Интеллектуальные (второй класс тимбилдингов)

В класс интеллектуальных тимбилдингов я включила этниче­ские тимбилдинги, тимбилдинги группы Quest & Urban, Hand Made и Reality Show. В России информация о данных видах активности об­наруживается пока лишь несистемно и фрагментарно.

Этнические тимбилдинги

С открытием границ СССР жажда людей к путешествиям и узна­ванию мира начала удовлетворяться. Однако в силу ряда причин эт­нические и экзотические путешествия все еще недоступны рядово­му сотруднику российской компании. Этнические тимбилдинги ста­ли ответом на эту неудовлетворенную потребность и, надо сказать, привлекли к себе огромный интерес и корпоративное внимание.

Африканский тимбилдинг. Танзания. Воссоздание атмосферы определенного этноса. Звуки языка суахили. Создание атмосферы

Глава 2. Тимбилдинг в России

африканского племени. Тимбилдинг, воссозданный из различных ти­пичных африканских активностей: игра на африканских музыкальных инструментах, выпиливание африканских масок, рисунки на глине, изготовление обуви и песчаных замков, пение голосами африканских птиц и стрельба из африканских выточенных стрел по мишени, созда­ние командного ритуального танца и командного подарка-жертвопри­ношения. Тимбилдинг ставит основной целью создание общих ярких неповторимых и сильных объединяющих эмоций. «А вы знаете, что у нас был настоящий африканский тимбилдинг?!» или: «А помнишь ма­ску? » — в этом эмоциональная сила этнического тимбилдинга.

Quest & Urban

К данной группе относятся тимбилдинги, которые проходят в урбанизированной среде с использованием элементов квестов. Эта группа тимбилдингов является главной в классе интеллектуальных тимбилдингов и широко предлагается многими российскими тим-билдинг-компаниями.

Квест в городе / Ориентирование в городе. Одна из наиболее динамично набирающих силу корпоративных тимбилдинг-тем. Не­которые эксперты также уверенно утверждают, что у квестов боль­шое будущее. Квесты включают в себя игру, состязание, головолом­ку, яркие эмоции и требуют интенсивных коммуникаций в команде. Квесты не имеют четкого регламента, правил, норм, ограничений. Квесты делают очень многие тимбилдинг-компании. Квесты делают в России — в Выборге, Суздале, Коломне, и даже в Москве и в Санкт-Петербурге. Квесты делают вне России — в Стамбуле, в Барселоне, на Занзибаре, в Шанхае, в Венеции, в Копенгагене, в Париже, в Чи­каго. В основе — интенсивная командная работа по поиску и разгад­ке клубка заданий, находящихся в городе. Активным элементом всех квестов выступает ориентирование по городу с помощью карты го­рода. Разновидностями могут быть ориентирование пешком, на ве­лосипедах, на лодках по каналам (для Санкт-Петербурга и Венеции), на роликах, на автомобилях. Ориентирование на роликах набира­ет особенную популярность. Основным вопросом перед выбором такого формата, как квест, должен быть вопрос о том, может ли он быть связан с бизнесом и бизнес-задачами, или это будет отвлечен­ный квест для общения и отдыха сотрудников. Осознание цели кве-ста должно предшествовать его разработке и проведению. Если со­трудники мечтают отдохнуть от своего бренда и мыслей о бизнесе, а их заставляют колесить по городу, приставать к прохожим для по­иска еще одного магазина корпоративной сети, не думаю, что такое




Часть 1. Тимбилдинг

мероприятие усилит лояльность и удовлетворенность сотрудников. Однако верно и обратное: сотрудники могут гордо ходить по горо­ду, размахивая флагами корпорации, в брендированных футболках и кепках, если грамотно выстроена мотивация к участию.

Фотонавигация/Фотоохота. Навигация по фотографиям и изо­бражениям города, фрагментам города. Фотоохота — поиск задан­ных фрагментов города с помощью разнообразных средств связи — мобильный телефон, Интернет. Изобретено Алексеем Явичем, ди­ректором Санкт-Петербургской тимбилдинг-компании Team Fabric. Часто включается, как основной или дополнительный элемент кве-ста. С широчайшим распространением фотооборудования вид по­лучает все большее и большее распространение. Очень эффективен для средств тимбилдинга, так как содержит в себе солидную творче­скую составляющую, ролевую распределенность, эффект новизны и развития.

Hand Made

Яркая, новая, необычная, уникальная тема! Название ей — Hand Made. Да-да, вы правильно перевели: «Сделано своими рука­ми». О чем еще может мечтать загруженный офисный сотрудник или успешный топ-менеджер, получающие все готовым в комфорт­ном и безопасном корпоративном мире? Чтобы сделать кофе, надо нажать на кнопку с изображением кофейной чашки. Чтобы напеча­тать документ, надо нажать на иконку с изображением компьютера. Чтобы позвонить коллеге, надо нажать на кнопку с наиболее потер­той цифрой. Чтобы заказать обед в ресторане, надо просто назвать номер блюда. Чтобы купить книгу, надо просто навести мышкой на нее в онлайн-магазине. Чем стала наша жизнь? Мы перестали по­нимать, как рождаются, как существуют и производятся окружаю­щие нас вещи. Мы различаем их только по форме и поверхности кнопок.

И вот формат hand made пришел на помощь корпоративному беспомощному населению! Этоттимбилдинг пришел нам напомощь, чтобы вернуть цвета и краски жизни, чтобы дать почувствовать себя настоящим человеком, чтобы испытать настоящую радость создате­ля чего-то большого, чтобы просто сделать то, чего ты не делал нико­гда! Да, именно за это корпорации России готовы платить более чем внушительные деньги! Именно hand made — ответ рецепт для HR-менеджера, который сообщает о том, что эта команда топ-менед­жмента перепробовала уже все! Hand made безграничен! Однако я выделю здесь именно те формы, которые уже получили некоторое

Глава 2. Тимбилдинг в России

распространение в российских тимбилдинг-кругах и пришлись по вкусу требовательным российским заказчикам.

Архитектура и живопись. Долгая и насыщенная российская история позволяет полно использовать заложенные историей воз­можности. Старинные русские города, церкви, храмы, монасты­ри — сколько их раскидано по всей России... Вместе с познаватель­ным отдыхом корпоративные группы все чаще и чаще принимают участие в специальных мастер-классах местных мастеров-реставра­торов и вносят свой посильный вклад в сохранение российского бо­гатейшего наследия. Участие в строительстве и реставрации фраг­ментов древнего российского храма будет важным днем и сильным впечатлением в жизни даже самого успешного и все испытавшего руководителя.

Старинные русские ремесла. Обучение старым забытым рус­ским ремеслам — ковка, чеканка, вышивание, резьба по дереву, вы­тачивание стрел, изготовление медовухи, и др. Часто тема ремесла также оживляет период Средневековья, период нашествия викин­гов, период рыцарства. Спектр возможностей не ограничен. Инте­рес просыпается ко всему живому. Ко всему, где можно проявить себя, испытать себя, прожить несколько минут в другом столетии. Данный формат так популярен еще и потому, что позволяет участни­кам скинуть на время их офисные традиционные роли, стать новым, стать другим. Раскрыть в себе новые качества, увидеть новые каче­ства и незнакомые прежде стороны в других, в своих коллегах. Фор­мат hand made привлекателен и бесконечен. Я уверена, что он станет особенно востребованным в российских тимбилдингах в будущем.

Reality Show

Новый формат, пришедший в Россию с Запада, уже в 2000-е гг. быстро приобрел огромную популярность, потому что давал воз­можность каждому стать героем своего корпоративного шоу. Так как реалити-шоу изначально содержит в своей природе развлече­ние, сюжеты реалити-шоу стали активно использоваться на всевоз­можных корпоративных событиях. Не обошла эта участь и тимбил-динги. Далее несмотря на то что задача многих реалити-шоу очень далека, а порой просто противоположна созданию команды.

Последний герой. Цель «Последнего героя» вовсе не создать команду, а разрушить ее. Выявить самые скрытые и отрицательные качества героев в экстремальных ситуациях. Однако это логическое несоответствие вовсе не помешало сделать реалити-шоу «Последний герой» основой тимбилдинг-программ с максимально возможным

Часть 1. Тимбилдинг

воссозданием атмосферы известных скандальных телешоу. К сча­стью, весь формат реалити-шоу — это дыхание моды и временное увлечение, которое уже проходит, очищая тимбилдинг-рынок для более глубоких и действенных находок.

Деревня/Ферма. Реалити-шоу «Ферма» получили меньшую по­пулярность и распространение, нежели «Последний герой», но также стали использоваться в сюжетах тимбилдингов. Ландшафт и быт за­брошенной русской деревни показался интересным местом для тести­рования сплоченности корпоративных команд. Кто-то останавливал­ся на том, что пек пироги и доил коров, другие косили сено и строили дома, а некоторые корпоративные команды даже проходили недель­ное испытание деревенским бытом и информационным голодом.

За стеклом. Данное реалити-шоу тоже было замечено в эле­ментах тимбилдинг-программ. Однако поскольку его позитивный вклад в командообразование кажется минимальным, все же лучше использовать этот сюжет чисто в развлекательных целях, нежели в корпоративных.

Наши рекомендации