Правовое регулирование в туризме

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)

Кронштадтский б-р, д. 43А, Москва, Россия, 125499, тел.: (495) 454-92-92, 454-74-58; факс: (495)454-31-66

E-mail:[email protected], http://www.mgiit.ru

  ОДОБРЕНО Учебно-методическом советом МГИИТ имени Ю.А.Сенкевича Протокол № 6 от 17.10.2012 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе ________ В.В. Гернеший  
   

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

По направлению подготовки 100201.65 Туризм

Профиль «Технологии и организация

Операторских и агентских услуг»

Москва 2012

Программа составлена под ред. Кутеповой Г.Н.,

к.э.н., доц., зав. кафедрой «Туризм»

Соавторы: к.э.н., доц. Арифуллин М.В.,

к.с.н., доц. Симонова М.М., к.э.н., доц. Белова В.П.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Туризм» выпускников Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» разработана на основании Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008г. №71, и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25 марта 2003г. № 1155.

1.2. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен выпускников согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» завершает освоение образовательных программ высшего профессионального образования студентами института по специальности «Туризм», получающими квалификацию «специалист по туризму».

1.3. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен выпускников организуется и проводится в соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

– Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации;

– Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100201.65 «Туризм»;

– Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ГАОУ ВПО МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича.

1.4. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности проводится в виде устного итогового междисциплинарного экзамена, позволяющего оценить уровень профессиональной подготовки выпускников института в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100201.65 «Туризм».

1.5. К Государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности допускаются студенты института, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

1.6. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности включает оценку теоретических знаний студентов по ответам на вопросы экзаменационных билетов.

В основу вопросов экзаменационных билетов положено содержание следующих общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин и дисциплин специализации.

Общепрофессиональные учебные дисциплины:

– «Правовое регулирование в туризме» – Кафедра социологии и права;

– «Менеджмент туризма» – Кафедра менеджмента и маркетинга туризма;

– «Экономика туристского рынка» – Кафедра экономики туриндустрии.

Специальные учебные дисциплины и дисциплины специализации:

– «Технология продаж услуг туристской индустрии», «Туристские формальности», «Технология выездного туризма», «Технология въездного туризма», «Технология внутреннего туризма», «Транспортное обеспечение в туризме», «Страхование и риски в туризме» – Кафедра туризма.

Перечень вопросов по дисциплинам и список рекомендуемой литературы представлены в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалистов и примерными программами по соответствующим дисциплинам федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100201.65 «Туризм».

II. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ

В ХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

РАЗДЕЛ 1

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент туризма

1. Сущность, цели, задачи и функции менеджмента. Виды и направления менеджмента на предприятиях туризма.

2. Характеристика и основные особенности внутренней и внешней среды организации в туризме. Задачи менеджмента по учету воздействия факторов внутренней и внешней среды.

3. Содержание процесса организации, как функции менеджмента. Основные типы организационных структур, используемые на предприятиях туриндустрии.

4. Организация взаимодействия в управлении предприятиями туриндустрии. Уровни управления организацией: централизация и децентрализация, координация, делегирование полномочий.

5. Функция планирования на предприятиях туризма. Виды планов.

6. Понятие, сущность, основные элементы стратегического менеджмента и стратегического планирования.

7. Мотивация труда в системе менеджмента. Основные теории мотивации и их применение при построении системы мотивации и стимулирования труда на предприятиях туриндустрии.

8. Современные требования к менеджеру в туризме. Самоменеджмент: понятие, необходимость, основные задачи и направления.

Рекомендованная литература

ОСНОВНАЯ

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е издание/ Пер. с англ. – М.: «Вильямс», 2009.

2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Мастерство, 2009.

3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Новое знание, 2009.

4. Стратегический менеджмент в туризме: Учебное пособие для вузов / Баумгартен Л.В. – М.: Издат. Центр «Академия», 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2005.

2. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Новиков В.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие. – М.: ООО

«Книгодел»: МАТГР, 2006.

6. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

Правовое регулирование в туризме

1. Основные законы и подзаконные акты туристской деятельности.

2. Порядок образования юридических лиц. Физические лица как субъект предпринимательского права.

3. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права. Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права.

4. Арендные отношения предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.

5. Несостоятельность (банкротство) предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.

6. Правовая защита. Экономические споры. Арбитражный процесс. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров с ответчиком. Судебное разбирательство.

7. Виды договоров на туристское и иное социально-культурное обслуживание клиентов (потребителей). Содержание договора, условия организации и оказания услуг, взаимные права, обязанности и ответственность сторон.

Рекомендованная литература

ОСНОВНАЯ

1. Смагина И.А., Предпринимательское право: Учебное пособие – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2008.

2. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учебник, 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009.

3. Беляева О.А., Предпринимательское право России: Курс лекций. – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстиинформ, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Ежов Ю.А. Правоведение в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

2. Иванников И.А. Толковый словарь по теории права/ И.А. Иванников. – 2-е издание – Ростов Н/Д: Феникс, 2006.

3. Правовое обеспечение российской экономики: учебник для экономических вузов/ Под ред. Н.Г. Маркаловой – М.: Бек, 2002.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4). – М.: Издательство «Омега-Л», 2008г.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008г.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009г.

5. Кодекс законов о труде Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008г.

6. Закон о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98.

7. Закон о защите прав потребителей. Закон Российской Федерации от 07.02.92 (в редакции Федерального закона от 09.01.96).

8. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.06.2009 № 123-ФЗ)

Наши рекомендации