Перспективы развития международного туризма
С 1950 г. количество прибывающих международных туристов увеличилось почти в 28 раз и достигло 698 млн человек в 2000 г. Эта цифра, согласно прогнозам, будет удвоена к 2020 г и достигнет 1,6 млрд. человек. В настоящее время около 80% туристов в мире приходится на Европу и Северную и Южную Америку, тогда как лишь 15% на Восточную Азию и Тихоокеанский регион и 5% — на Африку, Ближний Восток и Южную Азию вместе взятые [58]. К 2020 г. ожидается, что Восточная Азия и Тихоокеанский регион будут вторым по популярности направлением международного туризма после Европы. В прогнозе развития, сделанном Всемирной туристической организацией (ВТО), определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия (см. табл. 1.1). . Самые популярные туристические направления мира к 2020 г. (по прогнозу ВТО) Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы. Вместе с тем, можно выделить и факторы, препятствующие развитию туризма. К ним можно отнести слишком удаленное от ос- новных географических маршрутов местоположение, в частности островов на юге Тихого океана; сейсмическую активность и стихийные бедствия, — например, Соломоновы острова и Вануату; гражданскую войну и экономический спад в развивающихся странах (Сьерра-Леоне); международный терроризм.
Заметный рост международных прибытий (увеличение на 4.4% в 2011 году по сравнению с 2010, а также с перспективой роста в 2012 году) заставляет задуматься об этом не только как об экономическом показателе, но и как о социально-культурном феномене этого явлениия. Туристический спрос обращен в страны, предлагающие наряду с известнейшими достопримечательностями, высокий уровень обслуживания и развитую инфраструктуру.
На данный момент у Европы лучшие показатели. Тем не менее Европе надо иметь ввиду, что в Азии и Латинской Америке идет увеличение количества и качества предлагаемых туристическиx услуг. Эти страны становятся все более конкурентоспособными.
Почти миллиард путешествующих сегодня в течение десятилетия может заметно увеличиться. Очень важно, чтобы каждая страна, в первую очередь Италия (занимающая 5-е место в мире по числу прибытий иностранных туристов), умело использовалa все механизмы и стратегии для привлечения туристов.
Политика в сфере туризма, направленная на будущее, должна основываться как минимум на трех ключевых моментах.
· Улучшение сети услуг и инфраструктур, направленное на удовлетворение потребностей туристов в их передвижениях.
· Индустрия гостинично-принимающих структур с высококвалифицированным персоналом, гарантирующая качество и доступные прозрачные цены
· Программа инвестиций, направленная на развитие сферы услуг.
Изучение развития мирового туристского сектора связано с двумя группами факторов:
1. экзогенные переменные, включающие демографические, социальные, политические и экологические тренды, торговлю, технологии, транспорт;
2. тренды, непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение и распределение.
Социодемографические тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет.Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей уже в настоящее время, что, естественно, будет влиять на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка.
Все больше людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни.
Политический аспект. Изменение политической карты мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно повлияло на развитие туризма и будет влиять до 2000 г. Открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад. В свою очередь, многие страны Восточной Европы стали ведущими по приему гостей, например Венгрия и Чехия.
Создание Европейского союза без внутренних границ со свободным передвижением товаров, услуг и людей, с унификацией налоговой политики и дерегулированием транспорта создает условия для все большего развития туризма в этом районе земного шара.
Экологические вопросы в будущем будут волновать людей еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды со своей стороны стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов. В последующие 10 лет рынок заполнится новыми, более "мягкими" видами туристских продуктов, а именно экотуризмом, нацеленным на исследование окружающей среды, особенно флоры и фауны в заповедных районах. Однако развитие этого вида продукта может ограничиться по двум причинам. Во-первых, продукт не сможет завоевать слишком большой сегмент рынка, так как он станет слишком дорогим и элитным. Во-вторых, может возникнуть проблема, когда продукт экотуризма станет преуспевающим и возросшее число туристов сможет разрушить экосистему.Тем не менее этот продукт становится очень значительным, особенно для тех стран, которые хотят изменить свой имидж. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что экотуризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма.
С другой стороны, в ближайшем будущем произойдут изменения в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды. Так, если раньше акцент делался на строительстве зданий гостиниц и тем самым наносился ущерб окружающей среде, то в будущем предпочтение будет отдаваться программам обновления и реконструкции, например, в Швейцарии предусматривается до 2010 г. обновить 40% действующих отелей.
С развитием туризма, как считают специалисты, появится "новый" турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море или в горах постепенно уступит место новым видам, а именно экотуризму, приключенческому и познавательному туризму.
Туристский рынок в 90-х годах, следуя тенденциям развития других секторов экономики, из рынка продавцов стал рынком покупателей. Это означает, что при производстве туристской продукции компании еще больше должны уделять внимание разнообразным вкусам потребителей. Если раньше турпродукты в основном были неспециализированны, с одинаковыми характеристиками, предназначенными для массового туризма, то сейчас и в будущем туристский продукт должен быть не только диверсифицирован, но и соответствовать тенденции развития туристского спроса, который нацелен на непродолжительное многократное пребывание путешественников в течение года. В этих целях во многих странах создаются новые концепции для привлечения туристов. Здесь немалую роль играет применение тематических парков отдыха в качестве туристского продукта внутреннего и международного туризма. Например, каждый из существующих в мире парков Диснейленда ( в штатах Калифорния и Флорида в США, в Японии и Франции) принимает за короткий промежуток времени 1 млн гостей в год. Это количество гостей составляет 10% общего американского международного потока туристов.
Маркетологи традиционно используют демографические и географические критерии для определения своих рынков. Однако следовало бы учитывать еще и психологические, поведенческие критерии для идентификации мотиваций и нужд туристов.
Среди других факторов, которые могут оказать воздействие на будущее развитие туризма, в первую очередь можно назвать распространение во всем мире инфекционных болезней, таких, как СПИД, которые могут приостановить туристские потоки в некоторые регионы Земли, где особенно распространена эта страшная болезнь. Потоки туризма могут сократиться и вследствие такого технологического изобретения, как "виртуальная реальность", с помощью которой потенциальные путешественники, никуда не уезжая, могут побывать одновременно на разных широтах мира и без риска для здоровья. Немаловажными факторами, воздействующими на туризм, могут оказаться глобальное потепление, которое может изменить флору и фауну земного шара, а также повышение уровня морей, которое преобразует морские береговые зоны и тем самым повлияет на прибрежный туризм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений. В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития.В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.Говоря о перспективах развития международного туризма, следует отметить несколько особенностей:1) в течение всего периода 90-х гг. XX в. наблюдался рост показателей международного туризма в пределах средней величины - 3,7% в год. 2) Восточная Азия и Тихоокеанский регион могут занять лидирующие позиции в развитии международного туризма;3) увеличится число туристов из ВАТ, Ближнего Востока, Америки, что станет в XXI в. основным источником развития международного туризма;4) дальнейшее развитие в мире получит внутрирегиональный туризм;
5) туризм на дальние расстояния будет расти быстрее, чем на короткие и средние;
6) экономические и политические факторы по-прежнему будут влиять на развитие международного туризма;7) возрастет роль информации и рекламы, касающейся туристского рынка;
8) возрастет число средств размещения, предлагающих самообслуживание (мотели, кемпинги и т.д.);9) если туризм в XX в. был отражением, главным образом, транспортных технологий, что способствовало постоянному снижению стоимости путешествий, то в XXI в. на развитие туризма будут сильнее влиять следующие факторы: электронная информация и коммуникационные системы, большая осознанность и требовательность со стороны потребителя операторов, занятых как глобальным, так средним и малым бизнесом. Подводя итог, хочется отметить, что в новом тысячелетии международный туризм станет одним из важнейших факторов развития человечества в целом и мировой экономики в частности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. -М: Профиздат, 1993
2. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001
3. Ананьев М.А. Международный туризм. - М.: Международные отношения, 1968
4. Ердавлетов СР. География туризма: история, теория, методы, практика. - Алматы: Атамұра, 2000.
5. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. - М.:2000
6. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М., 1981.
7. Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. Мн.: Белгосуниверситет, 1996
8. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.,1997
9. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.
10. Сенин B.C. Введение в туризм. - М., 1993.
11. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 1998.