I. крым в системе национального и мирового туризма

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА – 2020 (ПРОЕКТ)

I. крым в системе национального и мирового туризма - student2.ru

СИМФЕРОПОЛЬ 2011

Ассоциация предпринимателей сферы гостеприимства Крыма

Немецкое товарищество технического сотрудничества (GTZ)

Министерство курортов и туризма АР Крым

Научный руководитель проекта – Яковенко И. М.,

Доктор географических наук, профессор,

Заведующая кафедрой туризма

Таврического национального университета

Им. В.И. Вернадского

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 4

I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА .....................6

1.1. Тенденции развития мирового туризма………………………………………….7

1.2. Современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного

комплекса Крыма …………………………...………………………………………10

1.2.1. Туристско-рекреационное предложение и инфраструктура...…………....10

1.2.2. Динамика спроса на отдых в Крыму……………………………………………15

1.2.3. Вклад рекреации и туризма в региональную экономику……………………17

1.2.4. Влияние рекреации и туризма на окружающую среду……………………...20

1.2.5. Туристский имидж Крыма………………………………………………………..21

1.2.6. Актуальные проблемы развития ТРК Крыма…………………………………21

II. ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ………………………………………………………………………………………23

2.1. Туристско-рекреационные ресурсы региона……………………………………23

2.2. Конкурентные преимущества и ограничения развития ТРК региона…......24

2.3. Альтернативные варианты развития ТРК Крыма……………………………..28

III. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА ….…………………………………………32

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА..……………………………………………33

4.1. Обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования

туристско-рекреационного комплекса.………………………………………….33

4.1.1. Оптимизация функциональной структуры ТРК…...……………………..33

4.1.2. Расширение потребительской аудитории крымского турпродукта…..38

4.1.3. Совершенствование территориальной структуры ТРК.………………39

4.1.4. Преодоление сезонности функционирования туристско-

рекреационного комплекса………………………………………………55

4.2. Сбалансированное использование, охрана и воспроизводство ресурсного потенциала рекреации и туризма и обеспечение высокого качества рекреационной среды………………………………………..56

4.2.1. Проведение полной инвентаризации рекреационных ресурсов..56

4.2.2. Совершенствование методов и форм рекреационного природопользования……………………………………………………………………56

4.2.3. Осуществление непрерывного мониторинга состояния природно-

рекреационных ресурсов и качества рекреационной среды……………58

4.2.4. Вхождение Крыма в систему Европейских инициатив по развитию

устойчивого туризма……………………………………………………………………59

4.3. Достижение высокой социально-экономической эффективности

функционирования туристско-рекреационного комплекса Крыма………………59

4.3.1. Разработка и внедрение маркетинговой стратегии повышения

конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного продукта на

мировом рынке…………………………………………………………………………59

4.3.2. Создание условий для роста инвестиционной активности в туристско-

рекреационном секторе хозяйства Крыма…………………………………………60

4.3.3. Системное улучшение туристской инфраструктуры……………………..61

4.3.4. Оптимизация рынка рабочей силы туристско-рекреационного

комплекса………………………………………………………………………………….63

4.3.5. Оптимизация рекламно-информационного обеспечения развития

ТРК………………………………………………………………………………………….65

4.4. Создание эффективной системы управления туристско-рекреационным

комплексом АР Крым и г. Севастополя..…………………………………………….67

4.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования

туристско-рекреационного комплекса………………………………………………..67

4.4.2. Осуществление реформы системы управления туристско-

рекреационным комплексом Крыма…………………………………………………68

4.4.3. Повышение уровня научно-методического обеспечения принятия

управленческих решений………………………………………………………………69.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………70

VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………………...72

VII. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………73

ВВЕДЕНИЕ

Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. В межрайонном разделении труда Украины Крым выделяется как лидер в производстве оздоровительных и лечебных услуг и ведущий туристско-экскурсионный район страны, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов. Доля АР Крым в объеме оказанных туристских услуг по Украине за 2009 г. составила 11,6%, в объеме платежей в бюджет от субъектов туристской деятельности – 15,2%.

Развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) АР Крым и г. Севастополя осуществляется под влиянием усиления процессов глобализации, интернационализации, перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях необходимо определение нового вектора стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма (далее – Стратегия) определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона.

Основными задачами Стратегии являются:

  • Сформулировать стратегическое видение развития туристско-рекреационного комплекса Крыма на перспективу и миссию Крыма.
  • Провести комплексный мониторинг ресурсного потенциала развития рекреации и туризма, современного состояния и тенденций развития туристско-рекреационного комплекса региона.
  • Выявить ключевые проблемы.
  • Оценить конкурентные преимущества и ограничения развития различных секторов ТРК.
  • Оценить альтернативные варианты развития туристско-рекреационного комплекса Крыма.
  • Определить стратегические цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса.
  • Обосновать пути реализации Стратегии.

Нормативно-правовая база разработки Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г.:

  • Закон Украины «О туризме» от 15.09.95, №324\95-ВР;
  • Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социально-экономического развития Украины» от 23.03.2000, № 1602-III;
  • «Основные направления развития туризма в Украине до 2010 г.», одобренные Указом Президента Украины от 10 августа 1999 г. № 973/99;
  • «Государственная программа развития туризма на 2002 - 2010 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04. 2002 года № 583;
  • Распоряжение Кабинета Министров Украины от 03.07.2006 г. № 373-р "Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке развития сельского туризма на 2006-2010 годы";
  • «Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма», распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 390-р;
  • «Основные направления развития санаторно-курортного и туристского (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года»! утвержденные постановлением Верховной Радой АРК от 17.03.2004 г. № 849-3/04.
  • Концепция развития туризма в Севастополе до 2015 г., утвержденная решением городского Совета №2866 от 16 октября 2007 г.
  • Стратегия социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. (Проект).

I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА

Наши рекомендации