Легко ли сделать вЕломобиль?
ВЕломобиль- конструктор
Все вепомобили, самодельные и промышленного производства, можно классифицировать по ряду признаков. В. Довиденас в книге «Веломобиль» различает четыре типа веломобилей: транспортные, туристские, спортивные и специальные (в том числе для производст-венных нужд). По количеству мест существуют веломобили одноме-стные, двухместные, многоместные (велобусы) и комбинированные (парусные, электро- и мотовеломобили). Мы бы еще добавили се-мейные веломобили (3-5 мест).
Зарубежная промышленность выпускает веломобили самых раз-нообразных моделей и назначения. Веломобили промышленного изготовления используются очень широко в быту в странах Восточ-ной Азии, Индонезии, в Китае. Пробивают они себе дорогу и в за-падном мире. Однако здесь основное назначение веломобиля -прогулки и туризм по специально подготовленным трассам и, конеч-но, спортивные состязания.
Рижский авиаремонтный завод в 1989 году выпустил пробную партию одноместных вепомобилей, которая была реализована по довопьно высокой для такой машины цене. Рижский веломобиль -очень хорошая машина, изготовлена с широким применением легких сплавов и авиационной технопогии.
К сожалению, наша промышленность только начинает осваивать веломобили. Так что тем, кто решил путешествовать на веломобиле, лучше настроиться на самостоятельное изготовление этого экипажа. Поэтому полезно установить контакт с каким-нибудь клубом эколо-гического биотранспорта.
Молодые конструкторы Новгородского политехнического института
Легко ли сделать веломобиль?
и НПО «Автоспецоборудование» решили помочь умельцам и разра-ботали целое семейство веломашин, получивших общее название «Наташа» (Н - Новгород, АТ - кафедра автомобильного транспорта НПИ, АШ - школа №10 с автомобильной специализацией, А - «Ав-тоспецоборудование»). Главная идея этого семейства состоит в том, чтобы любой человек, даже не бог весть какой умелец, смог бы купить два складных велосипеда типа «Аист» или «Кама» и вело-конструктор и сделать из них машину на любой вкус. В состав ве-локонструктора входят: две вставки, два кресла, четыре поперечные тяги, рулевая трапеция, рулевой трос, дополнительные цепи и кре-пежные детали.
Вставка - главный узел, обеспечивающий превращение велоси-педа в веломобиль (рис. 9.9). Несущей деталью вставки является труба I, на концах которой приварены фланцы 2 и 7. Фланцы анало-гичны фланцам рамы велосипедов, стыкуются с рамами разных моделей. К задней части вставки приварено ребро 3 с отверстиями, которое служит для крепления сиденья. Наклонная труба 4 выполня-ет либо функцию рулевой колонки (вариант сборки - веломобиль), либо - подседельной трубы (вариант сборки - тандем). В передней части вставки на кронштейне 5 установлена дополнительная каретка,
920
Рис.9.9. Конструкция вставки веломобипя «Наташа»
А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?
состоящая из корпуса 8, оси педалей 9, крышек 10, подшипников 11. К корпусу каретки крепится направляющий ролик 12 рулевого троса. Рулевой вал 13 вставлен в рулевую колонку 4 и закрепляется гай-кой 14. На нижний конец вала установлен рулевой барабан 15, ко-торый крепится специалыным болтом 16. Если рулевой вал исполь-зуется в качестве подседельной трубы, то он переворачивается и крепится специальным хомутом.
Кресла (рис. 9.10) водителя и пассажира имеют одинаковую кон-струкцию. Каждое кресло состоит из основания I, к которому кре-пятся установочные кронштейны 2 и 3, позвопяющие перемещать сиденье по длине и менять наклон основания. Совместно с регули-руемым наклоном спинки 4 это позволяет обеспечить удобную по-садку и взрослого, и ребенка, подобрать посадку с учетом характера поездки. Спинка креспа соединяется с основанием шарнирно и опи-рается на подседельную трубу велосипеда с помощью кронштейна 5.
Рис.9.10. Конструкция сиденья веломобипя «Наташа»
Легко ли сделать веломобиль?
Н2.Ч
Рис.9.11. Рупевая трапеция веломобиля «Наташа»
Основание сиденья и спинка жесткие, имеют покрытие из пластмас-сы. Можно изготовить мягкую обивку на сиденье.
Поперечные тяги служат дпя соединения двух секций веломобиля или тандемов, а также дпя «спаривания» велосипедов. Конструктив-но - это тонкостенные трубы с быстроразъемными хомутами на концах. Рулевая трапеция (рис. 9.11) состоит из двух кронштейнов I и рулевой тяги 2. Рулевая тяга крепится к кронштейнам с помощью специальных болтов 3, сферические головки которых работают в капроновых вкладышах 4. Длина тяги регулируется с помощью муф-ты, имеющей на концах левую и правую резьбу. Кронштейны руле-вой тяги устанавливаются на передние вилки велосипедов. На левом кронштейне имеются стойки 5 дпя крепления рулевого троса.
Велоконструктор позволяет собрать из двух складных велосипе-дов типа «Аист» и «Кама» четыре основных варианта транспортных средств: тандем, велосипед с креслом, спарку велосипедов и вело-мобиль, а с применением дополнительных деталей - и спарку тан-демов (рис. 9.12).
Собранные из описанного конструктора веломобили легко обору-довать рядом дополнительных устройств: креслами для пассажиров (рис. 9.13), багажником, грузовой площадкой, тентом, приводом на все колеса.
Вот две произвольные модели, собранные с применением вело-конструктора. На четырехместном туристском веломобиле «Наташа-кваттро» (рис. 9.13) может совершать путешествия целая семья, аА ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?
на нескольких экипа-жах - солидная тури-
Рис.9.12. Спарка тандемов «Наташа»
стская группа. В ос-нове конструкции -два разборных вело-сипеда, соединенных по схеме веломобиля «Наташа» (рис. 9.7). Задние сиденья и при-вод на задние коле-са оставлены без из-менений. В передней части каждой рамы на дополнителыных крон-штейнах установлены сиденья водителей. По отношению к задним они расположены вы-ше, что позволило разместить экипаж из четырех человек, не
увеличивая габаритов исходного веломобиля.
Дополнительный привод на передние колеса не требует изготов-
ления новых деталей, так как в качестве приводного узла использо-
вана задняя часть рамы того же велосипеда. При этом каждое из
колес имеет свободный ход и встроенный тормоз (как на велосипе-
де), что позволяет членам экипажа по очереди отдыхать. Веломо-
биль имеет постоянный тент и легкосъемную пленочную защиту чле-
нов экипажа от дождя и от жаркого солнца. В оборудование вело-
мобиля входят клещевые тормоза на передних колесах, приборы ос-
вещения и сигнализации. При необходимости устанавливается боль-
шой багажник в задней части машины.
Еще одна модификация «Наташи» - двухместный туристский ве-
ломобиль «Наташа-
спорт» (рис. 9.14). Его
основу также состав-
ляют два разборных
велосипеда, в разъе-
мы рам которых ус-
тановлена вставка.
Получившаяся маши-
на весьма компактна,
а расположение эки-
пажа внутри колеи
колес способствует
большей безопасности
и комфортабельности
езды. Внутри вставки
установпены два мяг-
ких «анатомических»
кресла со спинками,
переходящими в под-
Рис.9.13. Туристский велосипед с приводом на все колеса «Наташа-кваттро»
Я6
Легко ли сделать веломобиль?
Рнс.9.14. Туристский двухместный веломобиль «Наташа-спорт»
головники.
Рулевое управление - автомобильного типа: поворотные вилки передних колес соединены рулевой трапецией с регулируемой по длине поперечной тягой. Тяга соединяется с рычагами сферически-ми палыдами, работающими в капроновых вкпадышах (рис. 9.11). Передача движения от рулевой колонки на трапецию осуществляется тросом, перекинутым через барабан. Рулевая колонка - откидная, что обеспечивает удобную посадку и высадку водителя.
Педальный привод собирается из стандартных шатунов и педалей в форме «коленчатого вала» и устанавливается на трех опорах. Около средней опоры укреплена передняя звездочка привода, со-единенная цепью с промежуточным валом, на котором укреплены штатные каретки велосипедов. Передний привод имеет механизм переключения передач. Сильно наклоненный щиток хорошо защищает ноги членов экипажа, имеется легкосъемный тент. Веломобиль обо-рудован багажником, световыми приборами, спидометром, зеркала-ми заднего вида, дополнительными клещевыми тормозами на перед-них колесах.