли могут иметь общий началь-ный пункт, но разные конечные; разные начальные, но общий ко-нечный; общие начапьный и конечный пункты, а сами трассы - раз-ные и по сложности, и по протяженности; начальный и конечный пункт один и тот же, из крторого расходятся несколько кольцевых трасс. Для оживления звездного ралли можно создавать легенды маршрутов, ведущих к точке общего сбора, при этом местоположе-ние этой точки никому не разглашать, а легенды маршрутов выда-вать участникам в объявленных местах в определенный промежуток времени. Эти легенды и приведут всех на одну поляну. Такая тайна, возбуждая любопытство, еще больше привлечет людей.

А вся программа туриады может быть такой: в субботу - поезд-ка по трассам ралли, а в воскресенье - общие велотуристские со-ревноваиия.

Поход-эстафета предусматривает участие представителей разных видов туризма, допустим, пешего, водного, велосипедного и горного. Трасса - с множеством разнообразных препятствий. При этом «пе-шеходы» по пути, например, преодолевают реку, переходят болотце, траверсируют склон и т. д. У велотуристов - участок маршрута со

17—1732

47? МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

своими трудностями. Затем эстафету принимают водники (байдароч-ники), которые проходят сколько-то километров по реке, где могут быть естественные или искусственные препятствия. Горные туристы, приняв эстафету у водников, взбираются по высокому и крутому скалистому или песчаному склону.

Общая протяженность трассы может быть различной - с таким расчетом, чтобы участники были на трассе с утра до вечера перво-го дня туриады. Команда состоит, допустим, из 16 человек, по 4 представителя каждого вида туризма. Стало быть, такую комплекс-ную эстафету лучше проводить для туристских секций и клубов, в которых развиты разные виды туризма. Прохождение дистанции можно организовать трояко: на принципах кросса, триала и ралли. В первом случае каждая четверка стремится пройти свою дистанцию как можно быстрее, во втором уложиться в установленные проме-жутки времени, в третьем - задача пройти не быстрее и не мед-леннее заданного времени. Старт - раздельный, через равные про-межутки времени. На каждом участке судьи следят за правильно-стью и техничностью действий команд, начисляют штрафные очки. Вечером все участники туриады собираются в одном лагере на бе-регу реки.

На следующий день здесь можно устроить соревнования по тури-стской технике, по волейболу или футболу, либо группы завершают туриаду походами выходного дня, каждая по своему маршруту.

Один из вариантов сочетания звездного похода и ралли может быть таким: в первый день группы идут по разным походным мар-шрутам, которые кончаются в одном месте. Здесь - общий лагерь. На следующий день - ралли.

МНОГОДНЕВНАЯ ТурИАДА

Многодневная велотуриада позволяет вовлечь в организованный туризм разом большое количество людей. С этой целью она обычно и проводится. Учебно-тренировочными туриадами нередко заканчи-ваются школы и семинары туристской подготовки. Могут быть таюке краеведческие туриады, ставящие целью изучение какого-то района, разработку новых туристских маршрутов и т. д., природоохранные ту-риады. В рамках туриады могут быть организованы походы одной категории сложности, а могут быть походы разных категорий.

В туриадах обычно в начале или в конце (либо и в начале, и в конце) устраивают общий сбор всех групп-участниц в привлекатель-ном месте. Маршруты могут быть кольцевыми, а иногда и в середи-не похода в общем лагере предусматривается ночлег или дневка, в этом случае маршруты принимают форму восьмерки. Если общая встреча только в конце туриады, то она становится чем-то вроде большого звездного похода, а маршруты - линейные, сходящиеся в одной точке, при этом группам задают лишь два параметра: место и время окончания похода, а маршрут каждая группа разрабатывает самостоятельно. Если намечаются два общих сбора, то в начале туриады он обычно получает тренировочно-методическую направлен-ность, на нем с целью проверки готовности групп к большому похо-ду полезно провести соревнования по технике вождения велосипеда,

Массовые походные мероприятия

велоориентированию, устроить небольшой кросс с препятствиями, проверить знания велотуристов техники безопасности, доврачебной помощи. В конце общий сбор носит скорее развлекательный харак-тер.

Организация туриады начинается с выбора района, который мо-жет заинтересовать достаточное количество людей. Нужно опреде-лить контингент инструкторов, руководителей групп, которые захотят принять участие в организации туриады, по уровню подготовки смо-гут провести походы в намечаемом районе. Если не набирается необходимое количество руководителей (причем с запасом), может быть, придется для какого-то количества велотуристов провести предварительный семинар с учебно-тренировочным походом.

Какое бы ведомство ни взяло на себя роль организатора туриа-ды, надо заблаговременно составить положение о туриаде и при-мерную смету. В положении должны быть изложены цели и задачи туриады, время и место ее проведеиия, кто осуществляет руково-дство туриадой, кому она адресуется. Включают в положение график мероприятий в подготовительный период: к какому сроку должен быть закончен подбор руководителей групп, проведен для них семи-нар, когда и где следует оповестить о туриаде людей, до какого числа можно на нее записаться, в какие сроки будет проводиться семинар для будущих участников туриады, когда представить мар-шрутные документы в МКК. В положении излагаются условия уча-стия в туриаде (походный опыт, необходимое личное снаряжение и т. д.), обязанности коменданта по организации общего лагеря. От-дельные разделы положения отводят обеспечению безопасности групп и финансированию.

Поскольку в нынешнее время большинство массовых мероприя-тий спортивно-оздоровительного туризма проводится на принципах самоокупаемости, то наиболее вероятна велотуриада по путевкам. Хорошо, если при этом удается договориться с туристской или ка-кой-либо другой организацией, имеющей расчетный счет, о выпуске путевок. В стоимость путевки могут входить проезд по железной дороге в район туриады, экскурсии, значки, эмблемы, оплата труда организаторов ралли, коменданта лагеря и инструкторов.

Однако туриада может проводиться на личные средства и руко-водителей групп, и участников, в этом случае походы мало чем отличаются от обычных, особенность их лишь в том, что маршруты расположены в одном районе и имеют пункт общей встречи не-скольких групп.

Поскольку в рамках массовой туриады для новичков обычно предварительно проводят семинар начальной туристской подготовки, такая туриада, по сути дела, становится учебно-тренировочным по-ходом. Подготовка к ней начинается в конце предыдущего года, когда формируют штаб туриады. Вот примерный перечень «портфе-лей»: начальник штаба, два его заместителя по учебной и хозяйст-венной части (они же могут быть инструкторами школы или семина-ра), секретарь, ответственный за разработку маршрутов, комплекто-вание групп и оформление маршрутных документов в МКК, ответст-венный за агитацию, пропаганду и оформление. Седьмой член штаба занимается медицинским обеспечением (прохождением медкомиссии, комплектованием аптечек). В штаб туриады могут входить руководи-

17*

475МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

тели будущих групп.

О туриаде, организуемой с целью приобщения к велотуризму но-вичков, заблаговременно в туристском клубе, в крупных учреждени-ях и на предприятиях вывешивают объявление, оповещают о туриа-де в газетах. Всех заинтересовавшихся приглашают на ознакоми-тельное собрание. Тут же следует пришедшим раздать бланки анке-ты для записи. Возможна запись укомплектованными группами.

Далее организаторы формируют группы с учетом туристского опыта, возраста, моделей велосипедов, интересов и т. д. За подго-товку будущих участников берутся руководители групп. Маршруты группы могут разрабатывать сами. Их утверждают в МКК по всем правилам.

Тренировочные поездки проводятся по группам. День выезда каждой группы в район туриады зависит от категории сложности маршрута. На общем сборе в конце туриады можно организовать дневку с соревнованиями, конкурсами, с концертом самодеятельно-сти у общего костра. На следующий день желательно запланировать экскурсии по городу и его окрестностям, из которого предполагается выезд участников туриады домой. Экскурсии внесут разнообразие, будут неплохим заключительным аккордом ко всей туриаде.

МНОГОДНЕВНОЕ рДЛЛИ

Все популярнее на планете становятся многодневные ралли, в которых на трассу выезжает, бывает, не одна тысяча велосипеди-стов - компаниями, семьями, а иные в одиночку, приобретая друзей в пути. Проезжая заданный маршрут, обычно надо не только уло-житься в контрольное время, но и участвовать в различных допол-нительных состязаниях, составить описание пройденного маршрута. В нашей стране подобные массовые спортивно-туристские мероприя-тия пока еще не нашли широкого распространения. Однако практика показывает, что люди намного охотнее приобщаются к активному полезному отдыху на двух колесах, когда их приглашают не просто путешествовать маленькой группой, а участвовать в большой увлека-тельной спортивной игре.

В ралли может принять участие любое количество людей, однако не требуется какое-либо сопровождение, поскольку каждая группа путешествует самостоятельно. Ралли учит путешествовать дисципли-нированно, четко, вырабатывает навыки слаженной езды, умение держать ровный темп в течение длительного времени. В то же вре-мя ралли сохраняет автоиомию каждой группы, оставляет возмож-ность для инициативы. А в контрольных точках трассы все участники встречаются, обмениваются впечатлениями, информацией, дают друг другу полезные советы. В этом существенное преимущество ралли перед другими формами многодневного велотуризма: каждая группа путешествует сама по себе, но в то же время моральную поддержку оказывает присутствие поблизости других групп, которые в трудную минуту могут помочь.

Организаторами ралли может быть любая спортивная или тури-стская организация. Как и обычные походы, ралли тоже может иметь оздоровительно-познавательную или спортивно-туристскую на-правленность. Первое обычно имеет более массовый характер, рас-

Массовые походные мероприятия

считано на новичков в велотуризме, предполагая вариант интерес-ного активного отдыха в отпуске. Вторая подразумевает прежде всего более сложный маршрут с разнообразными препятствиями и более напряженный темп движения, соответственно, категории сложности маршрутов спортивно-туристских ралли, как правило, вы-ше, больше дополнительных соревнований.

Однако привлекательность ралли в том и состоит, что маршрут, предназначенный и для новичков, тоже может быть интересным для асов велоспорта и велотуризма, поскольку между контрольными пунктами команды выбирают протяженность пути сами, по более или менее трудным дорогам.

Продолжительность многодневных ралли может быть разной: от 6 дней (нормы I категории сложности) до 4 и более недель (рассчитан-ные на отпуск или каникулы). Принцилы проведения многодневных ралли тоже могут быть разными: 1) предусматривать движение по жестко заданной трассе (по схеме, легенде, карте, по словесному описанию); 2) допускать выбор пути между контрольными пунктами; 3) задаются лишь начальная и конечная точки трассы, а команды-группы прокладывают маршрут целиком самостоятельно, набирая при этом очки в соответствии с определенными условиями.

Первая разновидность рапли рассчитана на людей с равными физическими возможностями, мало чем в принципе отличается от однодневного ралли по легенде, которое мы рассмотрели выше (только расстояние между точками в среднем больше).

Поэтому мы подробно рассмотрим второй вариант ралли и на-зовем основные принципы третьего типа ралли.

Маршрут ралли может быть линейным и кольцевым. Протяжен-ность маршрута тоже может быть различной: от 400 км (в расчете на 6 дней) до 2 тысяч км и более (в расчете на 4 и более недели). Как показала практика, даже люди без большого опыта при некото-рой предшествующей тренировке способны преодолеть в умеренном темпе за отпуск полторы и более тысяч километров. Прохождение такого маршрута значительно укрепляет у людей чувство уверенно-сти в себе вообще, повышает представление о своих возможностях.

Маршрут ралли, особенно адресованного широкой публике, дол-жен быть прежде всего интересным в познавательном отношении, включать достопримечательности, к которым не так-то просто доб-раться другими видами транспорта. Привлекают людей также реки и озера на маршруте, где можно искупаться после езды по пыльным дорогам. Не следует забывать эстетическую сторону, чтобы взору путешественников открывались живописные виды. Следует подумать о любителях собирать грибы-ягоды.

Начало маршрута массового ралли, рассчитанного на новичков, по сложности и дневным переходам должно соответствовать нормам похода I категории сложности, то есть избегать труднопроходимые участки, затяжные крутые подъемы и спуски, преодоление рек вброд и т. д. Следует сторониться и магистральных автодорог с интенсив-ным движением. Последнее условие, впрочем, желательно соблюдать при проектировании любого ралли не только из-за соображений безопасности, но и потому, что на них воздух не намного чище и шума не меньше, чем в городе.

477МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В то же время что это за ралли, если в нем нет трудностей на маршруте? В спортивном отношении трасса любого ралли, в том числе массового, должна быть разнохарактерной: проходить по глад-ким асфальтовым шоссе и песчано-щебеночным дорогам, по просел-кам, лесным дорожкам и тропам. Тем более, как известно, глухие места - самые живописные. Но поскольку некоторые категорически против того, чтобы их тащили в бездорожье, маршрут следует про-кладывать так, чтобы был выбор: и по грунтовым дорогам, и по дорогам с твердым покрытием, но за легкий путь «плати» штрафны-ми очками. График прохождения грунтовых участков должен быть составлен в расчете на самую неблагоприятную погоду, а в случае, если с погодой повезет, участники ралли будут только рады лишней дневке на берегу озера, около большого малинника или вблизи мо-настыря с музеем.

А вообще на каждую неделю ралли должно приходиться минимум по одной дневке для отдыха и ремонта велосипедов, для осмотра достопримечательностей. В массовых ралли хорошо бы предусмот-реть на маршруте 1-2 ночлега в более комфортабельных условиях, чем в палатке (например, на турбазе). Тут необходима предвари-тельная договоренность с местными учреждениями. Общие для всех групп ночлеги лучше всего предусмотреть в начале и конце ралли. В продолжительных массовых ралли полезно чередовать познава-тельные участки, где основное внимание уделяется осмотру досто-примечательностей, с активными, на которых надо идти в заданном темпе, не слишком отвлекаясь.

После того, как выбрана трасса ралли, можно для уверенности обратиться к бывалым туристам, в соответствующие областные управления строительства и эксплуатации дорог, в лесничества, дру-гие организации и осведомиться о возможности проезда по тем или иным участкам трассы на велосипеде. Второй путь - организаторам ралли самим загодя (то есть в предшествующий сезон) осуществить рекогносцировку наиболее сомнительных участков, изучить турист-ские отчеты. А можно ничего этого не делать, и тогда участники ралли будут чувствовать себя первооткрывателями на трассе, но тут уже нужно быть готовым к романтическим испытаниям, к тому, что придется, возможно, форсировать вброд речушку, пробираться пеш-ком заболоченными лесными тропами, перелезать через стволы упавших деревьев. Именно неожиданности в пути обычно и запоми-наются как самые яркие впечатления путешествия.

Чтобы было понятнее, как организовать ралли, проследим подго-товительные этапы на конкретном примере. Наметим трассу средней трудности, которая позволяла бы проложить маршруты 1-Ш категорий сложности: Петрозаводск - водопад Кивач - Медвежьегорск - Выте-гра - Кириллов - Вологда - Владычное - Рыбинск - Углич - Наго-рье - Костино - Москва. Маршрут этот особенно удобен для жите-лей Москвы и Подмосковья, городов центра Российской Федерации. Они уезжают на поезде в Карелию, а потом медленно, но верно приближаются к порогу своего дома. Проходит маршрут по лесам, богатым ягодами и грибами, на пути много озер, рек, в том числе Волга. В познавательном отношении маршрут тоже очень интересен. Затем составим график движения велосипедистов. Предусмотрим постепенное увеличение темпа движения от начала трассы к ее

Массовые походные мероприятия

концу. В нашем ралли он будет составлять в начале примерно 55 км в день, а в конце дневную норму доведем почти до 80 км (не считая кросса). Стоянки для ночевок наметим лишь для составления общего графика движения, а вообще группы вольны сами планиро-вать дневные нормы и устраивать биваки, где им угодно. Трениро-ванные велосипедисты могут между пунктами контроля времени (КВ) следовать более дальним путем, устраивая радиальные поездки. Мы дневки организуем на Белом озере, в Кириллове, Вологде, около Углича на берегу Волги (в районе деревни Баскачи).

Теперь наметим пункты КВ: у водопада Кивач, в Пудоже, Вытег-ре и т. д. Пункт КВ можно устроить и в деревушке в середине грун-тового участка, например, вблизи границы между областями, куда можно добраться только по труднопроезжим дорогам. Периодические встречи всех групп в этих пунктах - самые эмоциональные момен-ты ралли. Можно прибытием в пункты КВ соревновательную часть ралли и ограничить, но обычно в программу включают дополнитель-ные состязания и конкурсы, которые делают ралли намного содер-жательнее и интереснее. Мы их введем тоже, но поскольку у нас -массовое мероприятие, они должны носить не только спортивный, но и развлекательный характер.

В табл. 7.9 даны нитка трассы ралли и график движения.

Предусмотрим три скоростных участка, на которых группы долж-ны идти с жестко заданной скоростью, и один кроссовый. Первый участок Повенец - Челмужи - на хорошей асфальтовой дороге -нужно пройти со средней скоростью 13 км/час. На втором скорост-ном участке Матвеевское - Кубенское установим скорость 16 км/час. Третий участок - грунтовый, трасса проходит по местным проселочным и лесным дорогам. Здесь нужны навыки ориентирова-ния, придется узнавать дорогу у местных жителей. Поэтому на нем установим скорость движения 5 км/час. После затяжных дождей участникам лучше порекомендовать из Вологды в Углич пройти че-рез Данилов - Ярославль - Большое Село или через Череповец -Гаютино, а тем командам, которые все-таки рискнут пробиться по основной трассе и не опоздают на контрольный лункт в деревне Баскачи, можно начислить поощрительные очки за мужество.

Конкурс «Кто во что горазд» можно организовать вечером на стоянке под Угличем на Волге. Может получиться очень веселый пестрый концерт, каждая группа выступит не менее чем с одним номером художественной самодеятельности в любом жанре: песни, стихи, сценки, музыкальные импровизации... В выступлении могут участвовать один человек, несколько, вся группа.

Здесь же проведем соревнования на полосе препятствий. Для них в районе д. Баскачи есть условия: лес, большая поляна, овраг с ручьем. Старт и финиш удобно сделать в одном месте. Описание упражнений можно обнародовать заблаговременно, чтобы участники могли потренироваться. Каждая группа выделит команду из четырех человек. Соревнования командные. Штрафные очки, полученные членами команды, суммируются. Победители определяются по вре-мени, затраченному на прохождение всей дистанции. Для полосы препятствий можно выбрать задания по общетуристской и велотури-стской технике, а можно ограничиться упражнениями игрового ха-рактера, например, «Кто дальше?», «Перевесь кольцо», «Поймай

47»

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Массовые походные мероприятия

Табпица 7.9

Дата   Время   Этапные пункты ралли (места ночпегов указаны приблизительно)   Основное назначение пунктов   Прим. дневн. про-бег,км   Пройден. расст. с нач.рал-пи, км  
22.УП.98   10.00   Петрозаводск, пл.Ленина   Старт        
            ралли          
22-23.УП       За п.Кончезеро, на   Ночлег      
        берегу Пертозеро              
23.УП   11.00   Водопад Кивач, около   КВ        
        музея              
23-24.УИ       За г. Кондопогой   Ночлег      
24-25. VII       Между Нов. Поселком   Ночлег      
        и Кяппесельгой              
25-26, VII       За п. Пиндуши   Ночлег      
26.УИ   9.00   Беломорско-Балтийский   КВ        
        канал, за ним              
    1-я группа       Скоростной          
    отпр. в 9.00       уч-к, 52 км          
    1-я группа   Перед п. Челмужи   КВ        
    приб. в                  
    13.00                  
26-27.^11       За п. Челмужи   Ночлег      
27-28.УП       У д. Песчаное   Ночлег      
28.УМ   17.00   г. Пудож,   КВ        
        у краеведческого музея              
28-29.УН       За г. Пудож на р. Черной   Ночлег      
29-ЗО.УИ       Перед д. Саминский   Ночлег      
        Погост              
ЗО.УН   18.00   г. Вытегра,   КВ        
        у Сретенского собора              
30-31. VII       За Вытегрой   Ночлег      
31 .VII-       На берегу Ковжского оз.   Ночлег      
1Л/111                      
1-2.УН|       За д. Остров, на берегу   Ночлег      
        р. Индоманки              
2-З.У1И       В районе Белого оз.   Ночлег      
            и дневка          
З.УШ   10.00   Белозерск,   КВ        
        у трехарочного моста              
        XVIII в. через ров              
3-4.У1И       В районе Белого оз.   Ночлег      
        (на прежнем месте)              
4-5.УИ1       Около г. Кириллова, на   Ночлег      
        берегу Сиверского оз.              
5-6. VIII       Около Ферапонтово   Ночлег      
6-7.У1И       У д. Матвеевское   Ночлег      
7.У1И   9.00   Поворот   КВ        
        в д. Матвеевское              

Таблица 7.9 (продолжение)

Цата   Время   Этапные пункты ралли (места ночпегов указаны приблизительно)   Основное назначение пунктов   Прим. дневн. про-бег, км   Пройден. расст. с нач.рал-ли, км  
7.УН1   1-я группа       Скоростной          
    отпр. в 9.00       уч-к, 64 км          
    1-я группа   Около с. Кубенское   КВ        
    приб. в 13.00                  
7-8.УШ       На р. Вопогде   Ночлег      
        (или на турбазе Вологды)              
8-9.УШ       Около д. Можайское   Ночлег      
        (или на т/б Вологды)              
9..У1Н   11.00   Перьево, у автоб. ост-ки   КВ        
    1-я группа       Скоростной          
    отпр. в 11.00       уч-к, 40 км          
    1-я группа   Владычное,   КВ        
    приб. в 19.00   у почтового отд.              
9-10Л/Ш       За с. Владычное   Ночлег      
10-11.У1И       Не доезжая 4 км   Ночлег      
        до д. Милюшино              
11-12Л/1И       Около д. Покров   Ночлег      
12Л/1И   18.00   д. Баскачи,   КВ        
        на берегу р. Волги              
12-13. VIII       Около д.Баскачи,   Ночлег и      
        на берегу р. Волги   дневка          
13Л/1И   17.00   Там же   Соревн.          
            по технике          
            велоезды          
13-14.У1П       Там же   Ночлег          
14-15. VIII       Не доезжая 15 км   Ночлег      
        до с. Нагорье              
15-16. VIII       Не доезжая д. Веригино   Ночлег      
16. VIII   9.00   Около д. Веригино   КВ        
        на соединении дорог              
        из Калязина и Нагорья              
    1-я группа   Кросс через пункты:   Старт        
    отпр. в 9.00   Селково, Константиново,   кросса,          
        Старово, Пальчино,   дистанция          
        Алферьево, Васильев-   100 км          
        ское, Озерецкое, Кости-              
        но, Ассаурово, Гришино              
        Около с. Гришино   Финиш        
            кросса          
16-17.УИ       За с. Гришино   Ночлег      
17.У1Н   17.00   Москва, пересеч. МКАД   Финиш      
        и Алтуфьевского шоссе   ралли          
    18.00       Награж-          
            дение по-          
            бедителей          

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

мяч», «Ориентирование по описанию», «Змейка», «Ворота», «Линия стоп» (описания этих упражнений даны в предыдущих разделах). Ориентирование по описанию можно совместить с другими упраж-нениями, например, форсирование с велосипедами оврага с ручьем, преодоление кучи валежника и т. д. Можно добавить и шутливые упражнения типа «Не разлей воду».

Кроссовый участок наметим перед финишем ралли на местных дорогах, где автомобильное движение небольшое, допустим, иа уча-стке Веригино - Гришино. Протяженность дистанции 100 км. Здесь много поворотов и перекрестков дорог, целесообразно на участок составить и размножить легенду. Трасса кросса проходит по переое-ченной местности, здесь проверяется спаянность групп, умение под гору и на подъеме двигаться компактно, в нескольких местах, неиз-вестных участникам ралли, члены судейской коллегии будут следить за движением групп. Стартуют группы с интервалом в несколько минут.

В последний вечер судьи примут от участников описания мар-шрута ралли или какого-нибудь его участка (не менее 400 км), рас-смотрят их, определят победителей.

Судей должно быть минимум трое, а для надежности лучше шес-теро (две бригады). Больше всего судей нужно на полосе препятсг-вий (12 человек). Однако если в ралли есть только контрольные пункты, а дополнительные соревнования отсутствуют, можно вообще обойтись без судей. Контролером в каждом КП станет руководитель группы, первой прибывшей в полном составе на даиный пункт. Он будет находиться здесь в течение, например, часа с начала кон-трольного срока. Отсутствие отметки в контрольной карте группы карается солидным штрафом.

Победителей в ралли определим по соотношению положительных (поощрительных) и отрицательных (штрафных) очков. Плюсовую ос-нову составят очки за пройденное расстояние. За каждые полные 50 км основной трассы ралли начислим по 10 очков (стало быть, за участие на всей трассе группа получит 300 очков). Поощрим также очками наличие в составе групп женщин, подростков, членов семей. А штрафовать будем за неучастие в дополнительных состязаниях, сход с трассы ралли членов групп. За опоздание на все пункты КВ, кроме Челмужи, Кубенское, Гришино и Москва (МКАД), будем на-числять штраф из расчета 1 очко за 1 минуту, а за опоздание бо-лее чем на 50 минут или отсутствие отметки контролеров - штра-фовать 50 очками. На скоростных участках и на финише всего рап-ли штраф за опоздание установим более строгий - по 5 очков за одну полную минуту. Кроме того, на финише скоростных участков будем начислять штрафные очки и за преждевременное прибытие. Успешное выполнение элементов и упражнений на полосе препятсг-вий, а также ошибки и нарушения тоже будем поощрять или штра-фовать очками. А командам, занявшим I, II и III места в конкурсах, на полосе препятствий и на дистанции кросса, начислим поощри-тельные очки. На кроссе большими штрафами за существенные не-исправности велосипедов, большие разрывы в группе между участ-никами (более 10 м на ровной дороге), за нарушения Правил до-рожного движения побудим группы пройти участок не столько бысг-ро, сколько слаженно и дисциплинированно, со строгим соблюдешем

Массовые походные мероприятия

Табпица 7.10

Лицевая сторона

Наши рекомендации