Направления работы по организации велосипедных маршрутов выходного дня в окрестностях Набережных Челнов

Общая организационная работа по развитию велотуристических маршрутов в окрестностях Набережных Челнов начинается с определения рекреационных ресурсов и инфраструктуры для велотуризма. Когда эти моменты известны дело доходит до определения специальной организационной работы по улучшению веломаршуртов.

Ключевыми направлениями такой работы являются определение руководителя-штурмана туристской группы, подбор состава участников велопохода, уяснение возможных аварийных ситуаций на веломаршруте.

Недопустимо, чтобы руководителями туристских групп были туристы, не имеющие достаточного опыта в руководстве. Даже опытные туристы не всегда могут быть руководителями по причине слабых организаторских способностей. Им должен стать турист, имеющий опыт в велотуризме, обладающий определенными организаторскими способностями и пользующийся авторитетом в коллективе.

Авторитет руководителя складывается из прочного знания маршрута, правильного использования технических навыков и приемов, умения правильно оценивать сложную обстановку, принимать необходимое решение, осуществлять меры по обеспечению безопасности на всем протяжении подготовительного периода и во время похода, чувства ответственности не только за свои действия, но и за действия и поступки участников группы. Руководителю необходимо быть собранным, принципиальным, уравновешенным, честным и доброжелательным. Он должен обладать чувством собственного достоинства, иметь собственное мнение, личным примером воспитывать у туристов высокую сознательность, ответственность и требовательность к себе и своим товарищам.

В то же время, опыт управления туристской группой, как в период подготовки, так и непосредственно на маршруте накапливается постепенно от похода к походу. Вначале на руководстве однодневными, затем многодневными походами и впоследствии спортивными, сложными путешествиями. Опытный, умелый руководитель не проявит лихачества на маршруте, не будет пренебрегать правилами безопасности, не поставит группу в трудное положение.

Руководителю не следует выделять кого-либо из участников, создавая тем самым неравноправия среди членов группы, что приводит к конфликтной ситуации. Важно помнить, что любая инициатива руководителя должна осуществляться с точки зрения конечного результата. А конечный результат – это правильно организованный и безаварийно проведенный поход с полностью выполненными задачами.

Как уже было отмечено выше, одним из важных направлений организационной работы является недопущение аварийных ситуаций на маршруте. Причины, вследствие которых могут возникать аварийные ситуации в велосипедном походе следующие:

- недостаточный опыт руководителя;

- ослабление контроля за прохождением медицинского осмотра участниками;

- недостаточный контроль за физической и технической подготовкой, психологическим состоянием участников;

- включение в состав группы туристов, не имеющих достаточного опыта езды на велосипеде;

- недостаточное изучение района похода и самого маршрута (климатических условий, сезонности, сложных участков, подъездных путей, отсутствия необходимого картографического материала);

-·ослабление контроля за подбором снаряжения и продуктов питания.

Кроме того, можно назвать ошибки, допускаемые руководителем в управлении велогруппой на маршруте:

- выход на маршрут в измененном составе, разделение группы;

- включение в начальную часть маршрута сложных участков, изменение маршрута в сторону усложнения за счет прохождения отдельных сложных участков пути (водных преград и т. п.);

- неверные команды и действия руководителя на сложных участках пути;

- отсутствие четкого руководства действиями туристов и требовательности при прохождении сложных участков пути;

- неправильная расстановка сил при прохождении сложного участка пути;

- отсутствие предварительной разведки сложного участка;

-отсутствие контроля за ориентировкой на маршруте;

- поздний выход группы на маршрут;

- неравномерное движение на маршруте, нарушение графика движения;

- неверный выбор места привала;

- отсутствие дисциплины в группе, конфликт с группой;

- недостаточный отдых участников, ослабление контроля за состоянием и самочувствием участников;

- недостатки в руководстве, связанные с грубостью, несправедливостью, неумелостью, неопытностью, нечестностью и черствостью.

Отбор участников в состав велогруппы следует проводить, учитывая туристский опыт, физическую и техническую подготовку, психологическую совместимость, деловые качества и необходимые походные навыки. Это исключает попадание в группу в последний момент случайных непроверенных и неподготовленных участников. Такой коллектив прочен и в сложной обстановке будет действовать слаженно и организованно, а следовательно исключатся психологические срывы и возникновение аварийных ситуаций по вине участников.

Значимым направлением развития велотуризма является детальная разработка веломаршрутов. Район предстоящего путешествия изучается по туристским отчетам, географической и туристской литературе и составляется подробный план похода по участкам. После завершения разработки маршрута руководитель доводит до каждого участника сведения о районе путешествия и подробный план маршрута: начальный и конечный пункты, реки, населенные пункты; о всех сложностях на маршруте, какими средствами будет осуществляться техника безопасности, о запасном ее варианте на случай, если необходимо будет быстро выйти с маршрута. Перед выходом на маршрут он должен позаботиться о размножении картографического материала с учетом для каждого участника. На каждой картосхеме необходимо нанести легенду маршрута с указанием направления между отдельными участками пути, ярко выраженные ориентиры, азимуты; дать рекомендации по прохождению сложных участков, соблюдению правил техники безопасности.

Параллельно с разработкой маршрута туристы под руководством руководителя или одного из участников-лидеров могут провести практические учебно-тренировочные занятия, прием контрольных нормативов по общей физической и технической подготовке, отработку и закрепление необходимых походных навыков, приемов техники безопасности, взаимодействия между участниками.

На тренировочных выходах проверяется личное, групповое и специальное снаряжение, которое планируется взять с собой в поход.

Перед выходом на маршрут туристы должны ознакомиться с правилами соблюдения природоохранных законов, пожарной безопасности и предупреждения травматизма, умением оказывать первую медицинскую помощь, пройти медицинский осмотр, а в отдельных случаях сделать необходимые профилактические прививки.

На маршруте по указанию руководителя назначается направляющий и замыкающий велогруппы. Роль направляющего состоит в умении вести по маршруту группу и подходящем для всех темпе, выбирать удобный, а в отдельных случаях безопасный путь, следить за тем, чтобы никто из туристов не отставал, группа шла компактно, не растягивалась, через установленное время или по просьбе участника, останавливалась на короткий привал.

При выходе к сложному участку пути направляющий должен остановиться, собрать всю группу во главе с руководителем, совместно наметить путь дальнейшего прохождения, если необходимо, то провести разведку. После преодоления препятствия последним участником группа по команде направляющего продолжает путь.

Замыкающий следит за тем, чтобы участники не растягивались, не сходили с маршрута. В случае вынужденной остановки одного из участников обязан дождаться его, а если остановка требует определенного времени, – предупредить направляющего сбавить темп или остановиться.

На маршруте туристы должны быть дисциплинированы, выполнять указания и команды руководителя, доброжелательно относиться друг к другу, на сложных участках оказывать помощь, не преодолевать их без разведки, не проявлять лихачества и не паниковать в сложных, экстремальных условиях.

Причины, вызывающие аварийную ситуацию, у участников следующие:

- недостаточная подготовка к походу;

- недостаточный туристский опыт;

- невыполнение команд руководителя;

- отсутствие дисциплины;

- слабая физическая подготовка;

- отставание от группы;

- самовольный уход на разведку;

- самостоятельное преодоление сложного участка;

- самостоятельный выход на опасный участок;

- лихачество на маршруте;

- конфликт среди участников;

- страх, паника, смятение в сложной ситуации;

- отсутствие навыков в оказании первой помощи при заболевании и травматизме.

Другим направлением в организационной работе выступает подготовка участниками велопохода определенного снаряжения (велосипедные приспособления и ремкомплект, кружку, ложку, миску, нож, котелок, топор, спички, карту, деньги, медикаменты и т.д.), а также позаботиться о том, чтобы взять с собой продукты питания. Примерный перечень продуктов указан в Таблице 2.

ВЫВОДЫ

Исходя из проанализированной литературы, можно заключить, что велосипедный туризм (велотуризм) – один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Путешествие на велосипеде способствует укреплению здоровья. Езда на велосипеде способствует укреплению мышц ног, кроме того, укрепляется и нормализуется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы организма. Путешествия на велосипедах стали одним из популярных видов летнего отдыха и развлечения.

Походы выходного дня – самая «демократичная» форма велотуризма, в них участвуют и спортсмены-гонщики, и те, кто садится на велосипед просто прогуляться. Они являются хорошей практической школой руководства людьми в начале туристской «карьеры», организация и проведение поездок в субботние и воскресные дни – принципиально иное состояние человека в процессе его самосовершенствования на пути от туризма «для себя» к туризму «для других».

Походы выходного дня разделяются на прогулочные, оздоровительные, тренировочные и спортивные. Друг от друга они отличаются протяженностью, скоростью движения, в меньшей степени – характером дороги и естественных препятствий. Однако разделение это весьма условное, четких границ между видами походов нет.

Начинающие туристы ездят в основном в однодневные походы, в которых собственно движение занимает не более 7 часов, а первый однодневный поход сезона не планируют больше 50 км. Это должен быть прогулочный или оздоровительный поход.

Для велопоходов стараются выбирать местные асфальтированные или песчано-гравийные дороги, лесные тропы и дорожки.

При анализе возможности окрестностей Набережных Челнов для развития велотуризма было отмечено недостаточное количество данных для комплексного экномико-туристического обоснования потенциала Набережных Челнов в опубликованной литературе.

Несмотря на все большее и большее количество челнинцев и приезжих туристов, выбирающих велосипедный транспорт для путешествия по окрестностям города, на сегодняшний день не существует детально разработанного велосипедного маршрута по таким известным и обладающим большим туристическим потенциалом (по нашему мнению и мнению опрошенных в результате анкетирования) местам как парк «Нижняя Кама».

В результате анкетирования было изучено мнение лиц, потенциально готовых принять участие в велопоходе. Однако большинство опрошенных (66%) никогда не принимало участие в групповых велопоходах. По вопросу об умении обращаться с велосипедом опрошенные разделились на примерно равные части. Однако 88% указало, что умеет ездить на велосипеде, но только 34% , что может починить велосипед самостоятельно в походных условиях.

По вопросу о том, какой велосипед предпочтителен для велопохода большинство (74%) выбрало вариант с прокатом. Вариант с личным велосипедом выбрало 18% опрошенных.

Основной целью велопутешествия большинство (48%) сочло активный отдых, около трети опрошенных (28%) посчитало главной целью велопохода ознакомление с окрестностями.

По вопросу о продолжительности велопутешествия большинство (48%) предпочло вариант не более 8 часов, 18% опрошенных посчитало лучшим вариантом поход длиной в целый день, столько же опрошенных выбрало поход продолжительностью менее 2-х часов. Как правило, этот ответ давали не умеющие кататься на велосипеде люди.

Согласно результатам анкетирования большинство (52%) предпочло готовый маршрут, разработанный с учетом требований велотуризма. По вопросу о предпочитаемом времени велопутешествия большая (70%) часть выбрала светлое время суток, большинство (86%) предпочло теплый сезон.

Был составлен график похода, исходя из того, что скорость при движении по хорошей дороге с учетом остановок в медленном темпе – приблизительно 8-9 км/час, в среднем – 10-12 км/час, в быстром темпе – 14-15 км/час, в скоростных походах – до 20 км/час и более.

В результате был разработан велосипедный маршрут выходного дня от Набережных Челнов в поселок Белоус общей протяженностью в 51 км, занимающий по времени 7 часов.

В процессе маршрута туристы, как планируется, побывают на берегу Камы близ Белоусовского водохранилища, пересекут закамскую часть национального парка «Нижняя Кама», побывают в дендропарке близ Белоуса и в самом Белоусе, а также на базе отдыха «Пихта».

При организации маршрута также важно уделить внимание определению руководителя. Как правило, ему принадлежит идея похода, а поэтому на нем лежит определенная ответственность за то, чтобы участники похода были к нему готовы физически, технически, тактически, психологически, чтобы поход прошел успешно и без происшествий, доставил участникам удовлетворение, чтобы цели похода были достигнуты, чтобы в группе сложилась хорошая психологическая атмосфера. Основная задача руководителя состоит в том, чтобы походный коллектив был сплоченным, максимально дееспособным. Поэтому как бы ни комплектовалась группа, руководителем должен быть авторитетный, обладающий необходимым уровнем организаторских способностей человек, туристский опыт которого, как правило, выше большинства участников похода. Ввиду этого, обязанностям и правам руководителя Правила проведения туристских спортивных походов уделяют большое внимание.

В числе направлений совершенствования организации веломаршрутов были определены подбор состава участников, детальная проработка маршрута, недопущение аварийных ситуаций.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Батоцыренов Э.А. О классификации активного туризма / Э.А. Батоцыренов // Вестник Национальной академии туризма. – 2009. – № 4. – С. 31-33.

2. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех / А. А. Булгаков. – М. : Профиздат, 1984. – 128 с.

3. Велосипедный туризм / Сост. А.А. Булгаков. – М.: Ключ, 2008. – 624 с.

4. Виноградов Ю., Митрухова Т. Воскресные путешествия / Ю. Виноградов, Т. Митрухова. – Л., Лениздат, 1988.

5. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 207 с.

6. Газизов Д.Д. Велосипедный туризм / Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 032101 Физическая культура и спорт / Д. Д. Газизов, Е. В. Гусельникова. – Сыктывкар, 2010.

7. Дамир Д.Г. Велосипедный туризм. – Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 2010. – 189 с.

8. Гуревич И. Велосипед и путешествия / И. Гуревич. – М.: Компьютербург, 2004. – 180 с.

9. Жигула Л.Д. Реализация ресурсного потенциала экотуристических маршрутов «выходного дня» в современных условиях / Л.Д. Жигула // Вологдинские чтения. – 2008. – № 5. – С. 10-12.

10. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. – М.: Просвещение, 2000.

11. Капилевич Л.В., Карвунис Ю.А. Рекреационно-оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок / Л.В. Капилевич, Ю.А. Карвунис // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 370. – С. 140-143.

12. Карташова Л.Б. Места заповедные / Л.Б. Карташова. – Казань, «Идел-Пресс», 2007. – 296 с.

13. Ковылин М.М. Велосипедный спорт в свете концепции социально-педагогической системы / М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – Т. 91. – С. 66-76.

14. Кусков А.С. Основы туризма / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: КноРус, 2010. – 387 с.

15. Махов С.Ю. Специальная физическая подготовка в велотуризме: Учебно-методическое пособие / С.Ю. Махов – Орел: МАБИВ, 2011.

16. Национальные парки России: Справочник. – Москва: Изд-во Центра охраны дикой природы, 1996.

17. О велотуризме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.velopiter.spb.ru

18. Онучин А.А. Велотуризм / А. Онучин. – Ташкент: Мехнат, 1990. – 135 с.

19. Основы туристской деятельности : Учеб. для лицеев, колледжей и сред. спец. учеб. заведений турист. профиля / Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга и др.; Редкол.: В.А. Квартальнов и др. – М.: Сов. спорт, 2003. – 199 с.

20. Памятка руководителю туристского путешествия по комплектованию туристских групп. Методические рекомендации. – М.: Турист, 1978.

21. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов / В. Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 1987.

22. Сафина С.А. Национальный парк «Нижняя Кама» / С.А. Сафина. – Елабуга, 2003. – 168 с.

23. Сенин В.С. Введение в туризм / Сенин В.С.- М.: Просвещение, 2005.

24. Сергеева Т.К. Экологический туризм / Т.К. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 358 с.

25. Трегуб А.И., Перегоедов В.Е., Полуянова И.С. Поход выходного дня как способ рекреации / А.И. Трегуб, В.Е. Перегоедов, И.С. Полуянова // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 6. – С. 57-58.

26. Туристский терминологический словарь / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 664 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1. Точки велосипедного маршрута

Наши рекомендации