Анализ инновационной привлекательности туристской отрасли РК
Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. В межрайонном разделении труда Украины Крым выделялся как лидер в производстве оздоровительных и лечебных услуг и ведущий туристско-экскурсионный район страны, обеспечивающий ежегодный приём более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов. Такое количество желающих отдохнуть в рекреационных районах Крымского полуострова объясняется огромным ресурсно-рекреационным и туристским потенциалом Крыма.
Последние двадцать лет развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Республики Крым и г. Севастополя осуществляется под влиянием усиления процессов глобализации, интернационализации, перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. Кроме того, колеблющиеся тенденции политических факторов в Украине не могли создавать позитивных условий для полноценного и полномасштабного развития санаторно-курортной и туристкой сферы [11].
В этих условиях необходимо определение нового вектора стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения. Курортно-рекреационный комплекс Республики Крым – это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий хозяйственного комплекса, объединённых общей целью:
1. рациональным использованием курортных территорий республики в целях организации круглогодичного санаторного лечения, реабилитации, оздоровления и отдыха населения Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;
2. созданием конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях рекреационного продукта на основе эффективного использования курортно-рекреационного потенциала, социально-культурных и производственно-экономических ресурсов региона.
Конкурентные преимущества и ограничения развития ТРК региона, выражаются в следующих тенденциях [1]:
1. препятствия в развитии рекреации и туризма, которые выражаются в общем ухудшении эколого-рекреационной ситуации в Крыму, низком качестве туристского сервиса, малом количестве подготовленных инвестиционных площадок и их слабое информационное обеспечение, недостаточная государственная поддержка системы продвижения регионального туристского продукта:
Рис. 1 Обеспеченность городов Крыма культурно-историческими ресурсами национального значения
2. новые возможности в развитии ТРК Крыма, которые могут возникнуть в связи с вхождением республики в состав РФ и со стабилизацией социально-экономической ситуации на полуострове; с прогрессивными изменениями в туристском законодательстве РФ;
3. серьёзные угрозы поступательного развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до недавнего времени являлось ухудшение социально-экономической и политической ситуации в Украине; усложнение процедуры инвестирования в туристско-рекреационном секторе её экономики; негативные изменения в налоговом законодательстве Украины; наращивание индустриального сектора экономики Крыма; возможность усиления межэтнической напряжённости; рост конкуренции на региональном рынке стран Черноморского бассейна.
Для более полного представления о конкурентных преимуществах и ограничениях развития санаторно-курортного комплекса Крыма, представлен SWOT – анализ по специализированным туристским рынкам, приоритетных в контексте стратегического развития национального и регионального туризма. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
На основании приведённого SWOT-анализа, можно сделать вывод, что для повышения конкурентоспособности рекреационного продукта Республики Крым на внешних рынках необходимо решение многих проблем ресурсного, материально-технического, правового, рекламно-информационного и иного характера. Тем не менее, фундаментальной основой наиболее эффективного развития ресурсно-рекреационного потенциала Крыма является весь комплекс факторов привлекательности и те критерии конкурентоспособности рекреационно-ресурсного потенциала территории Крыма, которые всемерно превалируют над ещё нерешёнными проблемами, и которые, при учёте разнообразия подходов к их решению, могут быть устранены в ближайшей перспективе [8].
Согласно данным статистики, в 2013 году доля европейских туристов, которые использовали возможность компоновки своих туров через специальные компьютерные системы, достигла 41% (рис. 1) [2.5].
В то же время, доля туристов, которые приобретали готовые пакетные туры в туристских агентствах, по сравнению с предыдущим годом, уменьшилось до 14%.
41%
59%
Рис 1. Доля европейских туристов, использующих возможность компоновки своих туров через специальные компьютерные системы
59% - Используют компьютерные системы
41% - Не используют компьютерные системы
Взаимодействие зарубежных туроператоров, турагентов, гостиниц и перевозчиков осуществляется при помощи технологической инновации глобальных систем резервирования. К таким системам можно, например, отнести системы Sabre/merlin или bistro, используемые на туристском рынке Германии.
Подобные системы, как правило, состоят из ряда модулей и используются турагентствами. В разделе пакетных туров можно подобрать вариант путешествия в зависимости от ряда параметров: время заезда, страна и курорт, продолжительность тура, категория отеля, категория номера, вид питания, уровень цены. Количество путешественников, расстояние до пляжа (или, например, до подъемника – в случае бронирования отеля на горнолыжном курорте).