Состав туристских расходов

Направления расходов Внутренний туризм Международный туризм
1. Расходы до поездки  
1.1. Приобретение недвижимости, крупные покупки предметов длительного пользования (дач, автомашин, авто- фургонов, яхт и пр.), которые могут быть использованы и в туристских целях исключаются исключаются
1.2. Покупка или прокат небольших предметов длительного пользования или товаров текущего потребления (дорожные принадлежности, спортивный инвентарь и т.п.), которые могут быть использованы не только во время поездки, но и после нее исключаются исключаются
1.3. Предоплата услуг, предоставляемых и потребляемых в ходе предстоящей поездки (комплексные туры, размещение, перевозки, а также приобретение туристской страховки) включаются выездной туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые местное население потребляет во время путешествия за пределами своей страны; въездной туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые иностранные туристы потребляют в посещаемой стране
1.4. Оплата услуг, предоставляемых до поездки и непосредственно связанных с ней (техническое обслуживание автомобилей и пр.) включаются исключаются
2. Расходы во время поездки  
2.1. Коммерческие закупки, осуществляемые посетителем, в том числе от лица работодателя, во время деловых поездок исключаются исключаются
2.2. Наличные деньги, выдаваемые родственниками или знакомыми во время поездки на отдых, но не в счет оплаты туристских товаров и услуг; благотворительные взносы исключаются исключаются
2.3. Приобретение недвижимости, крупные покупки предметов длительного пользования (дач, автомашин, автофургонов, яхт и др.), даже если в будущем они будут использованы в туристских целях исключаются исключаются
2.4. Покупка товаров широкого потребления по низким ценам за пределами обычной среды включаются включаются
2.5. Прочие крупные статьи расходов (капитальный ремонт автомобиля и пр.) включаются включаются
2.6. Покупка небольших товаров длительного пользования и текшего потребления вне зависимости от времени и места их использования включаются включаются
2.7. Покупка сувениров включаются включаются
2.8. Оплата услуг, приобретаемых в ходе поездки (перевозка, размещение и пр.) включаются включаются
2.9. Покупка других товаров (услуг) в месте назначения, включая беспошлинные товары, независимо от их стоимости и характера использования, кроме коммерческих закупок и приобретения недвижимости включаются выездной туризм – включаются; въездной туризм – включаются только те покупки, которые иностранные туристы совершают в посещаемой стране
3. Расходы после поездки
3.1. Приобретение товаров (услуг), связанных с поездкой (проявка фотопленки, ремонт автомашины, поврежденной во время путешествия, и пр.), кроме приобретения недвижимости и крупных товаров длительного пользования включаются исключаются


В целях унификации положения и обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомендует следующую их группировку: 1) комплексные туры, представляющие собой набор услуг и реализуемые по единой цене без разбивки на составные элементы; 2) размещение; 3) питание; 4) транспорт; 5) рекреационные, культурные и спортивные товары и услуги, включая входную плату в учреждения культуры, отдыха и развлечений, затраты на покупку, ремонт и эксплуатацию спортивного инвентаря во время поездки, оплату обучения отдельным видам спорта, непродолжительных экскурсий, а также услуг гидов; 6) магазинные покупки; 7) прочие статьи — страховые платежи, комиссионные сборы, стоимость проявки фотопленки и распечатки фотографий и т.д.

Величина и структура расходов туристов во время отпуска зависят от ряда обстоятельств. Специалисты Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари (Италия) выделили пять факторов:

• страна происхождения туриста. Ее социокультурный облик оказыват сильное влияние на покупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения туриста связан так называемый «эффект обмена валюты». Он часто определяет выбор той или иной дестинации (страны посещения), а если выбор уже сделан, — объем планируемых туристом расходов. Это относится прежде всего к странам, входящим в зону доллара или немецкой марки, а с недавнего времени и к Японии;

• район и место отдыха. Проведенные в Италии исследования показали, что поездки по городам искусств обходятся туристам дороже, чем отдых на море, в горах или на озерах. Величина расходов также различается по туристским центрам. В Венеции они, как правило, выше, чем в Падуе и Вероне;

• тип размещения. Объем расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристская деревня и т.д.) и его категории;

• продолжительность отдыха. Она влияет на выбор вида транспорта для проезда на курорт, типа размещения, а также размер покупок товаров и услуг, совершаемых туристом на отдыхе, т.е. Отражается на главных статьях туристских расходов;

• время отдыха (сезон, несезон, межсезонье). Величина туристских расходов меняется вслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.

Каждая поездка отличается определенным соотношением этих пяти характеристик, влияющим на выбор туристом тех или иных товаров и услуг и, следовательно, размер и структуру затрат.

В 1998 г. международные туристские расходы (без учета транспортных перевозок) составили около 400 млрд. ам. долл. Большая часть их (около 200 млрд. ам. долл.) приходится на Европу, которая генерирует свыше половины всех туристских потоков в мире. Европейцы тратят на путешествия столько же, сколько туристы остальных регионов вместе взятые. На втором месте находится Америка. В последнее время вплотную к ней приблизился Азиатско-Тихоокеанский регион, в отдельные годы даже обгоняя ее.

Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом США, Германии, Великобритании и Японии (таблица 4). На долю этих четырех стран приходится около трети всех расходов. Кроме них, заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины и структуры, играют другие члены «большой семерки» — Франция, Италия и Канада.

Таблица 4

Наши рекомендации