Рейтинговость, популярность и эффективность телепередач туристической тематик, их роль в успехе передачи
Вокруг каждой телепередачи, которая появляется в эфире, формируется некая аудитория. Чем больше число телезрителей будет смотреть эту телепередачу, тем большему количеству людей она будет знакома, и тем более она будет известной. В журналистской терминологии существует несколько параметров, которые определяют весомость той или иной телепередачи. В первую очередь это - рейтинговость телепередачи. Рейтинг телепередачи это один из самых наиболее значимых показателей для телевидения, так как определяет конкретное число людей, которые выбирают ту или иную телепередачу по отношению к общей численности всего населения. Для каждого работника телевидения рейтинг является виртуальной оценкой труда его коллег и его самого (http://unien.info/other).
Рейтинг телепередачи определяется по количеству зрителей. У аудитории уточняется лишь факт знакомства с конкретными передачами, характер выбора из того, что ей уже предложено. От чего зависит величина рейтинга? В определенной степени – от содержания, формы, тематики телепередачи; от персон, ведущих передачи; времени трансляции; режимов, стереотипов жизни различных слоев населения; сезона, будней или выходных; дня недели (известно, например, что в понедельник ежедневные программы, как правило, имеют более высокий рейтинг, чем в другие дни недели) и, как ни странно, даже от погодных условий (http://evartist.narod.ru).
Зачастую, падение рейтингов передачи свидетельствует о том, что пришла пора что- то менять или вносить какие-то поправки, новшества. В пример, можно навести передачу «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровим.Старт третьего сезона цикла этой телепрограммы , которая транслируется в эфире украинского канала «1+1» в конце мая 2012 года не был таким удачным как раньше. По данным исследования которое было проведено некой экспертной группой Kwendi рейтинг телепередачи по аудитории «18+ 50» составлял -0.6%, с долей аудитории 4.7%, а по аудитории «18-54», рейтинг составлял 1,0%, а доля аудитории 9,1% (таблица 1.1). Это, означает, что первый выпуск передачи третьего сезона в городах более 50 тис. населения из 4.7 % всей аудитории которая смотрела в то время телевизор ее посмотрело только 0.6 %, а по всей стране с 9.1% аудитории ее посмотрело 1%.
Расчет данных был произведен отдельно в городах Украины с населением более 50 тыс. чел. и аудитория, которая была изучена - это люди в возрасте 18 лет и старше. А также вся Украина и аудитория в возрасте от 18 до 54 лет. Количество зрителей программы – рассчитывается как охват программы на основании данных человекометрической панели ГФК или по аудитории люди в возрасте 18 лет и старше, которые проживают в городах с населением 50 тыс. и больше.
Рейтинг передачи «Мир наизнанку» | ||
Медиа показатели | Л 18+ гор.50+ | Л 18-54 |
Рейтинг % | 0,6% | 1,0% |
Доля % | 4,7% | 9,1% |
Зрители, млн. чел | 1,2 | - |
Таблица 4.2.1. Популярность телепередачи «Мир наизнанку»
В общем,понятие «Рейтинг телепрограммы» можно обозначить каксреднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. А понятие «Доля телепрограммы» как среднее количество человек, тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую программу в данный момент времени. http://www.znaikak.ru/howpodschettvraiting.html 05.06.2009
Рейтинг в сфере телевизионного бизнеса на сегодняшний день является очень важным показателем. С помощью рейтинга, если все исследования проводились правильно можно узнать о многих показателях телепередачи. С помощью современных средств измерения, в которых используются компьютерные технологии можно измерять рейтинг по любой целевой аудитории в любом из исследованных городов по любому телеканалу с интервалом в 5 минут. Это позволяет не только понять, сколько людей начало смотреть программу, но и как менялась аудитория программы в течении всего времени ( https://telestrekoza.com).
Постепенно в нашей жизни слово «рейтинг» стало пониматься очень широко: это и оценка качества передачи, и оценка журналистского мастерства, а также это и оценка популярности телепередачи (http://evartist.narod.ru.). Но популярность по сравнению с рейтингом – это более качественный показатель. Потому что популярной считается та телепередача, которая имеет стабильную аудиторию. Популярная передача – это та телепередач которую зрители посмотрели хотя бы несколько раз или смотрят постоянно.
Из данных, которые я получила, проведя анкетирование, можно сделать выводы, что телепередачи о путешествиях сейчас постепенно завоевывают популярность украинских телезрителей. Если всех опрошенных мной телезрителей считать как 100%, то в вечернее время (так называемый «прайм - тайм») среди перечисленных в анкете тематических телепередач, телезрители предпочитают в первую очередь следующие телепередачи: сериалы, художественные фильмы – 35,7%, новости – 18, 4%, политика – 12, 1%, социальные проблемы – 10,9%, телепередачи о путешествиях – 10, 2%, спорт- 7, 6%, экономика- 3, 8%, экология, природа – 1,4%. Это можно увидеть из диаграммы:
Мы видим, что телепередачи о путешествиях занимают средние позиции, но они существенно обходят спортивные передачи, передачи экономической тематики, экологии и природы. Вообще популярность телепередачи, как и рейтинговость не стабильна. Она зависит от множества как внутренних, так и внешних факторов, например, от смены времени эфира, смены ведущего или рубрик, смены концепции телепередачи или конкуренции с другими тематически похожими передачами, угасании интереса аудитории т.д. Те позиции, которые занимают сейчас телепередачи туристической тематики, могут очень быстро поменяться, потому что интерес более 10-процентов аудитории, это достаточно весомый результат. Есть, конечно категории передач которые не уступят свои позиции (сериалы, новости), но, например, обогнать телепередачи социального или политического характера на некоторое время они могут. На это существует одна важная причина, у нас в стране сейчас происходит подготовка к парламентским выборам, а в этот момент внимание зрителей более приковано к политическим фигурам и к их социальным проектам.
Популярность телепередачи также напрямую влияет на эффективность – еще один качественный показатель телепередачи. То есть журналисты, редакторы каждой телепередачи преследуют некие цели (например, поменять мнение общества о каком-то общественном явлении, или проинформировать), и чем больше действия и мнение аудитории этой передачи будут отвечать этим целям, тем больше телепередача эффективней. Поэтому та телепередача, которая популярна, имеет больше возможностей проявить свою эффективность, нежели менее популярная.
Эффективность телепередач туристической тематики я проследила из моего анкетирования. На вопрос о том, к чему телепередачи туристической тематики побуждают зрителей, большинство опрошенных 45,6% ответило, что к путешествиям, 31,7% зрителей появляется интерес к определенным странам или местах, и они смотрят дополнительную информацию еще в книгах, Интернете и т.д. Также 63,6% и 26,5%
считают осуществление в дальнейшем путешествий по местам о каких был просмотрен сюжет и получения важной информации из таких телепередач самой важной причиной их просмотра.
К чему телепередачи туристической тематики побуждают Вас? | ||
Указывают среди причин | Считают самой важной причиной | |
Посмотреть в Интернете, книгах или других источниках информацию об интересном месте, стране | 31,7% | 26,5% |
К путешествиям по местам о каких был просмотрен сюжет | 45,6% | 63,6% |
К привычному времяпрепровождению | 16,2% | 7,8% |
Никчему | 6,5% | 1,3% |
Таблица 4.2.2. Эффективность телепередач туристической тематики