Интеллектуальные (второй класс тимбилдингов)
В класс интеллектуальных тимбилдингов я включила этнические тимбилдинги, тимбилдинги группы Quest & Urban, Hand Made и Reality Show. В России информация о данных видах активности обнаруживается пока лишь несистемно и фрагментарно.
Этнические тимбилдинги
С открытием границ СССР жажда людей к путешествиям и узнаванию мира начала удовлетворяться. Однако в силу ряда причин этнические и экзотические путешествия все еще недоступны рядовому сотруднику российской компании. Этнические тимбилдинги стали ответом на эту неудовлетворенную потребность и, надо сказать, привлекли к себе огромный интерес и корпоративное внимание.
Африканский тимбилдинг. Танзания. Воссоздание атмосферы определенного этноса. Звуки языка суахили. Создание атмосферы
Глава 2. Тимбилдинг в России
африканского племени. Тимбилдинг, воссозданный из различных типичных африканских активностей: игра на африканских музыкальных инструментах, выпиливание африканских масок, рисунки на глине, изготовление обуви и песчаных замков, пение голосами африканских птиц и стрельба из африканских выточенных стрел по мишени, создание командного ритуального танца и командного подарка-жертвоприношения. Тимбилдинг ставит основной целью создание общих ярких неповторимых и сильных объединяющих эмоций. «А вы знаете, что у нас был настоящий африканский тимбилдинг?!» или: «А помнишь маску? » — в этом эмоциональная сила этнического тимбилдинга.
Quest & Urban
К данной группе относятся тимбилдинги, которые проходят в урбанизированной среде с использованием элементов квестов. Эта группа тимбилдингов является главной в классе интеллектуальных тимбилдингов и широко предлагается многими российскими тим-билдинг-компаниями.
Квест в городе / Ориентирование в городе. Одна из наиболее динамично набирающих силу корпоративных тимбилдинг-тем. Некоторые эксперты также уверенно утверждают, что у квестов большое будущее. Квесты включают в себя игру, состязание, головоломку, яркие эмоции и требуют интенсивных коммуникаций в команде. Квесты не имеют четкого регламента, правил, норм, ограничений. Квесты делают очень многие тимбилдинг-компании. Квесты делают в России — в Выборге, Суздале, Коломне, и даже в Москве и в Санкт-Петербурге. Квесты делают вне России — в Стамбуле, в Барселоне, на Занзибаре, в Шанхае, в Венеции, в Копенгагене, в Париже, в Чикаго. В основе — интенсивная командная работа по поиску и разгадке клубка заданий, находящихся в городе. Активным элементом всех квестов выступает ориентирование по городу с помощью карты города. Разновидностями могут быть ориентирование пешком, на велосипедах, на лодках по каналам (для Санкт-Петербурга и Венеции), на роликах, на автомобилях. Ориентирование на роликах набирает особенную популярность. Основным вопросом перед выбором такого формата, как квест, должен быть вопрос о том, может ли он быть связан с бизнесом и бизнес-задачами, или это будет отвлеченный квест для общения и отдыха сотрудников. Осознание цели кве-ста должно предшествовать его разработке и проведению. Если сотрудники мечтают отдохнуть от своего бренда и мыслей о бизнесе, а их заставляют колесить по городу, приставать к прохожим для поиска еще одного магазина корпоративной сети, не думаю, что такое
Часть 1. Тимбилдинг
мероприятие усилит лояльность и удовлетворенность сотрудников. Однако верно и обратное: сотрудники могут гордо ходить по городу, размахивая флагами корпорации, в брендированных футболках и кепках, если грамотно выстроена мотивация к участию.
Фотонавигация/Фотоохота. Навигация по фотографиям и изображениям города, фрагментам города. Фотоохота — поиск заданных фрагментов города с помощью разнообразных средств связи — мобильный телефон, Интернет. Изобретено Алексеем Явичем, директором Санкт-Петербургской тимбилдинг-компании Team Fabric. Часто включается, как основной или дополнительный элемент кве-ста. С широчайшим распространением фотооборудования вид получает все большее и большее распространение. Очень эффективен для средств тимбилдинга, так как содержит в себе солидную творческую составляющую, ролевую распределенность, эффект новизны и развития.
Hand Made
Яркая, новая, необычная, уникальная тема! Название ей — Hand Made. Да-да, вы правильно перевели: «Сделано своими руками». О чем еще может мечтать загруженный офисный сотрудник или успешный топ-менеджер, получающие все готовым в комфортном и безопасном корпоративном мире? Чтобы сделать кофе, надо нажать на кнопку с изображением кофейной чашки. Чтобы напечатать документ, надо нажать на иконку с изображением компьютера. Чтобы позвонить коллеге, надо нажать на кнопку с наиболее потертой цифрой. Чтобы заказать обед в ресторане, надо просто назвать номер блюда. Чтобы купить книгу, надо просто навести мышкой на нее в онлайн-магазине. Чем стала наша жизнь? Мы перестали понимать, как рождаются, как существуют и производятся окружающие нас вещи. Мы различаем их только по форме и поверхности кнопок.
И вот формат hand made пришел на помощь корпоративному беспомощному населению! Этоттимбилдинг пришел нам напомощь, чтобы вернуть цвета и краски жизни, чтобы дать почувствовать себя настоящим человеком, чтобы испытать настоящую радость создателя чего-то большого, чтобы просто сделать то, чего ты не делал никогда! Да, именно за это корпорации России готовы платить более чем внушительные деньги! Именно hand made — ответ рецепт для HR-менеджера, который сообщает о том, что эта команда топ-менеджмента перепробовала уже все! Hand made безграничен! Однако я выделю здесь именно те формы, которые уже получили некоторое
Глава 2. Тимбилдинг в России
распространение в российских тимбилдинг-кругах и пришлись по вкусу требовательным российским заказчикам.
Архитектура и живопись. Долгая и насыщенная российская история позволяет полно использовать заложенные историей возможности. Старинные русские города, церкви, храмы, монастыри — сколько их раскидано по всей России... Вместе с познавательным отдыхом корпоративные группы все чаще и чаще принимают участие в специальных мастер-классах местных мастеров-реставраторов и вносят свой посильный вклад в сохранение российского богатейшего наследия. Участие в строительстве и реставрации фрагментов древнего российского храма будет важным днем и сильным впечатлением в жизни даже самого успешного и все испытавшего руководителя.
Старинные русские ремесла. Обучение старым забытым русским ремеслам — ковка, чеканка, вышивание, резьба по дереву, вытачивание стрел, изготовление медовухи, и др. Часто тема ремесла также оживляет период Средневековья, период нашествия викингов, период рыцарства. Спектр возможностей не ограничен. Интерес просыпается ко всему живому. Ко всему, где можно проявить себя, испытать себя, прожить несколько минут в другом столетии. Данный формат так популярен еще и потому, что позволяет участникам скинуть на время их офисные традиционные роли, стать новым, стать другим. Раскрыть в себе новые качества, увидеть новые качества и незнакомые прежде стороны в других, в своих коллегах. Формат hand made привлекателен и бесконечен. Я уверена, что он станет особенно востребованным в российских тимбилдингах в будущем.
Reality Show
Новый формат, пришедший в Россию с Запада, уже в 2000-е гг. быстро приобрел огромную популярность, потому что давал возможность каждому стать героем своего корпоративного шоу. Так как реалити-шоу изначально содержит в своей природе развлечение, сюжеты реалити-шоу стали активно использоваться на всевозможных корпоративных событиях. Не обошла эта участь и тимбил-динги. Далее несмотря на то что задача многих реалити-шоу очень далека, а порой просто противоположна созданию команды.
Последний герой. Цель «Последнего героя» вовсе не создать команду, а разрушить ее. Выявить самые скрытые и отрицательные качества героев в экстремальных ситуациях. Однако это логическое несоответствие вовсе не помешало сделать реалити-шоу «Последний герой» основой тимбилдинг-программ с максимально возможным
Часть 1. Тимбилдинг
воссозданием атмосферы известных скандальных телешоу. К счастью, весь формат реалити-шоу — это дыхание моды и временное увлечение, которое уже проходит, очищая тимбилдинг-рынок для более глубоких и действенных находок.
Деревня/Ферма. Реалити-шоу «Ферма» получили меньшую популярность и распространение, нежели «Последний герой», но также стали использоваться в сюжетах тимбилдингов. Ландшафт и быт заброшенной русской деревни показался интересным местом для тестирования сплоченности корпоративных команд. Кто-то останавливался на том, что пек пироги и доил коров, другие косили сено и строили дома, а некоторые корпоративные команды даже проходили недельное испытание деревенским бытом и информационным голодом.
За стеклом. Данное реалити-шоу тоже было замечено в элементах тимбилдинг-программ. Однако поскольку его позитивный вклад в командообразование кажется минимальным, все же лучше использовать этот сюжет чисто в развлекательных целях, нежели в корпоративных.