Потенциала субъектов Российской Федерации
(по А.В. Логинову)
Пространство России весьма разнообразно по природно-климатическим условиям, что предопределяет специфику каждой отдельной территории по рекреационным возможностям. Изучение туристско-рекреационного потенциала предполагает оценку величины и особенностей ресурса, оценку потребностей в нем и оценку возможностей использования.
Важным индикатором рекреационного потенциала территории является количество коек в туристско-рекреационных учреждениях. По суммарному количеству мест безоговорочно лидирует Краснодарский край, имеющий более 117 тысяч коек. За ним следуют Московская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Татарстан. Число мест в санаториях, пансионатах, домах отдыха и турбазах в них составляет от 22 до 40 тысяч. По 17-18 тысяч мест в специализированных учреждениях отдыха имеют Республика Башкортостан, Нижегородская область и г. Санкт-Петербург. Ведущие позиции Краснодарского края объясняются в первую очередь природно-рекреационными возможностями территории. Этот же фактор является ключевым и для Ставрополья. Однако для этого региона, с богатыми бальнеологическими ресурсами, но не имеющего непосредственного выхода к морю и с преобладанием степных ландшафтов, характерна яркая специализация на рекреационных услугах, связанных с лечением. Доля санаториев и пансионатов вобщей структуре учреждений отдыха составляет 99,2%, тогда как в Краснодарском крае – 41,6%.
В числе регионов с развитой туристско-рекреационной инфраструктурой находятся субъекты, выделяющиеся относительно высоким уровнем жизни населения. Отсутствуют либо развиты в ограниченном количестве рекреационные учреждения в автономных округах, а также в образованиях Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкесия) и регионах с экстремальными природными условиями (Мурманская, Амурская, Сахалинская области, Республики Алтай, Тыва, Якутия, Калмыкия, Коми). Северные и северо-восточные субъекты не имеют возможностей развития санаторно-курортной базы в силу жесткого ограничения этой деятельности природными условиями. К этой же группе относится значительная группа территорий с широкими возможностями рекреации, но сдерживающим фактором оказываются крайне низкие уровень и качество жизни населения. Все эти территории находятся ниже 50-го места по уровню социально-экономического развития, а семь из них входят в последнюю десятку субъектов Российской Федерации.
Суммарное количество мест в рекреационных учреждениях не дает представления о структуре и, следовательно, о спектре рекреационных возможностей территории. Структура туристско-рекреационных объектов включает в себя санатории и пансионаты с лечением, детские лечебно-оздоровительные учреждения, дома отдыха и пансионаты без лечения с предоставлением повышенного уровня сервиса, базы отдыха. Развитие туристических баз отдыха экономически целесообразнее, но предполагает сезонность использования и ограниченное развитие инфраструктуры туризма.
Интересен тот факт, что Краснодарский край, далеко опережая все прочие субъекты России по числу санаторно-курортных учреждений отдыха, по числу коек в детских санаториях и пансионатах занимает второе место, несколько уступая Московской области, которая по природным условиям, безусловно, не может соперничать с юго-западными регионами России. Ее лидерство свидетельствует о тенденции максимального использования рекреационных возможностей среды при наличии спроса. Московский регион выделяется не только по числу жителей, но и по уровню развития социально-экономических показателей, прежде всего по покупательской способности населения, главным образом жителей столицы.
Таким образом, при изучении туристско-рекреационного потенциала территории выявляется проблема реализации рекреационных возможностей пространства. Она наиболее наглядно обозначается при соотнесении фактического развития инфраструктуры туризма и отдыха с природно-рекреационным потенциалом данной территории. Учитывая, что в настоящее время приоритетным природным фактором в дальних поездках населения на отдых является выход к морскому побережью, была предпринята попытка расчета природно-рекреационных возможностей территории по степени удаленности от моря. Территория страны была разделена на десять зон по степени удаленности от морского побережья, для них устанавливались коэффициенты благоприятности условий. Максимальное значение получило побережье Черного моря, среднее – Балтийского, минимальное – Каспийское и тихоокеанское в районе Владивостока. Холодные Охотское и Берингово моря в расчет не брались. Субъекты, непосредственно выходящие на побережье, получили премиальные баллы.
Выявилась следующая картина. Максимально благоприятные условия у Краснодарского края. Большие потенциальные возможности рекреации имеют Дагестан, Калмыкия, Астраханская область, которые отличаются низким социально-экономическим развитием и политической нестабильностью и по этим причинам неспособны реализовать имеющиеся рекреационные ресурсы. В следующей группе оказались Северо-Кавказские территории, Северо-Запад (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область) и Юг России (Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области).
Характерно, что при такой методике расчета виден очевидный недостаток тихоокеанских курортов – их значительная удаленность от центральных районов – мест сосредоточения населения в целом и населения обеспеченного в частности.
Сопоставление интегральных результатов оценки обеспеченности туристско-рекреационными учреждениями, степени благоприятности природно-климатических условий и степени удаленности от морских побережий в сочетании со степенью качества жизни населения регионов, проведенное по 29 показателям, позволяет выделить следующие группы субъектов территории по степени туристско-рекреационного потенциала.
1. Районы с положительным балансом туристских потоков:
1.1. Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относительно развитой производственной и социальной инфраструктурой (Краснодарский край).
1.2. Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край).
1.3. Территории с благоприятными в летний сезон природно-климатическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область).
1.4. Территории европейской части России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон и имеющие высокие показатели социально-экономического развития (Москва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы развития рекреации, а также отличающийся инновационными разработками в индустрии отдыха.
2. Районы с отрицательным балансом туристских потоков:
2.1. Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Сахалинская и Амурская области, Приморский край).
2.2. Территории России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европейской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока).
2.3. Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севере и северо-востоке страны).
Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рекреационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.