Путешествия в первых веках нашей эры и в период средневековья

Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель путешественниками из стран с более высо­кой цивилизацией. Арабы, проживавшие на Аравийском полу­острове, с V в. стали распространять свою власть и религию (ислам) на территории современных Ирана, Туркестана, Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец Сулейман из Басры. Он оста­вил записи (851 г.) о своих маршрутах и местах посещений.

На рубеже IX-X вв. путешествие по Восточной Европе и Перед­ней Азии совершил арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв. совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю Азию, на Ближний и Средний Восток, Кавказ, в Африку - до Мадага­скара включительно. Арабские путешественники внесли весо­мый вклад в историю освоения новых земель, проложили и опи­сали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из выдающихся арабских путешественников XIV в. был купец Ибн-Батута (1304-1377 гг.). Он посетил Египет, Сирию, пограничные облас­ти Малой Азии, Ирак и Западную Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия Ибн-Батуты» переве­дена на европейские языки.

В азиатских землях путешественникам предоставляли ноч­лег, еду и проводников. В Индии и Китае существовали сети дорог с местами для ночлега и приема пищи. Функцию доку­ментов зачастую выполняли устные или письменные рекомен­дации от лиц, побывавших ранее в этих местах, или от тех, кто посетил родину путешествующего человека.

Первенство освоения и изучения северных земель принадле­жит норманнам. Начиная с IX в. они осваивали побережье Бал­тийского моря, заходили в Рижский и Финский заливы, по древнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а за­тем в Византию. Восточными славянами был освоен знамени­тый торговый путь «из варяг в греки», соединявший Черное и Балтийское моря.

Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями следовали купцы, свя­щенники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную суть походов, они имели положительный эффект в создании предпосылок последующих взаимных путешествий между за­падными и восточными государствами.

Большая часть средневековых путешествий была связана с передвижением паломников к святым местам. Материальная культура античности рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащее забвению и разрушению. В XV в. в Риме уже почти никто не помнил о сохранившихся скульптурных и архитектурных памятниках античных времен. Одна из шести основных заповедей христианства гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие Божие», что означает отрицание богатства, непривязанность человека к материальному миру. Культура и быт средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели лишь путешествия, осуществ­лявшиеся с духовными целями. Основными центрами паломни­чества стали Рим (могила св. Петра) и Палестина. В IX-X вв. посещение захоронений христианских святых распространилось на другие территории (Испания, Сицилия, юг Италии). После завоевания Палестины мусульманами паломничество христиан резко сократилось. Но постепенно развитие дипломатических отношений с мусульманским правительством дало возможность заключать договоры, разрешающие беспрепятственное движе­ние христиан к святым местам. Посещение этих мест стало вы­годно властям, так как с паломников брали плату за перемеще­ние по территории страны и посещение самих святых мест. Па­ломников даже снабжали сопроводительными записками, имев­шими значение путеводителей и рекомендательных писем.

В период средневековья вследствие частых войн, жизненной неустроенности, нищеты, феодальной зависимости широкое распространение получило не только паломничество, но и бродяжничество. По дорогам постоянно передвигались как крупные феодалы с вооруженной свитой, представители высшей власти, преследовавшие государственные и личные деловые цели, так и группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и певцов. Осо­бые группы составляли люди, путешествовавшие в поисках за­работка и с целью обучения наукам и ремеслам. Путешествен­ники перемещались группами, так как вероятность нападений разбойников была достаточно велика. С появлением в Европе крупных университетов в них из разных мест направлялись бу­дущие студенты. С ростом числа университетов (в конце XV в. в Европе их насчитывалось 75) такого рода путешествия стали распространенным явлением. К этому времени сложилась сеть постоялых дворов, имевших не только яркие вывески, но и гер­бы, изображения которых устанавливались на высоких столбах. Интерьеры гостиниц были просты: столы, скамьи (иногда сту­лья), полки для посуды. Для отопления использовались камины.

Таким образом, в средние века как европейцами, так и жи­телями азиатских стран совершалось множество путешест­вий с целью посещения неизвестных земель. В результате было освоено множество территорий, проложены новые пути. Ха­рактер путешествий изменился, хотя некоторые из мотивов остались прежними (обучение, деловые поездки). Особую акту­альность в странах Европы приобрели паломничество к хри­стианским святыням и путешествия с образовательной целью, сформировавшиеся впоследствии в определенные виды турист­ских услуг. В средние века закладываются основные элементы инфраструктуры туризма: дороги, постоялые дворы, харчевни, проводники и переводчики.

Наши рекомендации