Организация поездок на веломоби/хях
Организация поездок на веломобилях связана с целым рядом дополнительных сложностей, вызванных прежде всего значительными габаритами веломобилей. Тихоходный веломобиль, по габаритам приближающийся к легковому автомобилю, представляет существен-ную помеху для автотранспорта при движении по шоссе и особенно по улицам городов. Пока веломобилей мало, и они на дорогах край-не редки, водители автомобипей относятся к ним скорее с любопыг-ством и с долей симпатии. Но при росте веломобильного парка ситуация, надо ожидать, изменится не в пользу водителей веломо-билей. Это обстоятельство придется учитывать при разработке мар-шрутов веломобилы-юго туризма.
Известны примеры достаточно длительных поездок на веломоби-лях, например, С. Костромин и Н. Одинцов в 1987 году совершили пробег по маршруту Йошкар-Ола - Москва - Вильнюс - Шяуляй об-щей протяженностью 2300 км. В 1987 же году А.С. и А.А.Пополовы путешествовали на двухместном веломобиле по маршруту Алма-Ата-озеро Иссык-Куль - Фрунзе и проехали около 1000 км.
Практикуются и групповые длительные поездки на веломобилях. Например, Московский клуб энтузиастов биотранспорта, которым много лет руководит В.Ульяновский, до 1991 года ежегодно органи-зовывал интереснейшие пробеги по «Золотому кольцу» России по маршруту протяженностью 880 км. Они собирали до десятка экипа-жей разных конструкций.
В 1988 году в рамках всесоюзного конкурса «Веломобиль-88» был организован большой велопробег, который стартовал в Москве, прошел через города Минск - Вильнюс - Шяуляй - Ригу - Таллин -Псков и финишировал в Новгороде. Весь маршрут прошли 6 экипа-жей, на разных этапах к ним присоединялись местные велосипеди-сты и веломобилисты. Общая протяженность маршрута составила 1800 км.
Значительный пробег на веломобилях как по продолжителы-юсти, так и по сложности маршрута состоялся в августе 1993 года после ралли экомобилей, использующих солнечную энергию. Организовано оно было в Краснодаре. После ралли В. Каменщиков, Г. Селезнев из Москвы и Ю. Карев из Минска за 17 дней на трехколесных одноме-стных веломобилях проехали около двух тысяч километров по мар-шруту: Краснодар - Керчь - Феодосия - Джанкой - Мелитопопь -Николаев - Одесса - Кишинев - Констанца - Варна.
Каковы же основные принципы организации поездок на танде-мах и веломобилях?
При выборе маршрута нужно иметь в виду, что ездить на тан-демах, особенно груженых, значительно труднее, чем на велосипе-дах. Поэтому не следует включать в маршрут труднопроходимые участки, горные тропы, а тем более бездорожье. Однокопейные тан-демы можно включать в группы велосипедистов, тандемы-спарки (двухколейные) лучше объединить в группу с веломобилями. Особую осторожность нужно проявлять при перевозке на тандемах детей. В этом случае вообще не рекомендуется движение по плохим дорогам и по оживленным трассам.
Теперь о путешествиях на веломобилях. Настоятельно рекомен-А ЕСЛИ РАСШИРИТЬ РАМКИ?
дуем для однодневных и многодневных поездок использовать вело-мобили, рассчитанные на двух и более человек. Поездка в коллек-тиве - главное преимущество веломобиля. Количество чпёнов эки-пажа лучше всего устанавливать по составу семьи. Для поездки семьей хороши веломобили типа «Наташа», так как они имеют ва-рианты сборки для экипажей численностью от одного до шести че-повек. При этом варьируется и число работающих членов экипажа (от одного до четырех).
При однодневной поездке на малое расстояние можно объеди-нять в группу веломобили любых видов, так как на коротких мар-шрутах разница в скорости не очень сказывается.
Дпя многодневных поездок с пробегом 100-150 км в день подбор веломобилей и экипажей должен быть более тщательным. В группу нужно включать веломобили, которые созданы с использованием одинаковых базовых велосипедов (спортивных, дорожных, складных, причем с учетом диаметров колес и размеров шин). Желательно, чтобы веломобили, входящие в группу, обеспечивали бы членам экипажа одинаковый уровень комфорта (открытые, с тентом, с жест-ким кузовом и т. д.) - это позволит группе иметь единый режим движения, зависящий от погодных условий. В многодневных походах веломобиль должен обязательно иметь переключатель передач с числом отупеней не меньше трех.
На каждый веломобиль следует установить красный флажок раз-мером не менее 30x30 см на высоте не менее 1,5 м от земли. Для того чтобы не создавать сильных помех движению, группа веломо-билей допжна состоять из двух-трех машин, идущих возможно ближе друг к другу (общая длина порядка 10 м), следующая группа идет на расстоянии 100-200 м от первой. Всего таких групп желательно иметь не более трех-четырех. То есть общий состав колонны - не более 12 веломобилей. Несмотря на эти предосторожности, движе-ние веломобилей по шоссе связано с определенной опасностью, поэтому маршрут и порядок следования группы желательно согласо-вать с местными органами ГИБДД.
Пока в России и ближнем зарубежье не существует отработан-ных и «узаконенных» веломобильных маршрутов. Поэтому дадим некоторые рекомендации, как эти маршруты разрабатывать. За ос-нову можно взять существующие вепосипедные маршруты, которые не предполагают длительного движения по загруженным автомо-бильным дорогам. Примером может служить маршрут по Латвии: Саулкрасти - Туя - Лимбажи - Озолы - Буртниеки - Валмиера -Цесис - Скуене - Цесвайне - Мадона - Вестиена - Эргли - Кейпе-не - Нитауре - Малпилс - Сигулда - Страупе - Видрижи - Саул-красти. Маршрут II категории сложности, протяженность его 500 км.
Трасса маршрута проходит по очень живописной местности. В двух местах маршрут пересекает реку Гаую, которая включена в национальный парк «Гауя». Особенно живописна долина реки в районе Сигулды. Находясь на территории национального парка, не-обходимо соблюдать порядок и не допускать нарушений природо-охранного режима. Маршрут выбран удачно, он проходит в стороне от главных автомагистралей. Подобный маршрут возможен только там, где имеется развитая сеть автомобильных дорог, как, напри-мер, в странах Прибалтики, Кроме того, там появились велосипед-
-____________Велоамфибии, колесные яхты, аэропеды...
ные дорожки, болышнство из которых сосредоточено вблизи курор-тов (например, вблизи Паланги), либо в заповедных зонах, вблизи городов велосипедистов (Шяуляй).
На территории России выбор маршрутов для походов на веломо-билях значительно сложнее. Большую надежду веломобилисты возла-гают на программу строитепьства в стране дорог местного значения. Но учитывая, что в России, как уже было сказано выше, спожилась кустовая система дорог, нужно основательно изучать возможности переездов с одних местных дорог на другие через районные и об-ластные границы. Дпя веломобилей такие переходы представляют бопьшую проблему, чем для велосипедистов.